Цели:
коррекция эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста методами Арт-терапии и кинезиологии; закрепление представлений дошкольников о цвете и развитие способности соотносить эмоции с цветом.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представление детей об эмоциях, закрепить понятие настроения, учить определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также сознательно регулировать свое поведение;
- обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного и психоэмоционального напряжения, познакомить детей с разными способами корректировки своего состояния.
Развивающие:
- развивать интерес детей в изучении самих себя, навыки общения и адекватной оценочной деятельности;
- развивать восприятие, слуховое и зрительное внимание, творческое мышление и воображение посредством межполушарного взаимодействия.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру, повышать социальную компетентность, формировать адекватную самооценку;
- создавать положительный эмоциональный настрой, способствующий сплочению детского коллектива.
Материал: разноцветные куклы – феи, карточки и предметы разных цветов, клубок, шарики на каждого ребенка, листы бумаги, карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски; музыкальное сопровождение.
Психолог:
- Поздоровайтесь с гостями. Улыбнитесь им и друг другу.
Каждый знает без сомнения,
Что такое настроение.
Иногда мы веселимся,
Иногда скучаем мы,
Часто хочется взбодриться,
Но бываем и грустны.
Очень странное явление –
Перемена настроения.
Всем ребятам важно знать,
Что не стоит унывать.
Поскорее собираемся –
В край чудесный отправляемся!
- Сегодня мы побываем в краю разноцветного настроения.
- На предыдущих занятиях мы с вами были в гостях у разных фей. Давайте вспомним их. (Дети перечисляют цвета)
- Сегодня они все пришли к нам в гости. А как природа расположила их в радугу? (Ответы детей) Молодцы! Возьмите их в руки каждый по одной и расположите в правильном порядке.
Игра «Разноцветное настроение»
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Возьмите каждый по одной и разложите их по кругу. Получился цветик - многоцветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение. Расскажите, как вы думаете, о каком настроении говорит выбранный вами цвет:
¾ красный – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
¾ желтый – веселое настроение – хочется радоваться всему;
¾ зеленый – общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
¾ синий – спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно;
¾ фиолетовый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
¾ серый – скучное настроение, не знаю чем заняться;
¾ коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен;
¾ черный – грустное настроение – мне грустно, я расстроен.
- Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
(Дети обозначают цветом свое настроение)
- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
Кинезиологическое упражнение на релаксацию «Радуга».
(Музыка стихии воздух)
- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте себе, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо, проплывают розовые облака, а на небе яркая разноцветная радуга, которая блестит, переливается всеми цветами и передает вам свое настроение. Красный цвет дает вам силу и тепло. Вы становитесь сильнее, вам тепло и приятно. Желтый цвет приносит радость. Солнышко тоже желтого цвета, его лучики вас гладят, и вы улыбаетесь. Зеленый цвет – это цвет травы, листьев. Вам хорошо и спокойно. Голубой и синий – цвета неба и воды. Мягкие и успокаивающие, освежающие, как голубой ветерок или синяя вода в жару.
- Запомните ощущения, которые приносят вам разные цвета радуги, - пусть настроение у вас будет таким же разноцветным, как радуга. И даже когда вам скучно или грустно – вспомните о радуге, и ваше настроение всегда будет хорошим.
Откройте глазки.
Цветовая саморегуляция.
- Сейчас я научу вас рисовать «Забор настроения»; если вдруг у вас плохое настроение, нужно взять краски и нарисовать такой заборчик.
(Демонстрация рисования от черного, то есть перемещение ощущений от отрицательного полюса к положительному)
- Перед нами белая стена (лист бумаги) и 12 ведерок с красками. Всегда нужно начинать с черной краски. Проводим линию вниз. А теперь выбирайте следующие цвета – каждый на свой вкус – и раскрашивайте заборчик сами.
(По окончании работы дети делятся своими впечатлениями)
Кинезиологическое синхронное рисование двумя руками.
- Вы все молодцы. А теперь давайте над нашим заборчиком зажжем солнышко. Только уговор – рисовать мы будем одновременно обеими руками. Взяли в руки карандаши, мелки или фломастеры – кто что хочет – и рисуем над заборчиком солнышко.
