Занятие по дополнительной общеразвивающей программе
Театральная студия «Этюд»
Педагог дополнительного образования МБОУ: Потаповская СОШ
Апандова Виктория Николаевна
Тема учебного занятия: «Способы свободного самочувствия в театральной деятельности»;
Название- «Маска, я Вас знаю»
Второй год обучения. Возраст обучающихся – 11-12 лет.
Состав учебной группы: учащиеся 21 чел.
Раздел: «Актёрское мастерство»
Степень сложности занятия - средняя.
Форма учебного занятия: учебное занятие с элементами игры, тренинга и показов.
Тип занятия: обобщающее.
Форма организации обучающихся: групповая.
Время учебного занятия: 40 минут.
Цель занятия: развитие свободы самовыражения и актерского мастерства обучающихся в театральной деятельности через систему тренинговых и игровых упражнений.
Задачи: способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, партнёрских отношений,
развитие любознательности, воспитание оптимистического взгляда на жизнь и собственную деятельность;
Воспитывающие: воспитывать эмоциональную отзывчивость.
мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством.
Развивающие: развитие умения адекватно оценивать своё творчество и творчество других;
развитие актерских способностей;
развитие навыков свободного самочувствия в условиях публичности;
развить эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление, фантазию, воображение, память, внимание, наблюдательность, стремление к самовыражению.
Обучающие: проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков актёрского мастерства; пластики.
формировать знания о способах снятия мышечных и психологических зажимов.
Методы
1. Словесные методы: рассказ, беседа.
2. Наглядные методы: метод показа, демонстрация.
3. Практические методы: упражнения, игры, тренинговые упражнения.
Технологии: частично-поисковая.
Ожидаемые результаты: -самодиагностика актерских зажимов;
Предметные: - наличие знаний о видах актёрских зажимов (голосовых, пластических, психологических);
Метапредметные: -владение способами снятия телесных зажимов, раскрепощения и неуверенности перед театральным выступлением и в условиях публичной деятельности.
Личностные: - наличие положительной эмоциональной атмосферы в группе.
- развитие эмпатии.
- развитие уверенности в себе.
Материал и оборудование:
Стулья, карточки, магнитофон и диски.
План занятия.
1.Организационный момент.
-подготовка к занятию, разгадывание кроссворда (2 мин.)
-объявление темы и постановка цели занятия. Введение нового учебного материала. Понятие «раскрепощение» (10 мин.)
2. Основная часть.
-Повтор пройденного материала, упражнение «Круг» (упражнение направлено на коллективную работу. (5 мин.)
Игра «Найди себе пару» (5 мин.)
Игра «Зерколо» (5 мин.)
Упражнение «Прогноз погоды» (упражнение направлено на развитие фантазии и воображения, преодоление страха публичности (20 мин.)
3. Заключительная часть.
- Обратная связь (2 мин)
- Подведение итогов. (1 мин).
Ход занятия
№ |
Этап занятия, |
время |
Задачи этапа занятия |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения задач этапа |
Возможные методы обучения
|
1. |
Организация начала занятия, собирание группы «в единое целое» для выполнения задач. Постановка проблемы, сообщение темы и плана занятия. |
2 мин. |
Включить обучающихся в совместную работу. |
Разгадай кроссворд для сбора группы. Проверка готовности обучающихся к работе. |
Включенность обучающихся. |
Беседа. |
2. |
Ознакомление с новыми знаниями и умениями. |
10 мин. |
Формировать знания о способах снятия мышечных и психологических зажимы
|
Знакомство с новой темой. |
Эмоциональная включенность в процесс практического усвоения информации. |
Рассказ, показ. |
3. |
Повтор пройденного материала.
|
10мин. |
Проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков актёрского мастерства, пластики.
|
Выполняется упражнение предыдущего занятия. |
Представление в круге. Выступление все ребят.
|
Технологии: тренинг и игра. Беседа (круг обратной связи)
|
4. |
Закрепление знаний и умений, проверка их применения. |
15мин. |
Выступление обучающихся. |
Ребят выступает в роли ведущего.
|
Выполнение упражнения обучающимся. |
Метод показа,
Технологии: тренинг, игра, частично-поисковые, игровая технология, проблемное обучение. |
5. |
Подведение итогов занятия, формулирование выводов. |
3 мин. |
Оценка в развернутой коммуникативной форме. |
Вывод по теме.
|
Каждый имеет право поставить высшую оценку товарищу, но не в цифровом эквиваленте, а с помощью аплодисментов. |
Активность включения и осмысленность оценок
Обобщающая беседа
|
Стулья стоят полукругом. Дети рассаживаются на стулья.
Здравствуйте!
Сегодня на нашем занятие присутствуют гости.
Чтобы узнать тему нашего занятия. Вам нужно разгадать кроссворд.
