Занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе.
Оценка 4.6

Занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе.

Оценка 4.6
Научные работы
docx
библиотека
Взрослым
01.05.2018
Занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе.
На современном уроке учитель может применять занимательный материал на различных этапах: при изучении нового материала, проверке домашнего задания, при закреплении. Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. Использование занимательности на уроках позволяет сделать процесс обучения школьников более интересным, наглядным, доступным и выразительным. Соблюдение вышеперечисленных дидактических требований и функций, предъявляемых к использованию занимательности на уроке, обеспечивает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.Данная статья рассматривает занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе. Объединяет различные виды занимательного материала в классификационные группы.
Занимательность как средство активизации.docx
Занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе В  психолого­педагогической  литературе  многие  авторы  (Я.И.    Перельман, Г.И.  Щукина, И.П.   Иванов   и   др.)   рассматривают   занимательность   как   средство   активизации   познавательного интереса   школьников.   Они   видят   сущность   занимательности   в   обучении   –   в   использовании различных   дидактических   средств,   возбуждающих   интерес   и   внимание   школьников,   а   также стимулирующих их к учению.  Однако   анализ   психолого­педагогической   и   методической   литературы   показывает,   что педагогами часто используется термин «занимательность», но не всегда авторы этих публикаций дают точное и полное определение этого понятия.  Проведенное нами анкетирование учителей школ Приморского края показало, что все они используют занимательность в своей работе, но в ходе опроса ни один учитель не смог раскрыть содержание данного понятия. Таким образом, анализ педагогической литературы и практики показал, что среди педагогов нет единого понимания сущности «занимательности».  Несмотря на этого, учителя активно используют занимательный материал на уроках   и выделяют следующее значение занимательности: ­ вызвать   чувство   удивления,   являющегося   началом   всякого   познания   (новизна,   необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям); первоначальный толчок к познавательному интересу, своеобразный трамплин  к углубленной познавательной деятельности; опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особенно трудных разделов и учебных курсов; своеобразная разрядка напряженной обстановке в классе, то есть как средство, переключающее эмоции, внимание, мысли; средство повышения эмоционального тонуса учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизации их внимания, волевых усилий;  прием   учителя,   который,   воздействуя   на   чувства   ученика,   способствует   созданию положительного настроя учащихся и готовности к активной мыслительной деятельности. ­ ­ ­ ­ ­ Вопрос   о   том,   каким   требованиям   должен   отвечать   занимательный   материал   по   своему содержанию   и   методам   работы   с   ним,   еще   не   решен   в   научном   плане.     Однако   основное принципиальное   требование,   заключается   в   том,   что   содержание   занимательного   материала, независимо от времени, места и методов его использования, должно способствовать решению тех же   образовательно­воспитательных   и   развивающих   задач,   которые   стоят   перед   современным уроком. Занимательный материал, используемый на уроках должен:  способствовать повышению уровня обучения, воспитания и развития  школьников; обогащать их знаниями; развивать у них положительные качества и практические умения; обладать научностью; связан с жизнью и современностью; обладать необходимой  образовательно­воспитательной ценностью; способствовать расширению знаний учащихся об окружающем мире; ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ формировать научное мировоззрение.  В любом из этих случаев занимательность ничего общего не имеет с развлекательностью, желанием упростить предмет. Поэтому учителям следует соблюдать требования, предъявляемые к использованию занимательного материала на уроках:  1. Занимательный   материал   должен   привлекать   внимание   ученика   постановкой   вопроса   и направлять мысль на поиск ответа.  2. Занимательный материал должен требовать достаточно обширных знаний.  3. При использовании занимательности необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и уровень их интеллектуального развития. 4. При выборе того или иного занимательного материала для урока учителю следует учитывать увлечения и интересы школьников. 5.   Использование   занимательности   требует   минимума   затраты   времени   на   уроке,   но   должно внести яркий, эмоциональный момент. 6. Учитель не должен побуждать к учению только занимательными средствами. На современном уроке учитель может применять занимательный материал на различных этапах: при изучении нового материала, проверке домашнего задания, при закреплении. Обычно занимательность   связана   с   элементами   неожиданности,   в   ней   привлекает   новизна   материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации.  В зависимости от целей обучения, условий и места включения занимательности в учебный процесс, она может выполнять различные функции.  Познавательная   функция  осуществляется   через   содержание   занимательности,   основу которой   составляют   знания,   предусмотренные   школьной   программой.   Отбор   занимательного материала проводится учителем.   Обучающая функция занимательности заключается в вооружении учащихся разнообразными знаниями,   в   том   числе   научного   понимания   мира,   в   формировании   и   развитии   практических, интеллектуальных умений и навыков.   Информационная   функция  заключается   в   том,   что   занимательность   может   быть представлена фактами из истории науки, сведениями о последних достижениях науки и техники, сведения экологического характера, необязательными для запоминания и последующей проверке, а лишь расширяющие кругозор учащихся.  Развивающая   функция  занимательности   обеспечивает   развитие   учеников   в   процессе   их поисковой деятельности на уроках, внеклассных мероприятиях.  Воспитывающая   функция  занимательного   материала   заключается   в   реализации воспитательных   целей   и  задач  современного  урока.   Занимательность  служит     не  только   целям развития, но и целям воспитания учащихся.  Коммуникативная функция  занимательности реализуется в основном в умении учащихся работать   с   дополнительной   литературой,   быстро   находить   необходимый   материал,   в   умении подтвердить свои мысли фактами из справочной и другой литературы. Реализация данной функции проявляется в активном общении между учащимися во время нетрадиционных уроков. Занимательность   выполняет  стимулирующую   функцию,   так   как   широко   используется   в качестве   средства,   повышающего   познавательный   интерес   к   предмету   и   позволяющего   сделать процесс   обучения   более   эмоционально   ­   насыщенным.   Если   учитель   использует   занимательные задачи в учебном процессе для того, чтобы закрепить полученные знания и умения, то необходимо говорить о тренинговой функции занимательности, а если ­ с целью проверки знаний учащихся, то о контролирующей функции.  В   психолого­педагогической   и   методической   литературе   отсутствует   классификация занимательного   материала.   Поэтому   постараемся   объединить   различные   виды   занимательного материала в классификационные группы. 1. Графическое   отображение   занимательного   материала   (криптограмма,   чайнворд, кроссворд, ребус). 2. Отображение   занимательного   материала   в   русском   народном   творчестве   (пословицы, поговорки, загадки). 3. Отображение занимательного материала в литературных произведениях (стихи, отрывки из художественных произведений). 4. Отображение занимательного материала в фактах (самое­самое, знаете ли вы?). Таким   образом,   использование     занимательности   на   уроках   позволяет   сделать   процесс обучения школьников более интересным, наглядным, доступным и выразительным. Соблюдение вышеперечисленных   дидактических   требований   и   функций,   предъявляемых   к   использованию занимательности   на   уроке,     обеспечивает   повышение   эффективности   учебно­воспитательного процесса в целом.

Занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе.

Занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе.

Занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе.

Занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе.

Занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе.

Занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2018