Формирование фонематического анализа в условиях нормального развития.
Оценка 5

Формирование фонематического анализа в условиях нормального развития.

Оценка 5
docx
28.08.2021
Формирование фонематического анализа в условиях нормального развития.
Формирование фонематического анализа в условиях нормального развития.docx

Формирование фонематического анализа в условиях нормального развития.

 

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Психофизиологической основой речи является ряд совместно работающих анализаторов, и прежде всего речеслуховой и речедвигательный анализаторы.

В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В овладении речью главная роль принадлежит фонематическому слуху.

Р.Е.Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития [Левина, 1961, 1963]:

1этап–до фонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков;

2этап–начальная стадия дифференциации фонем;

3этап–завершающая стадия дифференциации фонем;

4этап–появляется готовность к элементарному звуковому анализу;

5этап–возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа.

Если первые три этапа у ребенка в норме реализуются в раннем возрасте, то последние два этапа ребенок проходит в старшем дошкольном возрасте, в процессе активного содействия со стороны взрослого.

Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всего речедвигательного аппарата. Под фонематической стороной речи понимают способность различать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора [Шашкина, Зернова, Зимина, 2008].

По Л.С. Волковой фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью вычленять в целостно речевом потоке дискретные единицы – речевые звуки [Волкова, 2007].

Фонематическое восприятие (или речевой слуховой гнозис) – это психическая функция, обеспечивающая модально-специфическую (фонетическую) переработку речевого потока, специальные умственные действия по осуществлению операций вычленения, узнавания и различения фонем.

Восприятие воспроизводства звуков родного языка – это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию – подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука [Фомичева, 1989].

Данные исследований показывают, что развитие и становление фонетической и фонематической стороны речи происходит постепенно. Большинство авторов (Гвоздев А.Н., Кольцова М.М. , Левина Р.Е., Леонтьев А.А., Филичева Т.Б.) выделяют четыре этапа становления речи детей:

- подготовительный – от рождения до года;

- преддошкольный – этап первоначального овладения языком (1 – 3 года);

- дошкольный (3 – 7 лет);

- школьный (с 6 – 7 лет).

Подготовительный этап является наиболее важным этапом для становления звуковой стороны речи. Данный этап называется «психологически-предпосылочным» этапом формирования речи. С.Н. Цейтлин и др. разделяют подготовительный этап развития на стадии: крик, гуление (2 – 3 месяца), лепет (6 месяцев). Переход от доречевого развития к первым словам происходит около 1 года. Таким образом, развитие подготовительного этапа можно изобразить линейно: крик – гуление – лепет – слова [Цейтлин, 2007].

Устная речь предполагает наличие голоса, и крик ребенка в первые недели и месяцы жизни уже характеризует состояние тех врожденных нервных механизмов, которые будут использованы при становлении речи. Крик здорового ребенка характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. К концу первого месяца крик и плач младенца приобретает модуляции и некоторую интонационную выразительность.

Уже в крике ребенка наблюдаются гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Они сопровождаются неопределенными шумами, близкими к согласным звукам придыхательного типа, особенно в момент сближения у младенцев губ. Однако все эти звуки носят рефлекторный характер и не рассматриваются исследователями детской речи как предшественники фонем [Белякова, Дьякова, 1998].

А.Н. Гвоздев описывал крики новорожденных как выдыхание при суженной голосовой щели при более или менее раскрытой полости рта, вследствие чего получается звук гласного типа разной степени открытости. Характерно, подчеркивает А. Н. Гвоздев, что крик невозможно разбить на отдельные составляющие его элементы, выделить в нем те или иные звуки.

В 2 – 3 месяца начинается качественное изменение крика, и на смену крикам приходит гуление. Гуление входит в комплекс оживления – рефлекторную эмоциональную реакцию на ситуацию эмоционально- положительного общения. На стадии гуления появляются предшественники фонем.

А.Н. Гвоздев характеризовал гуление в отличие от криков как согласные, возникающие на фоне скользящего гласного и фонетически мало определенные с точки зрения их места образования.

Первоначально на этой стадии появляются гласноподобные звуки среднезаднего ряда неверхнего подъема, сопровождающиеся консонантными призвуками, т. е. наблюдается некоторая усредненность вокалических элементов [Леонтьев, 1974].

По мнению Р. Якобсон, освоение совокупности гласных звуков или вокализма обычно начинается с широкого гласного, затем узкий гласный начинает противополагаться широкому гласному, а спустя еще некоторое время возникает система из трех гласных, что и составляет вокалический минимум в живых языках мира: а, и, у [Якобсон, 1985].

Подобные компоненты гуления имеют гортанно-глоточно-заднеязычное происхождение, они палатализованы, т. е. звучат мягко. Наблюдается обилие шумов типа аффрикат, бывают хрюкающие и всхрапывающие звуки, звуки, обусловленные дрожанием небной занавески. Язычных звуков практически нет. Губные звуки представлены только в губно-губном варианте: по большей части они носовые и часто смягчены [Винарская, 1970].

