Занятие "Как победить агрессию?!

  • pdf
  • 04.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Как победить агрессию.pdf

МОУ «Хребтовская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта занятия по профилактике агрессивного поведения «Как победить агрессию» (для обучающихся 3-4 класса)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                  Разработчик:

Шепелева Людмила Вячеславовна,                                                                                                                                                                           педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

п. Хребтовая, 2024 год

Место занятия в системе занятий

Данное занятие является итоговым в коррекционно-развивающей программе «Планета эмоций». Занятие направленно на обобщение и систематизацию у обучающихся ранее приобретённых знаний.

Цель: создание условий для формирования эмоциональной стабильности, коррекции отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализации эмоций обучающихся; развитие умения взаимодействовать в коллективе.

Задачи обучения:

v  обучение детей навыкам выплеска гнева и негативных эмоций в  приемлемой форме;

v  учить умению вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;

v  обучать умению регулировать своё эмоциональное состояние;

v  учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.

Задачи развития:

v  развивать эмоционально-чувственный мир детей; v развивать коммуникативные навыки детей;

v  развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь, воображение);

v  развивать элементарные навыки самооценки.

Задачи воспитания:

v  воспитывать чувство взаимопонимания и сплочения между учащимися, умение взаимодействовать в паре; v воспитывать умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение допустимыми способами.

Ориентация на результаты:

Предметные результаты:

-  расширение круга понимаемых эмоций, чувств, настроения;

-  снижение психического и эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона; - повышение уровня самоконтроля и самооценки.

Обучающиеся научатся:

-  понимать эмоции других людей и правильно их выражать, контролировать; - использовать приемлемые способы снятия внутреннего напряжения; - правилам взаимодействия в коллективе.

Регулятивные УУД:

-  учиться выражать свои чувства в отношении педагога и одноклассников; работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

-  находить ответы на вопросы в различных источниках: картинках, рисунках; делать выводы в результате совместной работы с одноклассниками;

-  включаться в творческую деятельность под руководством педагога-психолога; 

-  строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-  учиться понимать эмоции, чувства, настроение, их мимические проявления, а также передавать эмо-циональные состояния свои и чужие; - учиться договариваться с одноклассниками, работать в парах, коллективно.

Личностные УУД:

-  учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности;  -учиться осознавать роль эмоций в жизни человека.

Ресурсы, оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Дидактическое обеспечение занятия: аудиозаписи, план занятия, бумага А4, ватман, карандаши, пальчиковые краски, пиктограммы, смайлики для самооценки занятия, клубок, шкатулка, сундучок.

Технологии: игровые технологии и психотехники, арт-терапия (изотерапия, сказкотерапия).

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательная, изобразительная. Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы и приемы:

-  методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, этюды, пантомимика, речевые ситуации, упражнения на развитие эмоциональной сферы);

-  методы организации и осуществления познавательной деятельности (беседа, продуктивная деятельность);

-  методы контроля, самоконтроля и самооценки (рефлексия, анализ результатов собственной деятельности);

-  методы стимулированияповедения (поощрение);

-  методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (упражнения на релаксацию).

 

Фаза урока/занятия

Этап урока, направление деятельности

Деятельность педагога-психолога и обучающихся

Фаза 1. Начало образовательно го мероприятия

Приветствие.

Создание психологически комфортной обстановки, доброжелательного отношения на занятии.

Игра «Скажи комплимент».

Психолог сидит в кругу вместе с детьми. Психолог берет в руки мяч, передает его ребенку сидящему справа. Каждый по очереди, передавая мяч, должен сказать своему соседу комплимент. Условия: повторяться нельзя, смотреть в глаза собеседнику. (дети настраиваются на положительное отношение друг к другу в течение всего занятия)

Фаза 2. Работа над темой

Сказкотерапевтическая групповая работа, направленная на снятие напряжения и тревожности у

Педагог-психолог:

Необычное начало, необычный наш урок, посетим сегодня с Вами много сказочных дорог. (На интерактивной доске появляется изображение извилистой тропинки с цветами)

 

 

учащихся.

