учитель технологии МКОУ «Калининаульская СОШ»
Хаджиева Ж.Д.
Познавательный интерес учащегося формируется в школьные годы под влиянием активной, самостоятельной деятельности по освоению окружающей действительности посредством обобщенного опыта человечества в научных истинах.
Включение школьника в разностороннюю деятельность, которая способна удовлетворять его духовные запросы и потребности, реализовывать индивидуальные склонности, — важнейший фактор развития личности, формирования ее интересов.
В процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании — главная задача всего учебного процесса.
Среди различных видов деятельности каждый ученик может найти выход своим индивидуальным потребностям, проявить свои возможности, развить творческие силы, удовлетворить интересы.
Виды деятельности:
§ Познавательная деятельность:
§ Предметно-практическая деятельность
§ Общение:
§ Игра
§ Художественная деятельность:
§ Общественная деятельность:
Указанные виды деятельности не исчерпывают всего их многообразия.
Комплекс педагогических исследований по проблемам активизации учебно-познавательной деятельности вскрыл значительные резервы формирования познавательных интересов и совершенствования учебного процесса в современной школе с использованием взаимосвязи деятельностей, включенных в обучение и учение.
Применение современных педагогических технологий и в частности метода проектов позволят включать учащихся в активный процесс учения, выдвижения и решения познавательных задач, активного оперирования способами, присущими конкретным видам деятельности, максимально использовать потенциал взаимосвязи деятельностей в учебном процессе, приближая школьников к позиции субъекта деятельности, а не простого исполнителя.
Методы развития познавательного интереса на уроках технологии
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи.
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Я использую на своих уроках следующие методы обучения:
· метод проблемного обучения.
· метод алгоритмизированного обучения.
· метод эвристического обучения.
· метод исследовательского обучения.
Применение метода проектов для развития познавательного интереса учащихся на уроках технологии
Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самориализацию личности учащегося, развития его интелектуальных и физических возможностей , волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контрооем учителя, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.
Проекты, выполняемые учащимися на уроках технологии носят практико-ориентированный характер, напрвленны на достижения заранее определенного результата проектной деятельности, который отвечает интересам участника или участников этой деятельности.
Цели проектирования.
Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.
При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотненесение затрат и достигаемых результатов.
При проектировании приобретается опыт решения “некорректных ” задач, когда отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность опыта творчества.
Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности.Важной целью проектирования является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника.Наблюдения за выполнением проектов позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся.
Следует считать, что цели проектирования достигаются, если есть динамика роста показателей, которые фиксируются у учебной группы или у каждого учащегося:
· информационной обеспеченности (представления, знания, понимания) ;
· функциональной грамотности (восприятия объяснений, письменных текстов, умении задавать вопросы, обращаться с техническими объектами, знание приемов безопасной работы) ;
· технологической умелости (способность выполнять ранее усвоенные трудовые операции, грамотно используя инструменты и станки );
· интеллектуальной подготовленности (понимания постановки учебных задач теоретических и практических),
· достаточность объема памяти, осознанное восприятие новой информации, умения пользоваться учебной литературой);
· волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимание к речи учителя и к учебной ситуации, культура труда, дружелюбие, желание выполнить работу качественно, преодоление психологических и познавательных баръеров, способность запрашивать и получать помощь).
Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками нравственной ценности трудового начала в жизни. При этом важным фактром становится сфомированная способность человека испытывать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных волевых и физических сил. На каждом этапе проектирования должно соединять мысь ребенка с действием и дейстие – с мыслью, труд – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.
Виды проектов
Проект может быть: итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимся определенного учебного материала; текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.
По типу проекты бывают: исследовательские; творческие; информационные; игровые. Проекты могут быть индивидуальными групповыми и коллективными.
Привлекательность метода для меня, как преподавателя технологии, состоит в том, что он помогает мне вовлечь учащихся в созидательный труд по изготовлению изделий, имеющих познавательную ценность, способствует решению следующих задач: развивать графическую грамоту у учащихся при создании ими рисунков, чертежей; совершенствовать их конструкторские способности; повысить технологическую культуру школьников.
Тематика учебных проектов определяется содержанием программы. Выполнение проектов осуществляется по этапам.
Этапы выполнения работы.
1. Подготовительный этап:
выбор учащимся темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;
определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;
составление учащимся с помощью учителя плана работы по реализации проекта;
определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проектируемого изделия;
2. Конструкторский этап:
рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и отбор наиболее оптимального из них;
сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;
разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объема труда;
разработка соответствующей технико-технологической
документации, подготовка необходимых материалов, оборудования,
инструментов;
распределение обязанностей (для группового и коллективного проектов).
3. Технологический этап:
выполнение учащимся проекта с учетом требований технологии и дизайна;
текущий контроль и корректировка его деятельности учителем; соблюдение правил техники безопасности.
4. Заключительный этап:
самооценка качества выполненной работы (соответствие задуманной конструкции, технологичность, экологическая безопасность);
расчет экономических затрат на выполнение проекта;
предварительная защита проекта в коллективе;
защита проекта перед комиссией (представление необходимой документации, показ изделия).
Оценка проекта производится комиссией состоящей из представителей администрации школы, учителей-предметников,
специалистов-профессионалов (по тематике проекта).
В заключении хочется отметить, что использование методов проектов формируют у учащихся умение планировать свою деятельность, осознанно воспринимать учеником учебную информацию, творчески использовать багаж знаний и умений при изготовлении объектов труда.
К условиям овладения учащимися проектировочной деятельностью относятся:
· Изменение мотивации учащихся на разработку проекта;
· Организация процесса проектирования;
· Улучшение характера, стиля отношений в системе ученик-преподаватель;
· Создание ситуации успеха, формирование устойчивой познавательной потребности;
· Улучшение материально- технической обеспеченности учебных мастерских.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.