Конспект коррекционно- развивающего занятия психолога в 1 классе по адаптации первоклассников
« Я и мои друзья. Дружба ».
Педагог-психолог: Нурудинова Лиза Шамсудиновна.
Класс:1
Предмет: занятие по психологии.
Цель занятия: создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество
знакомство с учениками и с петушком "Петя."
развитие понимания собственной индивидуальности и индивидуальности других детей;
формирование позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий;
формирование умения общаться с помощью положительных эмоций и чувств;
развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся;
воспитание доброжелательности, умения видеть красоту в простом и обыденном, умения дарить тепло и доброту;
развитие памяти, внимания, мышления через разные виды деятельности;
развитие речи учащихся посредством включения в учебный диалог;
воспитание стремления к самовоспитанию, формированию в себе лучших человеческих качеств.
Группа учащихся: 8-10 учащихся 1 класса.
Условия проведения и оборудование: класс, стулья, парты, свеча, мягкая игрушка, мяч, листочки (бумага А4) с фамилией и именем каждого ученика, аудиозапись, видеозапись мультфильма, цветные карандаши или фломастеры.
Методы и приемы: Мини-лекции, беседы, совместное обсуждение, игры, упражнения на обратную связь .
Ход занятия:
Ведущий: « Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит, возьмите немного тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите «Имя, здравствуй, мне приятно тебя видеть» Молодцы! А теперь тихонько сядьте за парты».
Меня зовут Лиза Шамсудиновна , я работаю педагогом-психологом в школе!
Я пришла к вам, чтоб познакомиться и провести интересный урок . Мы будем знакомиться друг с другом, познавать себя. Ребята, а как вы думаете, что значит «познавать себя»? Твоё мнение? А твоё?..
И ведь действительно через наши уроки мы будем учиться познавать себя, окружающий мир, мир, который нас окружает, а делать мы это будем через интересные задания, игры.
Тема нашего занятия сегодня: «Я и мои друзья. Дружба.». Для того, чтобы мы комфортно работать вместе нам необходимо познакомиться. Но прежде чем мы начнём наше знакомство, я хочу представить вашему вниманию моего друга, который очень мне помогает изо дня в день. Это петушок, его зовут Петя. А знаете,ребята.почему его назвали Петей? Давайте спросим у петушка?..... Меня назвали Петей, потому что я хорошо пою. (спеть песенку)
Спать на заре я не могу
Громко кричу"Кукуреку"
Хлопаю я крыльями к окнам бегу
"Добрым утром люди "Ку-ка -ре-ку" (повторять с детьми с движениями)- развитие памяти и координации движений.
Постановка цели.
Педагог-психолог: «Первого сентября вы пришли в школу. Здесь вы познакомились с новыми детьми, а кто-то уже нашел себе друга или несколько друзей. На нашем сегодняшнем занятии я бы хотела поговорить о дружбе. У вас, наверное, у всех есть друзья. А кто такой друг? Чем друзья отличаются от знакомых? А что такое дружба? Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).
1. И я предлагаю вам первое задание, рассказать всем: Пете , мне (Лизе Шамсудиновне , своим одноклассникам, как зовут вас, рассказать, какой ты или, какая ты, поздороваться с Петей так, как делаю это я. (Здравствуй Петенька , меня зовут Лиза Шамсудиновна., я добрая).
2. Элементы тренинга.
Педагог-психолог: « Ребята, а сейчас поставьте стульчики в круг так, чтобы не помешать друг другу. Как это можно сделать?» (Под музыку все по очереди садятся на стульчики в круг "Дружба крепкая")
1 упражнение. Игра «Волшебный мяч».
Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, рассказывает о том, что он больше всего любит, и бросает мяч другому игроку, при этом произносит слова: «Что ты любишь, расскажи» и т.д.
2 упражнение. Рассказ о своем друге.
Ведущий: «Ребята, у кого из вас есть друг? Каждый человек в течение жизни приобретает и теряет друзей. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как мы растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания.
По кругу, передавая мягкую игрушку, назовите своего друга и расскажите, почему вы его считаете другом».
Ребята, а ещё с нами сегодня присутствует наша помощница, это наши листочки с заданиями, мы будем писать на этой листочке, стараться, радовать себя , радовать меня, радовать друг друга.
Для того, чтобы я знала, чей это листочек, что нам нужно с вами сделать? Правильно, подписать её. А вот мне интересно, умеете ли вы писать своё имя?
Если кто-то затрудняется, я помогу вам.
