Технологическая карта занятия внеурочной деятельности в 1 классе
Направление внеурочной деятельности: Общеинтеллектуальное
Название программы: Кружок "Все обо всем"
Тема: Чей нос лучше?"
Класс: 1 "В"
Учитель: Джиоева Лариса Витальевна
Цели:
1.Сформировать понятия: растительноядные, насекомоядные и хищные птицы.
2 Развивать умение выделять существенные признаки птиц, умение делать выводы.
3. Обучать учащихся наблюдать, сравнивать, находить закономерности
4. Развивать логическое мышление, тренировать слуховую память
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование экологической культуры (бережного отношения к природе);
2) развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
3) воспитание бережного отношения к птицам.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные УУД:
- формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные УУД:
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- развитие способности активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Познавательные УУД:
-обеспечить развитие у школьников умения ставить цель;
-учиться делать выводы;
-развивать наглядно-образное мышление, творческие способности, наблюдательность.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Различать птиц по форме клюва и способам питания.
- различать насекомоядных, растительноядных и хищных птиц.
Оборудование урока: Компьютер, аудиозапись «Голоса птиц » и "Сказка Виталия Бианки "Чей голос лучше", презентация к уроку; картинки птиц по способам питания, схемы клювов.
Этап занятия |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
1. |
Организационный момент: приветствие и обмен улыбками |
-Самое удивительное явление в мире – человеческая доброта. -Подарите улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение. Подарите улыбки гостям.
|
Учащиеся здороваются с присутствующими и обмениваются улыбками. |
Личностные: формирование уважительного отношения друг к другу, стремления дарить людям тепло и улыбки |
2. |
Прослушивание пения птиц в лесу- аудиозапись
|
- Я попрошу вас сейчас закрыть глаза и представить то, что вы услышите.
-Откройте глаза. Что вы услышали?
- А каких птиц вы знаете? |
Дети закрывают глаза и Слушают пение птиц
Мы услышали голоса птиц ( пение птиц, трели птиц)
Дети перечисляют известные названия птиц |
Познавательные: развитие у школьников умения ставить цель. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию;
|
3. |
Выделение особенностей птиц по отношению к другим видам животных |
- Спасибо, птиц вы знаете очень много. -А кто такие птицы? Давайте выделим особенности птиц в отличие от другого класса животных.
-Что отличает птиц от других животных? -Что есть только у птиц и чего нет у других животных?
- Правильно, у птиц есть перья. Это главная отличительная особенность птиц как группы животных |
Ответы детей
Умеют летать
У птиц есть клюв, есть перья |
Познавательные: - осознанное и произвольное высказывание в устной форме; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для построения монологического высказывания.
|
4. |
Прослушивание аудиозаписи произведения Виталия Бианки «Чей нос лучше?» с показом слайдов. |
-Дети, однажды детский писатель Виталий Бианки подслушал разговор птиц. Давайте и мы послушаем и подумаем, о чем же они говорили? |
Дети слушают произведение В.Бианки и смотрят слайды |
Познавательные: - умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, развивать наглядно-образное мышление, творческие способности, наблюдательность. |
5. |
Вопросы по прослушанному тексту. Постановка цели занятия. Определение ключевых моментов занятия |
- О чем спорили птицы?
-Дети, а как вы думаете, почему у птиц разные клювы?
-А как, по вашему мнению, чей клюв лучше? Как вы считаете? -Еще какие мнения будут? Чей нос мог бы стать лучшим?
-Дети, скажите, на какой вопрос мы сегодня попробуем ответить на занятии?
-Тема нашего занятия так и будет звучать: »Чей нос лучше?» ( прикрепляется на доску) - Прочитаем вместе
-Чтобы ответить на главный вопрос, что мы должны сегодня узнать? Как вы думаете? Что именно про птиц мы должны узнать?
-А для чего клювы нужны, мы уже сказали? -Значит, ключевые моменты сегодняшнего занятия заключаются в том, что мы изучим с вами, какие бывают клювы, как и чем питаются птицы( на доске прикрепляются таблички( клюв, питание) |
-О носах. У кого лучше клюв
Мнения детей
Все хорошие
Затрудняются ответить
Чей нос лучше?
