Тема: «РИСУЕМ ОСЕННИЙ ЛЕС И ЛИСТОПАД» (масляная пастель).
Цель урока: — знакомство и освоение графических художественных материалов (пастель, восковые мелки), их выразительных возможностей.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
— расширять знания у обучающихся о художественных материалах;
— содействовать формированию умения у обучающихся понимать красоту и выразительность пастели, восковых мелков;
— овладение навыками работы с восковыми мелками и пастелью при выполнении практических заданий (нарисовать осенний лес, используя выразительные возможности материалов).
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
— Формулируют тему урока.
— Выполняют план и последовательности действий.
— Осуществляют итоговый контроль деятельности, оценивают результаты деятельности.
— Выполняют задание в соответствии с поставленной целью.
— Контролирую свою работу во время выполнения задания.
Познавательные:
— Проводят анализ, сравнение, обобщение.
— Умеют преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать.
— Находят ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
— Выполняют самопроверку выполненной работы.
— Высказывают собственное мнение.
— Слушают и понимают речь (объяснение) учителя.
Личностные УУД:
— Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Формируют положительную мотивацию и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства.
— Воспитывают эстетическую культуру, эстетический вкус.
— Формируют способность любить русскую культуру.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, музыка.
Оборудование урока: пастель, мелки (восковые), бумага для рисования, влажные салфетки.
Зрительный ряд:
— видео работ художников на эту тему «Осень»
— выставка репродукций картин на тему «Осень».
— видео практической работы;
— иллюстрации этапов выполнения работы.
— кленовый листочек (для тренинга)
— кленовые листочки для оценивания работ.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»)
« Осенняя песня»
Ход урока
1. Организация класса.
– Добрый день, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их! Проверьте свои принадлежности к уроку. Все ли у вас готово, чтобы начать наше занятие?
Мы за парты дружно сели
Друг на друга посмотрели.
Мы сегодня опять
Учиться будем рисовать!
У. «Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далёкий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года
Осенью зовётся». ( хором)
У. Молодцы, правильно!
— Ребята, назовите осенние месяцы?
— Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью в природе?
У. Ребята, а на какие периоды делится осень?
Д. а) Ранняя.
б) Золотая.
в) Поздняя.
У. -А какая осень у нас сейчас?
Д. Поздняя
У. На улице холодно, деревья голые, вот-вот зимушка — зима вступит в свои права. Но сегодня, к нам на урок, совсем ненадолго заглянет золотая осень. Она приглашает нас в картинную галерею.
Кто из вас помнит, что такое картинная галерея?
Д. Картиная галерея- это место, где хранят и показывают картины различных художников.
У. Ну как, принимаем приглашение?
Д. Да
У. Добро пожаловать! Наша картинная галерея находится на экране. В галерее собраны картины знаменитых художников. (видео картин русских художников).
У. Копии некоторых картин я разместила на школьной доске, чтобы вы ещё не раз смогли полюбоваться красивым нарядом осенних деревьев. (показываю).
У. Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней.
У. Представьте, что вы оказались в какой-либо из этих картин. Что бы вы там увидели, услышали, почувствовали? (Игра «Вхождение в картину») (рассказы детей)
У. Послушайте произведение великого русского композитора П.И.Чайковского «Осенняя песня». (слушаем отрывок и потом под музыку и ведем беседу далее)
У. Какая это музыка?
Д. Задумчивая, печальная, плавная, медленная, певучая.
У. О чем рассказала музыка? Что вы в ней услышали?
Д. Грусть, шелест листвы, порывы ветра.
У. К какой из этих картин больше подходит это музыкальное произведение?
Д. И.Бродский «Опавшие листья»
У. Почему?
Д. Листья опадают с деревьев, и ветер, подхватывая их, устилает все вокруг.
У. Ребята, а как называется явление природы, когда падают листья?
Д. Листопад
У. Я просила вас найти и выучить стихотворения о листопаде. Кто приготовил?
( Ученица читает стихотворение о листопаде- видео листопад.)
Листопад, листопад
Дождик золотистый
Всё летят, всё летят
Листья, листья, листья!
Листики разные,
Листики резные,
Желтые, красные –
Выбирай любые.
По тропинке в листопад
На прогулку вышли.
И букеты у ребят:
«Вот какие!»- вышли.
Листики разные,
Яркие букеты.
Долго будем вспоминать
Листопад мы этот!
У. На улице холодно, деревья голые, небо серое. Я вам предлагаю немного поднять настроение и украсить нашу осень.
У. Чтобы узнать тему урока, вам следует отгадать загадки
Они с карандашами схожи,
Цветные, и в коробке тоже.
Пиши ты ими на листке,
Асфальте, стенах и доске.
В использовании легки,
Из воска сделаны…( мелки)
Мягкий мелок в руках я держу,
Им по бумаге тихонько вожу.
Нарисую солнце, подснежник и даже метель.
Нежно-пушистые картины рисует…( пастель)
У. Как вы думаете, какая тема урока?
О. Пастель и восковые мелки
У. Как вы думаете, что мы будем изображать сегодня на уроке с помощью восковых мелков и пастели?
О. Осень, осенний лес, листопад.
У. ( записана на доске тема ). Вы правы, сегодня на уроке мы попытаемся изобразить осенний лес. Будем экспериментировать, исследовать возможности восковых мелков и пастели.
У. Но сначала небольшая информация об этих материалах.
1. Беседа по теме. (презентация)
5.Динамическая пауза
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше выше!
III. Работа над заданием.
У.- А теперь вы сами попробуете изобразить осенний пейзаж.
У. — Кстати напомните мне, что такое пейзаж?
Д. Слово пейзаж – обозначает местность. Чаще всего это изображение природы.
У. Ребята, сегодня я предлагаю вам изобразить осенний пейзаж с помощью восковых мелков и пастели. Посмотрите, как это можно сделать. (видео практической работы)
У. Интересно? Хотите попробовать сами?
Д. Да
У. Работать будем в определенной последовательности. (рисунки на доске).
— Сначала возьмите листочки и нарисуйте полянку (1 образец);
— Затем будем рисовать кроны деревьев. Я выбрала эти цвета, мы можете взять другие, по своему желанию (2 образец).
— Дальше рисуем каждому дереву ствол и ветви. Помним, что чем он выше, тем тоньше, чем ниже, тем толще (3 образец).
— Дополним нашу работу деталями: листопад, тень от деревьев, летящие птицы и т.д. (4 образец).
У. Ребята, вам понятны этапы работы. Уверена, у вас все получится. Постарайтесь, лучшие работы мы украсим осенними листочками. Приступайте к работе.
Звучит произведение П.И.Чайковского « Осень», из цикла «Времена года».
6.Самостоятельная работа учащихся.
7.Рефлексия. Итоги урока.
У. Пришло время посмотреть ваши работы. (размещаем работы на доске). Полюбуйтесь. Вам нравится выставка? Давайте придумаем название нашей выставке.
Д. Золотая осень.
У. Похлопайте те, кому сегодня понравилось рисовать восковыми мелками и пастелью.
У. Поднимите руку, кто сегодня испытал трудности.
У. Передавая листочек, друг другу, расскажите, что понравилось на уроке.(Тренинг «Листочек»).
У. Осень нам оставила листочки. Возьмите один, прикрепите рядом с той работой, которая вам больше понравилась. (объясняя, почему?)
У. Как красиво листочки украсили пейзажи! Красота осеннего леса сохранится в наших рисунках.
У. Домашнее задание: просмотреть детские книги, журналы и найти иллюстрации, выполненные пастелью и принести на урок.
— Спасибо. Урок окончен. До свидания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.