Определение фонематического анализа, его структура и содержание
Оценка 4.9

Определение фонематического анализа, его структура и содержание

Оценка 4.9
docx
28.08.2021
Определение фонематического анализа, его структура и содержание
Определение фонематического анализа, его структура и содержание..docx

Определение фонематического анализа, его структура и содержание.

 

Известно, что при обучении грамоте аналитико-синтетическим методом задействован весь сложный комплекс психических процессов, среди которых ведущая роль принадлежит способности ребенка производить анализ звукового состава слова. От степени развития фонематического восприятия, а также от сформированности навыков фонематического анализа и синтеза, то есть умения расчленять слово на составные части, и наоборот, составлять слова из разрозненных звуков, во многом зависит успешность овладения детьми чтением и письмом, так как фонематическое развитие представляет собой своеобразный стержень, на котором держится все обучение грамоте [Китаева,2011]. Одной из предпосылок успешного обучения чтению и письму является осознание ребенком фонематической структуры слова.

В результате исследований и сопоставлений функций звуков, различных по своим физико-акустическим свойствам, установлено, что некоторые признаки звуков несут функцию различения слов[Архипова,2008].

Обеспечивая речевое общение, звуки речи приобретают социальную функцию. Ставя на первый план в звуковой стороне речи те качества, которые имеют социальную значимость, специалисты в области языкознания разработали учение о фонемах, задача которого–разрешение вопроса о том, что такое простейшие, основные единицы звуковой стороны речи. В результате изучения звуковой стороны речи выяснилось, что в физическом отношении звуки нашей речи многочисленны и необычайно разнообразны.

Были определены следующие аспекты изучения звуков:

1)физический, рассматривающий физические свойства звуков речи–состав входящих в них тонов и шумов;

2)физиологический, изучающий работу органов человеческого организма, участвующих в произношении и звуков;

3)социальный, изучающий звуки речи по их значению для целей общения.

На первый план при рассмотрении данного вопроса выступает социальный аспект. Для обозначения звука речи в социальном аспекте вводится термин «фонема».

Фонемы определенного языка образуют систему. Они находятся в соотношении друг с другом, каждая фонема со всеми своими оттенками противопоставлена всем другим на основе присущих ей акустических отличий, на слух улавливаемых говорящими.

Способность фонем дифференцировать слова особенно наглядна при сравнении слов, которые различаются только одним звуком, например, слова[был]-[пыл]-[мыл]-[тыл]-[рыл]показывают, что звуки[б],[п],[м],[т],[р]являются в русском языке разными фонемами. Различение слов [кон]-[конь],[вес]-[весь],[пыл]-[пыль],[удар]-[ударь] свидетельствуют о том, что твердые фонемы [н],[с],[л],[р] в русском языке противопоставляются мягким фонемам [н],[с],[л],[р]. Те и другие являются разными фонемами, различение которых для говорящих обязательно, и наче многие слова окажутся не различимыми в произношении, что будет затруднять понимание речи.

Гвоздев указывает на то, что «фонемы, служат для различения значимых единиц, сами по себе не являются носителями значений» [Гвоздев,1967]. Фонема–это звук, являющийся минимальной единицей языка и выступающий в смыслоразличительной функции.

В60-х годах XX века использовали термин «звуковой анализ» и выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ.

Естественный (сенсорно-перцептивный) звуковой анализ обслуживает устную речь, с его помощью осуществляется смыслоразличительная функция.

Искусственный (интеллектуальный) звуковой анализ спонтанно не формируется, им дети овладевают в ходе целенаправленного обучения. Этот вид звукового анализа обслуживает письменную речь человека. В процессе интеллектуального звукового анализа осуществляются три основные интеллектуальные операции:

1) определение наличия или отсутствия звуков в слове;

2) местоположение звуков в слове;

3) определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

Д.Б.Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины-«фонематический слух» и «фонематическое восприятие»[Эльконин,1959]. Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух». Искусственный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематическое восприятие».

М.Е.Хватцев определяет фонематический слух как «способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы, которая является основным качеством человеческого слуха». Только при наличии фонематического слуха возможно четкое восприятие звуков речи и смысла отдельных слов.

Таким образом: фонематический слух является особым видом физического слуха человека, позволяющим слышать и дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие есть анализ звукового состава слова.

У детей с нарушениями произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического слуха может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1.Первичный уровень. Фонематический слух нарушен первично. Предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа сформированы не достаточно.

2.Вторичный уровень. Фонематический слух нарушен вторично. Наблюдаются нарушения речевых кинестезии вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие: важнейший механизм развития произношения.