И так мы с вами выяснили
Тема сегодняшнего нашего занятия «Театр и способы свободного самочувствия в театральной деятельности».
Что бы узнать не много поподробней мы с вами загляним в историю возникновения театра.
Презентация:
Слайд 1 «Добро пожаловать в театр»
Слайд 2 «Древнегреческий театр»
А где Родина театра? Что означает слово театр?
Родиной театра считается Древняя Греция. Именной здесь в V веке до нашей эры были построены театры со сценой и местами для зрителей. Слово «театр», в переводе с греческого означает «место, где собираются, чтобы посмотреть».
Слайд 3 «Маски» (Кто мне скажет, что это за маски? И зачем они нужны?)
Со времён древнегреческих представлений маска является самым известным атрибутом театра, его символом. А надевали маски потому, что при огромных размерах греческих театров выражение лиц актеров не было видно всем зрителям.
Слайд 4 «Музы» По древнегреческой мифологии театру покровительствовали две музы
( Как их зовут? Что у них за маски в руках и что они означают?) музы: Талия – муза комедии, она изображается с весёлой маской, и Мельпомена – муза трагедии с маской грусти.
Слайд 5 «Маски – символ театра» Именно поэтому символом, логотипом театра и являются эти две маски.
Благодаря маске, сценическому костюму, реквизитам актер может воплатится в любую роль. (видеоряд Ералаш)
И так какими качествами должен обладать актер? Дети отвечают
И так мы с вами выяснили что театральное мастерство состоит из нескольких важных составляющих: сценической пластики, умения работать с партнером, веры в предлагаемые обстоятельства, сценической речи, чувства темпо-ритма.
Чтобы быть актёром, нужно, несомненно, обладать талантом, но помимо этого много и упорно трудиться: работать над актёрским мастерством.
Ребята,что делает спортсмен, чтобы добиться результатов в спорте? Дети отвечают
Правильно, тренируется! Чтобы стать актёром, тоже нужно тренироваться. Для этого существует актёрский тренинг.
Прежде чем выйти на сцену, актёр должен, при помощи тренинга, развить в себе очень многие качества, элементы так необходимые ему. Вы, наверное, слышали фразу «раскрепощенный человек», «ведет себя раскрепощено». Сегодня мы с вами будем учится, раскрепощаться. Какие слова синонимы, к «раскрепощенный» вы знаете? Ответ детей. Словарь синонимов: раскомплексованный, высвобожденный, свободный, непосредственный, непринужденный, освобожденный, раскованный. Для нас больше подходят синонимы: непосредственный, непринужденный, раскованный и, наверное, раскомплексованный. Молодцы. Чтобы чувствовать себя уверяным и раскрепащеныйм на сцене, актер также должен обладать правильной дикции и красивой речью. А в этом ему помогут игры со скороговорками.
И так я хочу вас познакомить с одной такой игрой
«ручной мяч» - ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого – либо ребёнка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.;
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
Был в саду переполох -
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
То ли Боря приобрел для Толи рулон толя,
То ли Толя приобрел для Бори рулон толя.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
Лёня лез по лесенке,
Срывал Лёня персики.
С песенками, с персиками
Скатился Лёня с лесенки.
Полосатые паласы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала -
Полосатой речка стала.
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
Молодцы.
Следующая игра будет называться «Найди себе пару»
Я вам сейчас раздам карточки, зелёные с загадками и красные с ответами.
У кого зелёные карточки по очереди выходят и загадывают загадку. Остальные отгадывают. У кого ответ на загадку – выходит сюда, и вы образуете пару.
Наша задача соединиться в пары – загадка + отгадка.
Загадки:
1. В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая – СЦЕНА.
2. Знают актёры и театралы
На сцене трудиться придётся немало,
Чтоб спектакль мог родиться,
Нужна далеко не одна……РЕПЕТИЦИЯ.
3. Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы…… АПЛОДИСМЕНТЫ!
4. В театре скоро представленье –
Пусть все знают, видят, слышат:
О спектакле объявленье
Называется…..АФИША.
5. Спектакль ставит режиссёр,
Исполняет роль актёр,
А смотрят на сцену театра целители,
Они называются………ЗРИТЕЛИ.
6. Чтоб спектакль посмотреть
Должны это мы иметь,
Без него в зал хода нет,
Купим в кассе мы………..БИЛЕТ.
Дети соединяются в пары.
Одно из качеств актёра – умение взаимодействовать с партнёром, ведь театр – дело коллективное. Чаще всего на сцене одновременно играют два, три, четыре, а то и более актёров. Они должны уметь общаться, взаимодействовать, играть как один целый организм.
Актёрский тренинг обучает актёра и сценическому взаимодействию.
Сейчас мы выполним упражнение на взаимодействие.