У нас сегодня первый урок. Для того, чтобы каждый урок у нас всё получалось нам необходимо обратиться к нашим помощникам. А кто помощники человека? Когда мы пишем, думаем, кто нам помогает?
Голова – это наш сундучок, в который можно уместить столько знаний, а когда нам что-то понадобиться, мы можем наш сундучок открыть и воспользоваться всей информацией, которую мы туда поместили. Верно?
Наши руки и пальчики – это тоже помощники, благодаря пальчикам мы держим ручку или карандаш, мы можем писать, а это так здорово!
(выполнить упражнение пальчиковую.(привет -пока).
Наше задание будет очень не простым, а может, для кого то оно будет простым. Мы сейчас положим руку на лист таким образом, чтобы на листе были не только наши пальчики, но и кисть, продолжение нашей руки, вот таким образом. Возьмём в руки карандаш и обведём нашу руку.
Каким цветом раскрасим большой палец? А где нарисован большой палец? А на руке покажите мне большой палец! Очень хорошо! Молодцы. (Далее раскрашиваем все оставшиеся пальцы). А теперь в центре ладони мы напишем своё имя.
( Рука дружбы- ножницами вырезаем )
Я попрошу Петю посмотреть, как ребята наши старались сегодня, посмотри Петя , ты видишь, тебе нравится? Петя проголодалась, а что любит Петя ? Чем любит лакомиться? Вы знаете?
Ребята, мы так хорошо с вами сегодня поработали. Я так рада, что мы с вами познакомились, Пете очень понравилось у нас на уроке. Я могу приходить с Петей вместе на урок или просто к вам в гости в класс?
Упражнение 4. Рукопожатие.
Ведущий: «С древних времен принято приветствовать своего друга, товарища, приятеля рукопожатием. Это означало: «В руках у меня нет оружия, я пришел к тебе с миром». Давайте поздороваемся друг с другом, протягивая и пожимая руку. По правилам этикета старшие первыми протягивают руку младшим, а дамы первыми подают руку кавалерам».
Ведущий: «Какое надежное и емкое слово – дружба! Друзьями могут быть не только сверстники, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Давайте посмотрим презентацию о дружбе животных»
Просмотр слайдов.
Рефлексия
Ведущий: «О чем мы сегодня говорили на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось, удивило, обрадовало? В завершении нашей встречи прошу вас продолжить предложение: «Сегодня на занятии я понял (поняла)…»
Наш урок окончен. Я хочу всех поблагодарить. Мне очень приятно было погостить в вашем классе. Я надеюсь, что мы будем слушать друг друга, слышать, никогда не будем расстраивать друг друга. Будем дружить друг с другом, общаться и прощать друг другу ошибки, которые мы иногда совершаем.
Ритуал окончания занятия.
Дети становятся в круг, берут друг друга за руки и благодарят за хорошую совместную работу.(результат работы обмениваются с друг другом (Рука дружбы)
Ведущий: « Ребята, сейчас вам нужно будет продолжить предложение, обращаясь к соседу: «Мой друг, я желаю тебе…». Молодцы!
Всем спасибо.
Дополнительные задания на случай, если осталось свободное время:
1. графический диктант;
2. раскраска зайка.
3. Просмотр мультфильма «Тимка и Димка».
Самоанализ занятия.
Данное занятие проводилось в рамках программы по адаптации первоклассников к обучению в школе «Мы – первоклассники».
До занятия было проведено изучение социально-психологической адаптации детей к школе
Тема занятия: «Я и мои друзья. Дружба»
Цель: повысить уровень адаптации детей к школе.
Задачи: способствовать формированию навыков взаимодействия в группе, помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе, повысить самооценку детей, создать условия для развития творческих способностей.
Форма занятия с элементами тренинга была выбрана не случайно. Она позволяет осуществить деятельностный подход, организовать диалоговое пространство.
При проведении занятия были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Содержание занятия проходило несколько этапов, а именно: приветствие, постановка цели, просмотр мультфильма и его обсуждение, элементы тренинга, просмотр презентации, рефлексия и ритуал окончания занятия.
Было предусмотрено сочетание различных форм работы (индивидуальная, групповая).
Чередовались виды деятельности: анализ мультфильма, упражнения, игра, творческая работа.
Очевидна смотивированность и активность детей проблематикой и содержанием предложенной деятельности. Дети приняли цель, поставленную мной в начале встречи, проявляли активность во время тренинга, увлеченно рисовали открытку для друга.
Рефлексивный момент носил двусторонний характер: не только дети, но и ведущий проанализировали эффективность совместной работы.
Общая оценка результатом и эффективностью встречи – «удовлетворительная». Считаю, что поставленные задачи выполнены.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.