Занятие по познавательно – исследовательской деятельности
«Зубная паста»
Коваленко И. П.
Цель: Знакомство детей со свойствами зубной пасты.
Задачи:
1. Систематизировать знания о составе и действии компонентов зубной пасты;
2. Развить познавательный интерес к свойствам зубной пасты;
3. Создать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу;
4. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Предварительная работа:
· беседа о назначении зубов и факторах, влияющих на состояние зубов;
· знакомство с профессией стоматолога;
· чтение художественной литературы «Сказка про маленький, но очень вредный кариес»
· разучивание пословиц и поговорок о зубах.
Материалы и инструменты:
§ зубная паста;
§ предметные стекла;
§ камушки, вода, чеснок;
§ монетки или другие металлические предметы;
§ яйца;
§ дрожжи;
§ жидкое мыло;
§ пищевые красители;
§ перекись водорода 6 % или больше.
Ход занятия:
Организационный момент:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Что же мы сегодня будем изучать? Отгадайте загадку.
Белая река
В пещеру затекла,
По ручью выходит —
Со стен всё выводит.
Дети: Это зубная паста.
Воспитатель: Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о зубной пасте и узнаем, какими же свойствами она обладает. А скажите мне, что же такое зубная паста.
Ответы детей.
Воспитатель: Зубная паста – это средство для поддержания гигиены полости рта в здоровом состоянии, которое также может оказывать лечебное и профилактическое действие.
Давайте возьмем с вами тюбик зубной пасты и определим, есть ли у нее цвет. Для этого выдавим небольшое количество зубной пасты на предметное стекло. Какого она цвета?
Дети: Зубная паста разного цвета, т.е. разноцветная.
Воспитатель: А теперь давайте определим, есть ли у зубной пасты запах, и какой он. Для этого мы с вами сначала понюхаем чеснок, воду, а затем зубную пасту.
Дети: (выполняют задание)
У зубной пасты есть приятный запах.
Воспитатель: А как вы думаете, почему зубная паста не растекается по щетке?
Предположения детей.
Воспитатель: Давайте капнем на предметное стекло воду, положим камушек и выдавим немного зубной пасты. Затем перевернем стекло. Что вы увидели?
Дети: Все предметы упали вниз, а зубная паста осталась на стекле.
Воспитатель: Почему так произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: Зубная паста липкая и вязкая, хорошо связывается с объектом.
А теперь давайте с вами немного отдохнем и наберемся сил.
Физкультминутка (выполняем движения согласно тексту)
Наши деточки устали,
И со стульчиков все стали,
Потянулись, потянулись,
Солнышку мы улыбнулись,
Вправо, влево наклонились
Быстро к речке мы спустились,
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться,
Зубную пасту мы берем
Крепко щеткой зубы трем,
Моем шею, моем уши
Сами вытремся по суше.
Ребята, а теперь давайте с вами проверим, хорошо ли зубная паста очищает зубы.
Для этого, мы с вами возьмем металлические предметы и нанесем на часть предмета зубную пасту. Затем потрем тряпочкой. Что произошло?
Дети: Место, протертое зубной пастой стало блестеть.
Воспитатель: Это значит, что зубная паста хорошо очищает наши зубы от загрязнений.
А защищает ли зубная паста наши зубы?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте с вами это проверим. Для этого нам понадобиться обычное куриное яйцо. Скорлупа у яйца схожа по составу с эмалью наших зубов. Одно яйцо мы с вами обработает зубной пастой, и положим в кислый раствор на один день, а другое яйцо положим в раствор без обработки. Как вы думаете, что произойдет с яйцами?
Предположения детей.
Воспитатель: Результаты мы увидим с вами завтра. (Обработанное яйцо сохранит свои свойства, а не обработанное станет мягким. Вывод: в зубной пасте содержатся вещества укрепляющие и защищающие зубную эмаль).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужно ли чистить зубы животным?
Предположения детей.
Воспитатель: Всем домашним питомцам обязательно нужно чистить зубы. Если не заниматься гигиеной ротовой полости домашних животных, то можно почувствовать неприятный запах с открытой мордочки питомца. Зубы начинают болеть, а результатом болезни зубов является их потеря, а также инфекции внутренних органов. Поэтому чистка зубов у собаки и кошки – это не только эстетическая процедура, но и необходимость для сохранения зубов в наилучшей форме. Животные, которые стали жить с человеком (например, хомячки, морские свинки, и, конечно, кошки с собаками), теперь тоже нуждаются в специальном уходе за зубами с помощью паст и щеток.
А диким животным нужно чистить зубы и как они с этим справляются?
Предположения детей.
Воспитатель: Утверждение о том, что животные не соблюдают правила гигиены, ошибочно. Возможно, у них эти правила не такие четкие, как у нас, но чистят зубы они регулярно. За неимением зубной щетки животный мир использует подручные (подножные) средства. Одни обгладывают веточки деревьев, пропуская их между зубами, как зубную нить. Другие жуют корешки и листья. Хищники же грызут хрящики и сухожилия. Разгрызая древесину особых кустарников или деревьев, животные обеспечивают не только механическую очистку зубов, но и снабжение полости рта витаминами. Так, большой популярностью в животном мире пользуются дубы, кора которых прекрасно укрепляет десны.
А давайте мы с вами сделаем зубную пасту для слона.
Для этого:
1. Возьмем и поставим бутылку посередине подноса, чтобы паста «не убежала».
2. Поместим в отдельную емкость следующие ингредиенты: 2 столовые ложки теплой воды и 1 чайная ложка дрожжей. Перемешаем их около минуты.
3. Смешаем в бутылке: 1/2 чашки 6%-го раствора перекиси водорода (Очень важно использовать хотя бы 6%. Вы можете взять 8% раствор и больше, но 3% раствор не сработает!), 4-5 капель пищевого красителя и немного жидкого мыла.
4. Выльем дрожжевую смесь из емкости в бутылку и…
Что, ребята, произошло?
Дети: Получилось очень много зубной пасты.
Воспитатель: У слона очень большая голова, значит и зубы очень большие, поэтому для того, чтоб их почистить, потребуется много зубной пасты, примерно столько же, сколько ее получилось в ходе эксперимента.
Итог:
1. Ребята, понравилось вам занятие?
2. Чем мы сегодня занимались?
3. Какой опыт вам понравился больше всего?
4. Какие свойства зубной пасты вы запомнили?
5. Ребята, вы сегодня очень старались и были активны. Молодцы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.