Занятие в старшей группе на тему «Откуда берутся деньги?».
Воспитатель Калинникова Е.В. 2023 г.
Цель: просвещение детей дошкольного возраста в вопросах финансовой грамотности. Формирование основ экономической культуры. Поддержка детской инициативы.
Задачи:
- приобретение первоначальных знаний и навыков в мире финансовых отношений;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных игровых иреальных экономических ситуациях;
- развитие представления о появлении и о роли денег в семье и обществе;
- проведение элементарных финансовых расчетов;
- знакомство с новыми профессиями;
- расширение словарного запаса;- патриотическое воспитание; - развитие мелкой моторики.
Материалы и оборудование:
1. Игрушки: бананы, рыбки, дом, лошадь и пр.
2. Ракушки большие. Украшения (браслеты, бусы, кольца и пр.)
3. Заламинированные изображения золотых слитков (большого и маленького)
4. Макеты Монетного двора, Гознака и Центрального Банка России.
5. Заламинированные монеты и бумажные купюры.
6. Кошелек с банковскими картами.
7. Настоящая купюра 100 рублей.
8. Заламинированная увеличенная купюра 100 рублей.
9. Макет банкомат Сбербанк.
10. Магнитная доска с прикрепленным полем 6х6 клеток и набор одноцветных магнитов.
11. Поп-иты для всех детей.
12. Искуственные маленькие камни (или шарики) для работы с поп-итом.
13. Карточки с заданиями.
14. Карандаши, фломастеры, бумага.
15. 4 упаковки вафель (печенья) с указанием цены.
16. Музыкальное сопровождение — Чайковский «Русский танец» (балет «Щелкунчик»).
17. Конверты бумажные.
18. Заламинированные именные банковские карты для каждого ребенка.
19. Наборы чисел 0-10 для наглядного обзора и оформления центрального стола.
20. Подушки для сидения детей.
Ход занятия:
1. Беседа.
Ребята, недавно Ваня задал вопрос: «Откуда, вообще, берутся деньги?!» История появления денег началась примерно так:
Давным давно в одном селении жители ловили рыбу, а в другом выращивали бананы.
У первых рыбы было столько, что съесть не успевали, а у вторых бананов было столько — ну просто «завались»! И решили они меняться. «Тебе рыбу — мне бананы». И наоборот. Так появился обмен.
Постепенно за продукты и другие очень нужные вещи люди стали отдавать ценные предметы. У одних народов это были редкие ракушки, добытые со дна моря, у других перья редких птиц, а у наших предков — шкурки пушных зверей (мех).
Шло время. На смену ценным предметам пришли украшения из металла — брошки, кольца, браслеты и пр. Они не портились, не ломались и занимали мало места.
Потом придумали переплавлять драгоценные металлы в слитки разного веса. (Показ большого и маленького слитков золота). Вопрос детям: «Как вы думаете, что можно было купить за большой слиток? А что можно было купить за маленький слиток? За большой слиток можно было купить лошадь или дом. А за маленький слиток можно было купить мешок зерна или игрушечную лошадку.
Первые монеты начали изготавливать в древнем государстве Лидии (Древняя Греция). Кусок металла нагревали, расплющивали молотком, а потом на нем вырубали рисунок специальными инструментами. (Показ детям на примере пластилина).
Ребята, как вы думаете, легко ли было носить с собой мешок с деньгами? Мешок с деньгами носить с собой было очень тяжело и опасно, поэтому люди стали сдавать их на хранение в специальные «кладовые». А в обмен получали бумажную расписку. Это были первые бумажные деньги.
Цифры на бумажных деньгАх появились не сразу.
Сначала это были рисунки. Но потом люди поняли, что невозможно сосчитать, сколько у них денег. Поэтому решили печатать на купюрах цифры, обозначающие ценность купюр. Так появились деньги.
Ребята, подскажите, как называется место, где хранятся деньги? Банк.
В нашей стране есть Центральный Банк России. Который управляет всеми банками страны. (Показ).
Есть Монетный двор. Здесь изготавливают монеты, а также ордена и медали. (Показ).
А бумажные купюры печатают на Предприятие Гознак. (Показ).
Ребята, как вы думаете, откуда в семью могут поступать деньги (доход) ? Ответы детей.
Как называются деньги, которые получают родители? (Зарплата).
А бабушка и дедушка получают какие-то деньги? (Ответы детей). (Пенсия).
Как называются деньги, которые получают студенты за хорошую учебу (стипендия).
Если мы сложим все эти деньги, как это будет называться? Семейный доход (бюджет).
Ребята, подскажите, а как называются деньги, которые есть в наличии, которые можно увидеть, пощупать. — (Наличные).
