«Занимательный мир звуков». Конспект занятия.

  • docx
  • 06.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Удивительный мир звуков.docx

«Занимательный мир звуков».

Цель: расширять представление детей о  мире окружающих звуков.

Задачи:

Образовательные:

·        Формировать понятие «звук», формировать умения различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые шумы).

Развивающие:

·        Развивать память, внимание, воображение.

Воспитательные:

·        Воспитывать умение слышать и слушать.

Оборудование: ширма, мяч, красочная коробка, бумага, ножницы, колокольчик, пакет, погремушка, музыкальные инструменты.

 

Ход занятия.

1.  Организационный момент.

Воспитатель приветствует детей. Дети сидят на стульчиках

 Доброе утро!

Улыбнитесь скорее!

И весь день сегодня

Будет веселее.

 

Здравствуйте, щёчки, плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щёчки: (дотрагиваются до щёчек 3 раза)

Здравствуй, мой носик: (дотрагиваются до носика3 раза)

Здравствуйте, губки: чмок-чмок-чмок!

Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ!

Здравствуйте, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте всем!

2. Актуализация знаний.

- Вокруг нас множество различных предметов. Все они из чего-то состоят. Книга из бумаги. Дом из кирпичей. Салат из овощей. Компот из фруктов и ягод.

-Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте:

Их нельзя увидеть,

Не возьмёшь их в руки,

Можно только слышать.

Что же это? /Звуки/

- А вы знаете, из чего состоит наша речь?

Ответы детей.

- Правильно, наша речь состоит из предложений, слов. А слова состоят из звуков.

3. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы отправляемся с вами в мир волшебных, удивительных звуков. Мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки. Узнаем, какие есть звуки.

- И в самом начале, давайте послушаем, как звучит тишина, хоть кажется нам, что она не слышна. (Дети слушают тишину)

Проводится игра «Молчанка».

Цель. Развитие слухового внимания.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Дети несколько секунд прислушиваются к окружающим звукам.

- Что вы слышите? /Тишину/

- Как вы думаете, вам было бы интересно жить в мире, где нет ни одного звука? И одна тишина - всегда, всегда!

- Как бы вам тогда жилось? /Не интересно, скучно, опасно, мы бы друг друга не слышали, не понимали…/

- Вот об этом пишет наш российский поэт Андрей Усачёв в своём стихотворении «Звукарик»:

Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной...
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеёмся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину...
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Рёв слонов и мух жужжанье,
Топот, свист, мычанье, ржанье -
Звуки эти на заре
Записал я в Звукаре.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

-Вы согласны?
4. Основная часть.

Активизация слуха и внимания. Самомассаж ушных раковин и пальчиков.

Вокруг нас множество предметов, которые могут издавать звуки. Эти предметы могут звучать по-разному.

- Ребята, скажите мне, а что такое звук? /Звук – это то, что мы слышим/.

- А чем мы слышим разные звуки? /Ушами/.

- Правильно, мы слышим ушами. Уши – это важный орган нашего тела. Что не надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? Ответы детей.

Совершенно верно! Нельзя кричать друг другу на ухо на близком расстоянии. Нельзя класть в уши мелкие предметы. Нельзя простужать уши, их надо беречь, закрывать в холодную и ветреную погоду. Чтобы хорошо различать звуки, нужно иметь хороший слух.

- Давайте, наши ушки помассируем. А ещё пальчики рук, хорошо?

Пальцы поочерёдно массажируются, соответственно словам текста:

Разотру ладошки сильно,

растирание ладоней

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги

Руки я затем помою

потереть руки

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

пальцы в "замок"

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

пальцы расцепить и перебирать ими

- Молодцы!

- А теперь помассируем ушки (производится по показу и инструкции воспитателя).

