Занятие по математики "Условная мерка"
Оценка 4.9

Занятие по математики "Условная мерка"

Оценка 4.9
doc
математика
16.02.2020
Занятие по математики "Условная мерка"
открытые занятия математика.doc

Открытое занятие по математике в средней группе «Условная мерка»

Тема: Условная мерка.

Цель: уметь использовать условную мерку по назначению.

Задачи: Учить применять условную мерку для измерения предметов. Познакомить с понятием условная мерка. Закрепить понятия величины: выше, ниже. Упражнять в умении соотносить количество предметов с числом его обозначающим. Продолжать формировать представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике. Развивать логику.

Словарь: условная мерка.

Оборудование: демонстрационный материал - фото героев: Айболит, муха-цокотуха, дети Таня и Ваня; Лунтик, условная мерка, панно с пальмами, шаблон для проверки;

Раздаточный материал: карточки с заданием (цифра и 5 кружечек, карандаш красный, условные мерки, карточки с заданием (пальмы разные по высоте, наборы шаблонов посуды (чайник, кастрюля, сковорода, полоска с тремя свободными концами, наборы разноцветных геометрических фигур (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, лепестки с именами детей.

Ход занятия:

Звучит музыка-сигналы. Воспитатель заводит детей в группу.

- Ребята, вы слышите, кто-то зовет нас на помощь.

На доске плакат с пальмой, на которой сидит Лунтик.

- Да это же наш друг Лунтик зовет нас. С ним случилась беда. Хотите узнать? Тогда быстро усаживайтесь, а я вам расскажу.

Дети рассаживаются на свои места.

- Лунтик гулял по Африке и увидел на пальме бананы. Он очень их любит, но они висели очень высоко. Лунтик сделал лесенку и залез на пальму, но злой Бармалей сломал некоторые ступеньки и теперь Лунтик не может спуститься. Давайте ему поможем!

- Чтобы найти ступеньки нужно выполнить очень сложные задания.

- Чтобы быть очень внимательными выполним зарядку для глаз:

Наши глазки, как часы – тик-так, тик-так.

Помогают нам они тик-так, тик-так.

Буратино длинный нос задает всегда вопрос.

- Теперь вижу - готовы.

1. - Первое задание от доктора Айболита. Озорница мартышка забралась к доктору Айболиту и просыпала все лекарства. Нужно помочь расставить все по своим местам:

- положите перед собой карточку, вот такую. (показывает) и возьмите наборы геометрических фигур. Слушайте внимательно:

- на верхнюю полоску положите все большие треугольники

- на нижнюю полоску положите все маленькие красные фигуры

- на среднюю полоску положите все маленькие, но не желтые и не красные фигуры.

- Проверьте, (воспитатель показывает карточку). Молодцы убрали фигуры на место.

- Ну, вот одну ступеньку мы заработали.

2. - Второе задание: Таня и Ваня не могут перебраться через речку, чтобы вернуться домой – Бармалей сломал мост. Как можно им помочь? Можно ли перекинуть любой длины дерево? Почему?

- Я вам помогу. Нам нужно дерево определенной длины, а чтобы ее узнать нужно, измерить ширину реки. Это будет условная мерка. Вот у меня есть мерка. Что у меня? Теперь из всех деревьев будем выбирать нужное. Будем прикладывать к каждой пальме, и если мерка будет одинакова по высоте с деревом, то мы нашли нужное. Посмотрите, вот так. Что мы сейчас делали? Правильно искали по мерке нужное дерево.

- Переверните карточку. Что вы там видите? Сейчас вы будете учиться выбирать нужную пальму. Возьмите палочку – это ваша условная мерка. Теперь найдите на карточке нужную нам пальму, а я пройду и посмотрю, как вы справились.

- Молодцы. У нас есть еще одна ступенька.

- Вижу очень трудное было задание. Зарядимся энергией, встали все на зарядку.

Фиминутка: Два хлопка над головой, два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем и на двух ногах поскачем.

