Занятие по сказкотерапии "Фатима - прядильщица и шатёр"
Оценка 4.6

Занятие по сказкотерапии "Фатима - прядильщица и шатёр"

Оценка 4.6
doc
03.02.2020
Занятие по сказкотерапии "Фатима - прядильщица и шатёр"
Занятие по сказкотерапии Фатима - прядильщица и ковер.doc

                                                                                      

Министерство образования и науки Амурской области

государственное общеобразовательное автономное учреждение

Амурской области

ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

 

 

 

 

 

       Фатима - 
прадильщица
        и шатёр

 

 

 

 

                                                                                       

 Занятие по сказкотерапии.

 

                                                                                               Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории Иванова Е.В.

                                                     

 

г.  Свободный

Занятие по сказкотерапии.

 

       Тема: Путешествие в сказку:

                  «Фатима - прядильщица и шатёр»        

       Цель для учителя: Прививать учащимся навыки, использование

           жизненного опыта других людей и своего собственного, учить

           моделировать различные ситуации поведения, учить оценивать различные

          формы поведения, учить анализировать представленный материал и делать

          выводы.

       Цель для учащихся: Учиться накапливать и применять

          жизненный опыт.

 

                                       Ход занятия:

1.     Вступление: «Что такое жизненный опыт?»

2.     Основная часть, работа с притчей, включающая в себя коррекционные упражнения и задания.

3.     Работа с алгоритмической схемой.

4.     Вывод.

         

    Мы, заканчиваем учебный год. Прошло много занятий в группе, уроков в школе. Помогите мне дать определение, что такое «жизненный опыт»?

     Жизненный опыт – это то, чему нас учат, и мы учимся в течение всей жизни – это наша копилка.

         Для чего же нужен жизненный опыт человеку? Представьте ситуацию, если бы все, что мы делали, стиралось бы из нашей памяти после засыпания (как в оперативной памяти компьютера). Тогда нам пришлось бы каждый раз обучаться заново всему тому, что мы научились вчера и во все предыдущее время.

Мы бы не смогли получать знания, потому как обучение – это тоже опыт. И в итоге человек не смог бы развиваться, так как только опыт помогает нам стремиться к большему.

Даже маленький ребенок приобретает жизненный опыт, закрепляет полученные знания о мире и устройстве собственного организма, и таким образом он интеллектуально развивается.

Жизненный опыт человека – это также информация об ошибках, которые мы уже совершили, и которых нам следует избегать в будущем.

      Бывают моменты, когда задаем себе вопрос: зачем мне все это? Кому я нужен? Мне это не пригодится! И в эти моменты нам нужна «подпитка жизненной силы». И вот сегодня на занятии мы, побывав в сказке «Фатима – прядильщица и шатер», постараемся осознать, что все события жизни целесообразны, необходимы, являются опытом для души и дальнейших решений.

     Чтобы добиться чего-то в жизни, человек должен обладать соответствующими чертами характера. Какие, вы, знаете черты характера, помогающие человеку совершенствоваться, становиться лучше, сильнее, умнее. (Дети называют известные им черты характера, а воспитатель записывает их на доске).

 

     Упражнение 1.  У воспитанников на листочках изображены силуэты парня и девушки  и около них по три сердечка, им необходимо парню со стороны парня выбрать из предложенного списка те три положительные черты характера,  которыми они считают, что обладают и записать в сердечкиэ. Затем записать в сердечки со стороны противоположного пола те качества, которыми бы они хотели, чтобы обладали их спутники жизни.

 

     Итак, в путешествие по сказке.

 Некогда в городе, на далеком Западе жила девочка по имени Фатима. Она была дочерью процветающего прядильщика. Однажды отец сказал ей: «Дочь, собирайся в путь, мы отправляемся в путешествие. У  меня есть кое-какие дела на островах Средиземного моря. Может быть, там и тебе встретится красивый юноша с хорошим положением, который полюбит тебя, и вы поженитесь».

