Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)
Оценка 4.7

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
русский язык
2 кл—5 кл
18.02.2017
Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу  «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)
Существует распространенное мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления занимательных задач и упражнений. Предложенные здесь материалы позволят разнообразить и оживить уроки фонетики как в начальной, так и в средней школе.Занимательные упражнения и игры к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
Занимательные упражнения.doc
Занимательные упражнения и игры к разделу  «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» Существует распространенное мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов  школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет  богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления  занимательных задач и упражнений. Предложенные здесь материалы позволят разнообразить и оживить уроки фонетики как в  начальной, так и в средней школе.   1. Тема «Гласные и согласные звуки» Кто главнее? Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные? Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас  получится? ­ ­ и ­ а ­ а ­ а ­ ­ а ­ ­ ­ о ­ а ­ ­ ­ а ­ и ­ а Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные: к н ­ г ­ к ­ р ­ нд ­ ш шк ­ л ­  стр ­ н ­ ц ­ А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и  объясните, почему вы так считаете? (Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую  информацию о слове.)   Отгадай мультфильмы Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы Р ­ с ­ л ­ чк ­ Кр ­ с ­ в ­ ц ­ ­ ч ­ д ­ в ­ щ ­  Ч ­ п ­ Д ­ йл сп ­ ш ­ т н ­ п ­ м ­ щь К ­ н ­ к ­ л ­ в Пр ­ ст ­ кв ­ ш ­ н ­ Н ­, п ­ г ­ д ­ ! Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?   Сказка «Кому живется лучше?» Как­то встретились в фонетическом царстве­государстве два звука и разговорились. – Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто? – А я гласный. Как ты поживаешь? Согласный отвечает: – Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на  волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не  жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты? Гласный восклицает: – Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто,  вольно! Меня выносит, как на воздушной волне! Мой голос слышен далеко­далеко. Я могу кричать «А­а­а!». С моей помощью люди аукаются в лесу,  когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное? Согласный с унынием в голосе отвечает: – Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос  вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты? Гласный восторженно: – Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди  выводят иногда только на одном гласном. Вот так: – Я и песня нерасторжимы. Согласный: – Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен! Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?     Фонетический творческий диктант Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова. 1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных ... . 2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны ... . 3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда  произносят гласные, ... .   Игра «Теремок» Ведущий говорит: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, он не узок, не широк. А жить в нем  могут только согласные звуки. Но чтобы их пустили в теремок, они должны правильно рассказать о  себе, назвать все признаки, характерные для них: сонорный или шумный, звонкий или глухой,  твердый или мягкий». Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем  названным признакам узнают, что это за звуки.   2. Тема «Звонкие и глухие согласные» Проведем опыт Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных: 1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит; 2) зажмите уши руками – при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть. Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось? Объясните суть этих приемов.  (Ответ. Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует  голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок,  находящихся в горле. Дрожат связки – дрожит и горло. Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос,  который и резонирует в костях черепа. Вот почему и гудит в голове.)   Чья команда победит? Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей – подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или  двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит. II кора –  кол –  твоих – шалость – пить – пас – I голос – коза – злой –  жаль – жить – сиять – Игра «Эхо» Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с  одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово,  только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп. (Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть.)   Пароль Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят  пароль. Партнер должен ответить нужным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два  человека. Один должен произнести пароль – слово, начинающееся со звонкой согласной, другой  должен быстро ответить – назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем  вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная  пара выбывает из игры. (Слова для подсказки: жалость, башня, Дон, бочка, день, гость, бас, гора, дело, жили, жирок,  жарь, бить.)   