Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)
Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
русский язык
2 кл—5 кл
18.02.2017
Существует распространенное мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления занимательных задач и упражнений.
Предложенные здесь материалы позволят разнообразить и оживить уроки фонетики как в начальной, так и в средней школе.Занимательные упражнения и игры к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
Занимательные упражнения.doc
Занимательные упражнения и игры к разделу
«Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
Существует распространенное мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов
школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет
богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления
занимательных задач и упражнений.
Предложенные здесь материалы позволят разнообразить и оживить уроки фонетики как в
начальной, так и в средней школе.
1. Тема «Гласные и согласные звуки»
Кто главнее?
Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?
Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас
получится?
и а
а а а
о а
а и а
Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет.
А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:
к н г
к р нд ш
шк л
стр н ц
А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и
объясните, почему вы так считаете?
(Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую
информацию о слове.)
Отгадай мультфильмы
Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы
Р с л чк
Кр с в ц ч д в щ
Ч п Д йл сп ш т н п м щь
К н к л в Пр ст кв ш н
Н , п г д !
Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?
Сказка «Кому живется лучше?»
Както встретились в фонетическом царствегосударстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на
волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не
жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто,
вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далекодалеко. Я могу кричать «Ааа!». С моей помощью люди аукаются в лесу,
когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос
вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди
выводят иногда только на одном гласном. Вот так:
– Я и песня нерасторжимы.
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?
Фонетический творческий диктант
Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.
1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных ... .
2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны ... .
3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда
произносят гласные, ... .
Игра «Теремок»
Ведущий говорит: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, он не узок, не широк. А жить в нем
могут только согласные звуки. Но чтобы их пустили в теремок, они должны правильно рассказать о
себе, назвать все признаки, характерные для них: сонорный или шумный, звонкий или глухой,
твердый или мягкий».
Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем
названным признакам узнают, что это за звуки.
2. Тема «Звонкие и глухие согласные»
Проведем опыт
Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных:
1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;
2) зажмите уши руками – при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть.
Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось?
Объясните суть этих приемов.
(Ответ. Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует
голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок,
находящихся в горле. Дрожат связки – дрожит и горло.
Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос,
который и резонирует в костях черепа. Вот почему и гудит в голове.)
Чья команда победит?
Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей
– подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или
двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.
II
кора –
кол –
твоих –
шалость –
пить –
пас –
I
голос –
коза –
злой –
жаль –
жить –
сиять – Игра «Эхо»
Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с
одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово,
только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп.
(Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть.)
Пароль
Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят
пароль. Партнер должен ответить нужным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два
человека. Один должен произнести пароль – слово, начинающееся со звонкой согласной, другой
должен быстро ответить – назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем
вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная
пара выбывает из игры.
(Слова для подсказки: жалость, башня, Дон, бочка, день, гость, бас, гора, дело, жили, жирок,
жарь, бить.)
Странное письмо
Когдато в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу
зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я
обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя
некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных
парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить
парные звонкие и глухие согласные.
Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам
будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль,
что изза тел не могу тебя встретить.
Бока.
Сахар
Звуки и смысл
Вы, наверное, знаете, что в стихах важен не только смысл, но и то, как они звучат. Прочитайте два
отрывка из стихотворений Е.Благининой и В.Орлова.
Посчитайте, сколько звонких и глухих согласных звуков в первом отрывке. А во втором? Как вы
думаете, почему такая большая разница? Как связано содержание этих стихотворений с количеством
звонких и глухих согласных:
1. Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Е.Благинина
2. Тише, тише,
Тише, тише!
И тиха,
и не слышна
на деревья
и на крыши
опустилась тишина.
В.Орлов
Ответ. В первом отрывке 40 согласных звуков, из них 30 звонких и 10 глухих. А во втором отрывке
на 32 согласных звука приходится 20 глухих и 12 звонких. Такая разница в звучании стихотворений
связана с их содержанием. Первое стихотворение представляет собой звонкую закличку, громкое и радостное обращение ребенка к силам природы. А чтобы звонко и громко крикнуть дождю и солнцу,
нужны звонкие звуки.
Во втором стихотворении автор описывает нам тихую и неслышную тишину. И здесь употребление
глухих согласных как никогда уместно.
Образуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
Ж или Ш
З или С
Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
Кто больше?
Подберите как можно больше проверочных слов к данным. Чья команда подберет больше, тот и
победитель.
Гриб, зуб, бровь, клюв, пирог, сапог, утюг и т.д.
3. ТЕМА «Оглушение и озвончение согласных: проблемы правописания»
Альпинисты
Представьте себе ситуацию: вы альпинисты. Вам нужно подняться на вершину горы и водрузить там
флаг своей страны. Для этого надо вставить в предложенные существительные правильную букву.
Какая команда (а их две) сделает это быстрее, та и победила.
Старуха Шапокляк
Чебурашке в школе дали задание списать текст. Когда он на минуту отлучился, вошла старуха
Шапокляк и брызнула на страницу чернилами.
Помоги Чебурашке определить, какую букву надо вставить!
1. Как у старой ба_ ки
Жилибыли ла_ ки.
Встанет ба_ ка утром рано,
Выйдет в погре_ за сметаной –
Ла_ ки всле_ за ней идут,
Всюду ба_ ку стерегут.
2. У Аленки в гостях
Петушок в сапо_ ках,
Курочка в сере_ ках,
А корова в ю_ ке, В теплом полушу_ ке.
Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка
должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого
сделать не смог. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки!
Помоги Незнайке
Емелядурачок держит экзамен
Емелядурачок решил жениться на принцессе. Но царь велел ему сначала пройти испытания. Он
хотел проверить его смекалку и грамотность. Ведь не может же царская дочь выйти замуж за
невежду! Вот какое задание дал царь Емеле: тот должен был отгадать предложенные ему загадки, а
отгадки записать с соблюдением всех правил орфографии.
1. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(Лё_)
2. Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог;
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
(Гра_)
3. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прору_ь)
4. В иголках бугорок
Мышку уволок.
(Ё_)
5. Посмотрю я в окошко:
Идет длинный Антошка.
(До_ _ь) 6. Мальчик с пальчик,
Бел балахон,
Шапка красненькая.
(Гри_)
Буратино пишет диктант
Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих
согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен
был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде.
Для начинки на пирог
Приготовили ... (творо_)
Тигр по улицам идет,
Разбегается ... (наро_)
Кот под лавку уволок
Вкусный праздничный ... (пиро_)
Как на улицу пойдешь?
На дворе закапал ... (до_ _ь)
Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал ... (зу_)
Олимпийские игры
Представьте, что вы – участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по
гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и
правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!
Вставь буквы
Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему
их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки.
1. Как ни старался, я не мо[к]
Доесть с капустою пиро[к].
2. На кусок моей колба[с]ки
Мурка хитро щурит гла[с]ки.
3. Оглянулся, – чудный ви[т]:
Старый ключ прошиб грани[т].
А.Фет
4. Повар готовил обе[т],
А тут отключили све[т].
Повар леща берет
И опускает в компо[т]... О.Григорьев
5. На помощь! В большой водопа[т]
Упал молодой леопар[т].
И.Токмакова
Использованный источник:
по материалам И.Р. Калмыковой
Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)
Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)
Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)
Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)
Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)
Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)
Занимательные упражнения и игры по русскому языку к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» (2-5 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.