ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ; ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА ЗАБАЙКАЛЬЯ
Оценка 4.8

ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ; ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА ЗАБАЙКАЛЬЯ

Оценка 4.8
docx
12.05.2022
ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ; ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА ЗАБАЙКАЛЬЯ
ЗАНЯТИЕ ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА ЗАБАЙКАЛЬЯ.docx

План – конспект занятия

 

На занятии учащиеся знакомятся с лекарственными растениями Забайкалья. Знакомство проходит в форме игры – путешествия (квест) по царству «Зеленая аптека Забайкалья». По легенде учащиеся получают письмо от Травника с просьбой помочь собрать лекарственные растения для целебного отвара. Для этого нужно отправиться в царство зеленой аптеки и найти эти растения, преодолевая разные препятствия.

 

Квест предполагает прохождение четыре этапа. На каждом этапе учащиеся выполняют задание и получают в награду одно лекарственное растение. Порядок прохождения этапов указан в маршрутном листе. Названия этапов зашифрованы в загадке о лекарственных растениях. Угадав ответ на загадку, учащиеся находят этап. Все этапы располагаются в зоне видимости, на всех этапах есть табличка с названием. В квесте следующие этапы: ромашка, шиповник, береза, подорожник. Чтобы учащимся было легко ориентироваться и правильно выполнять задания этапов, каждую группу сопровождает проводник – учащийся детского объединения из старшей группы.

 

Тема занятия: «Зеленая аптека Забайкалья».

Цель занятия:

-       познакомить учащихся с лекарственными растениями Забайкалья, их лечебными свойствами;

Обучающая  задача:

-       изучить понятие «Лекарственные растения», познакомиться с типами лекарственных растений.

Развивающая  задача:

-       развивать познавательную активность ребят в процессе формирования представлений о лекарственных растениях Забайкалья.

Воспитывающая задача:

-       способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Тип занятия: изучение нового материала (занятие теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа).

Методы: наглядный, практический, игровой, словесный

Методические приемы: объяснение; демонстрация; упражнение

Педагогические технологии: игровые технологии (технология квестов).

Педагогические техники: организаторские, дидактические.

Формы работы: групповая, командная.

Оборудование: маршрутные листы для каждой команды, таблички-названия этапов, дидактический и раздаточный материал на каждый этап (карточки с загадками, с кроссвордом, с изображениями растений, таблички для заполнения и т.д.)

Возраст: 9 лет (3 класс).

 

Структура и ход занятия

1.Организационный этап. (1 минута)

Цель: настроить детей на предстоящую деятельность, создать положительный психологический настрой.

Педагог: Здравствуйте ребята!  Я рада приветствовать вас на занятии нашего детского объединения! (30 секунд)

Дети: Дети приветствуют педагога, (30 секунд).

 

2.Постановка цели и задач занятия (мотивация) (3 минуты).

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

Педагог: Сегодня нас ждут новые открытия, новые сведения о крае в котором мы живем. А как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем? Какую интересную информацию о крае мы узнаем?

Сегодня мы проводим необычное занятие. Давайте попробуем определить – чему будет посвящено наше занятие. Для этого мы встанем в круг, возьмемся за руки и внимательно послушаем строки стихотворения:

Как необъятна даль степная

Как неоглядна ширь полей

Пою любовь к родному краю

К любимой родине моей.

Здесь даже малая травинка

Полезной будет нам всегда,

Земля, богатства раскрывая,

Нам все расскажет не тая

Дети: слушают педагога

Педагог задает вопрос: как вы думаете, о чем рассказывает это стихотворение?

Дети: по кругу отвечают: это стихотворение о любви к родному краю, о богатстве природы нашего края, о пользе растений, о том, что можно многое узнать, если внимательно наблюдать за природой, что можно использовать знания о природе для блага человека.

Педагог: а как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? какова тема нашего занятия? О чем мы сегодня узнаем на занятии?