 

 

Упражнение  «Связующая нить»

Цель: развивать чувство единения в группе, умения взаимодействовать в доброжелательной обстановке. Технология проведения Педагог-психолог:

Перед тем, как отправляться, мы возьмем с собой клубок, он укажет нам дорогу и по сказке проведёт.Для успешного начала, для успешного пути передайте все клубочек с пожеланием другим… (Дети передают клубок по кругу и желают друг другу удачного пути)

Фронтальная работа по дифференциации эмоциональных

состояний (повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением кинезиологических ощущений. Развитие внимания, памяти и мышления.

 

 

Педагог-психолог:

Вот и катится клубок по тропинке всё вперёд. Прикатился на полянку настроений наш дружок… (На интерактивной доске появляется изображение полянки со сказочными героями с разным настроением) Упражнение «Изобрази эмоцию»

Цель: развивать умение правильно изображать эмоциональное состояние с помощью пантомимики.

Технология проведения     Педагог-психолог: 

Ребята, посмотрите, на волшебной полянке собрались герои наших сказок, все они с разным настроением и испытывают разные чувства. Изобразите и назовите эмоцию каждого персонажа сказки. (Каждый ребенок поочерёдно выходит к доске и показывает пантомимику, а другие отгадывают эмоцию)

Групповой и индивидуальный анализ агрессивного поведения (поступков) с использованием элементов сказкотерапии. Совместный вывод обучающихся о необходимости преодоления агрессии и формирования положительных черт характера (саморегуляция поведенческих расстройств).

 

Педагог-психолог:

Покатился наш клубок прям с полянки да в лесок. А в леске живет волчище, злой презлой по лесу рыщет, днем и ночью всё он ищет, по пути ругает всех. Звери в стороны бегут и к нему уж не идут. (На интерактивной доске появляется изображение злого волка.)

Упражнение  «Гнев»

Цель: устранение агрессии у детей. Технология проведения Педагог-психолог: 

Ребята,           изобразите и назовите         эмоцию          нашего           героя. (Дети             показывают пантомимику и отвечают на вопрос)

Ребята, передавайте по кругу наш клубочек и продолжите фразу:

 

 

 

«Я бываю злой, когда…»  Вопрос – ответ:

-  Хорошо ли быть злым? (Дети отвечают: Злым быть плохо)

-  Много ли друзей у злого человека? (Злой человек одинокий)

-  Что мы пожелаем волку? (Дети отвечают: Чтобы он стал добрым)

(На интерактивной доске появляется изображение доброго волка со зверями на сказочной полянке)

Обучение адекватным способам выражения гнева с использованием игровых технологий преодоления гнева и эмоционального напряжения.

 

Игра «Снежки»

Цель: устранение агрессии у детей адекватными способами. Технология проведения Педагог-психолог: 

Ребята, что можно сделать, чтобы злость прошла? (Дети отвечают)

Предлагаю вам безобидный, но эффективный способ снятия гнева: возьмите бумагу, скомкайте её, и что есть силы бросьте вперёд, при этом говорите «уходи злость, уходи…» (Дети выполняют задание)

Групповая работа по

дифференциации эмоционального

состояния (повторение, основанное на визуальном восприятии информации с включением наглядного раздаточного материала, элементов сказкотерапии). Развитие внимания, памяти и мышления, умения взаимодействовать в коллективе.

Педагог-психолог: 

Наш клубочек покатился по тропинке, по леску. Вот у дерева уже он, чем поможем мы ему? (На интерактивной доске появляется изображение дерева эмоций – вместо фруктов на нём расположены пиктограммы.)

Упражнение «Пиктограммы»

Цель: развивать умение различать эмоциональные состояния других людей. Технология выполнения Педагог-психолог:

Ребята, перед нами сказочное дерево эмоций.  

Для выполнения задания разделитесь на две группы. У вас на столе лежат картинки со сказочными   героями          и          пиктограммы.           Положите      на        каждую             картинку соответствующую пиктограмму. (Дети выполняют задание)

Изотерапевтическая индивидуальная работа по проработке направления. Изотехнический прием как разновидность арттерапевтического страха, групповая беседа.

