Творческий проект
Народная тряпичная кукла
Содержание
Введение…………………………………………………………………....... 3
Основная часть 4
1. История возникновения народной куклы 5
2. Классификация кукол 9
2.1 Куклы-обереги 10
2.2 Игровые куклы 14
2.3 Обрядовые куклы 16
3. Технология изготовления кукол оберегов 22
3.1 Выбор оптимального варианта 22
3.2 Материалы и приспособления 23
3.3 Последовательность изготовления куклы 24
3.4 Экономическое и экологическое обоснование 26
Заключение 27
Список литературы 28
Приложение………………………………………………………………………29
Введение
Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Не секрет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками.
Тема проекта выбрана не случайна, в нашей семье уделяется особое внимание изучению русских обрядов и традиций: ведь моя мама работает в духовно-просветительском центре «Древо познания» руководителем кружка «Параскевушка». На занятиях она обучает детей изготовлению народных игрушек из природных материалов и ткани, рассказывает о народных традициях и православных праздниках.
Актуальность проекта
Интерес к народным ремёслам в современном мире возрастает. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла – один из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Цель проекта: привлечь внимание к истокам создания русской народной куклы.
Задачи проекта:
1. Изучить историю возникновения русской народной куклы.
2. Познакомиться с русскими обрядами и традициями.
3. Изучить технологию изготовления тряпичных кукол.
Предмет – народная кукла.
1. История возникновения народной куклы
В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает обрядовая кукла. Она была и детской игрушкой, и элементом праздничных обрядов. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются народные гуляния, в высокой моде находят неожиданное отражение элементы русского народного костюма. Русская кукла может многое рассказать о нашем народе. О его внешнем виде, о нарядах, о характере – о таких чертах, как скромность, целомудрие, хозяйственность, доброта, трудолюбие.Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжёлым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно- историческому наследию нашей Родины. Русская кукла – только малая часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки наших далёких предков.
Богат и разнообразен мир народной куклы. Ведь русский народ испокон веков на Руси трудолюбием славился и всегда старался приохотить, а не принудить к труду. Знали; охота пуще неволи, а поэтому считали: пусть для детей « труд обернётся, сначала нарядной своей стороной». Решались, таким образом, сразу несколько воспитательных задач:
1.Возбуждалась тяга, любовь к труду, интерес к творческим его сторонам;
2.Вырабатывалось терпение, внимание, выдержка, способность к большим напряжениям, преодолению себя;
3.Воспитывался
эстетический вкус, который побуждал в последствии доводить сделанное до
совершенства (внушалось – некрасивое значит недоработанное, «до ума» не
доведённое).
Народ – очень тонкий психолог. С малого возраста крестьянский ребёнок
сотрудничал со старшими членами семьи. Народная игрушка очень психологична по
своей сути. Испокон веков деревенские бабушки, матери, сестрёнки, чтобы ребёнок
не скучал и не плакал, пока работает мать, в мгновение ока в поле или дома из
кусочка ткани или травы, соломы, мастерили куклу.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.
Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.
В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.
Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.
В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.
2. Классификация кукол
На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных
обрядов. Традиционно такие куклы делятся на три группы: обереги, обрядовые и игровые.
Обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае
нельзя было использовать при обряде. Почему так?
Потому что обрядовые куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще
любых колющих и режущих инструментов. Считалось, что кукла – оберег,
изготовленная при помощи иголки, не будет охранять ребёнка, а, наоборот, может
ему повредить, как острая иголка. Лоскутки и нитки для куклы можно было только
отрывать, а не отрезать. И сшивать тряпочки не разрешалось – только связывать
или заматывать. Используя разные приемы, изготавливали из тряпья куклы-обереги.
Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.
До того как Русь приняла Православие, куклу считали священным предметом. В ней видели волшебную палочку – выручалочку, держали в доме как оберег от всего плохого. Считалось, будто она охраняет детей, хозяйство, урожай, дом. Было великое разнообразие кукол оберегов с забавными названиями.
