Тема занятия: «Общение через язык жестов, мимики и движений»
Цель: развитие навыков невербального общения.
Задачи:
1. Познавательные:
дать детям понятие жест, закрепить понятие мимика, учить детей - передавать и
получать информацию с помощью движений, мимики и жестов.
- продолжать учить детей понимать противоречие и решать его.
учить понимать необходимость речи в жизни человека.
2. Развивающие:
- развивать мыслительные операции, используя разновариантные модели.
- помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты являются дополнительными средствами выразительности устной речи;
- передавать настроение и информацию невербальными сигналами
3. Воспитательные:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- поддерживать радостный эмоциональный настрой на протяжении занятия
- активизация положительных чувств к миру, людям, друг другу.
Интеграция образовательных областей:
познание, речевое развитие, социально-коммуникативное и эмоциональное развитие.
Методические приемы:
игры, упражнения, художественное слово, схемы, эмпатия, решение противоречий.
Материал:
карты-схемы лиц, карточки с изображениями жестов детей, рисунки с изображениями
выражений лиц, жестов и движений человека и сказочных персонажей, картинки
«последовательные события».
Предварительная работа:
рассматривание индивидуальных карточек с эмоциями людей, разыгрывание с детьми
сценок из жизни диких животных, проведение психогимнастики
Ход занятия:
Звонит колокольчик. Подходят дети.
Психолог.
– Здравствуйте, ребята! А как вы догадались, что я вас зову? Вы правильно меня поняли, молодцы! Значит, даже если люди молчат или говорят на иностранном языке, они всё равно могут понять друг друга. В чём же здесь секрет? Ребята, есть язык, состоящий из слов, а есть язык, состоящий из движений нашего тела. Все мы тоже ежедневно говорим этим языком. Попробуйте изобразить жестами то, что я сейчас произнесу словами: Тишина. Тс-с-с! (Поднести к губам указательный палец)
Ø Иди-ка сюда! (Поманить пальцем или рукой)
Ø Нет! Нет (Покрутить головой из стороны в сторону)
Ø Выслушайте меня! (Поднять вверх руку)
Ø Восхищение чем-либо. (Аплодисменты)
- Тело человека выражает то, какой он сейчас: бодрый или усталый, весёлый или грустный, рассерженный или доброжелательный. И если внимательно понаблюдать за осанкой человека, его походкой, руками, выражением лица, манерой говорить, то можно узнать очень-очень много. Даже больше, чем говорят слова. Хотите научиться языку без слов? Давайте поприветствуем друг друга.
Игра “Обмен приветствиями”.
Психолог. Встаньте в два круга лицом друг к другу.
Ø поприветствуйте друг друга только глазами;
Ø … только головой;
Ø … только руками;
Ø … только плечами,
Ø … только словами.
– Что оказалось для вас труднее: общаться словами или без слов?
Игровое упражнение “Угадай эмоцию” (раздаточный материал в приложении)
Психолог. Узнайте по мимике (радость, грусть, злость, удивление, сердитый человек).
Дети достают из красивого пакета карточки, отгадывают эмоцию и называют её. Остальные анализируют, правильно ли отгадана эмоция.
Физкультминутка. “Страус Куки”.
(Мимику и жесты мы используем, чтобы в нашей разминке рассказать о забавном страусе).
Психолог.
Страус Куки встал с постели,
Поразмял свои бока,
Поразмял себе и шейку,
Словно длинную линейку.
Поворочал головой –
Вправо, влево:
Что с тобой?
Перья в стороны торчат,
Ноги что-то не стоят.
Потянулся клювом к луже,
Заглянул туда поглубже.
Посмотрел и так, и сяк,
А прическа – кавардак!
Это можно все поправить:
Перышки слегка пригладить,
Выпрямить осанку, заварить овсянку,
Сладко потянуться и просто улыбнуться!
Игра «Смелый мальчик».
Психолог. Без слов можно научиться изображать настроения людей, а также какие-то особенности их характера. Посмотрите, у меня в руках карточки, на каждой из которых написано, какого мальчика или какую девочку вам нужно будет изобразить (например: веселый мальчик, грустная девочка, неряшливый мальчик, ласковая девочка, мальчик-хулиган и т. д). Я вам раздам по одной карточке так, чтобы никто не увидел, что там изображено. А вы попробуйте показать доставшегося вам мальчика или девочку без слов. Для этого можно вставать со своего места, ходить по комнате, подходить друг к другу, к предметам. Нельзя только произносить ни одного звука. Остальные дети должны будут догадаться, что им показывают.
Игра – имитация «Правила гигиены»
Психолог поочередно вызывает детей для показа элементарных навыков гигиены при помощи жестов и мимики. Водящий должен отгадать, что показывает каждый из детей. Если водящий не смог отгадать, то выбирают другого.
Предлагается показать: умывание, обтирание, чистка зубов, причесывание, купание в ванне.
В конце игры педагог анализирует вместе с детьми действия и успешность выполнения задания каждым участником игры.
Заключительная часть.
Упражнение “Пирамида любви”.
Психолог. – Каждый из нас кого-то любит. Но необязательно словами выражать свою любовь, можно и руками, с помощью жестов. Давайте построим “пирамиду любви” из наших рук. Каждый назовёт что-то любимое и положит свою руку.
Рефлексия занятия.
Психолог. – Мне очень хочется услышать, что интересного вы сегодня узнали, чему научились.
– Кто мне скажет, с помощью чего, помимо слов, можно общаться друг с другом?
– Понравилось вам занятие? Покажите это при помощи мимики и жестов.
Сегодня, ребята, познакомились с языком жестов и движений, вы узнали о значении и роли их в процессе общения людей друг с другом. Умения быть внимательным к чувствам и желаниям других людей, очень важное умение для общения. Мы испытываем разные чувства в тех или иных ситуациях. У каждого человека бывает разное настроение. Определить разные эмоциональные состояния окружающих помогают мимика, жесты и движения.
– Сейчас всем на прощание я скажу: “До свидания!” Благодарю.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.