Занятие на тему "РУССКИЙ ГЕНИЙ"
Оценка 4.7

Занятие на тему "РУССКИЙ ГЕНИЙ"

Оценка 4.7
docx
20.08.2024
Занятие на тему "РУССКИЙ ГЕНИЙ"
РУССКИЙ ГЕНИЙ.docx

РУССКИЙ ГЕНИЙ

       Цели:

·        ознакомить детей с основными фактами жизни Ф. Ша­ляпина;

·        способствовать формированию позитивного отношения к русскому музыкальному наследию;

·        воспитывать эстетический вкус, побуждать к слушанию классической музыки.

 

       Подготовительная работа с детьми:

·        распределить материал среди членов творческой группы (9 учеников). Одной ксе­рокопии достаточно, чтобы обеспечить текстами всех участников.

 

       Оформление:

·        портреты Ф. Шаляпина, пластинки, афиши, кар­тины русской природы.

 

       Музыкальное оформление:

·        желательно подобрать сле­дующие произведения в исполнении Ф. Шаляпина (они должны быть в Школьной фонотеке в кабинете музыки):

·        М. Мусоргский. «Блоха»;

·        Русские народные песни: «Эй, ухнем», «Дубинушка», «Из-за ост­рова на стрежень»;

·        Ш. Гуно. «Фауст». Куплеты Мефистофеля.

 

       План классного часа

       I.            Мотивационная беседа.

    II.            Информационный блок «По страницам биографии».

 III.            Секрет Шаляпина.

IV.            Заметки о Шаляпине:

1.     «Пожиратель знаний».

2.     Фанаты прошлого века.

3.     Клакеры - «в пролете»!

4.     Неслыханная популярность.

   V.            Музыкальная пауза.

VI.            Интерактивная беседа.

VII.            Подведение итогов (рефлексия).

 

Ход классного часа

I.                  Мотивационная беседа

 

       Воспитатель. Ребята, поднимите руки, кто любит слушать музыку?

       (Дети поднимают руки.)

       А как вы узнаете, хороший исполнитель или плохой? По каким признакам?

 

Примерные ответы детей:

Ø Просто нравится, хочется его слушать еще и еще.

Ø Нравится всем в моей компании, все «балдеют».

Ø Постоянно побеждает в хит-парадах, на конкурсах.

Ø Получает много денег за концерты, ездит на дорогой машине.

Ø Его хвалят критики, слушатели.

Ø На концерт не попадешь, билеты не достанешь, билеты дорого стоят.

 

           Воспитатель. Ну а голос, певческое мастер­ство, талант певца имеют значение? Или только по марке машины можно судить о таланте? (Дети высказываются.)

      Ребята, а кто хотел бы стать музыкальной звездой? (Дети поднимают руки, высказываются.)

      Не так давно в одной из газет мне попалась статья о том, как делают звезд. Оказывается, даже очень большого таланта сейчас не­достаточно, чтобы стать знаменитым. И в то же время звездой может стать самая серая посредственность. «Из любой бездарности можно сделать звезду!» - сказал один известный российский продюсер.

       Так что большинство звезд в наше время делают деньги. И хоро­шие песни, и клипы, и места в хит-парадах, и восторженные крики фа­натов, и статьи критиков - все это сегодня можно продать и купить.

       Как вы думаете, дол голи будет сиять такая звезда на музыкальном небосклоне?

 

Примерные ответы детей:

Ø Пока спонсор будет давать деньги.

Ø Пока не надоест слушателям.

Ø Пока не появится новая звезда.

Ø Может быть, и долго, если есть талант.

Ø Некоторые звезды становятся очень богатыми и перестают нуждаться в поддержке спонсоров.

Ø Если у этих звезд есть талант и если они много работают, приду­мывают что-то новое, они могут долго не терять популярности.

 

       Воспитатель. Ну а Специалисты говорят, что настоящая звезда - это не столько деньги, сколько - талант и труд. А еще и здоровье, и везение, и характер - вот, сколько всего нужно, чтобы не потерять славу. Ребята, этот разговор о звездах я завела не случайно. Сегодняшний классный час тоже посвящен звездному певцу. Этого человека называли гением русской музыки, величайшим певцом, когда-либо выходившим на сцену. Его слава перешагнула границы России и границы своего века. Имя этого человека знают во всем мире. О его могучем голосе слагали легенды и мифы.

       Рассказывают, например, что от этого баса трескались стекла в ок­нах, разлетались на куски стаканы и звенели хрустальные подвески на люстрах. Вы уже угадали, о ком идет речь?

       (Дети высказывают предположения.)