3. - Молодцы. Итак, третье задание - баба Федора просит помочь расставить ей посуду. Назовите, что у вас есть? (чайник, кастрюли, сковорода). Расставьте посуду слева направо от самой высокой до самой низкой.

- Что стоит на первом месте?

- Что на втором месте? Что на последнем? Что можно сказать про высоту чайника? Что про высоту кастрюли? Убрали все.

- Молодцы заработали третью ступеньку.

4. – Осталось последнее задание – четвертое - нужно помочь мухе- цокотухе угостить гостей. Но, сначала мы поиграем с пальчиками. Взяли в руки карандаш, какой цветом? И покатали в руках:

- Карандашик я верчу, быть здоровым я хочу.

- Вижу я, что вы готовы.

- Посмотрите, у вас есть карточки: на них цифрой обозначено количество гостей, закрасьте столько кружечек, какая цифра у вас на карточке.

- Молодцы, вот и последняя ступенька.

- Лунтик очень рад, что вы такие отзывчивые и смелые. Посмотрите, под пальмой растут цветы: с красной серединкой цветочек говорит, я все выполняю без ошибок, а с синей серединкой говорит – что мне бывает трудно справиться с заданиями. Сейчас возьмите лепестки девочки и принесите к той серединке, как вы думает сами, как вы занимались. Теперь мальчики. Хорошо мы потом позанимаемся с теми, кому было трудно.

- А еще у Лунтика есть для вас сюрприз – он дарит вам свое чудо дерево. Спасибо вам ребята, что вы у меня такие дружные.

Похожие записи:

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Одежда»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, ИЗО и математике в старшей группе «Далеко и близко»

 1 занятие: «Геометрик и его друзья»

Цель: Познакомить детей с прямоугольником.

Задачи:

  • Упражнять в умении различать и называть прямоугольник и квадрат, квадратную и прямоугольную форму предметов.
  • Упражнять в счете и сравнении чисел.
  • Развивать умение обобщать и классифицировать.
  • Уметь приклеивать аккуратно квадраты на полоске бумаги.

Развивающая среда: геометрические фигуры- квадрат и прямоугольник (блоки Дьеныша), предметы прямоугольной и квадратной формы(книга, альбом и др.), кукла «Геометрик».

                                                Ход занятия

Появляется Геометрик, вносит в группу прямоугольник.

-Кто знает, что это? Это мой друг прямоугольник. На какую фигуру он похож? Чем они похожи?

Если дети затрудняются в ответе воспитатель дополняет и уточняет совместно споказом. Возможно использовать условную мерку (веревочку) и сравнить стороны геометрических фигур.

- Послушайте историю о прямоугольнике и квадрате: «Однажды квадрат и прямоугольник превратились в человечков и пошли гулять. Квадрат надел квадратные ботинки и рукавицы, а прямоугольник какие рукавицы надел? А ботинки? Играли друзья, веселились, сняли рукавицы и ботинки. А когда мама позвала их домой, они оделись и перепуталисвои вещи. И так они пошли домой(квадрат надел прямоугольные рукавички и ботинки, прямоугольник – квадратные рукавицу и ботинки).»

-Подскажите друзьям, что они перепутали.

_Дома они обменялись перепутанными вещами и предлагают вам поиграть.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и разогнись.

Руки кверху, руки вбок,

И на месте скок, скок, скок. ( 3-4 раза)

- У  моих друзей много братьев. Посмотрите, они находятся у вас на подносах.

Счет геометрических фигур. Детям нужно разложить фигуры в два ряда и сравнить каких больше, каких меньше.

Геометрик просит помочь найти в группе предметы квадратной и прямоугольной формы.

Аппликация «Шарфик для Геометрика»

Предложить детям сделать- шарфик подарок для Геометрика украшенный геометрическими фигурами (квадратами).

Сначала разложить нарезанные квадраты на 1/3 листе бумаги: вначале по углам, затем между ними посередине.

                              2 занятие:   « Треугольник»

Цель: знакомство с геометрической фигурой треугольником.

