Занятие-исследование: «Значение огня в эволюции человека»
Место проведения: школьный кабинет.
Возраст: 9-10 класс
Оборудование: музыкальные отрывки: Л.Бетховен – балет «Творения Прометея», либо А.Скрябин – симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»), либо Ф.Лист – симфоническая поэма «Прометей».
Тексты по теме (отрывки) – Ж.Рони-Старший «Борьба за огонь», «Прометей», «Сахара». Р.К. Баландин, Л. Бондарев «Природа и цивилизация», Н.Н. Воронцов «Экологические кризисы в истории человечества».
Географическая карта пустынь и полупустынь, репродукции рисунков со стоянок древних людей в Африке, подсвечник с тремя (четырьмя) свечами, весы, черные и белые шары (можно от настольного тенниса).
Ход занятия
Для создания особого эмоционального настроя в затемненном классе на учительском столе горит свеча. Звучит тихая музыка. Ученик (с артистическими способностями) выразительно читает отрывок из книги Ж. Рони-Старшего «Борьба за огонь». После окончания чтения отрывка свеча гасится. Некоторое время класс погружается в темноту. Затем зажигаются все свечи (дальнейшее занятие проходит при свете свечей).
Вступительное слово учителя. 1. Учитель предлагает учащимся представить себя на месте наших предков, сидящих у огня.
2. Обратить внимание на то, что использование огня утилитарно, но тяга человека к огню бессознательна, инстинктивна.
3. Указать на культы огнепоклонников и разрушительные блаженства пироманов.
4. Вспомнить некоторые исторические факты, например, подожженный и вновь отстроенный Рим. Пионерские костры. Вечный огонь в честь павших...
Обсуждение прочитанного отрывка (тексты находятся на столах учащихся).
1. Как сохраняли люди огонь?
2. Каково было значение огня для древних людей?
3. Какие средства выразительности использует автор при описании огня?
4. Какие средства выразительности использует автор при описании умирающего огня?
5. Как в тексте передано горе уламров?
Общий вывод: огонь олицетворялся су древних людей с живым существом, которому присущи жизнь и смерть.
Постановка целей и задач занятия.
Рассмотреть проблему положительного и отрицательного влияния на эволюцию человека, сузив ее до позиций «Огонь – Жизнь» и «Огонь – Смерть».
Организация работы в группах. Предварительно класс делится на 3 группы (по желанию): сторонники позиций «Огонь – жизнь» и «Огонь – Смерть» и наблюдатели (арбитры, судьи). На учительском столе устанавливаются символические весы, рядом кладутся белые и черные шары.
Мифологическое толкование умения человека владеть огнем.
Легенда о Прометее. Читается отрывок из произведения, звучит музыка.
«Огонь – Жизнь». Огонь принес человечеству разум. (Белый шар кладется на весы).
«Огонь – Смерть». Дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что привело к губительным последствиям. Прометей заботился только о теле человека, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей. (Черный шар)
Значение огня в эволюции человека.
«Огонь – Жизнь». 1.Умение пользоваться огнем позволило сделать пищу более усваиваемой и вкусной. (Белый шар).
2. Лицо человека приобрело современные черты. (Белый шар).
3. Огонь сделал человека независимым от климата. Позволил расселиться по всей поверхности земли. (Белый шар).
4. Люди использовали пламя для обороны от крупных хищников-конкурентов. Могли с его помощью отвоевать у зверей удобные жилища-пещеры. (Белый шар).
При помощи огня люди могли изготавливать более совершенные орудия труда. (Белый шар).
Постепенно укрепилось ощущение «дома» - места, где женщины могли ухаживать за детьми и куда мужчины возвращались с охоты. (Белый шар).
Огненная революция.
«Огонь – Смерть». 1. Охотничьи племена практиковали выжигание лесов; в результате, луга распространялись и на территории, где выпадало больше дождей. (Белый шар).
2. Тщательно контролируемое выжигание лесов с целью стимулировать рост одних пород деревьев и подавлять другие – один из известных приемов в современном лесопроизводстве. (Белый шар).
«Огонь – Смерть». 1.Знаменитые пустыни Африки – Сахара и Калахари – антропогенного происхождения. (Черный шар).
2. Использование аборигенами Тасмании огня привело к смене флоры и фауны и, как следствие. Отрицательно сказалось на экосистеме острова. (Черный шар).
3. Современные пустыни и полупустыни Австралии имеют антропогенное происхождение. (Черный шар).
4. Формирование антропогенных (пирогенных) тундр началось еще со времен сумнагинской культуры (6-10 тысяч лет назад). Деятельность человека способствовала расширению тундровой зоны и отступанию на юг северной границы тайги. Современные границы тундры сложились под влияниемантропогенного воздействия. (Черный шар).
Огонь и металлургическое производство.
«Огонь – Смерть». Рудное дело невозможно без применения огня. (Белый шар).
«Огонь – Смерть». Изменение содержания углекислого газа в атмосфере в значительной мере влияет на климат Земли. Все это – следствие освоения человеком огня. (Черный шар).
Подведение итогов занятия.
Судьи подсчитывают количество шаров черных и белых. Белых оказывается больше. Обсуждение полученных результатов. Учащиеся свободно высказывают свое мнение.
Учитель делает общий вывод.
Литература для учителя.
1. Цыбасова В.И. Биология. Проектная деятельность. ИТД Корифей, Волгоград, 2009г.
Литература для учащихся.
1. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М., Мысль, 1998.
2. Воронцов Н.Н. Экологические кризисы в истории человечества. //Биология, 2001, № 40,41.
3. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. М., Педагогика-Пресс, 1994.
4. Рони-Старший Ж. Борьба ха огонь. Пещерный лев. Вамирех, М., Пресса, 1994.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.