Педагог-психолог:

Наш клубочек покатился, в лес со страхом он вошёл. Здесь в лесу дремучем детских страхов полный дом. (На интерактивной доске появляется изображение темного леса.)

Упражнение «Страшная маска»

Цель: преодоление детских страхов. Технология выполнения

 

 

 

Педагог-психолог:

Ребята, мы в необычном лесу. Здесь живут детские страхи. Чтобы их победить, надо нарисовать самую страшную маску и рассказать о ней: чем страшна маска, чего она боится, как её прогнать. (Дети выполняют задание) Педагог-психолог:

Молодцы, ребята, а теперь возьмите свои маски и сложите в наш волшебный сундучок. (Дети подходят и складывают свои маски)

Педагог-психолог закрывает коробку с масками и заключает. Мы победили все страхи в лесу! (На интерактивной доске появляется солнце над лесом)

Психогимнастическое групповое упражнение, направленное на снятие эмоционального напряжения, утомления, формирование позитивного настроя на продолжение работы.

 

Педагог-психолог:

Мы отправляемся дальше в путь: наш клубочек по тропинке покатился к ручейку, вот и вышел на полянку, а она стоит в цвету. (На интерактивной доске появляется изображение цветочной полянки с ручейком и солнышком)

Этюд «Цветок»

Цель: развивать у детей умение выражать удовольствие и радость.

Педагог-психолог:

Ребята, представьте, что мы с вами цветочки на волшебной полянке. Сядем на корточки, как маленькое семечко, обхватим руками колени, голова опущена вниз. И тут тёплый лучик солнца упал на землю и стал согревать в земле семечки, стало очень тепло. Все почувствовали, как стало тепло? (музыкальное сопровождение). И из каждого семечка проклюнулся росток, сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище, руки поднимаются выше, выше к солнышку. Цветочки растут, растут, и вот уже появился бутончик, а солнышко всё теплее и теплее греет, и бутончик распускается. Вот какие красивые у всех цветы! Погреем на солнышке каждый лепесточек, погреем головку, улыбнёмся солнышку, другим цветам, погреем правую щёчку, теперь левую. Можно покружиться – мы же волшебные цветы. Как рады солнышку цветы! Улыбаются!

Групповое взаимодействие с элементами изотерапии. Расслабление, снятие тревожности, выражение своего эмоционального состояния. Обучение умению бесконфликтного сотрудничества.

Педагог-психолог: 

Теперь снова отправляемся в путь: наш клубочек покатился, скачет весело вперёд, вот и домик феи виден. В этот домик нас ведёт. (На интерактивной доске появляется изображение сказочного домика, на пороге стоит фея и держит в руках волшебную шкатулку.)

(Педагог-психолог ставит на стол шкатулку)

Мы прошли длинную дорогу и преодолели все препятствия. Поэтому фея Радости


Фаза 3.                  Рефлексия. 

Завершение           Осознание детьми цели посещения

образовательно         занятия, повышение мотивации к го         занятиям.

мероприятия

преподнесла нам в подарок эту шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней.

(Педагог-психолог открывает шкатулку и достает краски)

 Ребята, это волшебные краски! Они помогут нам изобразить все эмоции, которые мы ощутили на занятии.

Упражнение «Мир эмоций» (совместный рисунок)

Цель: развивать умение выражать эмоции посредством изотехнических приёмов. Технология выполнения Педагог-психолог:

Ребята, выберите ту краску, которая соответствует вашему настроению и нарисуйте пальчиками ваш     волшебный    цветок            чувств.           Выполняйте   работу            дружно, договариваясь друг с другом о последовательности вашей работы. Помните, что это полянка волшебных цветов, куда нас привёл сказочный клубочек.

Педагог-психолог:

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Я предлагаю вам взять из волшебной шкатулки тот смайлик, который соответствует вашему настроению и прикрепить его на ваш цветок. (Дети выполняют задание)  Посмотрите, какая у нас получилась красивая цветочная полянка: наши цветы ожили, они выражают ваше настроение.

Вопрос – ответ:

-  Ребята, расскажите о своих цветах и об их настроении. 

-  Что вам понравилось и запомнилось на занятии. (Рефлексия)