Дети: Тема нашего занятия связана с природой Забайкалья, с растениями, которые приносят человеку пользу, с лекарственными растениями, мы будем говорить о пользе лекарственных растений, о том какие растения являются лекарственными.

Педагог: правильно ребята! Сегодня мы познакомимся с лекарственными растениями Забайкальского края.

 

3.Актуализация знаний (3 минуты)

Цель: подготовить обучающихся к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки.

Педагог: кто-нибудь из вас уже слышал про лекарственные растения? Знаете, почему их так называют?

Дети: высказывают предположения, называют некоторые растения.

Педагог: Разнообразен растительный мир нашего края. Среди всех растений можно выделить те, знания, о которых человек передавал из поколения в поколение – это лекарственные растения. И сегодня нам нужно узнать как можно больше о лекарственных растениях Забайкалья. Для этого мы совершим путешествие в сказочное царство «Зеленую аптеку Забайкалья». Вот от доктора Травника пришло письмо. Педагог зачитывает письмо: «Дорогие ребята! Помогите собрать ингредиенты для целебного отвара. Злая ведьма зашифровала названия растений и места, где они растут. Загадки требуют много времени, а больные не могут ждать. Помогите мне быстро расшифровать загадки и найти лекарственные растения». Поможем доктору Травнику?

Дети: отвечают «да, поможем».

 

4. Этап всесторонней проверки домашнего задания – отсутствует, т.к. домашнего задания не было.

 

5.Первичное усвоение знаний (3 мин)

Цель: построение учащимися нового способа действий, формирование умений его применять при решении новой задачи. Усвоение учащимися нового понятия «Лекарственные растения», формирование у учащихся умения определять лекарственные растения по их характеристикам.

Педагог: Хорошо, тогда давайте еще раз вспомним, какие растения лекарственные и попробуем определить, какие из предложенных вариантов растений лекарственные, а какие нет. Разложите карточки на две группы: лекарственные и не лекарственные. Педагог предлагает карточки учащимся, на которых рисунок растения и очень краткая его характеристика.

Дети раскладывают карточки и дают определение «лекарственные растения».

Педагог: Молодцы, теперь я точно знаю, что вы правильно соберете лекарственные растения. Тогда в путь! Сейчас вы будите собирать лекарственные ингредиенты для целебного отвара, который мы передадим доктору Травнику.

 

6.Первичная проверка понимания (25 мин)

Цель: применение учащимися нового способа действий на практике при решении новых задач, применение знаний о лекарственных растениях при определений растений.

Педагог: Представьте, что вы листочки, подул ветер, и листочки объединились по два, теперь кружатся по одному, по четыре, по три.

Дети кружатся.

Педагог: И вот ветер стих, у нас образовались 4 команды, которые и отправятся в путешествие. А, чтобы вы не потеряли друг друга, вручаю каждой команде жетоны разных цветов: желтые, зеленые, красные, синие. И у каждой команды свой проводник из старших ребят детского объединения, он поможет вам собрать лекарственные растения, но это трудное занятие и для этого вам нужно преодолеть несколько этапов и даже отгадать загадки. Желаю вам удачи!  

Дети с проводниками уходят по маршрутному листу на этапы игры-квеста. Этапы игры: ромашка, шиповник, береза, подорожник.

 

Этап 1. Ромашка. На маршрутном листе загадка: Стоят в лугах сестрички: золотой глазик, белые реснички (ответ: ромашка).

На этапе находится карточка, в ней указано задание этапа. Легенда. «Цветы не только украшают наш край, но многие из них используются как лекарственные растения. Вспомни, как выглядит ромашка лекарственная и, используя шаблоны, сделай ромашку. Готовую ромашку забери с собой. А теперь посмотри в маршрутный лист и отправляйся на следующий этап».

Этап 2. Шиповник. На маршрутном листе загадка: «Колюч как ёж, красив как роза» (ответ: шиповник).

