ЗАНЯТИЕ
Тема: ИСТОРИЯ ЖИЛИЩА ЧЕЛОВЕКА
Возрастная группа: подготовительная
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая.
Форма проведения: «Путешествие по реке времени»
Форма организации деятельности детей: подгрупповая
Средства:
- Наглядные:
раздаточный материал - мелкие картинки с изображением жилищ в древности, прошлом и настоящем;
демонстрационный материал - иллюстрации с изображением современных многоэтажных домов, фото русской избы и современного дома; современный строительный материал (ламинат, сайдинг, линолеум, черепица, облицовочный кирпич, блоки и др.). Макет русской избы, мяч, панно «река времени».
- Мультимедийные: компьютерная презентация «История жилища»
- Музыкальные: звуковые эффекты
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, красивый сундучок, макет дома, клеевой карандаш, салфетки.
Учебно-методический комплект: технология «путешествие по реке времени» Н.А.Коротковой.
Планируемый результат:
Дети проявляют интерес и готовность к предстоящей деятельности, решению проблемных ситуаций совместно с педагогом.
Воспитательный:
1. Проявляют готовность к познанию нового.
Образовательный:
2. Демонстрируют умение подбирать слова, строить высказывание в соответствии с предложенной темой.
3. Работают со смысловым содержанием слова.
4. Умеют аргументировать свои высказывания, рассуждать.
5. Имеют представление о керосиновой лампе, ее устройстве, назначении.
6. Выполняют действия в соответствии с поставленной задачей, на основе наблюдений формулируют выводы.
Цель: Формирование представлений об истории жилища человека посредством включения детей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи деятельности:
Обучающие:
1. Систематизировать знания воспитанников о жилищах людей в древности, прошлом и настоящем, сформировать представления детей об их разнообразии.
2. Обогащать словарный запас детей путем использования слов – терминов.
3. Учить составлять хронологическую последовательность истории жилищ человека на панно «Река времени».
4. Развивать у детей умение составлять рассказы из личного опыта по фотографиям жилищ бабушки и родителей.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление и сообразительность.
2. Развивать познавательную инициативу воспитанников в процессе работы в команде.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.
Принципы обучения, воспитания:
· Принцип систематичности
· Принцип доступности
· Принципа наглядности
· Принципа сознательности и активности учения детей
· Принцип индивидуализации
· Принцип научности обучения
Методы обучения и воспитания:
· Наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий)
· Словесные методы (рассказ педагога, рассказы детей, беседа)
· Игровые методы (дидактическая игра)
· Практические методы (элементарные опыты)
Этапы деятельности |
Содержание деятельности |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей |
Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события |
В: Ребята! А у меня для вас сюрприз. Посмотрите вот в этом красивом сундучке что-то лежит. Я хочу, чтобы вы отгадали что там. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, что в сундучке». Вы задаете мне вопросы. А я буду отвечать «да» или «нет» (если дети затрудняются, помочь им наводящими вопросами или загадать загадку). Правильно это дом. Дом еще можно назвать жилищем. А что еще можно назвать жилищем? |
Мотивирует детей к высказыванию. Комментирует высказывания. |
Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. |
Вступают в диалог, демонстрируют готовность к сотрудничеству. |
II. Постановка целей исследования |
В: Как вы думаете, зачем людям нужны жилища? А знаете ли вы, в каких жилищах раньше жили люди? А хотите узнать? Сегодня мы с вами отравимся в воображаемое путешествие по «реке времени» и поговорим об истории жилища человека в древности, прошлом и настоящем. |
Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение. Вовлекает детей в совместное планирование. |
Озвучивают знание и жизненный опыт. |
Проявляют интерес и готовность к предстоящей деятельности. Формулируют цель деятельности совместно с педагогом. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала, работа со слайдами |
В: Мы отправляемся в путешествие во времени. Вы давайте поднимайтесь, со мною в древность собирайтесь. Мы на лодке поплывем, в древность сразу попадем. Садитесь поудобнее, мы отправляемся в древность, (звучит музыка, дети закрывают глаза, с окончанием музыки открывают). 1 слайд. В. – В древности люди жили в пещерах, потому, что человеку нужно было убежище. Которое укрывало бы его от палящего солнца, пронизывающего ветра, жгучего мороза. Сначала люди обживали пещеры, где их соседями нередко становились хищные звери. Со временем человек научился сам строить дома. В ход шли ветки, камни, бревна. В. Как вы думаете, почему человек решил построить дом, а не остался жить в пещере. Д. В пещере холодно, могут обвалиться камни, а если варить еду, весь дым остается в пещере. 2 слайд В. Но в древности человек строил себе жилище еще и из других материалов. Например, индейцы делали себе жилище – «типи» из шкур бизонов. 3 слайд На крайнем севере эскимосы строили себе дома из снежных кирпичей с окнами из речного льда, такое жилище называлось «иглу». 