Задачи:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать,
  • Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно.
  • Упражнять в счете до пяти.

Развивающая среда: «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур, блоки Дьеныша, три обруча(красный, синий, желтый), карточки-задания на каждого ребенка, треугольник большой, плоскостной, демонстрационная таблица, цветные карандаши.

                                                   Ход занятия

Воспитатель показывает детям таблицу с треугольниками, звучит песенка треугольников:

Ты на меня, ты на него,

На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего,

У нас всего по три.

Три стороны и три угла,

И столько вершин,

И трижды трудные дела

Мы трижды совершим.

Мы в нашем городе друзья,

Дружнее не сыскать.

Мы треугольников семья,

Нас должен каждый знать.

Дети рассматривают таблицу, считают треугольники (1 таблица – на листе нарисованы разной величины треугольники; 2 таблица – по углам листа нарисованы 4 треугольника с «крыльями», а посередине листа нарисован квадрат с «крыльями).

Треугольники «сообщили» о том, что у них есть задание: необходимо найти птицу их чужой стаи  и закрасить ее красным цветом, а также сосчитать, сколько всего птиц? Сколько птиц из одной стаи? Нужно раскрасить их синим цветом. Сколько птиц не принадлежат этой стае?

                            Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

На ощупь из мешочка дети достают только треугольники, раскладывают их в ряд и сравнивают по цвету, размеру.

                             Дидактическая игра «Найди свой домик»

Дети раскладывают треугольники из набора логических блоков в обручи: по цвету (в три обруча), по размеру (в два обруча).

После этого детям дается возможность играть с треугольниками 9со всеми геометрическими фигурами) по своему желанию, самостоятельно. Предложить детям составить из треугольников узор по образцу.

                                                           3 занятие: «Круг»

Цель: Знакомство с геометрической фигурой – круг.

Задачи:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
  • Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно.
  • Уметь аккуратно приклеивать круги по образцу.

Развивающая среда: «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур, блоки Дьеныша,  три обруча(красный, синий, желтый), карточки-задания, демонстрационная таблица(рисунок).

                                             Ход занятия

Воспитатель показывает детям обруч, который «говорит» с детьми:

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Круг предлагает детям рассмотреть картину. На ней изображен круг- большой, с нарисованным лицом, руками, ногами. Вокруг него изображены разные круги – большие и маленькие, разноцветные.

-Это я и мои друзья круги!

-Какие мы? (разные).

-Сколько у меня друзей? (дети считают).

Круг просит детей на своих листах приклеить фигуры, как на картине. Дети выполняют задание за столом.

Дидактическая игра «Свой домик»

В обручи раскладываются круги.

  1. По цвету – в три обруча.
  2. По величине – в два обруча.

После этого дети самостоятельно играют с кругами.

                                4 занятие: «Квадрат»

Цель: Знакомство с геометрической фигурой – квадрат.

Задачи:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
  • Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно.
  • Закрепление умения приклеивать, работать с кисточкой.

Развивающая среда: «чудесный мешочек», блоки Дьеныша, клейПВА, кисточки, три обруча, альбомные листы, демонстрационная таблица.

                             Ход занятия

Воспитатель показывает детям картину, где изображены квадраты, и загадывает загадку:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

Как зовут его….? (квадрат)

Дети рассматривают картину с квадратами, считают их, а затем выполняют задание- надо приклеить готовые квадраты на свой ½ лист бумаги, как показано на картине.

                                    Дидактическая игра»Чудесный мешочек»

На ощупь из мешочка дети достают только квадраты, раскладывают их в ряд и сравнивают по цвету, размеру.

                                    Дидактическая игра «Найти свой домик»

Дети раскладывают квадраты из набора логических блоков в обручи: по цвету (в три обруча), по размеру(в два обруча)

После дети играют самостоятельно с квадратами, со всеми геометрическими фигурами.

                                     5 занятие: «Друзья»

Цель: закрепление умения выделять отдельные предметы из группы предметов и объединять их в группы.

