Занимательный русский язык
Оценка 4.7

Занимательный русский язык

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
04.04.2022
Занимательный русский язык
внеур. русский.docx

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности:

«Секреты русского языка»

 

Количество часов:102

 

Учитель: Соколова Марианна Александровна

 Программа разработана на основе: материалов внеклассной работы по русскому языку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты происходит совершенствование внеурочной деятельности.

 

В основу программы внеурочной деятельности «Секреты русского языка» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

 

Программа «Секреты русского языка» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

 

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

 

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

 

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

 

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

 

В программе выделены 3 блока:

 

1 блок. Дети повторяют звуки и буквы, их различие, учатся грамоте.

 

2 блок включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.

 

3 блок. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.

 

В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

 

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 

Задачи курса:

 

- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

 

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

 

- овладение умениями правильно писать и читать, находить «опасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

 

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

 

- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

«Секреты русского языка» - 102 ч.

Тема

 

Всего

часов

Дата

1.

В мире фонетики

 

 

1-2

Что изучает фонетика?

 

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

 

 

3-4

Легко ли быть согласным звуком?

 

 

 

5-6

Мягки ли мягкие согласные?

 

 

 

7-8

Звук под «маской».

 

 

 

9-10

Самый долгий слог.

 

 

11-12

Буквы в слове переставим – много новых слов составим.

 

 

 

13

Урок-игра: «Всё о фонетике»

 

 

 

Загадки согласных.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласны звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.

 

 

 

 

Удивительные гласные.

 

 

 

Забавные игры со слогами.

 

 

2.

Уроки речевого творчества

 

 

14-15

«Автопортрет»

Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.

 

 

 

«Моя дружная семья»

Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».

 

 

 

Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…»

Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».

 

 

 

Сочинение и рисование на тему: «Мой друг»

Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги

 

 

3.

В мире орфографии

 

 

 

Зачем изучать графику?

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

 

-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;

 

-сочетания чк-чн, чт, щн;

 

-перенос слов;

 

-правописание гласных и согласных в корне слова;

 

-разделительные Ь и Ъ

 

 

 

Писать ли, как слышится, или что такое орфография?

 

 

 

Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.

 

 

 

В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

 

 

 

Про чк, чн, чт, нч, рщ…

 

 

 

Ъ и Ь – помощники в словах

 

 

 

Зоркий глаз. Орфограммы в словах.

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания.

 

 

 

 

В мире словообразования

 

 

 

Корень- родоначальник, или что такое словообразование?

Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

 

 

 

 

Как « разобрать» и «собрать» слово?

 

Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.

 

 

 

 

Как откопать древний корень, или этимологический разбор.

 

 

 

КВН «В мире слов».

Смотр знаний по русскому языку

 

 

 

В мире слов, или что такое лексика?

 

 

 

К тайнам слова. Синонимы.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.

 

 

 

 

К тайнам слова. Антонимы.

 

 

 

В стране синонимов.

Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с омонимами. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение словарей.

 

 

 

 

В стране антонимов.

 

 

 

Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

Смотр знаний по русскому языку

1

 

 

В мире морфологии

 

 

 

Колонны слов, или что такое морфология

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.

 

 

 

 

В гостях у существительного!

 

 

 

Здравствуй, имя прилагательное!

 

 

 

Его величество – Глагол!

 

 

 

Универсальные заменители: поговорим о местоимении

 

 

 

Слова-помощники

 

 

 

Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»

 

 

 

Урок-игра «Мой любимый русский язык»

Смотр знаний по русскому языку.

 

 

 

 

«К тайнам слова»

 

 

 

Лексическое значение слова.

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

1

 

 

Прямое и переносное значение слова.

 

Особенности прямого и переносного значения слов.

 

1

 

 

Ударение меняет значение.

Особенности русского ударения.

 

2

 

 

Пестрое семейство синонимов.

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

2

 

 

Великое противостояние антонимов.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

2

 

 

Слова-двойники. Омонимы.

Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

1

 

 

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов

Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

1

 

 

Устойчивые сравнения

Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.