       Ну, конечно же, это Федор Иванович Шаляпин. К сожалению, многие знают о нашем великом соотечественнике только по этим историческим анекдотам. А есть и такие, которые думают, что речь идет о новом исполнителе «Фабрики звезд», который объявил себя правнуком великого Шаляпина. Может быть, это и поможет ему стать звездой, но только настоящему Федору Шаляпину не нужно было примазываться к чужой славе. Он шел на свою вершину сам: труд, фанатическая любовь к музыке и театру, любовь к своему народу - вот что двигало его вперед.

Давайте и мы познакомимся с жизнью великого певца. Узнаем, что такое настоящая звездная слава, настоящий талант и настоящая народная любовь. Информационный блок о Ф. Шаляпине подготови­ли (имена, фамилии). Я передаю им слово.

 

II.               Информационный блок «По страницам биографии»

 

       Ученик 1. Федор Иванович Шаляпин родился в 1873г. в Казани. Его предки были крестьянами, и ему самому приходилось с ранних лет зарабатывать себе на жизнь. Был он учеником сапожника, токаря, переписчиком, певцом в церковном хоре, потом попал в оперную труппу и стал ездить с ней по всей России. Шаляпин был самородком, над его голосом никто не работал, а на учебу у него не было денег. Так, со своей труппой Шаляпин оказался в Тифлисе (сейчас это город Тбилиси, Грузия). И тут судьба неожиданно послала ему «спонсора», профессора пения Дмитрия Усатова. Он разгадал в молодом Шаляпи­не будущего гения. Видя бедность Шаляпина, Усатов занимался с ним бесплатно и даже помогал ему деньгами, хотя сам не был богат. О том, что для него сделал Усатов, Шаляпин скажет: «Я рожден дважды: для жизни - в Казани, для музыки - в Тифлисе». Пройдя такую школу, Шаляпин уже поет ъ Мариинском театре, а потом его приглашают в Большой театр в Москве.

       Ученик 2. Тут ему опять повезло. Раньше на русской сцене гос­подствовала итальянская опера, но с приходом Шаляпина на первый план вышли русские оперы: «Русалка» А. Даргомыжского, «Борис Году­нов» М. Мусоргского, «Жизнь за царя» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бо­родина и др. Это стало еще одним подарком судьбы для певца. Голос Шаляпина с его силой, широтой и раздольем очень хорошо передавал характер русской музыки. Да и внешность певца очень подходила для сцены: огромного роста, белокурый, широкоплечий - настоящий богатырь! Очень быстро имя Шаляпина стало греметь по всей Рос­сии. Чтобы услышать его могучий голос, люди неделями выстаивали в очередях, ночевали возле касс в зимнюю стужу, платили баснослов­ные деньги за билеты, цена которых иногда равнялась месячному заработку. Такой славы в России не имел никто. Шаляпина осыпали подарками, наградами, деньгами. Скоро ему аплодировала и Европа. Но революционные события в России, приход к власти большевиков испугали певца, и он, забрав семью, бежит за границу.

       Ученик 3. 16 лет прожил Шаляпин вдали от Родины. Он вы­ступал по всему миру и имел огромный успех. Русский артист стал академиком Французской Королевский академии музыки. Шаляпин вел яркую, интересную, по-настоящему звездную жизнь. И вращался он среди звезд: Рахманинов, Равель, Репин, Горький, Куприн, Бунин, Станиславский, Чарли Чаплин, Герберт Уэллс, Морис Равель, Анна Павлова и многие др. Короли и премьер-министры, самые знатные люди мира считали для себя за честь пообщаться с великим русским басом. Но сам артист очень тосковал по России. До конца своей жиз­ни Шаляпин оставался российским гражданином, он не принял ино­странного подданства и мечтал, чтобы его хотя бы похоронили на Родине. Умер Шаляпин во Франции, похоронен в Париже, и только относительно недавно, в 1984 г., его перезахоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище.

 

III.           Секрет Шаляпина

 

       Ученик 4. Секрет популярности Федора Шаляпина в том, что в нем сочетались два выдающихся таланта: певца и драматического актера. Большинство оперных актеров во времена Шаляпина считали, что для них главное - это спеть свою партию. А перевоплощаться, играть роль на сцене они не должны - достаточно загримироваться и надеть костюм. А Шаляпин не только пел, но и гениально играл на сцене. Величайшим своим достижением певец считал образы Бориса Годунова и Мефистофеля. Всем известны, например, куплеты Мефи­стофеля из оперы «Фауст» («Люди гибнут за металл»). Эти куплеты, благодаря Шаляпину в России были хитом и без всяких хит-парадов. Шаляпин спел главные партии во всех русских операх. Он также про­славился своим исполнением русских народных песен: «Эй, ухнем!», «Дубинушка», «Ночка». Всем известен и романс Мусоргского «Блоха» в исполнении Шаляпина. Великий певец оставил большую фонотеку своих записей. И сейчас, спустя 70 лет после его смерти, эти записи продаются не хуже современных популярных песен.

