Пояснительная записка
к образовательной общеразвивающей программе дополнительного образования
«Занимательная математика»
Во всестороннем развитии личности ребенка важное место принадлежит умственному развитию, овладению приёмами и способами умственной деятельности, совершенствованию познавательных способностей, сознательному усвоению знаний, формированию умений пользоваться ими для решения новых задач.
В математической подготовке, предусмотренной программой, наряду с обучением детей счёту, развитием количественных представлений в пределах первого десятка, обучением решению и составлению простых арифметических задач, большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, развитию глазомера детей, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формирование понимания пространственных отношений.
Программа кружка «Занимательная математика» должна обеспечить более глубокое понимание детьми количественных и других отношений и заложить основы дальнейшего развития математического мышления.
Направленность программы – социально-педагогическая
Новизна программы заключается в способе подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций, встреча с игровыми персонажами, все это способствует лучшему запоминанию математических категорий, активизации словарного запаса детей, преодолению интеллектуальных трудностей.
Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:
- более ранним началом систематического обучения в школе,
- значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,
- изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.
Отличительной особенностью программы является то, большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носят интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности. Родители так же являются участниками образовательной деятельности и привлекаются к участию в математических праздниках, викторинах и конкурсах, оформлению газет, книг-раскладушек на математические темы.
Педагогическая целесообразность кружка заключается в том, что в процессе обучения учитываются возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, активизации словарного запаса детей, развитию связной речи, способствует общему умственному развитию ребенка.
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 5 до 7 лет. Продолжительность образовательного процесса – 1 год.
Объем программы – программа рассчитана на 33 рабочих недель.
Форма занятий представлена различными видами деятельности:
· теоретические занятия;
· практические занятия;
· различные виды игр;
· беседы;
· головоломки, ребусы;
· работа с дидактическим материалом;
· работа со счетным материалом:
· пальчиковые игры;
· работа с родителями.
Режим занятий – 64 часов в год, из расчета 2 раза в неделю, продолжительность занятий 25-30 мин.
Цель программы - повысить уровень познавательной активности детей, способствовать полноценному развитию ребенка: развитие мотивационной сферы, интеллектуальных творческих сил, качества личности.
Задачи программы:
1. Обучающие:
· Создать максимально благоприятные условия для раннего развития интересов, склонностей и способностей ребёнка;
· Сформировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
· Сформировать учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)
2. Развивающие:
· Способствовать развитию психических процессов (ощущение, восприятие, представление).
· Развить вариативное и образное мышление (фантазию, воображение, творческие способности).
· Развить математическое мышление, смекалку, эрудицию.
3. Воспитательные:
· Воспитать интерес к математике.
· Воспитать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
· Продолжать учить следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами.
Содержание программы
Программа кружка «Занимательная математика» представлена следующими разделами:
Раздел «Количество и счет» - 21 час
Знакомит детей со счетом в пределах 10; с образованием чисел первого десятка; с математическими знаками +,-,=, <,>,и их написанием; знакомит с составом числа из 2-х меньших; учит согласовывать числительные с сущ. в роде, числе; учит решать простые арифметические задачи; закрепляет понимание отношений между числами натурального ряда.
Раздел «Величина»- 6 часов
Учит детей делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляет умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, обозначая величину следующими словами: высокий - низкий, длинный- короткий и т.д. Учит понимать зависимость величины предметов от пространственного расположения. Развивает умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Раздел «Ориентировка во времени и пространстве» - 18 часов.
Уточняет и закрепляет знания детей о последовательности времен года, месяцев, дней недели, частях суток. Учит правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра». Знакомит с пространственными понятиями, используя слова «слева-справа», «впереди-сзади». Знакомит с разными видами часов. Учит определять время по часам.
Раздел «Геометрические фигуры» -8 часов.
Данный раздел направлен на закрепление представлений о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Учит преобразовывать одни фигуры в другие, используя для этого счетные палочки. Знакомит детей со способом сравнения фигур по разным признакам. Учит изображать фигуры в тетради в клетку, составлять символические изображения животных из геометрических фигур.
Раздел «Логические задачи»- 12 часов
Направлен на развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Дети учатся отгадывать загадки, ребусы, головоломки.