Звуки гуления еще не вполне четки и с неустойчивыми артикуляциями и не имеют социального значения.

Таким образом, на стадии гуления происходит выделение двух типов звуков – вокалей (гласноподобные) и консонантов (согласноподобные).

Еще одним важным достижением гуления является появление слогоподобного сегмента - чередование элементов вокалического и консонантного типа.

На 5–6-м месяце ребенок вступает в стадию лепета. Лепет, по Бельтюкову В.И. является врожденным процессом, т.е. результатом известных исторически накопленных речедвигательных реакций человека, переданных ребенку по наследству, состоит из трех этапов:

- 1 этап – переданная по наследству программа артикуляционных движений реализуется независимо от слуха ребенка;

- 2 этап – в лепет включаются механизмы аутоэхолалии;

- 3 этап – в лепет включаются механизмы эхолалии [Бельтюков, 1984].

В период лепета претерпевают качественные изменения уже имеющиеся у ребенка вокалические элементы. Постепенно происходит освобождение гласноподобных от шумовых компонентов, их более дифференцированная артикуляция, что дает возможность утверждать, что к концу доречевой стадии происходит переход вокалических элементов в гласные звуки, а у ребенка формируется первая оппозиция: гласный – согласный.

Дальнейшее развитие получают и согласноподобные звуки, которые утрачивают назализованный призвук уже в начальной стадии лепета. Происходит дифференциация звуков по типу носовой - ротовой ([т] - [р]). Помимо смычных звуков появляются щелевые [ф, с], затем ребенок начинает произносить звуки разного места образования, реализуя их в максимально контрастных слогах. В этот же период начинается формирование артикуляторных противопоставлений по признакам щелевые – смычные, глухие – звонкие и к концу лепета – твердые – мягкие [Салахова, 1970].

Как было отмечено выше, к концу гуления у ребенка появление слогоподобного сегмента приводит к формированию устойчивого слога. В период лепета у ребенка появляется тенденция к удвоению однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи. Длина такой цепи в 7 - 8 мес. (период расцвета лепета) составляет от 3 до 5 слогов. Характерной чертой организации лепетных цепочек является открытость слога: та-та.

По наблюдениям М.М. Кольцовой, звуковые проявления ребенка в период лепета, совпадающие по звукопроизношению со словами взрослого, закрепляются. Если же они не находят аналогов в окружающем речевом материале - гаснут и исчезают. Речевые реакции, которые связываются с определенными ситуациями и предметами, закрепляются за ними и приводят к формированию основной единицы языка – слова[Кольцова, 2009].

Исследование А.Д. Салаховой свидетельствует о том, что при переходе от лепета к речи заново происходит процесс формирования всей звуковой системы языка, причем последовательность появления групп звуков одна и та же в лепете и в словесной речи.

Существует и противоположное мнение. Оно заключается в том, что на основе перешедшего из лепета в речь звукового запаса происходит усвоение недостающих звуков.

По Г. Р. Шашкиной к году, в словесной речи:

- ребенок хорошо произносит гласные – [а], [у], [и],

- твердые губные [м], [б], [п],

- зубно-язычный [в],

- заднеязычные звуки [к], [г],

- из мягких звуков появляется среднеязычный [й].

На втором году жизни:

- дети начинают активно произносить звуки [э], [ы], [и], [о], т. е. все гласные,

- твердые согласные у них звучат как мягкие - [т'], [д'], [с'], [з'].

На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. Например, звук [ц] заменяется звуком [т'] или [с'], звуки [ч] и [щ] - звуками [т'] и [с'] соответственно, звуки [л] и [р] - звуком ль или й, шипящие – [т'], [д']. К трем годам четко оформляется артикуляция губно-зубных: [ф], [в], [ф'], [в'].

На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных.

На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные – [л], [р], [р'], у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. В простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых - заменяют.

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения.

А.Н. Гвоздев считает, что функция слухового анализатора ребенка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного.

Божович Л.И. отмечает, что фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения [Божович, 1968].

Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии развития.

Так, Р.Е. Левиной выделены следующие стадии:

1 стадия – полное отсутствие дифференциации звуков речи. При этом у ребенка нет понимания речи. Эта стадия определяется как дофонематическая. Основную семантическую нагрузку несет не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Причем до 6 месяцев интонация играет ведущую роль, а на 6-м месяце семантическую направленность получает ритм.

На 2 стадии становится возможным различение акустически далеких фонем, в то время как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Ребенок слышит звуки иными, чем взрослый. Искаженное произношение, вероятно, соответствует неправильному восприятию речи. Правильное и неправильное произношение не различаются.

На 3 стадии ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. Однако с предметом соотносится и искаженное, неправильно произнесенное слово. При этом Р.Е.Левина отмечает сосуществование на этом этапе двух типов языкового фона: прежнего, косноязычного, и формирующегося нового.

На 4 стадии при восприятии речи у ребенка преобладают новые образы. Экспрессивная речь почти соответствует норме, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.

На 5 стадии происходит завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребенка правильны. Самым существенным признаком перехода на эту ступень является то, что ребенок различает правильное и неправильное произношение [Левина, 1967].

