Занимательный русский язык

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 04.04.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала внеур. русский.docx

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности:

«Секреты русского языка»

 

Количество часов:102

 

Учитель: Соколова Марианна Александровна

 Программа разработана на основе: материалов внеклассной работы по русскому языку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты происходит совершенствование внеурочной деятельности.

 

В основу программы внеурочной деятельности «Секреты русского языка» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

 

Программа «Секреты русского языка» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

 

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

 

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

 

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

 

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

 

В программе выделены 3 блока:

 

1 блок. Дети повторяют звуки и буквы, их различие, учатся грамоте.

 

2 блок включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.

 

3 блок. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.

 

В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

 

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 

Задачи курса:

 

- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

 

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

 

- овладение умениями правильно писать и читать, находить «опасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

 

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

 

- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

«Секреты русского языка» - 102 ч.

Тема

 

Всего

часов

Дата

1.

В мире фонетики

 

 

1-2

Что изучает фонетика?

 

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

 

 

3-4

Легко ли быть согласным звуком?

 

 

 

5-6

Мягки ли мягкие согласные?

 

 

 

7-8

Звук под «маской».

 

 

 

9-10

Самый долгий слог.

 

 

11-12

Буквы в слове переставим – много новых слов составим.

 

 

 

13

Урок-игра: «Всё о фонетике»

 

 

 

Загадки согласных.

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласны звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.

 

 

 

 

Удивительные гласные.

 

 

 

Забавные игры со слогами.

 

 

2.

Уроки речевого творчества

 

 

14-15

«Автопортрет»

Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.

 

 

 

«Моя дружная семья»

Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».

 

 

 

Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…»

Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».

 

 

 

Сочинение и рисование на тему: «Мой друг»

Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги

 

 

3.

В мире орфографии

 

 

 

Зачем изучать графику?

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

 

-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;

 

-сочетания чк-чн, чт, щн;

 

-перенос слов;

 

-правописание гласных и согласных в корне слова;

 

-разделительные Ь и Ъ

 

 

 

Писать ли, как слышится, или что такое орфография?

 

 

 

Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.

 

 

 

В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

 

 

 

Про чк, чн, чт, нч, рщ…

 

 

 

Ъ и Ь – помощники в словах

 

 

 

Зоркий глаз. Орфограммы в словах.

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания.

 

 

 

 

В мире словообразования

 

 

 

Корень- родоначальник, или что такое словообразование?

Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

 

 

 

 

Как « разобрать» и «собрать» слово?

 

Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.

 

 

 

 

Как откопать древний корень, или этимологический разбор.

 

 

 

КВН «В мире слов».

Смотр знаний по русскому языку

 

 

 

В мире слов, или что такое лексика?

 

 

 

К тайнам слова. Синонимы.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.

 

 

 

 

К тайнам слова. Антонимы.

 

 

 

В стране синонимов.

Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с омонимами. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение словарей.

 

 

 

 

В стране антонимов.

 

 

 

Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

Смотр знаний по русскому языку

1

 

 

В мире морфологии

 

 

 

Колонны слов, или что такое морфология

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.

 

 

 

 

В гостях у существительного!

 

 

 

Здравствуй, имя прилагательное!

 

 

 

Его величество – Глагол!

 

 

 

Универсальные заменители: поговорим о местоимении

 

 

 

Слова-помощники

 

 

 

Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»

 

 

 

Урок-игра «Мой любимый русский язык»

Смотр знаний по русскому языку.

 

 

 

 

«К тайнам слова»

 

 

 

Лексическое значение слова.

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

1

 

 

Прямое и переносное значение слова.

 

Особенности прямого и переносного значения слов.

 

1

 

 

Ударение меняет значение.

Особенности русского ударения.

 

2

 

 

Пестрое семейство синонимов.

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

2

 

 

Великое противостояние антонимов.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

2

 

 

Слова-двойники. Омонимы.

Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

1

 

 

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов

Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

1

 

 

Устойчивые сравнения

Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.

1

 

 

Фразеологические сочетания

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

3

 

 

Шарада

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

1

 

 

Поиграем в слова

Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, логогрифами, перевертышами.

1

 

 

Игра «Счастливый случай».

Обобщение знаний, полученных во время занятий «К тайнам слова»

1

 

 

 

3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч

 

 

-1ч.

 

 

Откуда ты, имя?-1ч.

 

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

 

Отчество и фамилия-1ч.

 

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

 

Времена года -4ч.

 

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

 

Крутится-вертится шар голубой-1ч.

 

Что означают названия материков, частей света.

 

В гостях у сказки.-1ч.

 

Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

 

Что нужно школьнику.-1ч.

 

Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

 

Скатерть-самобранка.-1ч.

 

Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

 

Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.

 

Откуда пришли названия некоторых растений.

 

Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.

 

Откуда пришли названия животных.

 

О том, что мы носим.-1ч.

 

Что означают названия некоторых предметов одежды.

 

Итоговое занятие. -1ч.

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы.

 

Учащиеся должны:

 

получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

 

научиться пользоваться словарями русского языка;

 

научиться писать сочинения-миниатюры;

 

научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним

 

углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;

 

получить представление о морфологии;

 

научиться пользоваться словарями русского языка;

 

научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;

 

научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга

 

знать об основных терминах, связанных с лексикой;

 

знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;

 

уметь правильно употреблять изученные слова в речи;

 

уметь подбирать синонимы и антонимы;

 

 

 

 

Формы и методы работы.

 

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

 

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

 

Виды игр:

 

-на развитие внимания и закрепления терминологии;

 

-игры-тренинги;

 

-игры-конкурсы (с делением на команды);

 

-сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

 

-интеллектуально-познавательные игры;

 

-интеллектуально-творческие игры.

 

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на занятии должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.

 

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

 

-сказочные сюжеты уроков;

 

-сочинение своих сказок.

 

 

 

Условия и ресурсы реализации программы.

 

Условия реализации программы.

 

В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Секреты русского языка» можно выделить несколько этапов:

 

знакомство школьников с темой занятия;

выполнение заданий;

обсуждение результатов.

 

Каждому этапу реализации программы соответствуют свои специфические организационные формы:

 

первый этап – лекция, рассказ, сообщение, чтение, просмотр презентации;

 

второй этап – продуктивная игра, иллюстрирование; выполнение заданий, проектов;

 

третий этап – дискуссия, игра, выставка, конкурс, состязание.

 

Ресурсы внеурочной деятельности.

 

1. Главный ресурс - дети.

 

Главные ресурсы заложены в самих детях. Понять этот индивидуальный потенциал – ключевая задача педагога. Но значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог.

 

2. Кадровый ресурс.

 

Педагог, владеющий способами и средствами организации художественно-познавательной деятельности.

 

3.Информационно- методические ресурсы.

 

Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия с достаточными техническими средствами: проектор, компьютер.

 

 

4.Организационные ресурсы.

 

Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

 

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

 

5.Наглядность.

 

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.

 

6.Материалы и инструменты.

 

Цветные ручки, линейка, цветные карандаши, альбом.