На этапе находится карточка, в ней указано задание этапа. Легенда:  «Фото цветка пострадало от злых рук, остались только части изображения. Помогите составить картинку. Сложите пазл. Если все сделали правильно, то вас ожидает презент. После выполнения задания проводник вручает команде ягоды шиповника.

Этап 3. Береза. На маршрутном листе загадка: «Вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной. Встречает горячее лето она на опушке лесной (ответ: береза).

На этапе находится карточка, в ней указано задание этапа. Легенда «Береза – это не только красота и изящество, символ России, но и очень полезное растение, помогающее вылечить массу заболеваний, избавиться от проблем с кожей. Древние славяне верили, что все деревья делятся на добрые и злые. Они считали берёзу добрым деревом. А вот какими лечебными свойствами обладают части березы, вы узнаете из вопросов подсказок. Ответьте на вопросы и запишите ответы в карточку, которые вы найдете в лесу».

1

2

3

4

5

веник

из стволов и ветвей берёзы

из почек

из чаги

листьев

 

 

 

Вопросы для карточек:

1.     Он в бане способствует заживлению ран, ссадин, очищает кожу от сыпи и угрей. Березовый _______

2.     Из какой части березы добывают березовый сок?

3.     Из какой части березы готовят лекарственное сырье для лечения почечной болезни?

4.     Несъедобный это гриб

Прочно к дереву прилип.

На березке, что в овраге,

Словно полочки из ____ (чаги)

5.     Отвар из березовых ____ применяется как дезинфицирующее и антисептическое средство, мочегонный и желчегонный препарат.

После выполнения задания проводники  вручает жетон в виде листа березы.

Этап 4. Подорожник. На маршрутном листе загадка: «Путник часто ранит ноги, вот и лекарь у дороги» (ответ: подорожник).

На этапе находится карточка, в ней указано задание этапа. Легенда: «В Забайкалье очень много лекарственных трав. Люди издавна готовили из них отвары, настойки, мази. Лечили ими простуду, головную и зубную боль, заживляли раны. Некоторые лекарственные травы ядовиты. Их можно применять только по рекомендации врача. На карточках в определенном квадрате развешаны изображения лекарственных растений и дана краткая характеристика. Ваша задача – используя эти изображения заполнить кроссворд. Ребятам выдается бланк кроссворда.

 

4

 

5

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы кроссворда:

1.     Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит (ответ: крапива)

2.     Каким из этих растений можно вылечить небольшую ранку на руке (ответ: подорожник)

3.     Зеленые листочки,

Желтые цветочки

Оторвешь листок

Увидишь оранжевый сок (ответ: чистотел)

4.     Отвар из листьев этого растения укрепляет сосуды, порошком его корня присыпают раны (ответ: бадан)

5.     Трава, которая,  по мнению народной медицины, лечит 99 болезней,  помогает при болезнях желудка, является кровоостанавливающим  средством (ответ: зверобой)

После выполнения задания проводник вручает команде лист подорожника.

 

Закончив путешествие, команды возвращаются к руководителю. В общую корзину ребята укладывают свои трофеи: ромашка, шиповник, березовый лист и подорожник.

 

7. Первичное закрепление (2мин)

Педагог: Ребята, посмотрите, у нас в корзине уже лежат и такие лечебные травы как брусника, крапива, можжевельник, листья смородины. И вы положили: подорожник, шиповник, березу. Это состав настоящего лечебного отвара. Если все это смешать в равных пропорциях по 1 чайной ложке и залить литром кипятка, подержать данную смесь в течение получаса на водяной бане, а затем процедить, то получится лечебный отвар. Его нужно употреблять 3 раза в день по 150–200 миллилитров.  Данный рецепт помогает при болезни почек. А ромашку можно пить отдельно как чай, например, на ночь, очень хорошо успокаивает нервную систему.