Читают с доски тему урока
Мы должны узнать про птиц.
О формах клювов, о разнообразии клювов, для чего они нужны
Добывать пищу
|
Познавательные: - умение осуществлять синтез как составление целого из частей; - самостоятельное создание способов решения проблем; Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
6. |
Наблюдение над формой клювов и определение особенностей каждой формы клюва.
|
-Я предлагаю вам рассмотреть три формы клюва ( на доске прикрепляются птицы с разными формами клювов ) -Рассмотрите клюв под №1. Какой он? Что про него можно сказать?
-Рассмотрите клюв под №2. Что о нем можно сказать?
Что можно сказать о клюве №3? -Он может быть разного размера, достаточно острым, но характерная особенность - загнут вниз
|
Маленький, тонкий, острый.
Толстый, в отличие от первого клюва, короткий.
Загнут вниз, острый
|
Познавательные: - умение устанавливать причинно-следственные связи; - умение строить рассуждения в форме связи простых рассуждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать правило в планировании и контроле способа решения. |
7. |
Подбор приспособлений, подходящих к разным клювам.
|
-Дети, мы с вами определили формы клюва. А сейчас я покажу вам приспособления, а вы должны догадаться, на какой клюв похожи эти приспособления. -Что у меня в руке? Кто знает, как это называется? -На какой клюв похож пинцет? -Почему?
-Я показываю другое приспособление(маленькую прищепку) -Что это такое? -Прищепка похожа на какой клюв? -Почему? -Дети, у меня еще есть приспособления, которыми пользуются девочки практически каждый день. Что это? -Заколка на какой клюв похожа? -Почему?
|
Это пинцет
№ 1
Он тонкий, острый
Прищепка Прищепка похожа на клюв №2 Толстая, короткая
Заколка
На клюв № 3 Загнута верхняя деталь
|
Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задачи
Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь приходить к общему решению в совместной деятельности
|
8. |
Работа в группах. Эксперимент: подбор пищи к каждому виду клюва.
Включаются голоса птиц. |
-Дети, мы с вами рассмотрели формы клюва, а теперь постараемся подобрать пищу. В качестве пищи будут семена тыквы, насекомые и игрушечная мышь. Чтобы определить, какому клюву подходит какая пища, вы должны работать в группе. Но, прежде чем мы начнем эту работу, давайте вспомним правила работы в группе.
-Сигналом к началу работы будут голоса птиц. Я раздаю оборудование. Учитель подходит к каждой группе. -Определяем, что каждому клюву удобно брать. Пробуйте. кто-то пинцет взял , кто-то прищепку, кто-то заколку. Руками старайтесь не брать, только приспособлениями -Итак, пинцетом что удобно брать? Подходит к другой группе. -Вы определили, что каждым клювиком удобно брать? Давайте попробуем. -Договоритесь, кто будем отвечать |
Дети вспоминают правила работы в группе: слушать друг друга, уметь уступать, уметь договариваться, быть доброжелательными и терпимыми, помогать друг другу Дети разбиваются на группы
Работа в группах |
Коммуникативные: работа в группе — взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели;
Познавательные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование экологической культуры (бережного отношения к природе);
Личностные: Воспитание бережного отношения к птицам
|
9. |
Выключается пение птиц. Доклады представителя каждой группы
На интерактивной доске появляется рисунок с тремя видами клювов и тремя видами пищи.
На экране проводится стрелка от клюва №2 к семечкам.
Проводится стрелка от клюва №3 к мышке Проводится стрелка от клюва №1 в мухе |
- Сигнал к окончанию работы прозвучал, прошу сесть всех на свои места. -Итак, вы должны были договориться, кто в каждой группе будет держать ответ -Каждой группе достанется какая-то одна птица. -Итак, вопрос первой группе:"Чем вы накормите птицу с клювом № 2?
-Почему?