А Какие еще бывают деньги? (Ответы детей). Деньги, которые нельзя пощупать, которых нет у нас в наличии — как называются? (безналичные). Где они хранятся? В банке, на карте.
Ребята! Я вам хочу показать одну интересную бумажную купюру, которая есть у меня в наличии. (Воспитатель достает кошелек). Ой, оказывается, ее у меня нет! А мне так хотелось рассказать вам про нее кое-что интересное..!
Но, смотрите, что у меня есть. (Воспитатель достает из кошелька банковскую карту). А для чего она мне? Как называются деньги, которые хранятся на этой карте? Как они называются? (Безналичные).
Воспитатель подводит детей к ответу, что можно снять наличные деньги с карты.
А куда (в какое место) нужно пойти, чтобы воспользоваться этой картой (Банк).
Тогда «перемещаемся» в банк. Дети располагаются за столами. Столы стоят кругом. В центре на столе лежат цифры (несколько комплектов, чтобы детям было удобно их видеть) от 0 до 10.
Дети закрывают глаза. Воспитатель открывает накрытый платком банкомат. Ребята, что это за устройство? (Банкомат). А зачем оно? (Ответы детей).
Воспитатель просит выйти одного ребенка. Ребенок прикладывает (вставляет) карту. Ребята, мы вставили карту, что нам надо делать дальше? (набрать Пин-код).
Набираем пин-код.
Аудиозапись: «Вы ввели неправильный пин-код. Ваша карта заблокирована. Чтобы получить новый пин код, необходимо выполнить 4 задания». Воспитатель: Ребята, вы мне поможете?
Перед вами лежит поп-ит и емкость с камушками. У каждого из вас должно быть по десять камушков. (Дети пересчитывают камушки).
Давайте представим, что каждый камушек — это 1 рубль.
Задание 1.
У вас на листе нарисованы Маша и Петя. У Маши и Пети есть монеты
Необходимо выяснить, у кого из ребят больше монет и на сколько?
Сколько монет у Маши? Сколько монет у Пети? (по 3 монеты).
На каждой монете что-то изображено. Что это? Цифры. Рубли.
Надо посчитать сколько рублей в наличии у Маши и у Пети.
В этом нам поможет поп-ит. (Дети выкладывают камни в соответствии с достоинством монет. Воспитатель параллельно делает это же на поле с магнитами). Маша (2+2+1 = 5 рублей) и Петя. (1+1+2=4 рубля)
Вопросы: Сколько рублей у Маши? (5).
Сколько рублей у Пети? (4).
У кого больше рублей? (У Маши).
На сколько больше рублей у Маши? (На 1 рубль).
Итак, первая цифра нашего пин-кода «1». Давайте ее запишем на листе.
Задание 2.
Маша пошла в магазин. У нее было 10 рублей. Надо посчитать, сколько денег Маша потратила в магазине.
- Карандаш — 1 руб.
- Ручка — 2 руб.
- Заколка — 2 руб.
- Тетрадка 1 руб.
- Ластик 1 р.
Дети выкладывают камушки на поп-ит в соответствии с условием задания. (Ответ: Маша потратила 7 рублей).
Вторая цифра нашего пин-кода «7». Запишем ее на листе.
Задание 3.
Нам с вами необходимо купить в магазине вафли. И узнать, сколько у нас останется денег. Цена вафель: 2р. 5 р. 3 р. 1 р.
(Ответ: останется 5 рублей. Третья цифра «5»).
Задание 4.
Помните, мы с вами обсуждали сказку про Буратино, которого хотели обмануть кто? (Лиса и кот). Как они хотели его обмануть? (Ответы детей).
Подскажите, сколько ушей вместе у Кота Базилио и Лисы Алисы? (ответ 4).
Последняя цифра нашего пин-кода «4».
Пин-код 1754.
Воспитатель вызывает другого ребенка. Набираем правильный пин-код. 1754. Из банкомата появляются 100 рублей.
100 рублей. (какие цифры есть в этом числе?). (Ответы детей).
Каждая купюра в России посвящена какому-то городу.
А 100-рублевая купюра посвящена Столице нашей Родины. Как называется Столица России? (г. Москва). Что такое Столица? (Ответы детей).
На обеих сторонах купюры изображена одна из достопримечательностей Москвы -
Государственный академический Большой театр. (Вопрос к детям и объяснение, что такое «достопримечательность». В Большом театре можно посмотреть балет, послушать оперу, послушать классическую музыку. Предлагаю вам отправиться в Большой театр.
Дети садятся на подушки, закрывают глаза и слушают классическую музыку.
Рефлексия. Ребята, давайте вспомним, как же мы получили эти 100 рублей?
Что вам сегодня понравилось (запомнилось) больше всего?
У меня для вас сюрприз! (Детям вручаются конверты с именными банковскими картами).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.