1

 

 

Фразеологические сочетания

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

3

 

 

Шарада

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

1

 

 

Поиграем в слова

Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, логогрифами, перевертышами.

1

 

 

Игра «Счастливый случай».

Обобщение знаний, полученных во время занятий «К тайнам слова»

1

 

 

 

3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч

 

 

-1ч.

 

 

Откуда ты, имя?-1ч.

 

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

 

Отчество и фамилия-1ч.

 

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

 

Времена года -4ч.

 

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

 

Крутится-вертится шар голубой-1ч.

 

Что означают названия материков, частей света.

 

В гостях у сказки.-1ч.

 

Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

 

Что нужно школьнику.-1ч.

 

Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

 

Скатерть-самобранка.-1ч.

 

Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

 

Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.

 

Откуда пришли названия некоторых растений.

 

Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.

 

Откуда пришли названия животных.

 

О том, что мы носим.-1ч.

 

Что означают названия некоторых предметов одежды.

 

Итоговое занятие. -1ч.

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы.

 

Учащиеся должны:

 

получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

 

научиться пользоваться словарями русского языка;

 

научиться писать сочинения-миниатюры;

 

научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним

 

углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

 

получить представление о морфологии;

 

научиться пользоваться словарями русского языка;

 

научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;

 

научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга

 

знать об основных терминах, связанных с лексикой;

 

знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;

 

уметь правильно употреблять изученные слова в речи;

 

уметь подбирать синонимы и антонимы;

 

 

 

 

Формы и методы работы.

 

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

 

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

 

Виды игр:

 

-на развитие внимания и закрепления терминологии;

 

-игры-тренинги;

 

-игры-конкурсы (с делением на команды);

 

-сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

 

-интеллектуально-познавательные игры;

 

-интеллектуально-творческие игры.

 

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на занятии должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.

 

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

 

-сказочные сюжеты уроков;

 

-сочинение своих сказок.

 

 

 

Условия и ресурсы реализации программы.

 

Условия реализации программы.

 

В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Секреты русского языка» можно выделить несколько этапов:

 

знакомство школьников с темой занятия;

выполнение заданий;

обсуждение результатов.

 

Каждому этапу реализации программы соответствуют свои специфические организационные формы:

 

первый этап – лекция, рассказ, сообщение, чтение, просмотр презентации;

 

второй этап – продуктивная игра, иллюстрирование; выполнение заданий, проектов;

 

третий этап – дискуссия, игра, выставка, конкурс, состязание.

 

Ресурсы внеурочной деятельности.

 

1. Главный ресурс - дети.

 

Главные ресурсы заложены в самих детях. Понять этот индивидуальный потенциал – ключевая задача педагога. Но значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог.

 

2. Кадровый ресурс.

 

Педагог, владеющий способами и средствами организации художественно-познавательной деятельности.

 

3.Информационно- методические ресурсы.

 

Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия с достаточными техническими средствами: проектор, компьютер.

 

 

4.Организационные ресурсы.

 

Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

 

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

 

5.Наглядность.

 

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.

 

6.Материалы и инструменты.

 

Цветные ручки, линейка, цветные карандаши, альбом.

 

 

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности: «Секреты русского языка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности: «Секреты русского языка»

Пояснительная записка. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся

Пояснительная записка. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия

- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка…

- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; - развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка…

Содержание программы. «Секреты русского языка» - 102 ч

Содержание программы. «Секреты русского языка» - 102 ч

Уроки речевого творчества 14-15 «Автопортрет»

Уроки речевого творчества 14-15 «Автопортрет»

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок

Ударение меняет значение.

Ударение меняет значение.

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в

Растения- почему их так называют?

Растения- почему их так называют?

научиться писать сочинения-миниатюры; научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике; получить представление…

научиться писать сочинения-миниатюры; научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике; получить представление…

Формы и методы работы. Процесс обучения должен быть занимательным по форме

Формы и методы работы. Процесс обучения должен быть занимательным по форме

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание

Ресурсы внеурочной деятельности

Ресурсы внеурочной деятельности

Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство

Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2022