Урок шахмат проведён во 2-а классе. Дети обучаются по УМК И.Г. Сухина «Шахматы - школе» первый год обучения. До ведения данного урока играло в шахматы – 5 человек. Остальные 22 человека знали лишь название фигур.
Тема данного урока: Ставим мат в один ход.
Цель урока: учиться ставить мат в один ход.
Задачи урока:
Предметные:
- формировать представление о мате как о чётко продуманной системе ходов
- повторить понятия «шах-мат»
- обобщить знания детей по шахматной терминологии: название фигур, ценность фигур, шахматная нотация
- закреплять основные правила игры: уйти, побить, закрыться.
Метапредметные:
- формировать умения действовать в уме: составлять план игры, прогнозировать исход игры, анализировать ход игры
- формировать умения работать с диаграммами (схемами)
- формировать навыки работы в паре с соблюдение правил общения
- формировать умение правильно оформлять устное высказывание
- формировать творческую активность
Личностные:
- формировать позитивное отношение к процессу обучения
- формировать чувство личной ответственности за принятое решение.
Ожидаемые результаты от урока:
- учащиеся учатся анализу собственных действий и поступков, планированию действий;
- развитие адекватной самооценки;
-воспитание доброжелательного отношения к учителю и сверстникам;
-развитие познавательных способностей.
Данный урок: 2 час по теме «Ставим мат» (из 5 часов). Рассчитан на постановку мата в один ход на простых примерах. Сейчас класс находится на стадии тренинга постановки мата в один ход. 1-3 четверть прошли «доматовую стадию» обучения детей шахматным азам (обучение без объяснения термина «мат»). Основными методами обучения являются: словесный, наглядный, практический. Основные формы организации деятельности учащихся: парная, фронтальная, игровая Технологии, применяемые да данном уроке: ЗОТ, СДП, РО.
Тип данного урока: урок решения частных задач.
Основываясь на теории поэтапного формирования умственных действий по П.Я.Гальперину, данный урок построен с учётом следующих этапов:
- формирование умственных действий с внешнего, практического действия с материальными предметами (шахматные фигуры, игра с шахматными фигурами)
- замена реального предмета схемой (работа с диаграммами)
- выполнение действия с помощью «громкой речи» (проговаривание ходов, использование в речи шахматной терминологии и нотации).
Для достижения цели урока учащимся предложены различные задания: работа на карточках по повторению нотации, фигур, шахматного поля; работа с диаграммами в учебнике, работа самостоятельная в паре, практическая игра в шахматы.
Все задания и структура урока позволили решать как предметные, так и метапредметные задачи.
Эмоциональная атмосфера на уроке достигалась тем, что урок представлял собой занятие без проигравших.
Считаю, что урок цели достиг.
Ход урока:
Этап |
Деятельность учителя |
Деят-ть учащихся |
Примечание |
1. Орг. момент |
- приветствие учащихся - эмоц. настрой учащихся на урок |
касаются друг друга ладошками и говорят друг другу хорошие слова на урок |
|
2. Вв. – мотив этап |
Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? - Правильно, это всё игры. -У каждой из этих игр есть своя цель. Как вы думаете, какая цель у игры в футбол, хоккей, баскетбол? - А у игры в шахматы какая цель? - Конечно. Основная цель игры в шахматы – это поставить мат. - Это и будет темой нашего урока. мы будем учиться ставить мат. - А что мы должны знать, чтобы поставить мат?
- А чтобы правильно поставить мат, что нам нужно сделать?
- Молодцы! А теперь давайте приступим к решению цели нашего урока. |
ответы детей |
1 слайд- футбол, хоккей, баскетбол
на доске фиксируются ответы 2 слайд- -знать, что такое мат и шах -уметь продумывать ходы - уважать соперника - соблюдать правила: уйти, побить, закрыться |
2. Опер- содер. этап Акт-я знаний
Решение УЗ
Первичное закрепление
Практическая игра |
- Перед любой игрой обязательно бывает разминка. Как вы думаете, какая разминка может быть в шахматах? - Мы сейчас с вами проведём шахматную разминку. - У каждого ряда на партах есть карточки с заданиями разминки. Мы начинаем. У вас есть 3 минуты. Начали!
- А теперь проверим.
- Посмотрите. Некоторые задачи на урок мы уже выполнили. Молодцы! Но наша главная цель – научиться ставить мат.
- Давайте ещё раз повторим, что такое мат. И проговорим правила: уйти, побить, закрыться. - Для того, чтобы поставить мат, нужно много тренироваться и, конечно, думать. Сейчас мы с вами вместе поработаем с диаграммами. Открываем стр. учебника с. 51 (разбор диаграмм коллективно- 28, 29, 30) (физминутка)
- Отдохнули? А теперь поработаем самостоятельно. Ведь настоящий шахматист думает сам. Предлагаю вам решить самостоятельно диаграммы 31, 32, 33. Моими помощниками будут Илья и Антон. Если возникает вопрос – попросите у них совета. - Давайте проверим, что у вас получилось. Антон, Илья – ваше мнение?
- Ребята, а как вы думаете- возможно поставить мат за 5 минут? Давайте проверим. Расставляем шахматы в начальную позицию и со своим партнёром начинаем игру. - Илья и Антон разыграют партию у доски. И пригласят для игры наших гостей.
- Молодцы! Наше время заканчивается и пора подводить итоги нашего урока. |
ответы детей
работают по карточкам
дети проверяют со слайда
работают коллективно с диаграммами с проговариваем выбирают лучший ход
дети показывают, как двигаются литературные герои
работают самостоятельно с диаграммами.
консультанты оценивают работу одноклассников
ответы детей
2 человека разыгрывают партию у доски
дети убирают шахматы. |
1 ряд – расставить фигуры по лесенке и указать их ценность 2 ряд- повторение шахматной доски (горизонталь, диагональ, вертикаль, обозначение букв и цифр) - 3 ряд – записать шахматной нотации (краткое обозначение фигур, ход, взятие, шах, двойной шах, мат) 3 слайд – с ответами на карточки
на доске ставим + около задачи на урок, которую решили (попутные вопросы по ходу урока)
загадки И.Г. Сухина
Илья, Антон проверяют
повторить: - уйти, побить, закрыться - уважать партнёра - перед игрой пожать руки - не обижаться на проигрыш - не дразнить проигравшего - думать за себя и за партнёра |
Рефл. – оцен. этап |
- Ребята, давайте вернёмся в начало урока. Кто помнить, какую цель на урок мы поставили? Как вы думаете, удалось нам достигнуть этой цели?
- Как вы оцените свою работу сегодня на уроке?
- Чтобы ещё лучше научиться ставить мат, нужна тренировка и повторение. Поэтому д/з – стр. 18- 20 в рабочей тетради. - Спасибо за урок! |
научиться ставить мат учиться ставить мат
- ответы детей |
невозможно научиться на один урок всегда ставить правильно мат |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.