Задачи:

  • Уметь обобщать, классифицировать геометрические фигуры по свойствам и признакам.
  • Уметь находить общие для всех предметов группы признаки.
  • Уметь подобрать предметы по форме в соответствии с геометрическим образом.
  • Учить различать геометрические фигуры.

Развивающая среда: треугольник – большой из картона, обручи, карточки, логические блоки Дьенеша, набор схем-движений, д.и:»Геометрическая мозайка».

                                            Ход занятия

Приходит в гости треугольник.

Воспитатель: Жил был треугольник в своем треугольном домике. Он слушал, как тикают его треугольные часы, смотрел свой треугольный телевизор. А на своей треугольной печке готовил себе трекгольный завтрак. Но ему было грустно.

-Как вы думаете, почему треугольнику было грустно? (Ответы детей).

Воспитатель: Мы могли бы помочь треугольнику найти друзей!

-Подумайте и скажите, какие вы знаете предметы, похожие на треугольник?

-А разве у треугольника друзья могут быть только треугольные?

Воспитатель вместе с детьми находят коробку с объемными геометрическими фигурами. Рассматривают их.

Воспитатель: Какие это геометрические фигуры? Какого они цвета? Какого размера?

-А эти геометрические фигуры могут быть друзьями нашего треугольника?

- Сейчас я предлагаю вам расселить наши геометрические фигуры по домикам. Ведь у треугольника, как вы помните, есть свой домик. (Дети расселяют геометрические фигуры по домикам: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник – обобщение, классификация по форме).

- По домикам расселили, молодцы, а вот адреса у них что-то нет. А я придумала, вот какой адрес у них будет

На полу лежат два обруча:

1.Карточка:(блоки Дьенеша) любая геометрическая фигура, красного цвета, большая.

2. В другом обруче – карточка: квадрат желтого цвета, маленький.

Дети расселяют геометрические фигуры по адресам.

Воспитатель. Вот теперь у друзей треугольника есть дом и адрес. Я предлагаю немного отдохнуть.

                                      Физкультминутка

Звучит музыка, дети танцуют, бегают. Музыка останавливается – дети выполняют движение, которое изображено на карточке-схеме(изображен человечек, у которого сначала руки в стороны, затем руки вверх, о потом руки вниз).

Воспитатель: Мы  с вами знаем, что из геометрических фигур состоят многие предметы. Хотите поиграть с геометрическими фигурами? Я предлагаю вам выполнить небольшое задание.

-Давайте присядем за столы. Перед вами лежат картинки со схематичными изображением и стоят подносы, на которых находятся геометрические фигуры. Составьте такую же картинку.

-Спасибо. Вы очень хорошо справились с заданием.


Скачано с www.znanio.ru

Открытое занятие по математике в средней группе «Условная мерка»

Открытое занятие по математике в средней группе «Условная мерка»

Теперь вижу - готовы. 1. - Первое задание от доктора

Теперь вижу - готовы. 1. - Первое задание от доктора

Осталось последнее задание – четвертое - нужно помочь мухе- цокотухе угостить гостей

Осталось последнее задание – четвертое - нужно помочь мухе- цокотухе угостить гостей

Если дети затрудняются в ответе воспитатель дополняет и уточняет совместно споказом

Если дети затрудняются в ответе воспитатель дополняет и уточняет совместно споказом

Ход занятия Воспитатель показывает детям таблицу с треугольниками, звучит песенка треугольников:

Ход занятия Воспитатель показывает детям таблицу с треугольниками, звучит песенка треугольников:

Цель: Знакомство с геометрической фигурой – круг

Цель: Знакомство с геометрической фигурой – круг

Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать

Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать

Развивающая среда: треугольник – большой из картона, обручи, карточки, логические блоки

Развивающая среда: треугольник – большой из картона, обручи, карточки, логические блоки

Воспитатель: Мы с вами знаем, что из геометрических фигур состоят многие предметы

Воспитатель: Мы с вами знаем, что из геометрических фигур состоят многие предметы
Скачать файл