Занятие по ФЭМП в средней группе "Путешествие в сказку"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 10.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитывать интерес к занятиям математикой
Иконка файла материала конспект по математике.docx

Итоговое занятие по ФЭМП в средней группе

«Путешествие в сказку».

Цель: обобщение полученных детьми в течение учебного года элементарных математических представлений в совместной игровой деятельности с взрослыми.

Задачи:

Образовательные:

·                    Уточнить знания дней недели, частей суток.

·                    Закрепить навыки детей при сравнении предметов по величине: длине, ширине, высоте.

·                    Закрепить количественный и порядковый счет, знание цифр в пределах 5, умение обозначать количество предметов цифрой.

·                    Закрепить умение отсчитывать заданное количество предметов по числу, сравнивать предметы, множества, закреплять способы уравнивания двух групп предметов.

·                    Закрепить умение детей  различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

·                    Упражнять в умении ориентироваться  на листе бумаге, использовать понятия: слева, справа, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу, посередине.

Развивающие:

·                    Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

·                    Развивать наблюдательность, внимательность.

Воспитательные:

·                    Воспитывать интерес к занятиям математикой.

·                    Воспитывать умение  детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга.

Предварительная работа: проведение занятий по счету и отсчету предметов в пределах 5-ти по образцу и названному числу, по уравниванию групп предметов двумя способами, по сравнению предметов по длине, ширине, высоте, проведение дидактических игр на закрепление знаний детей  о днях недели, о геометрических фигурах: "Чудесный мешочек", Что сначала, что потом", "Геометрическое лото".

Оборудование: набор предметных карточек, набор геометрических фигур, 5 конвертов с заданиями, картина для количественного и порядкового счета, картина для определения величины предметов, карточки с двумя полосками, цифры от 1 до 5, листы бумаги для определения положения предметов в пространстве, изображение очага, сундук, золотой ключик Буратино, фрагменты нарисованного золотого ключика, музыка из кинофильма "Приключения Буратино".

Словарная работа: названия дней недели, слова - определения положения предметов (посередине, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.).

Ход:

1.                  Организационный момент.

Воспитатель: (Воспитатель приглашает детей на коврик. Дети  подходят, встают в круг, в центре круга находится воспитатель).

Ребята, скажите, что вы говорите, когда приходите в детский сад?

Дети:  Здравствуйте!

Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас пожелаем друг другу доброго утра.

Дети: Давайте!

Воспитатель:                          

Для начала встанем в круг.

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Все вместе: Доброе утро!

2.                  Вводный этап.

Воспитатель: Ребята, сегодня в этот прекрасный, солнечный день я  хочу вас пригласить в сказку.

 

Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей.
Ждут вас испытания,
Сложные задания.

Ребята,  путь наш будет длинный, с препятствиями. Вы готовы отправиться в такое путешествие?
Дети: Да, готовы.

Воспитатель: А чтобы узнать в какую сказку мы сегодня отправимся, нужно отгадать загадку:

«Это что за странный Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный…

Кто же это?»

Дети:  Буратино.

Воспитатель: Ну, конечно же, это Буратино! А как называется сказка? (Ответы детей: «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

Воспитатель: Молодцы, ребята. И загадку отгадали, и сказку вспомнили. Тогда отправляемся в путь (звучит музыка из к/ф «Приключения Буратино»).

3.                  Основной этап.

Воспитатель: Жили – были куклы в театре у Карабаса Барабаса. И вот однажды на их представление пришел любопытный, деревянный мальчик, с длинным носом и помог куклам освободиться от жестокого и грубого Карабаса Барабаса. С помощью чего Буратино освободил всех кукол? (с помощью золотого ключика).

Воспитатель: Да, с помощью золотого ключика Буратино смог освободить всех кукол. Но приключилась беда - хитрые Кот Базилио и Лиса Алиса обманом отобрали ключик у Буратино. И теперь нам с вами надо помочь Буратино и его друзьям вернуть  золотой ключик обратно. Но чтобы вернуть ключик, нам надо решить несколько математических заданий. За каждый правильный ответ вы будете получать часть ключика. Ну что, готовы помочь Буратино и его друзьям?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда слушайте первое задание (открывает конверт).

На это задание отвечать нужно быстро и правильно, чтобы не подвести Буратино.

- Какое сейчас время года?

- Какой весенний месяц сейчас идет?

- Какие части суток ты знаешь?

- Какая сейчас часть суток?

- Какой сегодня день недели?

- Сколько пальцев на руке?

- Сколько солнышек на небе?

- Какие дни недели мы называем «рабочими»?

- Сколько солнышек на небе ночью?

- Какие дни недели мы называем «выходными»?

- Назови все дни недели?

- Какой день недели идет за понедельником?

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и за это получаете первую деталь ключа (выкладываю на доске).

Теперь слушайте следующее задание (выкладывает картинку,  на которой изображены узкая и широкая  дорожки, заяц, черепаха, полянка, на полянке изображены 2 дерева разной высоты, солнышко, облако). Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите:

- Что делают заяц и черепаха? (идут по дорожкам)

- По какой дорожке бежит зайка? (по узкой).

- По какой дорожке идёт черепаха? (по широкой).

- Как вы думаете, кто из зверей доберётся до поляны первым? (заяц)

- Почему? (черепаха ползает медленно, а заяц бегает быстро).