Уши слегка потянуть вверх(всё по 4 раза будем делать – 1,2,3,4), вниз (1,2,3,4), в стороны (1,2,3,4),а теперь поразминаем, порастираем аккуратно наши ушки. Разогрелись они, стали, наверное, тёпленькие и красненькие.

- Молодцы!

- Ребята о чём мы с вами говорили? /О звуках/

- Нас окружает много разных звуков. Таких как – звуки природы: что это может быть? /шелест листьев, шум ветра и дождя/. Давайте вспомним, как начинается и идёт дождик:

Дождик начинается, упала

1 капелька (стучим по ладошке 1-м пальчиком),

2 капельки (стучим по ладошке 2-мя пальчиками),

3 капельки (стучим по ладошке 3-мя пальчиками),

4 капельки (стучим по ладошке 4-мя пальчиками),

5капелек (стучим по ладошке 5-ю пальчиками),

Пошёл сильный дождь (хлопаем громко в ладоши).

Дождик стихает, заканчивается…

5капелек (стучим по ладошке 5-ю пальчиками),

4 капельки (стучим по ладошке 4-мя пальчиками),

3 капельки (стучим по ладошке 3-мя пальчиками),

2 капельки (стучим по ладошке 2-мя пальчиками,

1 капелька (стучим по ладошке 1-м пальчиком.

Всё дождик закончился (руки на коленях, тишина…)

- Ещё мы можем слышать:

·        звуки животных и птиц: что это может быть? /лай собаки, мяуканье кошки, мычание коровы, карканье вороны, …/

·        звуки, которые издают предметы, материалы, инструменты, оборудование: что это может быть? /стук молотка, жужжание пылесоса, тиканье часов/

·        звуки  транспорта, машин: /сигналы автомобилей, стук колёс поезда, скрип тормозов/

·        звуки музыкальные: /музыка, погремушки, свистульки, барабан, колокольчик, дудочка и др./

- А сейчас мы будем подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стихотворение Э. Нийт «Разные звуки». (Перевод с эстонского Е.Ракеева).

Дети произносят звуки.

Где-то собаки рычали: Р-р-р!

В стойле коровы мычали: Мммууу!

В комнате мухи жужжали: Жжжж!

Мимо машины бежали: Тррр!

Гудели от ветра все провода: Динь!

Перекликались в ночи поезда: Ууу!

Листья на ветру шумели: Тссс!

Змеи в лесу шипели: Шшшш!

А комары всё пели: Ззз!

Непоседа мячик днём и ночью

Успокоиться не хочет: Пам!

Куклы кашляют в постели-

Днём мороженое ели:  Кхх!

-Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить звуки.

Игра с мячом «Кто как голос подаёт?»

Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.

Воспитатель поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: 

·        корова мычит,

·        тигр рычит,

·        змея шипит,

·        комар пищит, 

·        собака лает,

·        волк воет,

·        утка крякает,

·        свинья хрюкает,

·        ворона каркает,

·        кошка мяукает и т. д.

5. Практическая часть занятия.

- Предлагаю поиграть. Хотите поотгадывать звуки?

Воспитатель включает звуки окружающего мира, а дети рассказывают:

- Какой это звук? (Что это?)

- К какой группе звуков отнести? Работа с карточками и доской.

·        Звуки природы: шелест листьев, шум ветра и дождя, журчание воды и т.д.

·        Звуки животных и птиц: лай собаки, мяуканье кошки, мычание коровы, карканье вороны, чириканье воробьёв, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.

·        Звуки, которые издают предметы, материалы, инструменты, оборудование: стук молотка, жужжание пылесоса, тиканье часов, звон бокалов, скрип двери, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т.д.

·        Звуки  транспорта, машин: сигналы автомобилей, стук колёс поезда, скрип тормозов, гудение самолёта и т.д.

·        Звуки музыкальных инструментов, музыка: погремушки, свистульки, барабан, колокольчик, дудочка и др.