2.1 Куклы-обереги
«Кувадки» (куватки)
В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребёнка. К концу 19 века истоки обряда окончательно утратились и забылись, а куклы остались. Их вывешивали над колыбелью младенца, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл с ними. Как правило, эти куклы были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно над колыбелькой их было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и весёлые, они заменяли погремушки.
«Кукла – колокольчик»
Колокольчик - кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Кукла «Бессонница»
Это магическая колыбельная кукла. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Такая кукла оставалась в доме навсегда
.
Кукла «Желанница»
Кукла «Желанница» - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
Кукла «Пеленашка»
Ее делала беременная женщина перед родами (или даже во время, между схватками), из длинного лоскута ношеной ткани, впитавшей в себя энергетику будущей матери. Чтобы настроиться на нужный лад, ткань скручивали и раскручивали шесть раз, и только на седьмой раз перевязывали красной нитью посередине, с узлом спереди, символизировавшим пуповину. Естественно, ни иголки, ни ножниц для изготовления этой обережной куклы не использовали, поэтому и нить откусывали, как пуповину. Затем куколку пеленали, приговаривая ласковые слова и пожелания будущему ребенку. Всего таких куколок делали семь, они были рядом с матерью во время родов, их клали в кроватку к младенцу для отвлечения злых духов, это были первые игрушки малыша.
Кукла-оберег «Веснянка»
Это оберег молодости и красоты. Каждая женщина мечтает сохранить свою молодость и красоту, быть любимой, излучать радость и счастье! Подарив такую куколку женщине — значит пожелать всегда быть обаятельной и желанной. В старину славянские девушки по весне делали яркие куклы и дарили их друг другу. Волосы (космы) у традиционных куколок «Веснянок» всегда были из ярких ниток. Кукла давалась на радость, на будущие надежды, на здоровье. Ранней весной она должна была яркими красками напомнить, что скоро придет тепло и земля станет такой же красочной, как она сама. Веснянку берегли до следующей весны, а потом мастерили новую. Кукла хранилась как память о прошедшей весне, о теплом лете, о холодной зиме. Куклу обычно делали размером с ладошку. Хотя она и небольшая, а силы и солнца в ней припасено до следующей весны.
2.2 Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла Барыня, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
Кукла Столбушка – не обрядовая, а игровая. Поэтому при её изготовлении можно использовать иголку, и у неё есть настоящие пришитые рукава!
Само «тело» куклы делается из столбика свёрнутой бересты, и уже на этот столбик наворачивают лоскутки наряда. Можно и косу к берестяной головке приделать.
Игровые куклы относятся к типу образных игрушек, роль которых в жизни детей младшего возраста очень стимулирует, развитие речевых навыков, а многократное обыгрывание различных ситуаций знакомых ребёнку («кормление куклы», «кукла заболела», «пора спать») – простой естественный путь закрепления приобретённого жизненного опыта.
2.3 Обрядовые куклы
Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.
Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.
Как с этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И по этому было видно, что для него сейчас важно, а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе. Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.
Обрядовая многорукая кукла Десятиручка.
Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка.
Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
Обрядовая кукла Покосница изображала женщину во время сенокоса.
"Покосница" – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна "рубаха"- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.
Кукла «Купавка» - это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест.
«Неразлучники»
В русской свадебной традиции во главе свадебного
поезда, везущего молодых в дом жениха после венчания в церкви, под дугой их упряжки
подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили
недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол - особенная, она несла глубокую
символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и
мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы
супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Таких кукол делали подружки
невесты перед свадьбой.
Главная особенность этой куклы – « общая рука» у жениха и невесты, они как бы
держались за руки, чтобы пройти рука об руку всю жизнь. После свадьбы кукол
вешали в красный угол, рядом с иконами.
А когда у супругов рождались дети, то между куклами –
родителями подвешивались маленькие куклятки из цветных ниток, давая место
куклёнку на могучем родительском плече. С каждым ребёнком в семье родительские
плечи раздвигались шире. Кому детей родить, тому их и кормить.
Сколько детей в семье, столько и куклят на плече у «неразлучников».
