РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности:
«Секреты русского языка»
Количество часов:102
Учитель: Соколова Марианна Александровна
Программа разработана на основе: материалов внеклассной работы по русскому языку
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты происходит совершенствование внеурочной деятельности.
В основу программы внеурочной деятельности «Секреты русского языка» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа «Секреты русского языка» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
В программе выделены 3 блока:
1 блок. Дети повторяют звуки и буквы, их различие, учатся грамоте.
2 блок включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.
3 блок. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.
В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса:
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, находить «опасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
Содержание программы.
«Секреты русского языка» - 102 ч.
№ |
Тема |
|
Всего часов |
Дата |
1. |
В мире фонетики |
|
|
|
1-2 |
Что изучает фонетика?
|
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. |
|
|
3-4 |
Легко ли быть согласным звуком?
|
|
|
|
5-6 |
Мягки ли мягкие согласные?
|
|
|
|
7-8 |
Звук под «маской».
|
|
|
|
9-10 |
Самый долгий слог. |
|
|
|
11-12 |
Буквы в слове переставим – много новых слов составим.
|
|
|
|
13 |
Урок-игра: «Всё о фонетике» |
|
|
|
|
Загадки согласных. |
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласны звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.
|
|
|
|
Удивительные гласные. |
|
|
|
|
Забавные игры со слогами. |
|
|
|
2. |
Уроки речевого творчества |
|
|
|
14-15 |
«Автопортрет» |
Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен. |
|
|
|
«Моя дружная семья» |
Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке». |
|
|
|
Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…» |
Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?». |
|
|
|
Сочинение и рисование на тему: «Мой друг» |
Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги |
|
|
3. |
В мире орфографии |
|
|
|
|
Зачем изучать графику? |
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:
-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;
-сочетания чк-чн, чт, щн;
-перенос слов;
-правописание гласных и согласных в корне слова;
-разделительные Ь и Ъ |
|
|
|
Писать ли, как слышится, или что такое орфография? |
|
|
|
|
Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. |
|
|
|
|
В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. |
|
|
|
|
Про чк, чн, чт, нч, рщ… |
|
|
|
|
Ъ и Ь – помощники в словах |
|
|
|
|
Зоркий глаз. Орфограммы в словах. |
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания.
|
|
|
|
В мире словообразования |
|
|
|
|
Корень- родоначальник, или что такое словообразование? |
Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
|
|
|
|
Как « разобрать» и «собрать» слово?
|
Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.
|
|
|
|
Как откопать древний корень, или этимологический разбор. |
|
|
|
|
КВН «В мире слов». |
Смотр знаний по русскому языку |
|
|
|
В мире слов, или что такое лексика? |
|
|
|
|
К тайнам слова. Синонимы. |
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.
|
|
|
|
К тайнам слова. Антонимы. |
|
|
|
|
В стране синонимов. |
Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с омонимами. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение словарей.
|
|
|
|
В стране антонимов. |
|
|
|
|
Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» |
Смотр знаний по русскому языку |
1 |
|
|
В мире морфологии |
|
|
|
|
Колонны слов, или что такое морфология |
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.
|
|
|
|
В гостях у существительного! |
|
|
|
|
Здравствуй, имя прилагательное! |
|
|
|
|
Его величество – Глагол! |
|
|
|
|
Универсальные заменители: поговорим о местоимении |
|
|
|
|
Слова-помощники |
|
|
|
|
Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!» |
|
|
|
|
Урок-игра «Мой любимый русский язык» |
Смотр знаний по русскому языку.
|
|
|
|
«К тайнам слова» |
|
|
|
|
Лексическое значение слова. |
Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. |
1 |
|
|
Прямое и переносное значение слова.
|
Особенности прямого и переносного значения слов.
|
1 |
|
|
Ударение меняет значение. |
Особенности русского ударения.
|
2 |
|
|
Пестрое семейство синонимов. |
Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи. |
2 |
|
|
Великое противостояние антонимов. |
Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи. |
2 |
|
|
Слова-двойники. Омонимы. |
Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи. |
1 |
|
|
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов |
Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи. |
1 |
|
|
Устойчивые сравнения |
Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи. |
1 |
|
|
Фразеологические сочетания |
Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями. |
3 |
|
|
Шарада |
Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад. |
1 |
|
|
Поиграем в слова |
Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, логогрифами, перевертышами. |
1 |
|
|
Игра «Счастливый случай». |
Обобщение знаний, полученных во время занятий «К тайнам слова» |
1 |
|
3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч
-1ч.
Откуда ты, имя?-1ч.
Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
Отчество и фамилия-1ч.
Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
Времена года -4ч.
Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
Крутится-вертится шар голубой-1ч.
Что означают названия материков, частей света.
В гостях у сказки.-1ч.
Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
Что нужно школьнику.-1ч.
Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
Скатерть-самобранка.-1ч.
Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.
Откуда пришли названия некоторых растений.
Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.
Откуда пришли названия животных.
О том, что мы носим.-1ч.
Что означают названия некоторых предметов одежды.
Итоговое занятие. -1ч.
Планируемые результаты освоения программы.
Учащиеся должны:
получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться писать сочинения-миниатюры;
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним
углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
получить представление о морфологии;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга
знать об основных терминах, связанных с лексикой;
знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
уметь подбирать синонимы и антонимы;
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
-на развитие внимания и закрепления терминологии;
-игры-тренинги;
-игры-конкурсы (с делением на команды);
-сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
-интеллектуально-познавательные игры;
-интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на занятии должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
-сказочные сюжеты уроков;
-сочинение своих сказок.
Условия и ресурсы реализации программы.
Условия реализации программы.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Секреты русского языка» можно выделить несколько этапов:
знакомство школьников с темой занятия;
выполнение заданий;
обсуждение результатов.
Каждому этапу реализации программы соответствуют свои специфические организационные формы:
первый этап – лекция, рассказ, сообщение, чтение, просмотр презентации;
второй этап – продуктивная игра, иллюстрирование; выполнение заданий, проектов;
третий этап – дискуссия, игра, выставка, конкурс, состязание.
Ресурсы внеурочной деятельности.
1. Главный ресурс - дети.
Главные ресурсы заложены в самих детях. Понять этот индивидуальный потенциал – ключевая задача педагога. Но значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог.
2. Кадровый ресурс.
Педагог, владеющий способами и средствами организации художественно-познавательной деятельности.
3.Информационно- методические ресурсы.
Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия с достаточными техническими средствами: проектор, компьютер.
4.Организационные ресурсы.
Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.
В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
5.Наглядность.
В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.
6.Материалы и инструменты.
Цветные ручки, линейка, цветные карандаши, альбом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.