      Они отправились в путешествие от острова к острову. Отец занимался своими торговыми делами, а дочь мечтала о будущем муже. Однажды, когда они плыли в сторону  Крита, их застиг ужасный шторм, и корабль пошел ко

дну. Фатиму, потерявшую сознание, волнами вынесло на берег, недалеко от  Александрии. Ее отец погиб, и она осталась одна без всякой поддержки.

          Сцена кораблекрушения и длительное пребывание в открытом море так  подействовали на нее, что о прошлой жизни у Фатимы остались только смутные воспоминания. Сидя на берегу моря и перебирая камушки, Фатима собиралась с мыслями, как быть дальше, как жить?

 

     Упражнение 2.  Релаксация.

     Цель: проводится с целью настройки, снимается напряжение, наступает состояние расслабленности, после чего происходит интеграция в теле, воспоминания событий и ощущений.

      На столах, перед воспитанниками стоят формы с водой, подкрашенной в голубой цвет, имитирующие морскую воду, на дне камушки. Детям предлагается под запись шума моря на аудиокассете, опустить пальцы рук в воду, закрыть глаза и перебирая пальцами камешки постараться вспомнить что-либо приятное из своей прошлой жизни. Через  3-5 минут музыка выключается и дети делятся своими воспоминаниями.

 

      Бродя в песках, она встретила семью ткача.  Хотя это были бедные люди, но они взяли ее в своё убогое жилище и обучили своему ремеслу.

 

     Упражнение 3.  Развитие  мелкой моторики рук.

      Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинензий (дополнительных движений в непроизвольной форме, сопутствующие основным движениям; например, качание ногой при чтении, размахивание руками при ходьбе) и мышечных зажимов. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, она же отвечает за внутреннюю речь и самоконтроль.

         «Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Возможно, выполнение каждой рукой отдельно, а возможно одновременно.

         «Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга.  Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с воспитателем, затем по памяти 8 – 10 секунд.   Проба выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

       Плетение восточных ковров: предлагаются заготовки картона разных цветов с прорезями и картонные полоски различных цветов шириной 1 см для выполнения орнамента, продевая полоски в прорези картонного листа. 

 

      И вот для Фатимы началась другая жизнь. Год или два она прожила с ними  почти счастливо и была довольна своей судьбой. Но однажды, когда она зачем-то  вышла на берег, ее схватили работорговцы, отвели на корабль и увезли вместе с другими невольниками.

     Сетование и горькие жалобы Фатимы не вызвали у этих людей ни капли жалости. Они привезли ее в Стамбул, чтобы продать как рабыню. Ее мир рухнул второй раз.

     

        Упражнение 4.  Активизация и обогащение словарного запаса, фразовой речи, развитие голоса, интонации, формирование произвольных мимических движений.

         Цель: Развитие связной речи, умение описывать достоинства человека, называя их. Наиболее характерные особенности.

           В образе Фатимы, в данном упражнении выступает кукла, одетая в костюм рабыни на восточном рынке.  Каждый «продавец» - ребенок должен взять ее в руки и выразить свое восхищение каким – либо качеством Фатимы, прорекламировать ее для успешной продажи на рынке невольников.

 

      Случилось так, что на невольничьем рынке было мало покупателей.  Один из них искал себе раба, который мог бы работать на лесном складе, где изготавливались корабельные мачты. Несчастный вид Фатимы привлек его внимание. Желая облегчить ее участь, он купил девушку, так как считал, что у него ей будет легче, чем у другого хозяина.

      Он привез Фатиму к себе, решив отдать в услужение к жене. Но дома его поджидало печальное известие: груз с товаром, в который он вложил весь свой капитал, был захвачен пиратами. Теперь он не мог себе позволить содержать рабочих. Ему, его жене и Фатиме  пришлось самим заняться изготовлением мачт.

 

      Упражнение 5.  Работа с деревом. (Затачивание карандашей).

      Цель: Развитие мелкой моторики рук. Сделать вывод как зависит результат труда от качества материала и орудий труда. 

     Детям выдаются  новые карандаши и точилки. За определенный промежуток времени 1–2 минуты, они точат карандаши. Затем оценивается результат: количество обработанных карандашей, качество заточки, а также что мешало добиться хорошего результата труда? (некачественные, тупые точилки, крошащееся дерево карандаша и т. д.)