Учебно-тематический план
№ |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Форма аттестации (контроля) |
||
Всего |
в том числе |
||||
Теория |
Практика |
||||
1 |
Раздел 1 «Количество и счет»
|
||||
1.1. Количественные представления 1.2. Числа в пределах 5 1.3. Знаки +,-,=. 1.4. Число и цифра 6. 1.5. Знаки <,>. 1.6.-1.9. Составление чисел из 2-х меньших. 1.10.Число и цифра 7. 1.11.Прямой и обратный счет. 1.12.Число и цифра 8 1.13.Количественный и порядковый счет 1.14.Измерение объема сыпучих тел 1.15.Измерение объема жидких тел 1.16.Масса предметов 1.17.Число и цифра 9 1.18.Решение арифметических задач. 1.19.Решение арифметических задач. 1.20.Решение арифметических задач. 1.21. Викторина |
20 |
8 |
11 |
Дидактические игры. Наблюдение
Групповые индивидуальные и практические задания |
|
Раздел 2. Величина
|
|||||
2 |
2.1. Большой, маленький, поменьше. 2.2. Длинный, короче, еще короче, самый короткий. 2.3. Часть и целое 2.4. Сравнение предметов 2.5. Широкий – узкий 2.6. Выше – ниже |
6 |
3 |
3 |
Дидактические игры Беседа-опрос |
Раздел 3. Ориентировка во времени и в пространстве
|
|||||
3 |
3.1. Части суток 3.2. Дни недели 3.3.- 3.6. Месяцы 3.7. Время. Часы. 3.8. Определение времени по часам. 3.9.Знакомство с понятием: лево -право, впереди, сзади 3.10 – 3.18. Работа в тетрадях. Ориентировка на листе бумаги
|
18 |
6 |
12 |
Работа с календарем, работа в тетрадях
|
|
Раздел 4. Геометрические фигуры
|
||||
4 |
4.1. Круг, квадрат, треугольник 4.2. Прямоугольник. Трапеция 4.3. Многоугольники. 4.4. Куб. Шар 4.5. Угол. Прямая. 4.6. Дорисовывание геометрических фигур. 4.7. Сравнение фигур 4.8.Выкладывание фигур из счетных палочек.
|
8 |
5 |
3 |
Практические задания Работа в тетрадях |
Раздел 5. Логические задачи
|
|||||
|
5.1. Преобразование геометрических фигур. 5.2. Конструктивные задачи 5.3. Симметричный орнамент 5.4. Кубики Никитина 5.5. Палочки Кьюизенера 5.6. «Волшебный круг», 5.7. »Колумбово яйцо», 5.8. «Танграмм 5.9 Головоломки », Кубик-рубик» « Лабиринт», 5.10 – 5.11. Кроссворды, 5.12. Задачи в стихах |
12 |
5 |
7 |
Загадки, ребусы Игры-соревнования Викторина |
|
ИТОГО |
64 |
27 |
36 |
|
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:
· Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
· Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
· Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
· Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.
· Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
· Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
· Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
· Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
· Различать и называть: многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.
· Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
· Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
· Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
· Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
· Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
У детей сформируются УУД:
- быстрое включение в активный познавательный процесс;
- самостоятельное пользование материалом;
- проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
- настойчивость в отстаивании своего мнения;
- расширение кругозора детей;
- развитие мышления, зрительно-двигательной координации, способностей к
саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения
поставленных задач, овладению навыков речевого общения;
- развитость мускулатуры пальцев;
- проявление поисковой активности;
- формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку.
Педагогические условия:
Материально-техническое обеспечение программы:
· Дидактические игры
· Стаканчик литровый
· Тазик
· Дидактические игры
· Часы и циферблат
· Набор цифр
· Обручи
Используемые пособия:
Наглядные пособия, лото, полоски для работы с раздаточным материалом; кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребусы «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Монгольская игра», головоломки », Кубик-рубик», «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах.
Формы контроля
МОНИТОРИНГ
№ |
Ф.И. ребенка |
Количество и счет |
Величина |
Ориентировка во времени и пространстве
|
Геометрические фигуры |
Логические задачи |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
Мониторинг проводится по 4 бальной системе диагностирования:
4 балла – высокий уровень
3 балла – средний уровень
2 балла – низкий уровень
1 балл – низший уровень
Диагностический материал
1. Исследуем внимание.
- Таблицы Шульте;
- «Корректурная проба»;
- Тест «Цифровая таблица».
- «Нахождение недостающих деталей»
С.Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»;
Т.Г. Богданова «Диагностика познавательной сферы ребенка».
М.Н.Ильина «Тесты для детей»
2. Исследуем память.
- «Запомни картинки»;
- «10 слов»;
- «Пиктограмма» (методика А.Р.Лурия).