Найдены такие куклы, у которых на общей руке было от 16 до20 кукляток, сделанных
по типу мартиничек.
«Мартинички» - они больше похожи на кисточки, которые приделываются
к вязаным шапочкам, только от кисти отделяются две прядки –руки. Отсчёт Нового
года до середины 14 века начинали с наступления весны, с начала весеннего
солнечного цикла. Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол
называли «мартиничками».
Их вязали всегда парами: белая кисточка обозначала уходящую Зиму, а красная –
наступающую Весну – красну.
Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел
весенний ветер. В деревнях сохранялась традиция в этот день начинать
первые заклички весны.
В них дети как бы закликали природу, обращались к ней, просили о чём – то.
Закличка. Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
Красное солнышко в дорогу выезжает,
Зимний холод забивает.
Были в русских деревнях ещё куклы – сестрички: крупеничка,
зернушка, горошинка. Наполняли маленький мешочек с зерном (гречихой,
горохом, рожью и т. д.) надевали юбку, повязывали платочек – получалась
симпатичная куколка, которая могла стоять. Дарили куколку на Рождество и Коляду
и иногда на праздники, связанные с урожаем.
Эта кукла – старинная насыпная игрушка.
Первоначально Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая –
семена гречихи. Гречиха – культурно достаточно капризная, но очень ценная.
Ещё эта куколка использовалась в роли помощницы. Служила как бы инструкцией для
девочки, как варить кашу. На Руси каша долгое время была основным видом
питания, так как зерно имеет мощную жизненную силе, легко усваивается, доступно
для взращивания на территории славян. Девочке дарили глиняный горшочек и шили
куколку, по высоте горшочка в котором варили
кашу.
У этой куколки выделяли голову для разумности.
Была такая присказка :
« По пояс - крупички,
По шейку – водички,
По головку каши будет».
За неудачно сваренную кашу ругали не девочку, а
куколку. Научившись варить кашу девочка благодарила куколку так: надевала ей сарафан
и рубаху, заплетала косу, повязывала на голову алую ленту.
3.Технология изготовления кукол оберегов
Изучив историю возникновения народной тряпичной куклы, я классифицировала кукол по значению и составила таблицу.
Обереговые куклы |
Обрядовые куклы |
Игровые куклы |
«Кувадки» |
Вепская кукла (капустка, рванка)
|
Кукла "Полено’’
|
«Колокольчик» |
Кукла «Купавка»
|
«Зайчик на пальчик»
|
«Бессонница» |
«Покосница»
|
Куклы – закрутки
|
«Желанница» |
«Крупеничка»
|
Кукла «Барыня» |
«Пеленашка» |
Десятиручка |
Кукла "на выхвалку" |
«Веснянка» |
Мартинички
|
«Столбушка» |
|
Неразлучники
|
|
3.1 Выбор оптимального варианта
В нашей семье недавно появился малыш. Этот младенец - мой двоюродный племянник. Мне очень хотелось сделать какой- то подарок для этого крохи. И я решила, что это обязательно должен быть оберег.
В первые месяцы жизни биополе ребёнка
особенно уязвимо для дурного глаза. До сих пор матери новорожденных
опасаются показывать малыша не только друзьям, но и родственникам.
На помощь приходит кукла-пеленашка. При приходе гостей в дом, в складки
постельки ребёнка помещается кукла, а гости, дабы не сглазить, говорили: «До
чего ж кукленок хорош!» Но кукла-пеленашка – это не только оберег… Она несёт в себе ещё
много другой полезной и необходимой информации. Куколка
вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе будет делать массаж
всей внутренней поверхности ладони. Еще я вычитала, что
ребенка туго пеленали первый год жизни также для того, чтобы его не заметили
злые духи. В наш памперсный век наверно и пеленать-то не все умеют, так что
можно потренироваться на кукле «Пеленашке».
3.2 Материалы и приспособления
Ни иголки, ни ножниц для изготовления этой обережной куклы не использовали.