 

     Фатима, благодарная своему хозяину за его доброту, так прилежно работала,  что вскоре он даровал ей свободу. Она стала его доверенным лицом и помощницей. Итак, для нее началась новая, третья жизнь, и она почувствовала себя относительно счастливой. Однажды хозяин сказал ей: «Фатима, я хочу, чтобы ты отправилась в качестве моего агента с грузом на Яву и выгодно продала там мачты».

      И вот Фатима пустилась в плаванье.

 

      Упражнение 6.  Релаксация «Кораблик».

      Цель: Расслабление мышц рук, ног, корпуса. 

       Инструктор: «Представьте себе, что вы на корабле, качает.  Чтобы не упасть расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.  Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога наряжена, левая, расслаблена, немного расслаблена в колене, носком касается пола). Выпрямитесь!  Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох – пауза, выдох – пауза.

                                                        

                                                          Стало палубу качать!

                                                           Ногу к палубе прижать!

                                                           Крепко ногу прижимаем,

                                                           А другую расслабляем!

 

      Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.

      После обучения напряжению и расслаблению ног рекомендуется повторить позу покоя.

                                                           Снова руки на колени,

                                                           А теперь немного лени…

                                                           Напряженье улетело,

                                                           И расслаблено все тело.

                                                           Наши мышцы не устали,

                                                           И еще послушней стали.

                                                      Дышится легко, ровно, глубоко…

 

      Фатима продолжала свое плаванье, но у берегов Китая мощный тайфун обрушился на корабль и потопил его.  Каким-то чудом девушке снова удалось спастись, и она очутилась на незнакомой земле.

       Придя немного в себя, Фатима принялась громко оплакивать свою судьбу. Как только ее жизнь, казалось, приближалась к благополучию, безжалостный рок разрушал все надежды. «Почему так случается, - воскликнула она, - за что бы я ни взялась, всегда меня ждет неминуемая неудача?! Почему на меня сваливается столько несчастий?!» Но никто ей не ответил, и она, заставив себя подняться, пошла в глубь страны.

      Хотя никто в Китае никогда ничего не слышал о Фатиме и не знал о ее испытаниях, всем, однако, была известна древняя легенда о том, что какая-то чужестранка прибудет однажды в их страну и сделает шатер для императора. Так как никто в Китае не умел делать шатров, все с живейшим интересом ждали исполнения этого предсказания.

      Чтобы не пропустить этой женщины, когда она прибудет, каждый китайский император по традиции раз в год посылал во все города и деревни гонцов, которые должны были доставлять в столицу всех чужестранок.

 

     Попадая в чужую страну, мы сталкиваемся с трудностями в познании местного языка.

 

 

      Упражнение 7. «Зашифрованное предложение».

      Цель: Формирование произвольности, слухоречевой памяти и межполушарного взаимодействия. Для работы даются небольшие предложения. Детям предлагается зашифровать предложение, добавляя через каждый слог вставку.

 

      «Добрый день, добрые люди!»      (хвю)

      «Доб-хвю-рый-хвю, день(хвю)».

 

      «Как пройти к императору?»         (дрю)

      «Как-дрю   прой-дрю-ти-дрю   к-дрю   им-дрю-пе-дрю-ра-дрю-то-дрю-ру-дрю?»

 

      «Мне срочно надо попасть во дворец»  (мся)

      «Я чужестранка прибыла из-за дальних морей»  (сюсе)

      «Я смогу сделать прекрасный шатер».  (линь)       

      «Я могу трудиться день и ночь»  (кара)

      «Я сделаю много прочных веревок».      (мусю)

      «Я сотку прочную палаточную ткань»    (хусю)

      «Меня научили делать корабельные мачты».   (сесе)

      «Императору понравится мой шатёр»   (сюча)  .и т.д.

 

      Когда Фатима добрела до ближайшего приморского города, как раз был оглашен указ о чужестранках. Люди заметив ее, поняли, что она из далека и через переводчика сообщили ей о необходимости явиться к императору.

     Фатиму доставили ко двору и провели в тронный зал.

         - Госпожа, сумеешь ли ты сделать шатер? – спросил ее император.