Еще мы сегодня изучили полезные свойства лекарственных растений: лекарственных трав, лекарственных цветов, кустарников и лекарственных деревьев. А на следующем занятии познакомимся с полезными свойствами ягод.

Мы сегодня с вами большие молодцы! Мы собрали лечебные травы для отвара, помогли доктору Травнику.

 

8. Домашнего задания нет.

 

9. Рефлексия (2 мин).

Цель: подведение итогов занятия.

Педагог: Чтобы целебный отвар стал по-настоящему целебным, мы должны зарядить его своими эмоциями и знаниями. Встанем в круг. Будем передавать корзинку с ингредиентами отвара и говорить, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии о лекарственных растениях, что вам понравилось больше всего.

Дети: по очереди рассказывают о том, что они сегодня узнали о травах.

После ответов каждого ребенка, педагог благодарит ребят за активное участие в работе команд и вклад в сбор целебного отвара для доктора Травника.

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение

Маршрутный лист №1

Загадки

Ответы

1

Стоят в лугах сестрички:

Золотой глазик, Белые реснички.

 

2

Колюч как еж, красив как роза»

 

3

Вся  в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной.

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной

 

4

Путник часто ранит ноги, вот и лекарь у дороги

 

 

 

Этап «Ромашка». Набор для сбора ромашки.

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://medbooking.com/images/cache/Blogs/Blog1597/25fd0dcd0f-1_2560x.jpgЭтап «Шиповник»

 

                   

 

 

Этап «Береза»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап «Береза»

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

Этап «Подорожник»

Чистотел (Chelidonium) фото
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Это многолетнее растение с небольшими желтыми

цветочками считается средством от 99 болезней.

 

 

Люди научились использовать чистотел для лечения  многих болезней: сок чистотела                                    используют для удаления бородавок, сухих мозолей, а настоем из листьев чистотела лечат многие болезни живота.

Лекарства из чистотела заживляют раны и уменьшают боль.

 

 

 

Декоративная крапива садовая.

эта трава была универсальным лекарством от многих болезней. «Одна крапива заменит семерых врачей», – говорили в древности. За счет своих необыкновенно полезных свойств, крапиве уделяется большое внимание. После сбора, высушивания ее листья готовы к употреблению и применению в народной медицине. Отвары и сиропы имеют ранозаживляющее, тонизирующее, противовоспалительное свойства

 

 

Бадановый чай считается очень полезным и даже лечебным. Заваривают чёрные сухие перезимовавшие листья. Их измельчают и используют вместо обычной заварки. Правда, настаивать бадан придётся дольше, около 20-30 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

Главное, за что человек ценит подорожник — это чудодейственные лечебные свойства. Если сорвать свежий лист, немного помять его и приложить к ране, то он прекрасно снимет воспаление, предотвратит заражение, боль утихнет, а рана заживет быстро.

 

 

 

 

 


 

План – конспект занятия На занятии учащиеся знакомятся с лекарственными растениями

План – конспект занятия На занятии учащиеся знакомятся с лекарственными растениями

Цель: настроить детей на предстоящую деятельность, создать положительный психологический настрой

Цель: настроить детей на предстоящую деятельность, создать положительный психологический настрой

И сегодня нам нужно узнать как можно больше о лекарственных растениях

И сегодня нам нужно узнать как можно больше о лекарственных растениях

Этап 1. Ромашка. На маршрутном листе загадка:

Этап 1. Ромашка. На маршрутном листе загадка:

Лечили ими простуду, головную и зубную боль, заживляли раны

Лечили ими простуду, головную и зубную боль, заживляли раны

Данный рецепт помогает при болезни почек

Данный рецепт помогает при болезни почек

Приложение Маршрутный лист №1 №

Приложение Маршрутный лист №1 №

Этап «Береза» 1 2 3 4 5

Этап «Береза» 1 2 3 4 5

Бадановый чай считается очень полезным и даже лечебным

Бадановый чай считается очень полезным и даже лечебным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2022