3. Исследуем мышление.
- «Четвертый лишний»;
- «Поиск закономерностей»;
- «Простые аналогии»,
- «Сложные аналогии»;
- «Последовательные картинки» (тест Векслера);
- «Классификация»;
- «Понимание пословиц, поговорок»;
- «Схематизация» (методика Венгера).
С.Д. Забрамная
Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».
3. Исследуем восприятие.
- «Разрезные картинки»;
- Методика «Эталоны» (Л.А. Венгер);
- «Узнавание наложенных друг на друга изображений» (фигуры Поппельрейтора);
- «Заполнение отсутствующих деталей»;
- «Коробка форм».
Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей»;
С.Д. Забрамная Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»
5. Развитие креативности (творческое воображение).
- «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
- Тест «Назови картинку».
Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей».
6. Геометрические фигуры
- «Графический диктант»;
- «Лабиринт».
Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей».
«Диагностика развития и воспитанности дошкольников» М.В. Корепанова (Образовательная система «Школа -2100») БАЛАСС Москва 2005г.
7. Обследование словаря.
Диагностика логопедическая
С.Г.Шевченко Альбом для логопеда/О.Б.Иншакова.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
9. Математические способности
Е.В. Колесникова «Математические ступеньки. Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь Е.В. Колесникова
Дидактические игры по формированию математических представлений
1. Игры с цифрами и числами («Количество и счет»)
«Считай не ошибись!»
Цель: Усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете.
Оборудование: Мяч.
Ход: Перед началом игры детям сообщается в каком порядке они будут считать (в прямом или обратном). Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большому количеству детей принять в ней участие.
«Кто быстрее»
Цель: Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять числовой ряд, находить предыдущее и последующее число. Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание.
Оборудование: Карточки с цифрами.
Ход: Дети делятся на две команды. Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором рубашкой кверху лежат карточки с цифрами. В зависимости от количества детей в командах числа на карточках могут быть такими: 1,3,5,7- у одной команды и 2,4,6,8 - у другой команды (либо 1,2,3,5,6,7 и т.п.).
По сигналу воспитателя дети каждой команды должны построиться по порядку. Команды могут располагаться напротив друг друга.
Каждой команде задается вопрос:
-Каких чисел не хватает в другой команде?
-Почему вы считаете, что не хватает, например числа 4? (Потому что за числом 3, идет 4, либо потому что между числами 3 и 5 должно стоять число 4, либо перед числом 5 должно стоять число 4).
«Разложи лекарства»
Цель: Закрепить порядковый и количественный счет до (например 8), закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи.
Оборудование: Фигуры разной формы, цвета и размера.
Ход: Дети садятся за столы, на которых для каждого имеются геометрические фигуры, лежащие вперемешку.
Воспитатель рассказывает, что девочка, которая любит играть в больницу, поручила детям выдать больным куклам таблетки.
Воспитатель, показывает детям карточку с цифрой 4, говорит:
-Возьмите вот столько не желтых таблеток.
Дети выбирают 4 фигуры желтого цвета, но разной формы.
Воспитатель показывает карточку с цифрой 7, говорит:
-Возьмите столько же не квадратных таблеток.
Дети выбирают 7 фигур разного цвета и разной формы.
Воспитателем могут задаваться вопросы следующего содержания:
-Сколько всего кукол- пациентов находиться в больнице, если каждой кукле доктор прописал по 1 таблетке? (показывает цифру 8)
-Сколько таблеток треугольной формы надо для 3 больных кукол?
2. Игры путешествие во времени («Ориентировка во времени»)
«Живая неделя»
Цель: Закрепление названий дней недели и их последовательности.
Оборудование: Кружки разного цвета (цвета радуги).
Ход: Для игры к доске вызываются 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели.
«Было-будет»
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о прошлом, настоящем и будущем времени.
Ход: Дети слушают стихотворение и определяют, о чем в нем говорится словами было или будет.
1.Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой… (было)
2.Уронили мишку на пол,-
Оторвали мишке лапу….(было)
3.На улице две курицы
С петухом дерутся,
Две маленькие девочки
Смотрят и смеются….(есть)
Затем взрослый и ребенок придумывают и загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет.
Например: Мы ездили на дачу, собирали грибы (было). Завтра у нас будет елка. И т.д.
3. Игры на ориентирование в пространстве
«Продавцы»
Цель: Закрепить знания о свойствах предметов. Закрепить знания о направлениях «право», «лево».
Оборудование: Геометрические фигуры разного цвета и размера. На доске нарисованы полки магазина.
