Занятие для детей старшего дошкольного возраста
« Мои обязанности. Хочу. Могу. Должен».
Подготовила воспитатель СО центра «Наставник»Белова И.Н.
Пояснительная записка
Правовое воспитание необходимо, так как общество нуждается в социально зрелых и воспитанных личностях, обладающих правовыми знаниями.
Детям старшего дошкольного возраста необходимо иметь представление о их правах и обязанностях. Важно не только информировать детей, но и формировать у них оценочное отношение к социальным явлениям, событиям, фактам.
Цель: Ознакомление детей с основами правового сознания. Разъяснения значений каждого права и обязанностей.
Задачи:
1.Устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости между знанием своих обязанностей и их выполнением.
2.Формировать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
3.формировать положительное отношение к нравственным качествам(доброта, сочувствие, сострадание) и проявлять их к окружающим людям.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский. «Доктор Айболит», «Айболит», И.Туричин «Человек заболел», В.Осеева «Волшебное слово. Русские народные сказки: «Маша и медведь», «Снегурочка».Дактическая игра "Назови родственников". Рисование на тему «Моя семья».
Материал и оборудование: документ «Конвенция о правах ребенка», картинки с изображением прав детей, волшебная коробочка, магнитная доска, документ "Свидетельство о рождении", волшебная палочка, таблица,набор красных кружков к игре «Обязанности в семье». Сборник отрывков из мультфильмов: «Каникулы в Простоквашине», «Чебурашка и крокодил Гена», «Цветик- семицветик».
Вводная часть:
Воспитатель: Дети, я хочу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение .Встаньте, пожалуйста в круг, повернитесь друг за другом. Нарисуйте пальчиком ласковое солнышко на спине впереди стоящему.(дети рисуют солнышко). В каждом из вас живет солнышко: ваша доброта и нежность. А сейчас погладьте ласковое солнышко и подарите свое тепло друг другу. Молодцы! Все с хорошим настроением проходим на занятие
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в группу почтальон принес посылку: эту красивую коробочку. Сейчас я ее открою и покажу,что в ней лежит. (Воспитатель достает документ. Вы знаете,что это такое? (ответы детей: документ).
Воспитатель: Этот документ называется "Конвенция о правах ребенка"(прикрепляет его на магнитнуюдоску).
Воспитатель:У детей, как и у взрослых есть свои права и обязанности. В этом документе изложены права каждого ребенка до достижения им 18 летия.
Воспитатель: Что такое права? (ответы детей). Права- это установленные и охраняемые государством нормы и правила.
Воспитатель: Что такое обязанности?(ответы детей).Обязанности- это определенные действия, которые вы должны обязательно выполнять.
Упражнение «Ладони».
Воспитатель: У вас у всех две руки. Правая рука не может что-то выполнять без левой.
Например: рисуете, одеваетесь, умываетесь,и.т.д. вы выполняете обеими руками. Правая рука- это наши права, а левая- обязанности. Права и обязанности дружат между собой. Кладем на правую ладошку права и говорим о том, как будем выполнять обязанности (приготовили левую ладошку). Дети по очереди называют права, показывая правую ладошку, затем поднимают левую ладошку и называют свои обязанности.
Воспитатель: Давайте снова заглянем в нашу волшебную коробочку. Здесь много всего интересного.(воспитатель достает "Свидетельство о рождении"). Вы знаете, что это за документ?(Ответы детей: Это свидетельство о рождении.).
Воспитатель: Правильно. Оно выдается человеку сразу после рождения. Этот документ рассказывает нам о том, что у каждого ребенка и человека, есть право на имя, фамилию и отчество.
Воспитатель: Зачем нам нужно имя?(Ответы детей: чтобы нас не перепутали, чтобы обратиться именно к тому человеку, с которым хотят пообщаться.)
Вы должны доброжелательно относиться друг к другу, называть друг друга по имени, не обзываться. Это ваша обязанность.
Игра «Добрый волшебник».
Цель: дать детям понятие, что каждый человек должен произносить имя любого ребенка ласково, доброжелательно.
