На современном уроке учитель может применять занимательный материал на различных этапах: при изучении нового материала, проверке домашнего задания, при закреплении. Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. Использование занимательности на уроках позволяет сделать процесс обучения школьников более интересным, наглядным, доступным и выразительным. Соблюдение вышеперечисленных дидактических требований и функций, предъявляемых к использованию занимательности на уроке, обеспечивает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.Данная статья рассматривает занимательность как средство активизации познавательного интереса школьников на уроках в начальной школе. Объединяет различные виды занимательного материала в классификационные группы.
Занимательность как средство активизации
познавательного интереса школьников
на уроках в начальной школе
В психологопедагогической литературе многие авторы (Я.И. Перельман, Г.И. Щукина,
И.П. Иванов и др.) рассматривают занимательность как средство активизации познавательного
интереса школьников. Они видят сущность занимательности в обучении – в использовании
различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание школьников, а также
стимулирующих их к учению.
Однако анализ психологопедагогической и методической литературы показывает, что
педагогами часто используется термин «занимательность», но не всегда авторы этих публикаций
дают точное и полное определение этого понятия. Проведенное нами анкетирование учителей школ
Приморского края показало, что все они используют занимательность в своей работе, но в ходе опроса ни один
учитель не смог раскрыть содержание данного понятия. Таким образом, анализ педагогической литературы и
практики показал, что среди педагогов нет единого понимания сущности «занимательности».
Несмотря на этого, учителя активно используют занимательный материал на уроках и выделяют
следующее значение занимательности:
вызвать чувство удивления, являющегося началом всякого познания (новизна, необычность,
неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям);
первоначальный толчок к познавательному интересу, своеобразный трамплин к углубленной
познавательной деятельности;
опора для эмоциональной памяти, средство запоминания особенно трудных разделов и учебных
курсов;
своеобразная разрядка напряженной обстановке в классе, то есть как средство, переключающее
эмоции, внимание, мысли;
средство повышения эмоционального тонуса учебной деятельности учащихся с недостаточной
работоспособностью, мобилизации их внимания, волевых усилий;
прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию
положительного настроя учащихся и готовности к активной мыслительной деятельности.
Вопрос о том, каким требованиям должен отвечать занимательный материал по своему
содержанию и методам работы с ним, еще не решен в научном плане. Однако основное
принципиальное требование, заключается в том, что содержание занимательного материала,
независимо от времени, места и методов его использования, должно способствовать решению тех
же образовательновоспитательных и развивающих задач, которые стоят перед современным
уроком. Занимательный материал, используемый на уроках должен:
способствовать повышению уровня обучения, воспитания и развития школьников;
обогащать их знаниями;
развивать у них положительные качества и практические умения;
обладать научностью;
связан с жизнью и современностью;
обладать необходимой образовательновоспитательной ценностью;
способствовать расширению знаний учащихся об окружающем мире;
формировать научное мировоззрение.
В любом из этих случаев занимательность ничего общего не имеет с развлекательностью,
желанием упростить предмет. Поэтому учителям следует соблюдать требования, предъявляемые к
использованию занимательного материала на уроках:
1. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и
направлять мысль на поиск ответа.
2. Занимательный материал должен требовать достаточно обширных знаний.
3. При использовании занимательности необходимо учитывать возрастные особенности учащихся
и уровень их интеллектуального развития.4. При выборе того или иного занимательного материала для урока учителю следует учитывать
увлечения и интересы школьников.
5. Использование занимательности требует минимума затраты времени на уроке, но должно
внести яркий, эмоциональный момент.
6. Учитель не должен побуждать к учению только занимательными средствами.
На современном уроке учитель может применять занимательный материал на различных
этапах: при изучении нового материала, проверке домашнего задания, при закреплении. Обычно
занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала.
Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации.
В зависимости от целей обучения, условий и места включения занимательности в учебный
процесс, она может выполнять различные функции.
Познавательная функция осуществляется через содержание занимательности, основу
которой составляют знания, предусмотренные школьной программой. Отбор занимательного
материала проводится учителем.
Обучающая функция занимательности заключается в вооружении учащихся разнообразными
знаниями, в том числе научного понимания мира, в формировании и развитии практических,
интеллектуальных умений и навыков.
Информационная функция заключается в том, что занимательность может быть
представлена фактами из истории науки, сведениями о последних достижениях науки и техники,
сведения экологического характера, необязательными для запоминания и последующей проверке, а
лишь расширяющие кругозор учащихся.
Развивающая функция занимательности обеспечивает развитие учеников в процессе их
поисковой деятельности на уроках, внеклассных мероприятиях.
Воспитывающая функция
занимательного материала заключается в реализации
воспитательных целей и задач современного урока. Занимательность служит не только целям
развития, но и целям воспитания учащихся.
Коммуникативная функция занимательности реализуется в основном в умении учащихся
работать с дополнительной литературой, быстро находить необходимый материал, в умении
подтвердить свои мысли фактами из справочной и другой литературы. Реализация данной функции
проявляется в активном общении между учащимися во время нетрадиционных уроков.
Занимательность выполняет стимулирующую функцию, так как широко используется в
качестве средства, повышающего познавательный интерес к предмету и позволяющего сделать
процесс обучения более эмоционально насыщенным. Если учитель использует занимательные
задачи в учебном процессе для того, чтобы закрепить полученные знания и умения, то необходимо
говорить о тренинговой функции занимательности, а если с целью проверки знаний учащихся, то о
контролирующей функции.
В психологопедагогической и методической литературе отсутствует классификация
занимательного материала. Поэтому постараемся объединить различные виды занимательного
материала в классификационные группы.
1. Графическое отображение занимательного материала (криптограмма, чайнворд,
кроссворд, ребус).
2. Отображение занимательного материала в русском народном творчестве (пословицы,
поговорки, загадки).
3. Отображение занимательного материала в литературных произведениях (стихи, отрывки
из художественных произведений).
4. Отображение занимательного материала в фактах (самоесамое, знаете ли вы?).
Таким образом, использование занимательности на уроках позволяет сделать процесс
обучения школьников более интересным, наглядным, доступным и выразительным. Соблюдение
вышеперечисленных дидактических требований и функций, предъявляемых к использованию
занимательности на уроке, обеспечивает повышение эффективности учебновоспитательного
процесса в целом.