Занятие № 3
Тема: Выделение существенных признаков, предметов и явлений
Цель: развитие понимания существенных признаков у первоклассников.
Задачи:
1. Формирование умения выделять существенные признаки понятия;
2. Развитие произвольности;
3. Развитие зрительно-моторной координации и памяти детей
Оборудование: стандартный лист бумаги (формат А4) на каждого обучающегося, цветные карандаши.
Ход занятия
Приветствие. Психолог приветствует обучающихся. Рассказывает о сегодняшнем занятии.
Разминка
Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие способности к переключению внимания, произвольности выполнения движений.
Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Игра « Птица, рыба»
Правила игры
Дети цепочкой по очереди называют по одному слову: первый ученик — название птицы, второй — рыбы, третий — снова птицы и т. д. Игра может проходить на выбывание: ученик, повторивший ранее сказанное слово или перепутавший тему ответа, выбывает из игры.
В конце игры — обсуждение: по каким признакам можно отличить эти группы живых существ друг от друга. Часто дети называют отдельные внешние признаки (например, птицы — это те, кто летают; рыбы — плавают и т.п.
Таким образом необходимо подвести детей к пониманию того, что выделение понятия должно происходить не по одному отдельному признаку, а по совокупности признаков, причем существенных (для птиц это наличие перьев, клюва, крыльев, рождение детенышей из яиц; для рыб: наличие жабр, чешуи, плавников и т. п.).
Упражнение «Съедобное-несъедобное»
Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный; круглый и несъедобный.
Игра «Да –нет ка»
Загадывается животное, дети при помощи вопросов должны угадать его.
Игра “Плохо или хорошо?”
Детям предлагается некий объект (ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.
Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.
Упражнение «Чудо-юдо-рыба-птица-зверь»
Нарисовать фантастическое животное «чудо-юдо-рыба-птица-зверь», которое должно обладать соответствующими признаками.
Рефлексия
Что дети узнали на занятии нового. Было ли интересно? Что понравилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.