По Н. Х. Швачкину, различение звуков, происходит в определенной последовательности:

– первоначально ребенок различает наиболее грубо противопоставленные звуки – гласные и согласные, но внутри этих групп наблюдается широкая генерализация: согласные еще вовсе не различаются, а среди гласных выделяется наиболее фонетически мощный и легко артикулируемый звук [а]; ему противопоставляются все остальные гласные звуки, между собой также не дифференцируемые;

– далее происходит дифференциация «внутри» гласных – [и]-[у], [э]-[о], [и]-[о], [э]-[у]; позже остальных он начинает различать высокочастотные гласные [и]-[э], низкочастотные звуки [у]-[о]; труднее воспринимается звук [ы];

– затем формируются оппозиции «внутри» согласных: определение наличия или отсутствия согласного звука в слове как широко обобщенного звука, последующее различение сонорных – шумных; твердых – мягких; взрывных – фрикативных; глухих – звонких; свистящих – шипящих[Швачкин, 1948].

Общая схема фонематического развития представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Общая схема фонематического развития (по Н.Х. Швачкину)

Последовательность развития

Фонематические различения

Стадия

Ступень

Ряд

Этап

Первая (различение гласных)

Первая (различение гласных)

Первый (различение гласных)

Первый

 

Второй

 

Третий

различение [а] и других гласных

различение [и - у], [э - о], [и - о], [э - у]

различение [и - э], [у - о]

Вторая (различение согласных)

Вторая предварительная (различение наличия согласных)

Второй

 -

Различение наличия согласных:

Фонема=согласная-нуль-фонема ([бок-ок], [вэк-эк], [дик-ик])

 

Третья (различение сонорных и артикулируемых шумных)

Третий

 

Различение сонорных и артикулируемых шумных: [м-б], [р-д], [н-г], [j-в]

 

Четвертая (различение твердых и мягких согласных)

Четвертый

 -

различение твердых и мягких согласных: [н - н'], [м - м'],

[б - б'], [д - д], [в - в'],

[з - з'], [л - л'], [р - р']

 

 

Пятая (различение сонорных)

Пятый (различение сонорных)

Первый

 

 

 

Второй

 

Третий

различение назальных и плавных + [j]: [м - л], [м - р], [н - л], [н - р], [н - j], [м - j]

различение назальных: [м-н]

различение плавных: [л - р]

 

 

Шестая (различение шумных)

Шестой

 -

различение сонорных и неартикулируемых шумных: [м - з], [л - х], [н -ж]

 

 

Седьмой

 -

различение губных и язычных: [б - д], [б - г], [в - з], [ф - х]

 

 

 

Восьмой

 -

различение взрывных и придувных: [б - в], [д - з], [к - х], [д - ж]

 

 

 

Девятый

 

различение передне- и заднеязычных: [д - г], [с - х], [ш - х]

 

 

 

десятый

 

различение глухих и звонких:

[п - б], [т - д], [к - г], [ф - в], [с - з], [ш - ж]

 

 

 

Одиннадцатый

 

различение шипящих и свистящих: [с - з], [ш - ж]

 

 

Двенадцатый

 

различение плавных и [j]: [р - j], [л - j]

 

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, таких как Ф.Ф. Pay, H.X. Швачкин, Л.В. Нейман, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

С началом обучения в школе (или еще в детском саду) ребенок, благодаря направленному обучению делает еще один шаг в своем языковом сознании. Наступает шестой этап – осознание звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит – этап фонематического анализа.


 

Формирование фонематического анализа в условиях нормального развития

Формирование фонематического анализа в условиях нормального развития

По Л.С. Волковой фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью вычленять в целостно речевом потоке дискретные единицы – речевые звуки [Волкова, 2007]

По Л.С. Волковой фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью вычленять в целостно речевом потоке дискретные единицы – речевые звуки [Волкова, 2007]

Цейтлин, 2007]. Устная речь предполагает наличие голоса, и крик ребенка в первые недели и месяцы жизни уже характеризует состояние тех врожденных нервных механизмов, которые будут…

Цейтлин, 2007]. Устная речь предполагает наличие голоса, и крик ребенка в первые недели и месяцы жизни уже характеризует состояние тех врожденных нервных механизмов, которые будут…

Леонтьев, 1974]. По мнению Р

Леонтьев, 1974]. По мнению Р

Дальнейшее развитие получают и согласноподобные звуки, которые утрачивают назализованный призвук уже в начальной стадии лепета

Дальнейшее развитие получают и согласноподобные звуки, которые утрачивают назализованный призвук уже в начальной стадии лепета

Существует и противоположное мнение

Существует и противоположное мнение

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры

На 5 стадии происходит завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребенка правильны

На 5 стадии происходит завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь ребенка правильны

Первая (различение гласных)

Первая (различение гласных)

Седьмой - различение губных и язычных: [б - д], [б - г], [в - з], [ф - х]

Седьмой - различение губных и язычных: [б - д], [б - г], [в - з], [ф - х]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2021