Итоговое занятие по ФЭМП в средней группе
«Путешествие в сказку».
Цель: обобщение полученных детьми в течение учебного года элементарных математических представлений в совместной игровой деятельности с взрослыми.
Задачи:
Образовательные:
· Уточнить знания дней недели, частей суток.
· Закрепить навыки детей при сравнении предметов по величине: длине, ширине, высоте.
· Закрепить количественный и порядковый счет, знание цифр в пределах 5, умение обозначать количество предметов цифрой.
· Закрепить умение отсчитывать заданное количество предметов по числу, сравнивать предметы, множества, закреплять способы уравнивания двух групп предметов.
· Закрепить умение детей различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
· Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаге, использовать понятия: слева, справа, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу, посередине.
Развивающие:
· Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
· Развивать наблюдательность, внимательность.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к занятиям математикой.
· Воспитывать умение детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга.
Предварительная работа: проведение занятий по счету и отсчету предметов в пределах 5-ти по образцу и названному числу, по уравниванию групп предметов двумя способами, по сравнению предметов по длине, ширине, высоте, проведение дидактических игр на закрепление знаний детей о днях недели, о геометрических фигурах: "Чудесный мешочек", Что сначала, что потом", "Геометрическое лото".
Оборудование: набор предметных карточек, набор геометрических фигур, 5 конвертов с заданиями, картина для количественного и порядкового счета, картина для определения величины предметов, карточки с двумя полосками, цифры от 1 до 5, листы бумаги для определения положения предметов в пространстве, изображение очага, сундук, золотой ключик Буратино, фрагменты нарисованного золотого ключика, музыка из кинофильма "Приключения Буратино".
Словарная работа: названия дней недели, слова - определения положения предметов (посередине, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.).
Ход:
1. Организационный момент.
Воспитатель: (Воспитатель приглашает детей на коврик. Дети подходят, встают в круг, в центре круга находится воспитатель).
Ребята, скажите, что вы говорите, когда приходите в детский сад?
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас пожелаем друг другу доброго утра.
Дети: Давайте!
Воспитатель:
Для начала встанем в круг.
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Все вместе: Доброе утро!
2. Вводный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня в этот прекрасный, солнечный день я хочу вас пригласить в сказку.
Приглашаю
всех детей
В путь отправиться скорей.
Ждут вас испытания,
Сложные задания.
Ребята, путь
наш будет длинный, с препятствиями. Вы готовы отправиться в такое путешествие?
Дети:
Да, готовы.
Воспитатель: А чтобы узнать в какую сказку мы сегодня отправимся, нужно отгадать загадку:
«Это что за странный Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный…
Кто же это?»
Дети: Буратино.
Воспитатель: Ну, конечно же, это Буратино! А как называется сказка? (Ответы детей: «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
Воспитатель: Молодцы, ребята. И загадку отгадали, и сказку вспомнили. Тогда отправляемся в путь (звучит музыка из к/ф «Приключения Буратино»).
3. Основной этап.
Воспитатель: Жили – были куклы в театре у Карабаса Барабаса. И вот однажды на их представление пришел любопытный, деревянный мальчик, с длинным носом и помог куклам освободиться от жестокого и грубого Карабаса Барабаса. С помощью чего Буратино освободил всех кукол? (с помощью золотого ключика).
Воспитатель: Да, с помощью золотого ключика Буратино смог освободить всех кукол. Но приключилась беда - хитрые Кот Базилио и Лиса Алиса обманом отобрали ключик у Буратино. И теперь нам с вами надо помочь Буратино и его друзьям вернуть золотой ключик обратно. Но чтобы вернуть ключик, нам надо решить несколько математических заданий. За каждый правильный ответ вы будете получать часть ключика. Ну что, готовы помочь Буратино и его друзьям?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда слушайте первое задание (открывает конверт).
На это задание отвечать нужно быстро и правильно, чтобы не подвести Буратино.
- Какое сейчас время года?
- Какой весенний месяц сейчас идет?
- Какие части суток ты знаешь?
- Какая сейчас часть суток?
- Какой сегодня день недели?
- Сколько пальцев на руке?
- Сколько солнышек на небе?
- Какие дни недели мы называем «рабочими»?
- Сколько солнышек на небе ночью?
- Какие дни недели мы называем «выходными»?
- Назови все дни недели?
- Какой день недели идет за понедельником?
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и за это получаете первую деталь ключа (выкладываю на доске).
Теперь слушайте следующее задание (выкладывает картинку, на которой изображены узкая и широкая дорожки, заяц, черепаха, полянка, на полянке изображены 2 дерева разной высоты, солнышко, облако). Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите:
- Что делают заяц и черепаха? (идут по дорожкам)
- По какой дорожке бежит зайка? (по узкой).
- По какой дорожке идёт черепаха? (по широкой).
- Как вы думаете, кто из зверей доберётся до поляны первым? (заяц)
- Почему? (черепаха ползает медленно, а заяц бегает быстро).
- Посмотрите, на поляне растут деревья. Что мы можем сказать о их величине? (разные по высоте)
- А еще чем они отличаются? (у высокого дерева ствол – толстый, а у низкого дерева ствол – узкий).
- А где нарисовано солнышко (над деревом).