Правила игры:
Воспитатель: Ребята, представьте, что злой волшебник вас заколдовал, он обзывал вас грубыми словами. Вы все перестали смеяться, говорить, даже двигаться.(все дети стоят застывшие). Расколдовать вас может только добрый волшебник. У него есть волшебная палочка. Он прикоснется волшебной палочкой к каждому из вас и назовет ласково имя. (дети по очереди выполняют роль волшебника).
Воспитатель: Молодцы. У каждого из вас не нарушено право на имя. Еще при рождении каждый человек получает право на семью. (каждое право воспитатель сопровождает показом иллюстрации). Каждый ребенок имеет право жить в благополучной дружной семье.
Воспитатель: Какие обязанности вы должны выполнять дома, в семье?(ответы детей: помогать родителям, заботиться о младших сестрах, братьях).
Воспитатель:Правильно. Каждый из вас должен помогать родителям по хозяйству, заботиься о старших в семье. О ком?(ответы детей: о бабушке и дедушке, так же заботиться о младших сестрах и братьях).
Игра «Обязанности в семье».
Цель: закрепить с детьми понятие «обязанности».
Правила игры:
На столах перед детьми лежит таблица.Первый ряд (по вертикали) в таблице- это члены семьи. По горизонтали в клеточках находятся предметы для выполнения домашних дел.
Воспитатель: Вы должны перечислить обязанность каждого члена семьи и обозначить кружкам, затем посмотреть и сказать у кого из членов вашей семьи всех больше по дому обязанностей? Как можно исправить ситуацию?( ответы детей: Н-р. Помыть посуду, подмести пол, полить цветы можем сделать мы). Да, нужно перераспределить обязанности. Дети по очереди называют те обязанности, с которыми они справятся сами.
Воспитатель: Ребята, как называется страна, где мы живем? (ответы детей: Россия).Каждый ребенок является гражданином России, имеет право на заботу и охрану со стороны государства. Все вы должны любить свою Родину, свою страну.
Воспитатель: Что же еще лежит в нашей коробочке?( воспитатель достает загадку и читает ее детям).
В нем ты живешь
И друг твой Дима,
Еще и Саша, и Марина
Воспитатель: Что это? (ответы детей: дом).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете какое еще право имеет каждый ребенок?(ответы детей). Да, каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никому нельзя лишать вас жилья. Вы должны чувствовать дома себя в полной безопасности.
Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку. Что вы видите? (ответы детей: дети отдыхают, купаются. О каком праве мы сейчас будем говорить? (ответы детей).Каждый ребенок имеет право на отдых и развлечение. Давайте воспользуемся этим правом и поиграем.
Игра" На веселом на лужку".
Цель: закрепить право детей на отдых.
Ход игры:
(Дети встают в круг ,идут по кругу, говорят слова, хлопают в ладоши)
На зеленом на лужку
Пляшет Дашенька в кругу.
А мы песенку поем и в ладоши звонко бьем.
Даша, Даша, веселей! Своих ножек не жалей.
Поклониться не забудь, выбирай кого- нибудь!(игра повторяется 2-3 раза).
Воспитатель: Если вы отдыхаете на природе, какие вы должны выполнять обязанности?( ответы детей: не загрязнять водоемы, не оставлять мусор, не ломать деревья, не разжигать костер в лесу, не разорять птичьи гнезда, не рвать цветы,не разорять муравейники).
Воспитатель: Да,дети.Находясь с родителями на отдыхе на природе вы должны заботиться о пртроде, бережно относиться ко всему живому на земле.
Воспитатель: Достаем следующую картинку из нашей коробочки. Кто изображен на картинке?(доктор).Правильно. А что делает доктор?(ответы детей: лечит людей).Это следующее право. Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание". А зачем нужно это право?(ответы детей: если заболеешь, тебя вылечат).
Воспитатель: Как вы должны сами заботиться о своем здоровье? (ответы детей: чистить зубы 2 раза в день, мыть руки после прогулки, перед едой, делать зарядку). Правильно не забывайте о своих обязанностях.
Воспитатель: Ребята, что такое обязанности?(ответы детей).Обязанность- это то, что должно быть выполнено.Могут ли права и обязанности жить друг без друга? (ответы детей: нет). Правильно. Давайте вспомним ваши обязанности. Я буду говорить ваши права, а вы мне ваши обязанности.