4 слайд В теплых странах аборигены строили хижины из веток пальм. Как людям жилось в таких жилищах? А из древности поплывем мы в прошлое. В: Мы же ловкие ребята и умеем плавать брасом. Звучит музыка, дети снова закрывают глаза. Шло, время и люди научились строить другие жилища. В: Как вы думаете из чего их стали люди строить? А сейчас обратите внимание на экран, внимательно послушайте мой рассказ и скажете из каких материалов люди стали строить жилища? 5 слайд В: В степях строили из глины и назывались эти жилища - мазанки. Стены строили из глины, крыши покрывали соломой. 6 слайд На севере чукчи строили из шкур оленей - юрты, есть такие поселения чукчей, в которых они живут, и по сей день. 7 слайд Там, где много лесов, люди строили жилища из дерева. Может из вас кто-то знает, как называются такие жилища? (изба). У избы есть высокое крылечко, крыша, украшенная резьбой. Внутри есть лавочка. А главное есть теплая печка, где весело потрескивали дрова. Как вы думаете, чем удобны были эти избы? В: Пойдемте, посмотрим, как изба выглядела изнутри. (Рассматривание макета) В: Старые люди и в наше время живут в таких домах. Сейчас Сёма расскажет, как живет его прабабушка. Дети «Вновь во времени плывем От друзей не отстаем. Время мчится все быстрей Плывем, ребята веселей. Ух, совсем уже устали. В настоящее попали! 9 слайд В. Сейчас люди строят современные красивые дома, обустраивают их красивыми современными материалами. Ставят пластиковые окна, чтобы в домах было светлее и удобно было мыть окна. Крыши кроют красивым железом, стены обшивают сайдингом. В: Вот про свой дом расскажет Лера. (Дети рассматривают фото). Дети, посмотрите, я вам приготовила еще иллюстрации с красивыми, домами – небоскребами, которые люди строят в больших городах – мегаполисах. В: Ребята, сейчас подойдите все ко мне, у меня для вас еще есть один сюрприз. Ваши родители для вас приготовили современные строительные материалы, из которых в настоящее время люди строят современные жилища. Давайте их рассмотрим. В: А сейчас с вами давайте поиграем в игру «Из чего построен дом». Я называю строительный материал и бросаю мяч, а вы должны сказать какой дом? Например, глина и бросаю мяч, кто ловит отвечает – глиняный. (дерево, кирпич, стекло, бетон, камень, солома, лед). Мы с вами попутешествовали во времени и видели разное жилище в древности, прошлом и настоящем. |
Разворачивает тканевую ленту. Предлагает способ действия
Актуализирует цель деятельности.
Рассматривает вместе с детьми, что изображено на иллюстрации. Предоставляет возможность высказать версии детям.
Мотивирует детей к размышлению
Даёт поручение, ставит задачу.
Делится информацией.
Даёт поручение, ставит задачу.
Делится информацией.
Поддерживает познавательный интерес.
Даёт детям сделать вывод.
|
Рассуждают о том, что видят на картинках, аргументируют свои высказывания.
Делятся впечатлениями, задают вопросы друг другу и воспитателю, договариваются друг с другом, принимают совместное решение.
Дети рассматривают иллюстрацию, слайд.
Дети рассматривают иллюстрацию, слайд, делают выводы.
Дети играют.
|
Проявляют интерес к истории жилища. Умеют делать логические выводы. Демонстрируют умение использовать слова по теме.
Умеют работать со смысловым содержанием слова.
Умеют аргументировать свои высказывания, рассуждать.
Демонстрируют умение работать совместно, договариваться. Совместно с педагогом проверяют свои предположения.
Имеют представления об особенностях жилища.
Узнают о домах, в которых живут люди.
|
IV. Работа индивидуальная: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». |
В: Ребята у нас на столе лежит панно «Река времени». Река начинается в далеком, далеком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где мы живем с вами. Посмотрите, на столе лежат картинки, на которых изображены жилища людей, мы их должны правильно разместить на реке времени. В этой части реки времени вы размещаете картинки с жилищем, в котором люди жили в древности, рядом картинки с жилищами из прошлого, далее современные жилища. Разделитесь на три группы. Вы можете договориться между собой, кто с кем хочет работать, но так, чтобы вас было поровну в каждой группе. Затем договоритесь между собой, какие картинки группа будет размещать на реке времени. |
Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания. |
Дети раскладывают предметы на реку времени. |
Умеют взаимодействовать в группах, выполняют действие строго в соответствии с поставленной задачей. |
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. |
В: Разложите картинки на панно. Давайте проверим, правильно ли разложили картинки. А теперь наклейте картинки на панно, используя клеевой карандаш и салфетки. В: Дома ребята вы еще можете найти картинки жилища человека, и мы их завтра разместим на реке времени.
|
Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу). |
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства. Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали. |
Умеют оценивать результат своей деятельности. Умеют делать выводы.
|
VI. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности. |
В: Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? А, что было самым интересным? Трудно ли вам было выбрать картинки с разными видами жилищ людей.
|
Привлекает детей к рассматриванию ленты времени по истории жилища. |
|
Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.