Занятие – эксперимент в средней группе.
«Снег и его свойства»
Цель: помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; закрепить знания о свойствах снега; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Оборудование: мини-лаборатория.
Ход занятия : Воспитатель читает стихотворение « Зима ».
-Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении ?
А чем вам нравится зима? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках .
- А вы любите отгадывать загадки ?
1. Бел, да не сахар, нет ног, да идёт. (Снег)
2. Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лёд)
Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы) Сегодня я вас приглашаю в мини-лабораторию .Мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.
«Что такое снег ?»
Маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.
Предложить детям взять снег в руки .
–А какой бывает снег?
Снег: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.
Есть ли запах у снега ?
«Что такое лёд и каким он бывает ?»
Лёд: холодный, твердый, скользкий .
Опыт №3. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет.
Вывод : Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный.
Опыт №4. «Определение прочности».
Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).
Опыт №5. «Воздействие температуры».
Дать детям 3 стаканчика со снегом и спросить –
В какой воде снег растает быстрее : в холодной, теплой или горячей ? Опустить стаканы в банки одновременно .
Что произошло со снегом ?
Правильно, под действием тепла снег превратился в воду.
В каком стакане снег быстрее растаял ? Почему?
Вывод : Чем выше температура тем быстрее тает снег.
Опыт №6. «Чистота снега».
Можно ли есть снег? Почему? Как вы думайте , снег чистый или грязный ? Давайте это проверим.
Переливаем талую воду в емкость через несколько слоев марли.
На марле осталось грязь.
Вывод : снег грязный ,есть его нельзя , потому что снег, как метла, собирает из воздуха всю пыль, микробы.
-Какую пользу приносит снег людям?
Обратить внимание детей, что после того, как прошёл снег воздух становиться чище, дышать проще, в организм попадает меньше пыли.
Вывод: снег чистит воздух.
Опыт №10. «Можно ли покрасить снег ? ».
Как вы думайте монжо ли покрасить снег ?
Мы попробуем с вами сейчас покрасить наш снег .
Ребята ,что случилось со снегом ?
Вывод: если снег покрасить краской ,то он станет разноцветным.
Физминутка
Предложить детям походить по снегу и спросить ,что они слышат.
Отметить ,что снег хрустит под ногами .
Раз шажок , два шажок – под ногой хрустит снежок.
На снегу видны любые следы. По ним можно узнать , кто ходил , ездил, прилетали птицы или бегали зверьки.
Определить , чьи следы видят дети и предложить им оставить свои следы на снегу.
Сравнить следы взрослого со следом ребенка.
Выводы:
Ребята , давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге.
Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. А лёд – бесцветный, прозрачный, хрупкий.
А что общего между снегом и льдом? (Ответы).
Как из воды получить лёд? (Ответы).
Во что ещё превращается вода зимой? (Сосульки, изморозь).
В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается?
(В морозную).
В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой?
(Во время оттепели).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.