Детское экспериментирование.
Тема занятия: «Маленькие фокусники».
Возрастная группа: вторая младшая.
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
Задачи:
Образовательные:
Формирование навыка проведения первых опытов.
Развивающие:
Развитие мышления, речи, любознательности детей;
Развитие у детей познавательного интереса, самостоятельности, наблюдательности, способности сравнивать.
Воспитательные:
Формировать умение работать в группе;
Воспитывать бережное отношения к воде.
Словарная работа:
Обогащение словаря: бесцветная, прозрачная, без запаха.
Активизация словаря:
Материалы и оборудования (средства): волшебный сундучок, шляпа, графин с водой, стаканчики, ложечки и тарелочки по количеству детей, порошок, ватман.
Способы (методы и приемы): сюрпризный момент, художественное слово, физкультминутка, беседа, рассматривание, практическая деятельность, опыты, вопросы, показ с объяснением, контроль, положительная оценка.
Подготовительная работа (предварительная работа): беседа на тему «Вода», рассматривание иллюстраций.
Форма организации: фронтальная.
Планируемый результат занятия: дети вовлечены в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
- Ребята сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такую красивую коробочку и приглашение, хотите узнать от кого? Давайте прочитаем приглашение:
«Дорогие ребята я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много нового, интересного и научитесь показывать фокусы с водой. А чтобы попасть в страну фокусов Вам понадобится волшебная шляпа, она лежит в волшебной коробочке. Желаю удачи!»
Ребята с интересом слушают воспитателя.
Вот это да! Какое хорошее приглашение! Ребята, а Вы знаете, кто такие фокусники? А Вы умеете показывать фокусы? А хотите научиться?
Ну что, тогда отправимся в страну фокусов?
- Да!
Но чтобы попасть в эту страну нужно надеть волшебную шляпу, закрыть глаза и сказать волшебные слова.
Одеваю шляпу, закрываю глаза и говорю волшебные слова.
Поверчусь я, поверчусь,
Покручусь я, покручусь
С детками в стране фокусов я окажусь.
Выполняют действия за воспитателем
Вот мы с Вами и оказались в стране фокусов. Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками помощниками. Посмотрите ребята в волшебном сундучке есть еще что-то. Ой, как интересно, что же там? Давайте посмотрим.
Достаю графин с водой.
- Как вы думаете, что в графине?
-Вода!
Правильно, вода.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Ребята, а Вы бы хотели научиться фокусам с водой?
-Да!
Тогда давайте сядем за столы и приступим к фокусам.
Садятся за столы.
Ребята, возьмите один стаканчик с водой. (Выполнение действий совместно с воспитателем).
Как вы думаете, вода прозрачная или нет (Ответы детей) А давайте проверим: опустим ложку в стакан и если ложку будет видно, то вода прозрачная. Ребята, ложку видно сквозь воду? Правильно, молодцы! Ложку видно, значит вода у нас какая?
А сейчас мы с вами научимся первому фокусу! Посмотрите, как я его буду делать: берем ложкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода?
- Красного.
Правильно, красного.
А теперь вы мне покажите фокус, что у вас получиться. Какая вода получилась у вас?
-Красная.
Молодцы, тоже красная!
Ребята, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим ложку в стакан, если ложку не видно, значит вода не прозрачная. Ребята, видно ложку? Правильно, не видно значит, вода не прозрачная стала.
Ребята, а как вы думаете можно простой водичкой нарисовать?
Давайте попробуем. А хотите я при помощи молока и чая я сделаю краску?
Фокус «Превращение чая в краску»
В одном стакане у нас — «молоко» (взболтанный в воде картофельный крахмал). В другом стакане — «чай» (несколько капель йода в полустакане воды). Жидкость из одного стакана вливаю в другой и получаю «чернила». Ими даже можно писать на бумаге.
Попробуйте ребята, взяв кисточку и изобразив что- либо на чистом листе ватмана или картона.
Как же трудно быть фокусниками. Давайте отдохнем и немного поиграем.
Физминутка «Дождик»
Капля раз,
Капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
(Прыжки на носочках, руки на поясе.
Прыжки медленно
Бегом
Темп увеличивается
Вдох развести руки в стороны
Сомкнуть руки над головой полукругом.)
Отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам.
Ребята, а в волшебном сундучке есть еще что-то. Что же там такое? Как интересно…Что же это?
Это ребята волшебный порошок. Давайте возьмем стаканчик. Понюхайте, пахнет вода или нет? Молодцы, вода ничем не пахнет, она не имеет запаха.
А сейчас мы научимся еще одному фокусу, вода сейчас приобретет запах, но, если в нее добавить волшебный порошок. Проверим?
Посмотрите, как я это буду делать я, а вы повторяете за мной: берем ложкой немного волшебного порошка, добавляем в стаканчик и размешиваем. Понюхайте сейчас воду. Вода, сейчас пахнет? Правильно, вода приобрела у нас запах. Получился фокус? Молодцы!
Ребята, нам пора возвращаться в садик! Давайте закроем глазки и скажем слова:
Поверчусь я, поверчусь,
Покручусь я, покручусь
Шляпку быстренько сниму,
И в садик с детками вернусь. (Повторяют за воспитателем.)
Вот так путешествие у нас сегодня с Вами было! Вам понравилось? Где мы сегодня были? А что мы там делали? Научились мы с Вами выполнять фокусы?
Ответы детей:
- Понравилось! В стране фокусов! Мы делали фокусы! Да!
Молодцы ребята! У всех сегодня все получалось! Теперь мы с Вами настоящие фокусники!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.