Для работы нам потребуются лоскутки:
-
самый маленький цветной для косынки квадратный(15х15),
- белый прямоугольник для туловища(20х15),
- большой цветной для пеленки (~30х35),
- нитки
- тесьма или лента
- кусочек ваты
3.3 Последовательность изготовления куклы «Пеленашки»
1. В старину на этом этапе использовали ненужную ткань. Складывали ее полоской и скатывали в тугой валик. Я использую вату.
Берем вату и скатываем тугим валиком, примерно 10 см. Кладем валик (ватный или тканевый) на уголок белой ткани. Загибаем уголки на валик. Получился конвертик. Ниткой перекручиваем талию крестиком, для закрепления ткани, таким образом, мы формируем подобие ручек.
2. Туловище готово, теперь одеваем.
Квадратик для косынки сложим по диагонали, кладем на получившийся треугольник
нашу «ляльку». Складываем уголки косынки и придерживаем их.
3. Заворачиваем куколку. Заворачиваем: одну сторону, затем низ пеленки, предварительно загнув уголок вовнутрь.
Далее последняя сторона.
4. Завяжем тесьму или ленточку.
5. И наша пеленашка готова!
3.4 Экономическое и экологическое обоснование
Для изготовления куклы «Пеленашки» используются разнообразные остатки ткани, тесьмы, которые остаются при раскрое, а также лоскутки старой ткани, например старые наволочки, которую не жалко пустить в дело, что само по себе сводит к минимуму утилизацию отходов. Изготовление кукол не повлекло за собой существенных изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности животного и растительного мира. При учете того, что все материалы имелись дома , затраты на изготовление куклы свелись к нулю.
Заключение
Кукла одна
из самых первых известных игрушек для маленького, почитаемая с глубокой
древности и остаётся вечно юной до наших дней. Всюду, где селился человек,
кукла была его неизменным спутником.
В старину «кукольная жизнь» была намного богаче сюжетами. В играх крестьянских
девочек куклы не просто «ели» и «спали», но «ходили в гости», «справляли
свадьбы», «нянчили детей», и в свой «черёд умирали». На кукольных свадьбах
плясали и пели песни, на похоронах – плакали. В таких играх передавались
народные традиции. И девочек, готовили к роли будущих матерей и хозяек.
К
сожалению люди 21 века видят сегодня в традиционных русских куклах внешние
декоративно – художественные особенности, плохо понимая их истинное
назначение.
То, что мы сегодня знаем о традициях и обрядах русского народа, во многом
является исторической памятью народа. Народная кукла является прародительницей
современной куклы.
Выполняя проект, я изучила историю возникновения русской народной куклы, познакомиться с обрядами и традициями русского народа, с историей народных и православных праздников, научилась делать куклы - обереги. Изготавливая куклу, я вкладывала частичку своей души, любовь к ближнему человеку. Куклы, созданные мной, могут быть украшением интерьера, а могут быть и подарком для близкого человека.
Исследовав историю развития русской куклы, я считаю, что кукла является частью культуры русского народа, сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты народа. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик, поэтому знакомство с куклой позволит мне приобщиться к некоторым сторонам культуры русского народа.
Список использованных источников и литературы
1.
Русский быт. Н. В. Астахова «Белый город», М.- 2006.
2. Русские обряды и традиции. Народная кукла. И. Н. Котова, А. С. Котова.
«Паритет»,
С.- Петербург.- 2006.
3. Обычаи и традиции русского народа. И. Панкеев. М.: 1998г.
4. Скачи добрый единорог. А. Миловский М.: «Детская литература»,1983
5. Журнал «Дошкольное воспитание» 10/89, статья И. Долинер, «Игрушки
делаем сами».
6.
Журнал «Народное творчество» 5 – 6/ 92, статья А. С. Каргин «Народное
творчество на изломе времени».
7. Православный женский журнал «Славянка», ноябрь – декабрь 2007.
Иные источники:
8. http://xreferat.ru/76/1466-2-tvorcheskiiy-proekt-narodnaya-kukla.html
9. http://stranamasterov.ru/node/338866
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.