- Посмотрите, на поляне растут деревья. Что мы можем сказать о их величине? (разные по высоте)

- А еще чем они отличаются? (у высокого дерева ствол – толстый, а у низкого дерева ствол – узкий).

- А где нарисовано солнышко (над деревом).

- А что выше - солнышко или облако?

- А как вы думаете, какая часть суток изображена на картинке? (день)

- Почему вы так думаете?

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились. За это мы получаем вторую часть ключика (выкладываю на доске).

Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем. Выходите на физкультминутку.

Физминутка «Буратино» (проводится 2 раза)

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Тогда слушайте следующее задание:

1) «Игровой момент» - закрепление названий цифр натурального ряда, количественный и порядковый счет.

А сейчас мы с вами повторим цифры (вызывает 5 детей, раздаёт карточки с цифрами от 1 до 5, предлагает детям встать по порядку, в соответствии с теми цифрами, которые им даны).

2) Устный и порядковый счет в пределах 5, (клоун, пирамида, неваляшка, грузовик, мяч).

 Ребята, посмотрите на картинку и посчитайте, сколько игрушек изображено на ней  и покажите карточку с цифрой.

(Спрашивает 2 -3 детей индивидуально).

- какой по счету стоит цветок?

- какой по счету стоит пирамида?

- какая игрушка стоит на пятом месте? (мяч).

- какая игрушка стоит на третьем месте? (неваляшка).

А сейчас отгадайте математическую загадку.

"Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел.

Два под березой, один под осиной.

Сколько их будет у ежика в корзине? "

 Покажите карточку, которая соответствует количеству грибов (дети показывают цифру 3).

Молодцы! За правильное выполнение этого задания мы получаем еще одну часть ключика

(выкладывает на доске).

Воспитатель: Ребята, чтобы выполнить следующее задание нам нужно сесть за столы. Занимайте скорее свои места, сейчас мы с вами будем работать с карточками. Для начала давайте вспомним, как мы выкладываем карточки на полоске? (слева - направо).

- Покажите мне правую руку, левую.

- Выложите на верхнюю полоску 5 белочек.

- На нижнюю полоску выложите 4 грибочка.

- Сколько выложили грибочков? (ответ)

- Что можно сказать о количестве грибов? (их на 1 меньше, чем белочек)

- На сколько белочек больше, чем грибочков?

-Что надо сделать, чтобы белочек и грибочков стало поровну? (добавить   1 грибок, убрать1 белочку).

Воспитатель: Молодцы!  И с этим заданием  справились (выкладываю на доске часть ключика). А сейчас давайте  немного поиграем нашими  пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

1 2 3 4 5 – любят пальчики шагать,

1 2 3 4 5 – пошли пальчики гулять.

5 4 3 2 1 – мы купили апельсин,

5 4 3 2 1 – мы делили апельсин.

Эта долька – папе.

Эта долька – маме.

Эта долька – бабушке.

Эта дольке – дедушке.

Эта долька - мне.

Ну а вместе мы семья.

Воспитатель: Отдохнули? Готовы выполнить последнее задание?  (выкладывает на доске геометрические фигуры, задаёт вопросы к детям):

- Что изображено на картинке? (геометрические фигуры).

- Где расположен квадрат? (посередине).

- Где расположен ромб? (в правом верхнем углу).

- Где расположен круг? (в нижнем левом углу).

- Где находиться овал? (в левом верхнем углу).

- Где расположен треугольник (в правом верхнем углу).

Воспитатель: А сейчас давайте поработаем самостоятельно (работа с раздаточным материалом - определение положения предметов в пространстве).

- выложите зайчика посередине листа;

- в правом верхнем углу – ёжика;

- в левом нижнем углу – яблоко;

- слева от зайчика – морковку;

- в левом верхнем углу – белочку;

- в правом нижнем углу – грибок.

Молодцы, справились со всеми заданиями. А вот и последняя часть ключика.

Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в маленьких волшебников, и прочитаем волшебные слова:

Пальчиковая гимнастика

Начинаем колдовать

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Двери в сказку открывать.

Хоть замочек очень крепкий, (руки в замок)

Металлический и цепкий

Мы его сперва покрутим, (вращение руками)

А потом три раза дунем,

(дунуть на руки)

Покачаем: 1, 2, 3 (покачать руками)

Дверь замочек отвари. (открываем замок)

Двери открываются,

Сказка начинается.

(Накрывает платком выложенный детьми ключик)

А теперь все вместе произносим волшебные слова «Крекс –пекс – фекс» (после этих слов нарисованный ключик превращается в настоящий).

Воспитатель:  Ребята, а что открыл Буратино золотым ключиком? (дверь).

Воспитатель: Да, правильно. Буратино открыл ключом волшебную дверь. А где находилась эта дверь (в коморке Папы Карло, за нарисованным очагом).

Воспитатель: А давайте мы тоже с вами поищем очаг, и может быть, нам повезет, и мы откроем золотым ключиком волшебный замок. (Дети идут по группе искать «очаг» и находят его. За очагом стоит сундук с игрушками для театра. Дети разбирают игрушки, а под ними в коробочках -  угощение).

4.                  Заключительный этап.

Воспитатель:- Ребята, чем мы сегодня занимались?

- Понравилось вам  путешествие?

- Кому мы помогали?

-А как мы помогли Буратино и его друзьям?

- А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет  звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет  флажок.

-Молодцы, вы сегодня были очень дружные и вместе замечательно справились со всеми испытаниями и помогли Буратино и его друзьям вернуть золотой ключик.