 

IV.            Заметки о Шаляпине

 

«Пожиратель знаний»

        Ученик 5. В воспоминаниях о Шаляпине есть много интересных историй о том, каким удивительным и необыкновенным человеком был этот артист. Из некоторых историй мы сделали короткие заметки. Заметка первая «Пожиратель знаний».

       Ученик 6. Однажды режиссеру К. Станиславскому довелось увидеть Шаляпина в кругу известных художников, среди которых были И. Репин и В. Серов. Станиславский был поражен тем, с какой жадностью молодой артист слушал разговор великих художников. «Смотри, как он жрет знания», - сказал Станиславскому знакомый. Позже Станиславский говорил своим актерам, что и они должны так же «жрать» знания, как и Шаляпин.

 

Фанаты прошлого века

       Ученик 5. Шаляпину не нужны были клубы фанатов - все, кто его хоть один раз услышал, становились его поклонниками. «Фанаты прошлого века» - так мы назвали следующую заметку.

       Ученик 7. Была премьера оперы «Псковитянка». Шаляпин играл Ивана Грозного. В зале творилось нечто неслыханное и невиданное. Зал сходил с ума - 30 раз вызывал Шаляпина на бис.

       ... На галерке студенты и курсистки так теснили друг друга, что об­ломали перила и часть гипсовой лепки, которая украшала стены, даже свалилась вниз, прямо на головы публики, но никто ничего не заме­тил - люди как завороженные слушали Шаляпина. А после спектакля толпа подхватила Шаляпина и понесла на руках до экипажа. Но этим все не закончилось. Восторженные поклонники выпрягли лошадей из экипажа и повезли артиста на себе. А некоторые поклонницы, не пом­ня себя от счастья, оторвали на память кусочки его шубы.

 

Клакеры - «в пролете»!

       Ученик 5. В каждом театре есть клакеры-люди, которые после спектакля громко кричат «браво» и «бис». За это они получают вознаграждение от артистов. О том, как Шаляпин относился к клакерам, мы расскажем в третьей истории «Клакеры - "в пролете"».

       Ученик 8. В итальянском городе Милане уже несколько дней бушевали страсти: к ним едет русский бас Шаляпин; две недели назад он получил приглашение от дирекции Ла Скала спеть Мефистофеля в «Фаусте». Артисты возмущались. «Тут полно своих Мефистофелей, и вдруг выписывать откуда-то из Москвы. Позор для всей Италии!» - гремел чей-то бас. Перед выступлением Шаляпин очень волновался: итальянские певцы действительно считались лучшими в мире. Чем поразить избалованную публику? Накануне спектакля к Шаляпину явился некий господин, который руководил местными клакерами. Он пообещал, что его группа будет громко кричать «браво» и «бис». За это господин потребовал процент от сбора. В противном случае клакеры обещали провалить и освистать русского артиста. Шаляпин выставил негодяя за дверь.

       - Я никогда аплодисментов не покупал и никогда покупать не буду! - сказал он.

       И вот начался спектакль... С первой же ноты взыскательная италь­янская публика поняла, с кем имеет дело. Она с изумлением слушала русского певца, зачарованная его мастерством. Шаляпин буквально царствовал на сцене. Такого Мефистофеля Италия не видела. А клаке­ры даже и не пытались зашикать или освистать гастролера, они сами попали под гипноз его таланта. «Голосом итальянцев не удивишь, го­лоса они слыхали, а вот игрой-то я их, значит, и ужёг!» - так объяснял Шаляпин свой успех у итальянской публики.

 

Неслыханная популярность

       Ученик 5. Шаляпин буквально купался в лучах славы. Он был невероятно, сказочно популярен. А популярность всегда и везде проявляется одинаково. Четвертая наша заметка так и называется - «Неслыханная популярность».

       Ученик 9. Слава Шаляпина была огромной, неслыханной! В вит­ринах магазинов красовались портреты Шаляпина, в кондитерских продавались шоколадные конфеты в обертках с его изображением, а в галантерейных лавках - гребенки с именем певца. Пользовался спросом и одеколон «Шаляпин».