-Вопрос группе №2. Чем накормите птицу с клювом №3? -Почему? Вопрос к группе №3. Чем накормите птицу с клювом №1? Почему? |
Дети занимают свои места за партами
Дети высказывают свои предположения. Приходят к выводу, что семечками. Коротким толстым клювом удобно брать семечки
Мышью Удобно захватывать и удерживать Тонким, острым клювом удобно захватывать насекомых |
Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные: развитие способности активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций;
|
10. |
Распределение конкретных птиц по виду клюва и формам питания |
-Итак, ребята, мы с вами рассмотрели формы клювов и подобрали каждому виду клюва пищу. А теперь постараемся конкретных птиц распределить по форме клюва Показывает картинку с птицей и после ответа детей прикрепляет к нужному клюву на доске -Итак, в какую группу мы отнесем дятла? Почему? Птицу с таким клювом?(дубоноса) -Кречета? Почему? -Трясогузку? почему? -Сокола? Почему? -Всем известная птица ласточка? -Воробья? Почему? -Снегирь? Почему? -Филин? Почему? |
№1. Острый тонкий клюв
№2.Короткий толстый клюв №3. Клюв загнут №1. Тонкий острый клюв №3 №1 №2. Короткий толстый клюв №2 №3. Загнутый клюв . |
Коммуникативные: готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Познавательные: развивать наглядно-образное мышление, творческие способности, наблюдательность.
|
11. |
Определение названия каждой группы птиц
|
-Дети, мы когда говорили с вами о формах клюва, подбирали пищу для каждого клюва и распределили птиц. Давайте еще раз вспомним, чем питаются птицы каждой группы -Вспомните, чем питаются птицы первой группы? - Как вы думаете, как можно назвать эту группу птиц? -Да, дети, в науке такая группа птиц называется насекомоядные (Сверху птиц прикрепляется название) -Давайте вспомним, чем накормим птиц с клювом под №2? -Как вы думаете, как будет называться эта группа птиц? -В науке такая группа птиц называется растительноядными. Они питаются растениями и их плодами. -Как назовем птиц, которые питаются мышами? -Такая группа птиц в науке называется хищные.( прикрепляется название) Они питаются не только грызунами, но и другими птицами и мелкими зверьками. Есть даже такие хищники ( например, бородач, который водится у нас на территории Северной Осетии), которые охотятся на ягнят, серн и туров |
Птицы первой группы питаются насекомыми. Насекомоядными.
Этих птиц накормим тыквенными семечками. Дети придумывают названия. Если не называют правильно, учитель называет сам.
Предположения детей.
|
Коммуникативные: развитие способности активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование экологической культуры |
12. |
Физминутка. |
-Ну а теперь я попрошу вас отдохнуть вместе со мной и провести физминутку |
Дети под музыку проводят физминутку "Эй, лежебоки!" |
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях
|
13 |
Объяснение пословицы |
-А теперь давайте объясним значение пословицы "Каждая птица своим клювом сыта" -как вы думаете, в чем смысл этой пословицы? |
У каждой птицы свой клюв, который нужен для добывания пищи |
Коммуникативные: формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; Познавательные: учиться делать выводы |
14. |
Подведение итогов |
-Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос нашего занятия:"Чей же нос лучше?"
-А теперь я вас попрошу подумать над таким вопросом: Где в жизни вы можете применить знания, открытые на сегодняшнем занятии? |
У каждой птицы свой нос чем-то хорош. Для каждой птицы важен свой клюв.
Если увидим птицу, будем знать, чем ее накормить. на уроках окружающего мира пригодятся знания |
Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
|
15. |
Выступления детей с докладами |
-А сейчас послушаем наших ребят, которые подготовили интересные доклады о птицах |
Выступление Салбиевой Мадины и Газановой Арины |
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование экологической культуры |
16 |
Рефлексия |
Я попрошу вас сейчас оценить успешность своей работы и нашего занятия в целом. Достаньте, пожалуйста, смайлики из конвертов, выберите нужный вам и поднимите. Передайте с помощью смайликов ваше отношение к занятию(хорошо, очень хорошо, грустно, скучно |
Дети оценивают свою работу на занятии |
Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Коммуникативные: развитие способности активно использовать речевые средства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.