Упражнение «Зеркало»: 1-ые номера «зеркало», 2-ые смотрятся в зеркало, совершают какие-либо действия. 1-ые с точностью повторят движения 2-го. Нужно учесть зеркальное отображение, то, что 2-е номера делают правой рукой, 1-е делают левой.
Спасибо, ребята, за выполнение. Прошу присесть.
Внимание на экран. Что это за коробочка? Это грим. Для чего он нужен? Дети отвечают.
При помощи грима актёр может изменить свою внешность
Скажите, что помимо грима использует актёр для изменения внешности. Дети отвечают.
Правильно, сценический костюм. Сейчас я вам покажу элементы костюмов, а вы должны отгадать, какую роль играет актер, используя этот элемент костюма.
(Показ картинок: Красная шапочка, Дед Мороз, Буратино, Мальвина, Пират)
Занимаясь тренингом, актёр приобретает мастерство и выходит на сцену, играет роли. Сегодня мы с вами на протяжении всего занятия занимались тренингом, думаю, настало время сыграть наш первый спектакль.
Прогноз погоды
Игра на развитие выразительности речи и групповой коммуникации. Ведущий заранее составляет прогноз погоды на предстоящий день (реальный или воображаемый). Вызываются пять-семь участников, желающие принять участие в конкурсе. Их задача — прочитать данный прогноз с заданной интонацией, передав настроение и характер воображаемого диктора.
• Сказочник.
Доброе утро с вами я Василиса и прогноз погоды на 1 канале
В не котором царстве в некотором государстве. Центральные области Европейской части страны попали в теплую часть циклонов. И в выходные дни с западными потоками по-прежнему будет поступать теплый и влажный воздух Атлантики. Температура на 5-7 градусов превысит климатическую норму.
• Детектив;
Добрый вечер с вами я Евгений Куравлев и вот что попало сегодня в сводки криминальных новостей. 18 марта было замечено продвижения на восток атмосферных фронтов местами пройдут дожди в основном несильные. В субботу они наиболее вероятны на севере территории, там и прохладнее - до плюс 4, а в основном 6-12 тепла. В воскресенье дождей - больше, усилится ветер, но станет еще теплее, от 8 до 14 градусов.
• Рядовой, докладывающий командиру;
Здравия желаю! Товарищ Командир ! Разрешите доложить?!
В Поволжье на солнце рассчитывать не приходиться. Ветер - до 15 м/с. При этом тепло - днем 5-10 градусов, в воскресенье в Среднем Поволжье до плюс 14. Так, что радость - на все выходные, если не расстраиваться из-за дождя.
• Диктор справочной службы вокзала;
Внимания! Внимания!
В Ленинградской, Псковской и Новгородской областях в воскресенье температура повысится на 3-5 градусов до 8-13. В Карелии станет теплее на пару градусов - до 4-9. А в Калининградской области воздух может прогреться до 15. Осадки в основном в виде дождя.
• Футбольный комментатор;
На севере местами уже лежит снег. Так в Карелии, в Мурманской, Архангельской областях и Коми его нападало до 20 см. А погода здесь была холоднее обычной. Но в выходные в Мурманской области немного потеплеет. В Архангельской, наоборот, похолодает до 0 градусов, в большинстве районов будут идти осадки, на севере в виде снега. Ненецкий округ ждет усиление морозов. В субботу днем возможно минус 3, в воскресенье уже до минус 12, а ночью до минус 15. Такой же зимний характер погоды и в северных районах Коми.
• Докладчик на торжественном собрании;
Добрый вечер! Я рада снова Вас видеть в нашем зале! В канун первого весеннего праздника. Я спешу Вам сообщить что:
На юге Европейской территории почти без осадков, лишь в Ростовской и Волгоградской областях может быть дождь и порывистый ветер. Температура от 10 до 15 градусов, на Черноморском побережье до 20 тепла, вода уже остыла до 18 градусов.
Заключительный этап. Подведение итогов.
А теперь подведем итоги нашего занятия. Вы сегодня хорошо поработали, все большие молодцы. Что показалось вам наиболее сложным? Что легко вам далось? Если бы вы были актером, роль какого героя хотели бы вы сыграть на сцене театра? Почему?
Давайте вернемся к теме нашего сегодняшнего занятия: психологическое и телесное раскрепощение. Через упражнения и мини выступления вы учились быть непосредственными, непринужденными, раскованными, в хорошем смысле слова.
На следующих занятиях мы будем возвращаться к этим упражнениям. Почитайте дома русские народные сказки, выберите себе понравившиеся персонажи. На следующем занятии мы обсудим, характер ваших персонажей.
Список литературы, используемый при подготовке к занятию.
Л .В. Грачева «Актерский тренинг: теория и практика».
Этюд «Корабль».