Странное письмо Когда­то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу  зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я  обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя  некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных  парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить  парные звонкие и глухие согласные. Приглашаю тебя на свадьбу дочери. Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам  будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль,  что из­за тел не могу тебя встретить. Бока. Сахар   Звуки и смысл Вы, наверное, знаете, что в стихах важен не только смысл, но и то, как они звучат. Прочитайте два  отрывка из стихотворений Е.Благининой и В.Орлова. Посчитайте, сколько звонких и глухих согласных звуков в первом отрывке. А во втором? Как вы  думаете, почему такая большая разница? Как связано содержание этих стихотворений с количеством звонких и глухих согласных: 1. Дождик, дождик, не дожди, Не дожди ты, подожди! Выйди, выйди, солнышко, Золотое донышко! Е.Благинина 2. Тише, тише, Тише, тише! И тиха, и не слышна на деревья и на крыши опустилась тишина. В.Орлов Ответ. В первом отрывке 40 согласных звуков, из них 30 звонких и 10 глухих. А во втором отрывке  на 32 согласных звука приходится 20 глухих и 12 звонких. Такая разница в звучании стихотворений  связана с их содержанием. Первое стихотворение представляет собой звонкую закличку, громкое и радостное обращение ребенка к силам природы. А чтобы звонко и громко крикнуть дождю и солнцу,  нужны звонкие звуки. Во втором стихотворении автор описывает нам тихую и неслышную тишину. И здесь употребление  глухих согласных как никогда уместно.   Образуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор. Ж или Ш З или С Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.   Кто больше?   Подберите как можно больше проверочных слов к данным. Чья команда подберет больше, тот и  победитель. Гриб, зуб, бровь, клюв, пирог, сапог, утюг и т.д.   3. ТЕМА «Оглушение и озвончение согласных: проблемы правописания» Альпинисты Представьте себе ситуацию: вы альпинисты. Вам нужно подняться на вершину горы и водрузить там  флаг своей страны. Для этого надо вставить в предложенные существительные правильную букву.  Какая команда (а их две) сделает это быстрее, та и победила. Старуха Шапокляк   Чебурашке в школе дали задание списать текст. Когда он на минуту отлучился, вошла старуха  Шапокляк и брызнула на страницу чернилами. Помоги Чебурашке определить, какую букву надо вставить! 1. Как у старой ба_ ки Жили­были ла_ ки. Встанет ба_ ка утром рано, Выйдет в погре_ за сметаной – Ла_ ки всле_ за ней идут, Всюду ба_ ку стерегут.   2. У Аленки в гостях Петушок в сапо_ ках, Курочка в сере_ ках, А корова в ю_ ке, В теплом полушу_ ке.   Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого  сделать не смог. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки! Помоги Незнайке   Емеля­дурачок держит экзамен   Емеля­дурачок решил жениться на принцессе. Но царь велел ему сначала пройти испытания. Он  хотел проверить его смекалку и грамотность. Ведь не может же царская дочь выйти замуж за  невежду! Вот какое задание дал царь Емеле: тот должен был отгадать предложенные ему загадки, а  отгадки записать с соблюдением всех правил орфографии. 1. Без досок, без топоров Через речку мост готов. Мост – как синее стекло: Скользко, весело, светло. (Лё_) 2. Рассыпался горох На семьдесят семь дорог; Никто его не подберет: Ни царь, ни царица, Ни красная девица. (Гра_) 3. В новой стене, В круглом окне Днем стекло разбито, За ночь вставлено. (Прору_ь) 4. В иголках бугорок Мышку уволок. (Ё_) 5. Посмотрю я в окошко: Идет длинный Антошка. (До_ _ь) 6. Мальчик с пальчик, Бел балахон, Шапка красненькая. (Гри_)   Буратино пишет диктант Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих  согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен  был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде. Для начинки на пирог Приготовили ... (творо_) Тигр по улицам идет, Разбегается ... (наро_) Кот под лавку уволок Вкусный праздничный ... (пиро_) Как на улицу пойдешь? На дворе закапал ... (до_ _ь) Михаил залез на дуб, Чтобы врач не вырвал ... (зу_)   Олимпийские игры Представьте, что вы – участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по  гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и  правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!     Вставь буквы Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему  их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки. 1. Как ни старался, я не мо[к] Доесть с капустою пиро[к]. 2. На кусок моей колба[с]ки Мурка хитро щурит гла[с]ки. 3. Оглянулся, – чудный ви[т]: Старый ключ прошиб грани[т]. А.Фет 4. Повар готовил обе[т], А тут отключили све[т]. Повар леща берет И опускает в компо[т]... О.Григорьев 5. На помощь! В большой водопа[т] Упал молодой леопар[т]. И.Токмакова Использованный источник: по материалам И.Р.  Калмыковой

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу  «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу  «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу  «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу  «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу  «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу  «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)

Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу  «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017