       Певца повсюду преследовали поклонницы. Обожатели букваль­но не давали проходу. И, конечно, было очень много сплетен: о его бурной жизни, о сказочном богатстве, о том, что он бьет слуг самова­ром. Но все это были слухи, которые всегда сопровождают известных людей.

       Ученик 5. Все эти истории говорят об одном. В старые времена тоже были фанаты и поклонники, но они поклонялись настоящим талантам, а не тем, которые сделаны с помощью телевизионных тех­нологий и рекламы.

 

V.               Музыкальная пауза

 

       Если удастся достать записи Ф. Шаляпина, можно дать детям про­слушать отдельные фрагменты.

 

VI.            Интерактивная беседа

 

       Воспитатель. Вы познакомились с некото­рыми фактами жизни великого русского артиста. Можно ли его срав­нить с современными звездами? Легче ему было завоевать славу или труднее?

 

Примерные ответы детей:

Ø Конечно, труднее, тогда не было компьютеров, микрофонов, которые исправляют недостатки голоса.

Ø У него не было фонограмм, он везде пел вживую.

Ø Его слава была настоящей, а не дутой.

Ø Он не платил фанатам и клакерам за поддержку.

 

       Воспитатель. Сейчас в России тоже есть зна­менитые оперные артисты. Можете ли вы назвать их имена? (Галина Вишневская, Ирина Архипова, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский и др.)

       Федор Иванович Шаляпин имел все, о чем только может мечтать че­ловек. Здоровье, деньги, славу, любовь, хорошую семью. Но его все-таки называли человеком трагической судьбы. Как вы думаете, почему?

 

Примерные ответы детей:

Ø Он не мог жить на Родине.

Ø Тосковал по России.

Ø Он хотел, чтобы его талант служил русскому народу, а вместо этого пел для американцев и европейцев.

Ø Он хотел жить в России, но ту Россию, которую он любил, унич­тожили большевики.

Ø Ему не нравилась жизнь в большевистской России, но он ни­чего не мог изменить.

 

        Воспитатель. Один великий человек сказал: «О народах по гениям судят». Как можно судить о нашем народе по гению Шаляпина?

 

Примерные ответы детей:

Могучий, талантливый, трудолюбивый, красивый, великан.

Не может жить без России, тоскует по Родине.

- Душевный, добрый, чувствительный.

- Скромный, не любит рекламы, свои таланты и способности по­казывает не на словах, а на деле.

    И т. п.

       Воспитатель. Действительно, о народе судят по той высоте, на которую удалось подняться лучшим его предста­вителям. Наша земля дала миру много гениев. По ним судят о нашем народе. Но и мы, глядя на своих героев, сможем лучше понять самих себя.

 

VII.        Подведение итогов (рефлексия)

 

       Воспитатель. Какие чувства остались у вас в конце классного часа? Осталось ли ощущение удивления, откры­тия?

 

       Примерные ответы детей:

Ø Удивление осталось - какая может быть слава при жизни! О та­кой славе артист может только мечтать!

Ø Сожаление, что мало знал о Шаляпине, интересовался в основ­ном иностранными музыкантами.

Ø Конечно, сделала открытие. Оказывается, у нас есть такой гений!

Ø Осталось сожаление, что в наше время нет таких гениев.

Ø Захотелось послушать голос Шаляпина - что в нем такого вол­шебного?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

РУССКИЙ ГЕНИЙ Цели: · ознакомить детей с основными фактами жизни

РУССКИЙ ГЕНИЙ Цели: · ознакомить детей с основными фактами жизни

Воспитатель. Ребята, поднимите руки, кто любит слушать музыку? (

Воспитатель. Ребята, поднимите руки, кто любит слушать музыку? (

Этого человека называли гением русской музыки, величайшим певцом, когда-либо выходившим на сцену

Этого человека называли гением русской музыки, величайшим певцом, когда-либо выходившим на сцену

Очень быстро имя Шаляпина стало греметь по всей

Очень быстро имя Шаляпина стало греметь по всей

Ученик 5. В воспоминаниях о Шаляпине есть много интересных историй о том, каким удивительным и необыкновенным человеком был этот артист

Ученик 5. В воспоминаниях о Шаляпине есть много интересных историй о том, каким удивительным и необыкновенным человеком был этот артист

В противном случае клакеры обещали провалить и освистать русского артиста

В противном случае клакеры обещали провалить и освистать русского артиста

Его слава была настоящей, а не дутой

Его слава была настоящей, а не дутой

Сожаление, что мало знал о Шаляпине, интересовался в основ­ном иностранными музыкантами

Сожаление, что мало знал о Шаляпине, интересовался в основ­ном иностранными музыкантами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2024