Технологическая карта занятия по профилактике агрессивного поведения «Как победить агрессию» (для обучающихся 3-4 класса)
Разработчик:
Шепелева Людмила Вячеславовна, педагог-психолог
Место занятия в системе занятий
Данное занятие является итоговым в коррекционно-развивающей программе «Планета эмоций». Занятие направленно на обобщение и систематизацию у обучающихся ранее приобретённых знаний.
Цель: создание условий для формирования эмоциональной стабильности, коррекции отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализации эмоций обучающихся; развитие умения взаимодействовать в коллективе.
Задачи обучения:
v обучение детей навыкам выплеска гнева и негативных эмоций в приемлемой форме;
v учить умению вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
v обучать умению регулировать своё эмоциональное состояние;
v учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.
Задачи развития:
v развивать эмоционально-чувственный мир детей; v развивать коммуникативные навыки детей;
v развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь, воображение);
v развивать элементарные навыки самооценки.
Задачи воспитания:
v воспитывать чувство взаимопонимания и сплочения между учащимися, умение взаимодействовать в паре; v воспитывать умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение допустимыми способами.
Ориентация на результаты:
Предметные результаты:
- расширение круга понимаемых эмоций, чувств, настроения;
- снижение психического и эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона; - повышение уровня самоконтроля и самооценки.
Обучающиеся научатся:
- понимать эмоции других людей и правильно их выражать, контролировать; - использовать приемлемые способы снятия внутреннего напряжения; - правилам взаимодействия в коллективе.
Регулятивные УУД:
- учиться выражать свои чувства в отношении педагога и одноклассников; работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в различных источниках: картинках, рисунках; делать выводы в результате совместной работы с одноклассниками;
- включаться в творческую деятельность под руководством педагога-психолога;
- строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
- учиться понимать эмоции, чувства, настроение, их мимические проявления, а также передавать эмо-циональные состояния свои и чужие; - учиться договариваться с одноклассниками, работать в парах, коллективно.
Личностные УУД:
- учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; -учиться осознавать роль эмоций в жизни человека.
Ресурсы, оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Дидактическое обеспечение занятия: аудиозаписи, план занятия, бумага А4, ватман, карандаши, пальчиковые краски, пиктограммы, смайлики для самооценки занятия, клубок, шкатулка, сундучок.
Технологии: игровые технологии и психотехники, арт-терапия (изотерапия, сказкотерапия).
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательная, изобразительная. Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы и приемы:
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, этюды, пантомимика, речевые ситуации, упражнения на развитие эмоциональной сферы);
- методы организации и осуществления познавательной деятельности (беседа, продуктивная деятельность);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки (рефлексия, анализ результатов собственной деятельности);
- методы стимулированияповедения (поощрение);
- методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (упражнения на релаксацию).
Фаза урока/занятия |
Этап урока, направление деятельности |
Деятельность педагога-психолога и обучающихся |
Фаза 1. Начало образовательно го мероприятия |
Приветствие. Создание психологически комфортной обстановки, доброжелательного отношения на занятии. |
Игра «Скажи комплимент». Психолог сидит в кругу вместе с детьми. Психолог берет в руки мяч, передает его ребенку сидящему справа. Каждый по очереди, передавая мяч, должен сказать своему соседу комплимент. Условия: повторяться нельзя, смотреть в глаза собеседнику. (дети настраиваются на положительное отношение друг к другу в течение всего занятия) |
Фаза 2. Работа над темой |
Сказкотерапевтическая групповая работа, направленная на снятие напряжения и тревожности у |
Педагог-психолог: Необычное начало, необычный наш урок, посетим сегодня с Вами много сказочных дорог. (На интерактивной доске появляется изображение извилистой тропинки с цветами) |
|
учащихся.