Пальчиковая разминка (Су-Джок) «Разноцветные орехи»
- Молодцы, все справились. А теперь возьмите разноцветные шарики – какой вам больше понравился, представьте, что это – волшебные разноцветные орехи. Я буду читать стихотворение, а вы повторяйте за мной движения.
Разноцветные орешки
Белка продает с тележки:
Яркий – лисичке-сестричке,
Прозрачный – крылатым птичкам,
Темный – мишке толстопятому,
Пестрый – заиньке усатому.
- Молодцы, положили ваши орешки в вазочку.
Игра «Радостная песенка»
- У меня в руках опять наш разноцветный клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца, передам клубочек своему соседу справа и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».
Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поем ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернется ко мне. Отлично!
- Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала еще крепче, а настроение улучшилось. А когда у людей хорошее настроение – им хочется танцевать.
Танцевальная терапия «Разноцветный танец»
Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.
- Музыкальные движения повышают настроенье.
Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.
- Хочу предложить вам потанцевать в нашей разноцветной стране. Вы должны придумать свой образ – животное, насекомое, цветок – и определить цвет выбранного героя. А потом за него исполнить танец.
- Молодцы!
Дыхательная саморегуляция
- А сейчас спокойно подышим. Представим, что мы вдыхаем аромат цветка... Нежный аромат цветка того цвета, который вам больше нравится. Стараемся вдыхать не только носом, но и всем телом, кожей рук, ног, головы. Вдох через нос, выдох через рот...
«Вкус цвета»
- Мы с вами видели радугу, рисовали ее, даже танцевали как ее цвета. А вот какая радуга на вкус? Давайте попробуем...
Детям предлагается продегустировать кусочки пищи различных цветов и описать вкусовые ощущения (Например: красный цвет – яблоко; оранжевый – морковь; синий – слива; зеленый – огурец). Выбрать наиболее вкусный, по их мнению, цвет.
- Наше путешествие по волшебной стране разноцветного настроения подошло к концу. Вам понравилось?
(Ответы детей)
- Феи провели нас через разноцветный мир. Они не только показали нам, насколько прекрасен мир, но и что дарит наша земля и родная природа. Рассветы и закаты, пение птиц, журчание ручейка, капельки росы на траве, ласковый ветерок в жару, морозные узоры на окнах, нежные резные снежинки зимой. Все это – бесценное достояние, и мы должны не только любить, ценить, восхищаться всем этим, но и беречь и хранить. А еще – любить и уважать друг друга.
Ребенок 1:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат – пению,
Паучок – терпению,
Ребенок 2:
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас – труду.
Учит снег нас – чистоте,
Учит солнце – доброте.
Ребенок 3:
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород –
Весь большой лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Упражнение «Сухой душ»
Цель: создание и сохранение позитивной установки.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Надо душ сухой принять.
Детям предлагается попрощаться с гостями и пройти через «сухой душ».
- Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретенный в чудесном краю, сохранится в вас надолго.
Утренняя гимнастика (развитие внимания и логического мышления)
«Перекрестное марширование»
Шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
«Дирижер»
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка).
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
Занятие по математике (гимнастика для глаз)
«Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
Прогулка (речевое развитие)
- Давайте поможем зайцу спрятаться от лисы и замести все следы.
«Помоги зайцу»
В
песке делаются углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку
располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила
зайца – сдуванием.
- Когда заяц убегал от лисы, он от страха забыл, где спрятал свои запасы. Давайте найдем их в песке. Только аккуратно, а то лиса догадается, в чем дело.
«Заячьи запасы»
В
песок неглубоко закапываются игрушечные овощи и фрукты. Необходимо сдуванием
песка обнаружить спрятанное.
Упражнение «Настроение в кармашке»
Дети сидят полукругом. Произношу слова:
Утром рано поутру в детский садик я иду.
И в кармашке я с собой настроение несу.
Показываю мимикой своё веселое настроение. Повторяю слова, и далее ребенок изображает мимикой и позой свое настроение. Дети отгадывают настроение ребенка, а затем ребенок после этих слов говорит о том, почему у него сегодня такое настроение, например, «Я сегодня радостный, потому что…» или «Я сегодня злой, потому что…».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.