Актерская пантомимика
Игра на развитие взаимодействия и невербального общения, а также развитие пантомимики. Дети разбиваются на две равные по численности группы, конкурирующие между собой за то, чтобы собрать в свою группу как можно больше участников другой группы. Для этого группа приглашает одного из участников конкурирующей группы и дает ему задание показать загаданный ими предмет. Обязательное условие — этот предмет должен быть показан без помощи речи, звуков и немого проговаривания (артикуляции). Если участник справился с заданием и его группа угадала этот предмет, то право хода переходит к ней, и уже она приглашает участника конкурирующей группы. Если же участник не справился с заданием с трех попыток и группа не угадала предмет, то участник переходит в другую команду, а право хода остается у нее.
Чтобы дети не загадывали простые предметы, которые легко угадать, можно усложнить задание, прибавив к предметам какое- либо их качество. Например: сломанный пылесос, бешеная курица, глухой музыкант, веселый молочник и т. д.
Необходимо перед игрой договориться с детьми о том, что если противник называет близкое по смыслу значение предмета (неисправный пылесос, ненормальная курица, слабослышащий музыкант и т. д.), то ответ засчитывается.
Данная группа этюдов служит для развития выразительности мимики, пластики, умения входить в образ и выстраивать заданный сюжет. Игра может проводиться как с одним участником, так и в группе. Для ее проведения необходим один или несколько надутых воздушных шариков, которые раздаются участникам.
Ведущий дает задание создать этюд с шариком на конкретную тему. Например:
• Человек, смотрящийся в зеркало;
• Объяснение в любви;
• Расставание с любимым человеком;
• Начальник и подчиненный;
• Влюбленная парочка;
• Ребенок в зоопарке перед клеткой какого-либо животного;
• Родитель, отчитывающий сына-двоечника;
• Шахматисты, играющие партию;
• Покупатель и продавец.
Групповая декламация
Ведущий заранее выбирает какое-либо стихотворение из школьной программы (в соответствии с возрастом детей). Задание группе: прочитать по одной строчке стихотворения каждому участнику так, чтобы получилось интонационно и логически выдержанное произведение. Главным является выразительность чтения, логические паузы, интонации. Если стихотворение не закончилось при прохождении первого круга, то те же самые участники читают его дальше.
Данную игру можно позиционировать еще и как игру на организацию взаимодействия.
3. Сегодня у нас будет концерт, но не обычный, а «Концерт сказочных персонажей». Что это, вы сейчас узнаете. Для этого мы с вами поделимся, на зрителей, конферансье и актёров. Конечно же, вы все попробуете себя в разных ролях, поэтому сейчас сидя на месте, вспомните стихи, скороговорки, песни. Вспомнили, кто из вас смелый, мне нужны два человека. Один из вас будет, конферансье, по-другому ведущий, который объявляет выступающего, громко, чётко и ярко, как будто выступает очень знаменитый актёр, сказочный персонаж. Вы ребята будете читать стихи, петь, рассказывать скороговорки, но не от своего лица, а от лица любого сказочного персонажа. Другими словами, вы ребята, на короткое время превращаетесь в любимых вами персонажей и выступаете от их имени. После выступления, вы меняетесь, актер становится конферансье, а конферансье актёром. Большая просьба к вам, пожалуйста, никаких персонажей из компьютерных игр. Главное условие: «Ничего я не боюсь, потому что я - Илья Муромец, Змей Горыныч, фея, Золушка, Баба Яга, Чебурашка и т.д., а когда я объявляя, очень знаменитый конферансье.
Пусть зажгутся в небе звезды и на сцене вспыхнет свет
Пусть оставит память в сердце этот день на много лет
Лучик радости на лицах и слезы счастливый след
Этот праздник будет длиться, будет длиться много лет
Подари улыбку миру, звезды новые зажги
Песню радости и счастья всей планете подари
Подари улыбку миру, радугу цветных огней
Улыбнись улыбкой счастья, сердце каждого согрей
Пусть танцует вся планета, пусть уйдут печаль и грусть
Верю я, что мы с тобою встретимся когда - нибудь
Ты подаришь мне улыбку и помашешь мне рукой
Этот праздник повторится и подружит нас с тобой
Подари улыбку миру, звезды новые зажги
Песню радости и счастья всей планете подари
Подари улыбку миру, радугу цветных огней
Улыбнись улыбкой счастья, сердце каждого согрей
Улыбнись улыбкой счастья, сердце каждого согрей
Пусть летят года как птицы, реки, страны, города
Этот праздник повторится веришь ты и верю я
Все однажды повторится, мы споем с тобой опять
Музыка добра и света будет над землей звучать
Подари улыбку миру, звезды новые зажги
Песню радости и счастья всей планете подари
Подари улыбку миру, радугу цветных огней
Улыбнись улыбкой счастья, сердце каждого согрей
Улыбнись улыбкой счастья, сердце каждого согрей
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.