|
Упражнение «Связующая нить» Цель: развивать чувство единения в группе, умения взаимодействовать в доброжелательной обстановке. Технология проведения Педагог-психолог: Перед тем, как отправляться, мы возьмем с собой клубок, он укажет нам дорогу и по сказке проведёт.Для успешного начала, для успешного пути передайте все клубочек с пожеланием другим… (Дети передают клубок по кругу и желают друг другу удачного пути) |
Фронтальная работа по дифференциации эмоциональных состояний (повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением кинезиологических ощущений. Развитие внимания, памяти и мышления.
|
Педагог-психолог: Вот и катится клубок по тропинке всё вперёд. Прикатился на полянку настроений наш дружок… (На интерактивной доске появляется изображение полянки со сказочными героями с разным настроением) Упражнение «Изобрази эмоцию» Цель: развивать умение правильно изображать эмоциональное состояние с помощью пантомимики. Технология проведения Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, на волшебной полянке собрались герои наших сказок, все они с разным настроением и испытывают разные чувства. Изобразите и назовите эмоцию каждого персонажа сказки. (Каждый ребенок поочерёдно выходит к доске и показывает пантомимику, а другие отгадывают эмоцию) |
|
Групповой и индивидуальный анализ агрессивного поведения (поступков) с использованием элементов сказкотерапии. Совместный вывод обучающихся о необходимости преодоления агрессии и формирования положительных черт характера (саморегуляция поведенческих расстройств).
|
Педагог-психолог: Покатился наш клубок прям с полянки да в лесок. А в леске живет волчище, злой презлой по лесу рыщет, днем и ночью всё он ищет, по пути ругает всех. Звери в стороны бегут и к нему уж не идут. (На интерактивной доске появляется изображение злого волка.) Упражнение «Гнев» Цель: устранение агрессии у детей. Технология проведения Педагог-психолог: Ребята, изобразите и назовите эмоцию нашего героя. (Дети показывают пантомимику и отвечают на вопрос) Ребята, передавайте по кругу наш клубочек и продолжите фразу: |
|
|
«Я бываю злой, когда…» Вопрос – ответ: - Хорошо ли быть злым? (Дети отвечают: Злым быть плохо) - Много ли друзей у злого человека? (Злой человек одинокий) - Что мы пожелаем волку? (Дети отвечают: Чтобы он стал добрым) (На интерактивной доске появляется изображение доброго волка со зверями на сказочной полянке) |
Обучение адекватным способам выражения гнева с использованием игровых технологий преодоления гнева и эмоционального напряжения.
|
Игра «Снежки» Цель: устранение агрессии у детей адекватными способами. Технология проведения Педагог-психолог: Ребята, что можно сделать, чтобы злость прошла? (Дети отвечают) Предлагаю вам безобидный, но эффективный способ снятия гнева: возьмите бумагу, скомкайте её, и что есть силы бросьте вперёд, при этом говорите «уходи злость, уходи…» (Дети выполняют задание) |
|
Групповая работа по дифференциации эмоционального состояния (повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением наглядного раздаточного материала, элементов сказкотерапии). Развитие внимания, памяти и мышления, умения взаимодействовать в коллективе. |
Педагог-психолог: Наш клубочек покатился по тропинке, по леску. Вот у дерева уже он, чем поможем мы ему? (На интерактивной доске появляется изображение дерева эмоций – вместо фруктов на нём расположены пиктограммы.) Упражнение «Пиктограммы» Цель: развивать умение различать эмоциональные состояния других людей. Технология выполнения Педагог-психолог: Ребята, перед нами сказочное дерево эмоций. Для выполнения задания разделитесь на две группы. У вас на столе лежат картинки со сказочными героями и пиктограммы. Положите на каждую картинку соответствующую пиктограмму. (Дети выполняют задание) |
|
Изотерапевтическая индивидуальная работа по проработке направления. Изотехнический прием как разновидность арттерапевтического страха, групповая беседа. |
Педагог-психолог: Наш клубочек покатился, в лес со страхом он вошёл. Здесь в лесу дремучем детских страхов полный дом. (На интерактивной доске появляется изображение темного леса.) Упражнение «Страшная маска» Цель: преодоление детских страхов. Технология выполнения |
|
|
Педагог-психолог: Ребята, мы в необычном лесу. Здесь живут детские страхи. Чтобы их победить, надо нарисовать самую страшную маску и рассказать о ней: чем страшна маска, чего она боится, как её прогнать. (Дети выполняют задание) Педагог-психолог: Молодцы, ребята, а теперь возьмите свои маски и сложите в наш волшебный сундучок. (Дети подходят и складывают свои маски) Педагог-психолог закрывает коробку с масками и заключает. Мы победили все страхи в лесу! (На интерактивной доске появляется солнце над лесом) |
Психогимнастическое групповое упражнение, направленное на снятие эмоционального напряжения, утомления, формирование позитивного настроя на продолжение работы.