- А что выше - солнышко или облако?
- А как вы думаете, какая часть суток изображена на картинке? (день)
- Почему вы так думаете?
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились. За это мы получаем вторую часть ключика (выкладываю на доске).
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем. Выходите на физкультминутку.
Физминутка «Буратино» (проводится 2 раза)
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Тогда слушайте следующее задание:
1) «Игровой момент» - закрепление названий цифр натурального ряда, количественный и порядковый счет.
А сейчас мы с вами повторим цифры (вызывает 5 детей, раздаёт карточки с цифрами от 1 до 5, предлагает детям встать по порядку, в соответствии с теми цифрами, которые им даны).
2) Устный и порядковый счет в пределах 5, (клоун, пирамида, неваляшка, грузовик, мяч).
Ребята, посмотрите на картинку и посчитайте, сколько игрушек изображено на ней и покажите карточку с цифрой.
(Спрашивает 2 -3 детей индивидуально).
- какой по счету стоит цветок?
- какой по счету стоит пирамида?
- какая игрушка стоит на пятом месте? (мяч).
- какая игрушка стоит на третьем месте? (неваляшка).
А сейчас отгадайте математическую загадку.
"Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел.
Два под березой, один под осиной.
Сколько их будет у ежика в корзине? "
Покажите карточку, которая соответствует количеству грибов (дети показывают цифру 3).
Молодцы! За правильное выполнение этого задания мы получаем еще одну часть ключика
(выкладывает на доске).
Воспитатель: Ребята, чтобы выполнить следующее задание нам нужно сесть за столы. Занимайте скорее свои места, сейчас мы с вами будем работать с карточками. Для начала давайте вспомним, как мы выкладываем карточки на полоске? (слева - направо).
- Покажите мне правую руку, левую.
- Выложите на верхнюю полоску 5 белочек.
- На нижнюю полоску выложите 4 грибочка.
- Сколько выложили грибочков? (ответ)
- Что можно сказать о количестве грибов? (их на 1 меньше, чем белочек)
- На сколько белочек больше, чем грибочков?
-Что надо сделать, чтобы белочек и грибочков стало поровну? (добавить 1 грибок, убрать1 белочку).
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились (выкладываю на доске часть ключика). А сейчас давайте немного поиграем нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика.
1 2 3 4 5 – любят пальчики шагать,
1 2 3 4 5 – пошли пальчики гулять.
5 4 3 2 1 – мы купили апельсин,
5 4 3 2 1 – мы делили апельсин.
Эта долька – папе.
Эта долька – маме.
Эта долька – бабушке.
Эта дольке – дедушке.
Эта долька - мне.
Ну а вместе мы семья.
Воспитатель: Отдохнули? Готовы выполнить последнее задание? (выкладывает на доске геометрические фигуры, задаёт вопросы к детям):
- Что изображено на картинке? (геометрические фигуры).
- Где расположен квадрат? (посередине).
- Где расположен ромб? (в правом верхнем углу).
- Где расположен круг? (в нижнем левом углу).
- Где находиться овал? (в левом верхнем углу).
- Где расположен треугольник (в правом верхнем углу).
Воспитатель: А сейчас давайте поработаем самостоятельно (работа с раздаточным материалом - определение положения предметов в пространстве).
- выложите зайчика посередине листа;
- в правом верхнем углу – ёжика;
- в левом нижнем углу – яблоко;
- слева от зайчика – морковку;
- в левом верхнем углу – белочку;
- в правом нижнем углу – грибок.
Молодцы, справились со всеми заданиями. А вот и последняя часть ключика.
Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в маленьких волшебников, и прочитаем волшебные слова:
Пальчиковая гимнастика
Начинаем колдовать
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Двери в сказку открывать.
Хоть замочек очень крепкий, (руки в замок)
Металлический и цепкий
Мы его сперва покрутим, (вращение руками)
А потом три раза дунем,
(дунуть на руки)
Покачаем: 1, 2, 3 (покачать руками)
Дверь замочек отвари. (открываем замок)
Двери открываются,
Сказка начинается.
(Накрывает платком выложенный детьми ключик)
А теперь все вместе произносим волшебные слова «Крекс –пекс – фекс» (после этих слов нарисованный ключик превращается в настоящий).
Воспитатель: Ребята, а что открыл Буратино золотым ключиком? (дверь).
Воспитатель: Да, правильно. Буратино открыл ключом волшебную дверь. А где находилась эта дверь (в коморке Папы Карло, за нарисованным очагом).
Воспитатель: А давайте мы тоже с вами поищем очаг, и может быть, нам повезет, и мы откроем золотым ключиком волшебный замок. (Дети идут по группе искать «очаг» и находят его. За очагом стоит сундук с игрушками для театра. Дети разбирают игрушки, а под ними в коробочках - угощение).
4. Заключительный этап.
Воспитатель:- Ребята, чем мы сегодня занимались?
- Понравилось вам путешествие?
- Кому мы помогали?
-А как мы помогли Буратино и его друзьям?
- А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет флажок.
-Молодцы, вы сегодня были очень дружные и вместе замечательно справились со всеми испытаниями и помогли Буратино и его друзьям вернуть золотой ключик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.