Занятие по экологии в подготовительной группе
«Сортируем мусор – бережем природу!»
Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.
Задачи: Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора; Развивать умение анализировать экологическую проблему; Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду; Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены; Формировать умение сортировать мусор при его сборе; Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: мусорные контейнеры Проглотики, д/игра «Сортируем мусор правильно», фонограмма «Голоса леса», глобус.
Ход образовательного процесса
(Раздается
стук в дверь, в группу входит почтальон, приносит конверт.)
Воспитатель: Посмотрите,
ребята, нам принесли конверт. Что же там может быть? Давайте его распечатаем и
посмотрим, что там внутри. Дети, жители мусорного города сегодня прислали
нам в письме интересное стихотворение. Послушайте его и подумайте, о чем в нем
рассказывается.
Мусорная фантазия.
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете -
Пострашней произойдут беды на планете:
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок -
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
(В нем говорится о мусоре, что нельзя загрязнять планету, бросать корки, шкурки, палки)
Воспитатель. Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает приблизительно тонну мусора - полный кузов грузовика. На планете более 6 миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Какие огромные пространства занимают мусорные свалки и полигоны? Вероятно, скоро нам придется спасаться от мусора?
Давайте же разберемся, что же выбрасывают люди, каким бывает мусор? (Банки, бутылки, фантики, коробки, мебель, железки, игрушки)
Воспитатель. Правильно, сколько бывает разного мусора. Но этот мусор бывает разного вида (показ иллюстраций).
- пищевые отходы - это все что попадает в мусорное ведро с кухни;
-твердые бытовые отходы - это стекло, пластик, металл, бумага, текстиль….
- после строительства или ремонта образуется строительный мусор - это плитка, бетон, штукатурка, кирпичи, грунт и т. д.
Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается.
Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи? (В мусорное ведро)
Воспитатель. Затем мусор попадает в мусорный контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором? (На свалку)
Воспитатель: Самое плохое, что люди иногда выбрасывают мусор не в мусорное ведро или контейнер, а просто на улицу. От этого становятся грязными улицы, засоряется почва, растениям труднее расти и дышать. Вид улиц становится тоже некрасивым.
Я предлагаю вам немного поиграть. Посмотрите, как красиво и чисто в нашей группе. А теперь каждый из вас возьмет и кинет на пол ненужные листочки бумаги, обрезки от нашей аппликации. Посмотрите, что стало с группой? А ведь каждый из вас кинул только одну бумажку!(В группе грязно, некрасиво)
Воспитатель: Давайте наведём чистоту и соберём весь мусор в мусорную корзину.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Дружно вставайте, будем мусор собирать!
Мы по улице идём, на которой мы живём,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладём.
Раз в ведро, а два - в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если вместе потрудиться
Всё вокруг преобразится!
Посмотрите, как опять стало чисто и красиво!
Воспитатель: Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему?(Некрасивая куча, неприятный запах)
Воспитатель: Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…
Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные, опасные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим.
Еще бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки мусора, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему? (На завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал)
Воспитатель: Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты. А какие? (Лес, вода, земля)
Воспитатель: Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали делать и в городах нашей страны.
Звучит музыка и воспитатель выносит мусорные контейнеры.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пожаловали жители мусорной страны Проглотики. Как вы думаете, почему их так назвали? (Потому, что они глотают мусор)
Воспитатель: Ребята, а что у них на крышках? (У них на крышках то, чем они питаются. У одного – бумага, у другого - пластик, у третьего - металл)
Воспитатель: Проглотики просят, чтобы вы их покормили. Только это необходимо сделать правильно
Д/игра «Сортируем мусор правильно»
Вот какие молодцы! Все справились с заданием правильно.
Воспитатель: Когда мы покупаем в магазине какие-то вещи или продукты, то, как правило, они во что-то упакованы (коробки, пакеты, бумагу и т.д.). Ребята, а как вы думаете, что можно сделать из старой упаковки?
Показ глобуса.
Воспитатель: Посмотрите, какая большая наша планета, сколько стран. Природа таит в себе много тайн, славиться своей уникальной красотой и в наших с вами руках сохранить ее. Я думаю, что мы с вами будем заботиться о нашей природе, защищать ее. А как?(Не мусорить, не делать много свалок, соблюдать правила, очищать природу)
Воспитатель читает стихотворение и звучит фонограмма «Голоса леса».
Пусть на земле не умирают реки
И стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша навеки родная земля
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрее!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.