|
Педагог-психолог: Мы отправляемся дальше в путь: наш клубочек по тропинке покатился к ручейку, вот и вышел на полянку, а она стоит в цвету. (На интерактивной доске появляется изображение цветочной полянки с ручейком и солнышком) Этюд «Цветок» Цель: развивать у детей умение выражать удовольствие и радость. Педагог-психолог: Ребята, представьте, что мы с вами цветочки на волшебной полянке. Сядем на корточки, как маленькое семечко, обхватим руками колени, голова опущена вниз. И тут тёплый лучик солнца упал на землю и стал согревать в земле семечки, стало очень тепло. Все почувствовали, как стало тепло? (музыкальное сопровождение). И из каждого семечка проклюнулся росток, сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище, руки поднимаются выше, выше к солнышку. Цветочки растут, растут, и вот уже появился бутончик, а солнышко всё теплее и теплее греет, и бутончик распускается. Вот какие красивые у всех цветы! Погреем на солнышке каждый лепесточек, погреем головку, улыбнёмся солнышку, другим цветам, погреем правую щёчку, теперь левую. Можно покружиться – мы же волшебные цветы. Как рады солнышку цветы! Улыбаются! |
|
Групповое взаимодействие с элементами изотерапии. Расслабление, снятие тревожности, выражение своего эмоционального состояния. Обучение умению бесконфликтного сотрудничества. |
Педагог-психолог: Теперь снова отправляемся в путь: наш клубочек покатился, скачет весело вперёд, вот и домик феи виден. В этот домик нас ведёт. (На интерактивной доске появляется изображение сказочного домика, на пороге стоит фея и держит в руках волшебную шкатулку.) (Педагог-психолог ставит на стол шкатулку) Мы прошли длинную дорогу и преодолели все препятствия. Поэтому фея Радости |
Фаза 3. Рефлексия.
Завершение Осознание детьми цели посещения
образовательно занятия, повышение мотивации к го занятиям.
мероприятия
преподнесла нам в подарок эту шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней.
(Педагог-психолог открывает шкатулку и достает краски)
Ребята, это волшебные краски! Они помогут нам изобразить все эмоции, которые мы ощутили на занятии.
Упражнение «Мир эмоций» (совместный рисунок)
Цель: развивать умение выражать эмоции посредством изотехнических приёмов. Технология выполнения Педагог-психолог:
Ребята, выберите ту краску, которая соответствует вашему настроению и нарисуйте пальчиками ваш волшебный цветок чувств. Выполняйте работу дружно, договариваясь друг с другом о последовательности вашей работы. Помните, что это полянка волшебных цветов, куда нас привёл сказочный клубочек.
Педагог-психолог:
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Я предлагаю вам взять из волшебной шкатулки тот смайлик, который соответствует вашему настроению и прикрепить его на ваш цветок. (Дети выполняют задание) Посмотрите, какая у нас получилась красивая цветочная полянка: наши цветы ожили, они выражают ваше настроение.
Вопрос – ответ:
- Ребята, расскажите о своих цветах и об их настроении.
- Что вам понравилось и запомнилось на занятии. (Рефлексия)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.