        - Думаю, что сумею, - ответила Фатима.

    Она попросила веревок. Но их не было. Тогда Фатима вспомнила свое ремесло прядильщицы, насобирала льна и наделала веревок. Затем она попросила прочной ткани. Но во всем Китае не оказалось такой материи, которая была ей нужна.  Вспомнив то, чему ее обучали александрийские ткачи, она соткала прочную палаточную ткань. Наконец, ей понадобились шесты, но и их не оказалось в Китае. Тут ей пригодилось умение делать корабельные мачты. Она ловко смастерила надежные шесты.

      Закончив работу, она стала припоминать как выглядели всевозможные шатры, которые она видела в своих скитаниях по свету, и вот шатер был готов!

      Когда это чудо показали императору, он пришел в восторг и обещал Фатиме исполнить любое ее желание.

      Она пожелала остаться в Китае, где вскоре вышла замуж за прекрасного принца, с которым прожила долгую и счастливую жизнь, окруженная своими детьми.

 

      Давайте проанализируем сказку, согласно заготовленного на доске алгоритма, и сделаем вывод: чему же учит нас данная сказка?

 

 

Проблема

 

                                             

Испытание

 

 


         Сдался                               Вызов                             Принял вызов

 

 


         Неуспех                                                                                Успех

         Неудача                                                                                 Удача

     

       

        Делается вывод:  то, что, кажется в свое время тяжелыми испытаниями, обращается в необходимый опыт, который помогает достичь конечного счастья.

     

 Далее, предлагается  прослушать притчу, в исполнении одного из воспитанников, проанализировать самостоятельно воспитанниками и прийти к тому же выводу.

 

Притча  о  счастье.

(Притча  о  лошади)

 

      Убежала у крестьянина лошадь.  Как сеять? Как пахать? Заплакал крестьянин. Кое-как вспахал поле, кое-как посеял. Прошло время. Пришла лошадь и привела жеребенка. Ой, какое счастье, убежала лошадь, привела жеребенка. Вырос жеребенок, превратился в могучего коня. Поскакал на нем сын крестьянина, упал и сломал ногу. «Какое горе, - заплакал крестьянин, - сын сломал ногу».  Утром стучат в дверь: мобилизация. Всех молодых парней забрали на войну с соседним королевством. А сына крестьянина на войну не взяли. Обрадовался он: какое счастье - сын сломал ногу!

 

 

 

 

                                                        Литература:

 

1.     Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Психотерапия зависимостей». Метод

    сказкотерапии.

     2.  Т.Д.  Зинкевич-Евстигнеева  «Тренинг по сказкотерапии».   

     3.  О.Н. Усанова  «Дети с проблемами психического развития».

     4.  А.Л. Сиротюк   «Коррекция обучения и развития школьников».

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Занятие по сказкотерапии.

Занятие по сказкотерапии.

Упражнение 1 . У воспитанников на листочках изображены силуэты парня и девушки и около них по три сердечка, им необходимо парню со стороны парня выбрать…

Упражнение 1 . У воспитанников на листочках изображены силуэты парня и девушки и около них по три сердечка, им необходимо парню со стороны парня выбрать…

Возможно, выполнение каждой рукой отдельно, а возможно одновременно

Возможно, выполнение каждой рукой отдельно, а возможно одновременно

Фатима, благодарная своему хозяину за его доброту, так прилежно работала, что вскоре он даровал ей свободу

Фатима, благодарная своему хозяину за его доброту, так прилежно работала, что вскоре он даровал ей свободу

Так как никто в Китае не умел делать шатров, все с живейшим интересом ждали исполнения этого предсказания

Так как никто в Китае не умел делать шатров, все с живейшим интересом ждали исполнения этого предсказания

Она пожелала остаться в Китае, где вскоре вышла замуж за прекрасного принца, с которым прожила долгую и счастливую жизнь, окруженная своими детьми

Она пожелала остаться в Китае, где вскоре вышла замуж за прекрасного принца, с которым прожила долгую и счастливую жизнь, окруженная своими детьми

Литература: 1. Т.Д.

Литература: 1. Т.Д.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020