Воспитатель: Каждый человек имеет право на жизнь, значит что он обязан?( оберегать свою жизнь и жизнь других людей).Да.
Воспитатель: Каждый человек имеет право на имя. Каждый из вас обязан как обращаться друг к другу?(ответы детей: по имени, доброжелательно. Да. По имени, не обзывать, не обижать себя и других какими то прозвищами).
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь. Что обязан соблюдать каждый ребенок?(ответы детей. Правильно. Беречь свое здоровье, одеваться по погоде, правильно питаться, заниматься спортом, соблюдать все правила гигиены).
Воспитатель: Ребята, какие обязанности у вас есть дома, в детском саду? (ответы детей: нужно быть вежливыми, помогать младшим, друг другу; делиться игрушками, слушаться старших; бережно обращаться с игрушками, убирать на место после игры, быть внимательными на занятии; поднимать настроение себе и другим). Молодцы,вы запомнили свои права и обязанности.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагменты из мультфильмов. После каждого фрагмента вы должны ответить, какие поступки героев правильные, а какие нет?( Просмотр .Обсуждение).
1.Фрагмент из мультфильма «Каникулы в Простоквашино.
Мама, папа, дядя Федор идут по перрону вокзала.Дядя Федор никому не говорит и садится в стоявшую электричку и уезжает.
Воспитатель: Как поступил мальчик? (ответы детей: плохо,он один сел в электричку и уехал). Какую обязанность не выполнил дядя Федор?( каждый ребенок должен слушаться своих родителей).
Воспитатель: Правильно, дети, вы всегда должны слушаться своих родителей.
2.Фрагмент из мультфильма «Цветик- семицветик».
Девочка Женя идет по улице и видит на скамейке мальчика.Она с ним знакомится и прелагает поиграть. Но когда Витя встает,опирается на костыль и сообщает,что он никогда не сможет бегать .Женя достает стебелек с последним лепестком и загадывает желание, чтобы Витя выздоровел.
Воспитатель: Правильно ли поступила девочка Женя?(ответы детей: правильно,она загадывает последнее желание не для себя. Она делает добрый поступок. Мальчик Витя становится здоровым.
Воспитатель: Какую обязанность выполнила Женя? (ответы детей: она совершила добрый поступок ради здоровья Вити).
Воспитатель: Да.Каждый ребенок должен уважать другого человека и проявлять к нему сочувствие.
3.Фрагмент из мульфильма «Чебурашка».
Крокодил Гена и Чебурашка ехали в поезде.Было очень жарко, окно в вагоне открыто. Старуха Шапокляк по крыше вагона пробралась к открытому окну и незаметно украла сумку с билетами.
Воспитатель: Какой поступок совершила Шапокляк?(ответы детей: украла билеты у Чебурашки и крокодила Гены). Какие обязанности нарушила Шапокляк?(ответы детей: нельзя брать чужое без спросу).
Воспитатель: Правильно, дети, вы никогда не должны брать чужое.
4.Фрагмент из мульфильма «Крокодил Гена».
Девочка Галя шла в гости, чтобы подружиться с крокодилом Геной.На улице она увидела маленького щенка, пожалела его и позвала с собой. Вместе они пришли в дом , где жил Гена.Крокодил Гена играл в шахматы, раскидал их,на полу валялись игрушки.
Воспитатель: Хорошо ли поступила девочка Галя по отношению к щенку?(ответы детей: да, она привела его согреться и покормить).Да,каждый человек должен проявлять милосердие к другим.
Воспитатель: Какие обязанности не выполнил крокодил Гена?(ответы детей: каждый человек обязан поддерживать порядок в своем доме). Молодцы, ребята.Вы ответили правильно на все вопросы и усвоили все ваши права и обязанности.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?( ответы детей: о правах и обязанностях детей. Вам понравилось занятие?(ответы детей).Что вы запомнили?(ответы детей). Ребята, я желаю вам делать только хорошие поступки и выполнять свои обязанности. В нашей волшебной коробочке для вас есть сюрприз.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.