Ход: На столах детей наборы геометрических фигур.
«В магазин завезли товар и продавцам нужно расставить его на полках так, чтобы на одной полке располагался чем-либо похожий товар.
-На полку справа поставьте желтые предметы, на полку слева-красные.
-Назовите все, что поставили на полку справа (слева).
-На верхнюю полку поставьте большой квадрат, слева от него большой круг, справа - большой треугольник.
Детям даются разные задания расстановки фигур используя слова «право», «лево».
«Соседи»
Цель: Закрепить пространственные представления.
Оборудование: Рисунок 3-х этажного дома, по 3 окна на каждом этаже. Изображения 9 сказочных героев на магнитах.
Ход: Крокодил Гена и Чебурашка построили дом для друзей, помогите им найти свои квартиры.
-Незнайка живет в квартире, которая находится на 2 этаже в центре. Дети находят окно и прикладывают изображение Незнайки к окну.
-Красная шапочка живет в квартире над квартирой Незнайки.
-Винни Пух - в квартире под квартирой Незнайки.
-Пятачок - слева от Винни Пуха. И т.д. Пока не заполнятся все квартиры.
«Сделай коврик цветным»
Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости (на листе).
Оборудование: Прямоугольный лист бумаги, на котором нарисованы контуры геометрических фигур в углах и в центре.
Ход: Воспитатель: Сегодня мы с вами будем раскрашивать коврик. Фигуру, которая нарисована в правом верхнем углу раскрасить красным цветом; фигуру, в левом нижнем углу раскрасить желтым цветом; фигуру, в правом нижнем углу раскрасить синим цветом; фигуру, в центре - зеленым; фигуру, в левом верхнем углу - оранжевым цветом.
2 вариант - рисование фигур на чистом листе по заданию воспитателя.
«Найди игрушку»
Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве по заданию.
Оборудование: Письмо от Карлсона с инструкциями, игрушки.
Ход: Воспитатель: Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетел Карлсон и принес подарок. Но он любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти.
Далее воспитатель читает инструкции из письма. «Надо встать перед столом, пройти 3 шага вправо и т.д.» Дети выполняют задание и находят игрушку.
Игра может усложняться тем, что в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.
4. Игры с геометрическими фигурами
«Геометрическая мозаика»
Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания и воображения.
Оборудование: Наборы фигур.
Ход: Дети делятся на команды в соответствии с уровнем умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
-Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому образцу)
-Работа по условию (собрать фигуру человека)
-Работа по собственному замыслу.
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
«Разложи по коробкам»
Цель: Повторить формы геометрических фигур, закрепить умение определять форму предметов окружающей обстановки.
Оборудование: Коробочки с нарисованными на них геометрическими фигурами. Карточки с нарисованными предметами.
Ход: Детям раздаются карточки с нарисованными предметами. Дети определяют форму предмета и кладут карточку в коробку с подходящей фигурой.
5. Величина
«Сок на завтрак»
Цель: Закрепить сравнение предметов по высоте, закреплять умение составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила.
Оборудование: Столбики разной высоты и цвета ( стаканы сока). 2 одинаковых круга (подносы)
Ход: В детском саду готовят завтрак, наливают сок в стаканы. Например: красный - морковный, желтый - апельсиновый, зеленый- яблочный, синий- сливовый.
Воспитатель просит поставить стаканы на 2 подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком.
-Как вы будете это делать?
Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:
-Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же стакан - на другой поднос.
-Чем отличаются стаканы? (Цветом и высотой)
-Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (Стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота)
-Как будем сравнивать стаканы по высоте? (поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край, если верхние края двух стаканов совпадают, то они равны по высоте).
Литература:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. 2015
2. Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008
3. Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2007
4. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,1993
5. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011
6. Т.И.Тарабарина, Н.В.Елкина «И учеба, и игра: математика», Ярославль, 1997.
7. Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,1998.
8. Л.Н. Зырянова, Т.В. Лужбина «Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях» Ростов-на-Дону «Феникс»2012
9. Е.В.Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М.,2007
10. В.П.Новикова. Математические игры в детском саду и начальной школе.
11. С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.
Принято на заседании Утверждаю
методического совета Директор МБОУ
протокол № _____ «Первомайская средняя
от «____ » ___________ 20___ г. общеобразовательная школа»
_______________ А.Ю Самохвалов
Приказ № ____ от _________ 20___ г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Занимательная математика»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Журавлева Наталья Алексеевна
2020 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.