Рассматривая особенности фонетико-фонематических расстройств у детей со стертой дизартрией, необходимо уточнить понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». В психологии, лингвистике, дефектологии, педагогике существуют различные определения этих понятий.

В логопедическом и психологическом словарях термин «фонематический слух» определяется как способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. К пониманию сформированности фонематического слуха исследователи речевого развития подходят по-разному, но все они сходятся во мнении, что уже к двум годам «первичный» фонематический слух становится основой речевого развития дошкольников.

А.Р.Лурия рассматривает фонематический слух как способность к обобщению в отдельные группы различных звучаний, используя существенные признаки звуков и игнорируя случайные.

Т.Б.Филичева, Т.В.Туманов рассматривают фонематический слух как способность ребенка к практическим обобщениям понятий о звуковом и морфологическом составе слова.

По мнению Л.Е.Журовой и Д.Б.Эльконина, фонематическое восприятие у детей формируется в процессе специального обучения как результат более высоких форм речевого слуха. Под термином «фонематическое восприятие» подразумевается специальное действие по выделению звуков языка и установлению звуковой структуры слова как его единицы.

Фонематическое восприятие, по мнению А.М.Бородич, представляет собой развитие аналитической деятельности в области собственной речи ребенка (умение анализировать речь, разлагая ее на составляющие элементы). Другими словами, под фонематическим восприятием понимается «умение выделять в речи предложение, в предложении слова и в словах звуки».

М.Г.Генинг и Н.А.Герман видят в фонематическом восприятии способность ребенка воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи, особенно акустически близкие. Рассматривая фонематическое восприятие как способность, а не умение, исследователи тем самым отождествляют его с фонематическим слухом [Генинг,Герман,1971].

Таким образом, большинство авторов характеризует фонематическое восприятие как специально воспитанное умение тонко различать фонемы в собственной речи.

Н.Х.Швачкин в своих исследованиях, посвященных изучению становления фонематического слуха у детей, выявил определенные закономерности в развитии фонематического слуха у детей и определил двенадцать генетических рядов формирования фонематического развития ребенка.

Двенадцать фонематических (генетических) рядов:

1-й–различение гласных;

2-й–различение наличия согласных;

3-й–различение сонорных и артикулируемых шумных;

4-й–различение твердых и мягких согласных;

5-й–различение сонорных согласных;

6-й–различение сонорных и не артикулируемых шумных;

7-й–различение губных и язычных;

8-й–различение взрывных и продувных;

9-й–различение передне- и заднеязычных;

10-й–различение глухих и звонких;

11-й–различение шипящих и свистящих;

12-й–различение плавных и среднеязычного[j].

Фонематический слух развивается в связи с развитием семантики речи ребенка.

Фонематический анализ, по мнению ряда авторов [Орфинская, 1946, Эльконин, 1959], представляет собой сложный мыслительный процесс, в ходе которого слово не только узнается на основе способности восприятия и различения фонем, но и расчленяется на составные элементы, звуки. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как интеллектуальный процесс. По мнению В.К. Орфинской [Орфинская, 1946], функция фонематического анализа включает как простые, так и сложные формы. Среди простых форм фонематического анализа автор выделяет следующие:

- узнавание звука на фоне слова, то есть определение его наличия или отсутствия в слове;

- выделение первого и последнего звуков из слова;

К сложным формам фонематического анализа определение количества, последовательности звуков, места в слове по отношению к другим звукам.


 

Определение фонематического анализа, его структура и содержание

Определение фонематического анализа, его структура и содержание

На первый план при рассмотрении данного вопроса выступает социальный аспект

На первый план при рассмотрении данного вопроса выступает социальный аспект

В процессе интеллектуального звукового анализа осуществляются три основные интеллектуальные операции: 1) определение наличия или отсутствия звуков в слове; 2) местоположение звуков в слове; 3) определение…

В процессе интеллектуального звукового анализа осуществляются три основные интеллектуальные операции: 1) определение наличия или отсутствия звуков в слове; 2) местоположение звуков в слове; 3) определение…

Вторичный уровень. Фонематический слух нарушен вторично

Вторичный уровень. Фонематический слух нарушен вторично

Другими словами, под фонематическим восприятием понимается «умение выделять в речи предложение, в предложении слова и в словах звуки»

Другими словами, под фонематическим восприятием понимается «умение выделять в речи предложение, в предложении слова и в словах звуки»

Фонематический анализ, по мнению ряда авторов [Орфинская, 1946,

Фонематический анализ, по мнению ряда авторов [Орфинская, 1946,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2021