- Вот сколько разных звуков живёт в мире. Но мы с вами знаем, что звуки можно воспроизвести самим из предметов, которые есть у нас в группе. Давайте поиграем в игру

Дидактическая игра «О чём ты подумал, услышав этот звук?» (игра на ассоциации)

-Сейчас звук не отгадываем, а представляем, где мы похожий звук могли встретить, услышать, о чём можно вспомнить, подумать, услышав звук. (воспитатель уходит за ширму и с помощью подручных предметов воспроизводит различные звуки, а дети рассказывают, о чём они подумали, услышав этот звук).

Предметы: монетки в баночке, 2 деревянные ложки, 2 камня, целлофановый пакет, 1кружка с водой, другая пустая кружка, пустая ручка (дуть в неё), колокольчик, погремушка, дудочка, цоканье языком, тёрка и морковка, фольга, ножницы и бумага, таз с водой (шлепки руками по воде).

- Молодцы, ребята! А хотите поиграть в сказку-шумелку «Сказка про овечку»? Тогда распределяемся:

·        Кто хочет шуршать пакетом, когда овечка пойдёт по травке?

·        Кто хочет стучать камнем о камень, когда овечка пойдёт по камням?

·        Кто хочет переливать воду из кружки в кружку, когда овечка дойдёт до ручейка?

·        Кто хочет быть потерявшейся овечкой и говорить/блеять как овечка – бе-бе-бее?

·        Кто хочет дуть в трубочку, когда будет дуть ветер?

·        Кто хочет звонить в колокольчик, когда у овечки зазвенит он?

·        Кто хочет считать- 1,2,3,4,5 и быть за пастуха, который посчитает овечек?

·        Кто хочет постучать по деревяшке, когда все овечки дойдут до дома?

Начинаем нашу сказку «Сказка про овечку».

  «СКАЗКА ПРО ОВЕЧКУ» 

Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону.
Сначала по травке, (шуршим пакетом),

потом по камушкам, - (стучим камнем о камень или ложки), 

потом она дошла до ручейка, - (переливаем воду из стакана в стакан) 

и вот, она поняла, что заблудилась. Ей стало страшно, она стала звать на помощь  

(поблеять)
Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ (дуем в трубочку).

У маленькой овечки был звонкий колокольчик, он звенел вот так: (позвенеть в колокольчик).
Пастух посчитал («1,2,3,4,5») овечек и увидел, что одной не хватает. Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик (позвенеть в колокольчик).
Пастух отправился искать свою овечку.
Сначала по травке (шуршим пакетом),

потом по камушкам, (стучим камнем о камень или ложки), 

потом он перешел быстрый ручеек, (переливаем воду из стакана в стакан).

Пастух нашел овечку, и она радостно заблеяла, - (поблеять) и они пошли домой.
Сначала перешли быстрый ручей, - (переливаем воду из стакана в стакан)

потом пошли по камушкам, - (стучим камнем о камень)

потом по травке, - (шуршим пакетом)

Вот они и дома. Все овечки обрадовались и заблеяли.  («Бе-е-е!» поблеять вместе с детьми)

-Спасибо всем артистам! Ребята, а хотите из артистов перевоплотится сейчас в художников? Посмотрите, что у меня есть! Это рисунки/раскраски, которые нужно раскрасить. Можете выбрать рисунок, который вам понравился, и работать с ним. Воспитатель подходит к детям, оказывает необходимую помощь, хвалит.

 - Всё, заканчивайте свои рисунки! Молодцы! Смотрите сколько ярких, интересных и загадочных рисунков у нас появилось!

6. Итог занятия.

- Ребята, чем мы сегодня занимались, о чём говорили?

- Что вам больше всего понравилось? Какое задание, игра была самая интересная для вас?

- Что мы можем сказать о звуках?

- Чем слушаем звуки?

- Всем спасибо! Сейчас можете отдохнуть или поиграть.

 

 

Picture background

Picture background


 

Посмотрите также