Законы сохранения импульса и механической энергии, их связь со свойствами пространства и времени.
Урок физики в 10 классе.
Цели урока
Сформировать представление о применении законов сохранения импульса и энергии и их связь со свойствами пространства и времени при решении теоретических и экспериментальных задач.
Цели обучения
10.2.4.1 - применять законы сохранения при решении расчетных и экспериментальных задач.
Фронтальный опрос
1.Что мы наблюдаем?
2. Какие виды взаимодействия вам известны?
3.Дайте определение.
4. Запишите закон сохранения импульса для упругого и неупругого столкновения
Вопросы
1. Может ли человек сидящий в лодке, сдвинуться с места не используя при этом весла?
2.Благодаря чему это возможно?
3. Эксперимент с тележками. а) Что произойдет с тележкой, если жук будет двигаться вдоль тележки? б) Как увеличить скорость тележки?
«Вечный двигатель»
1.Создайте замкнутый цикл движения воды на модели, с помощью ноутбука. Можно менять сечение выходного отверстия путем смены насадок и угол наклона насадок.
2. Возможна ли реальная реализация модели? Если нет, то почему?
3. Один из проектов «вечного двигателя». Почему эта машина не будет работать?
Дополнительные вопросы:
а) скользящая по льду шайба, остановилась, нет ли здесь противоречия с законом сохранения энергии? б) камень и теннисный мяч ударяют палкой, почему теннисный мяч летит дальше?
Решение задач
1. Два шара, массы которых m1 = 0,5 кг и m2 = 0,2 кг, движутся по гладкой горизонтальной поверхности навстречу друг другу со скоростями υ1 = 1 м/с и υ2 = 4 м/с. Определите их скорость v после центрального абсолютно неупругого столкновения.(0,4 м/с)
2. Компоненты топлива в двигатель ракеты подаются со скоростью υ1 = 200 м/с, а горючий газ выходит из сопла со скоростью υ2 = 500 м/с.(Ответ: 9000 Н)
3. Два шара массами 1 кг и 2 кг движутся навстречу друг другу. Скорость первого шара 2 м/с. После соударения они движутся как одно целое со скоростью 3 м/с. Определить начальную скорость второго шара.(5,5 м/с)
4. Охотник стреляет с лёгкой надувной лодки. Определите скорость лодки после выстрела, если масса охотника 70 кг, масса дроби 35 г и средняя начальная скорость дробинок равна 320 м/с. Ствол ружья во время выстрела образует с горизонтом угол 60°.
Домашнее задание
№1. Ф-10 под ред. Б.Кронгард, В.Кем, Н. Койшыбаев:§ 2.6-2.8.; Ф-10 под ред Г.Я. Мякишев. §41-52.2002г. М. Просвещение.
№2 Сб.з под ред А.П.Рымкевича. 10-11кл
1) Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально вдоль железнодорожного пути со скоростью 500 м/с, попадает в вагон с песком массой 10 т и застревает в нём. Найти скорость вагона, если он двигается со скоростью 36 км/ч навстречу снаряду. (-4,9 м/с)
2) Снаряд массой 50 кг, летящий в горизонтальном направлении со скоростью 600 м/с, разрывается на две части с массами 30 кг и 20 кг. Большая часть стала двигаться в прежнем направлении со скоростью 900 м/с. Определить величину и направление скорости меньшей части снаряда. (150 м/с)
№3. Творческое: Создайте свой проект «Вечного двигателя»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.