Занятие по теме «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних перед законом РФ»
Оценка 4.9

Занятие по теме «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних перед законом РФ»

Оценка 4.9
docx
15.12.2023
Занятие по теме «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних перед законом РФ»
Конспект занятия.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр» г. Колпашево

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное занятие по теме

«Административная и уголовная

ответственность несовершеннолетних

перед законом РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Филиппова Анастасия Сергеевна,

педагог-организатор по совместительству

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март 2023 г.

г. Колпашево

Занятие по теме «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних перед законом РФ»

 

Цель: формирование представлений у обучающихся об уголовной  и административной ответственности несовершеннолетних.

Задачи:

Образовательные:

1.     Познакомить обучающихся с возрастом наступления уголовной и

административной ответственности.

2.     Углубить знания обучающихсяоб уголовном и административном

наказании несовершеннолетних.

3.     Создать у обучающихся представление об особенностях уголовной и

административной ответственности несовершеннолетних.

Развивающие:

1.     Научить обучающихся применять полученные знания в конкретных

ситуациях (выполнение практических заданий).

2.     Формировать грамотную речь в процессе устных ответов обучающихся.

3.     Развивать умение проводить поиск информации в источниках разного

типа.

Воспитательные:

1.     Продолжать воспитывать у обучающихсячувство ответственности за свои

поступки, уважение к закону, законопослушание.

2.     Воспитывать у обучающихся осознание необходимости и обязательного

соблюдения законов.

3.     Акцентировать внимание обучающихся на последствиях, возникающих

в результате преступного поведения.

Ожидаемые результаты:

1.     Повышение уровня осведомленности обучающихся об уголовной и

административной ответственности.

2.     Повышение интереса к правовым знаниям.

Оборудование: Проектор, интерактивная доска, компьютер.

Дидактические материалы: Презентация PowerPoint (Приложение 1), карточки с заданиями, диплом, памятка.

 

Примечание:Перед началом занятия ребятам предлагается выбрать карточку с буквой «У» или «А» (Приложение 6). После этого обучающиеся занимают места в кабинете согласно выбранной букве. Таким образом, обучающиеся разделены на 2 команды.

 

Ход занятия:

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята!

- Я как всегда рада видеть вас.

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. 

 

Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. 

Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. 

Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое.

-Спасибо! Надеюсь, что сегодня на занятии все будут хорошо работать и к концу занятия у всех будет хорошее настроение!

 

Подведение к теме урока. Целеполагание:

- Эпиграфом к нашему занятию я взяла следующие слова (1 слайд):

«Незнание законов, не освобождает от ответственности. Зато знание — запросто" Станислав Ежи Лец, польский писатель

- Как вы понимаете данное высказывание?

-Какие виды ответственности вы знаете?(Наводящий вопрос для определения темы занятия).

- Как вы думаете, о чем сегодня у нас пойдет речь?

Обучающиеся отвечают на вопросы, определяют тему занятия.

Предполагаемые ответыобучающихся:

-Данное высказывание подразумевает, чтокто не знает законов, не освобождает от ответственности.

-Уголовная и административная ответственность.

-Тема нашего занятия «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних».

 

-Совершенно верно. Тема нашего занятия «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних перед законом РФ» (1 слайд  – анимация)

-Сегодня на занятии мы познакомимся с особенностями административной и уголовной ответственности, с возрастом наступлениями административной и уголовной ответственности, о предусмотренных наказаний за несоблюдение законов. Пойдет разговор об очень серьезной и актуальной проблеме - о правонарушениях, которые могут и совершают подростки, и об их последствиях.


Мотивация к деятельности:

-Почему вам необходимо знать об этом?

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

-Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел...», – этот лепет часто приходится слышать.

-Сегодня мы с вами постараемся закрепить и расширить знания об уголовной и административной ответственности. А поможет нам в это игра. Для этого мы с вами разделились надве команды.

-В течение нашей игры мы с вами будем заполнять памятку «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (Приложение 2)

2), которую вы отредактируете на уроке информатики и опубликуете на официальном сайте школы для осведомления обучающихся по этой теме.

Обучающиеся знакомятся с памяткой.

-Также сегодня вы будете не только в роли обучающихся, но и в роли жюри.В этом вам поможет оценочный лист(Приложение3), который вы видите у себя на столе. Вам предстоит после каждого задания оценить команду соперников и выставить полученные баллы.Для начала, предлагаю вам определиться с названием команды.

Обучающиеся знакомятся с оценочными листами, придумывают название своей команде и его озвучивают.

 

Планирование деятельности:

Наша игра будет состоять из четырех станций (слайд 2):

1. «Виды юридической ответственности».

2. «Уголовная или административная ответственность».

3. «Виды правонарушений»

4. «Брэйн -ринг знатоков»

-Предлагаю определить очередность выполнения заданий по вашему желанию.

-Команда «…………» выбирает очередность первой  и третьей станции, а команда «…………..» - очередность второй и четвертой.

Обучающиеся командой определяют очередность выполнения заданий и озвучивают педагогу.

 

Основная часть. Усвоение новых знаний:

-Приступим к выполнению заданий.

Станция «Виды юридической ответственности»

-Станция называется «Виды юридической ответственности» (Нажимаем на гиперссылку активного текста «Виды юридической ответственности», таким образом, переходим на 3 слайд)

-Какие виды ответственности вызнаете? Отвечайте полным, развернутым ответом.

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос педагога.

Предполагаемый ответ обучающихся:

-Уголовная и административная ответственность.

 

-На данной станции нам предстоит ответить на два вопроса:

-Что такое уголовная и административная ответственность?

-С какого возраста на несовершеннолетних возлагается эта ответственность?

-Чтобы ответить на 1 вопрос: «Что такое административная, а что такое уголовная ответственность?», предлагаю выполнить первое задание на данной станции.

-Перед вами лежит конверт с карточками (Приложение 4). Вам необходимо с помощью этих карточек собрать определение данного термина. За правильный ответ команда может получить 1 балл.

1 команда (Административная ответственность – это ответственность, предусмотренная за нарушение административных правил и норм, указанных в Административном кодексе РФ.)

2 команда (Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности, к которому подвергаются лица, совершившие тяжкие или особо тяжкие преступления, определенные Уголовным кодексом РФ.)

Обучающиеся в группе (команде) выполняют задание педагога.

-Давайте проверим ваши ответы. Внимание на слайд (3 слайд –анимация).

-Есть  ли у кого-нибудь ошибки?

Предполагаемый ответ обучающихся:

-Нет.

(Если есть ошибки, педагог и обучающиеся обсуждают их)

-Теперь обратимся к нашим оценочным листам и поставим оценку команде соперников за выполненное задание.

Обучающиеся выставляют оценку за первое задание команде соперников.

-Чтобы ответить на второй вопрос:«С какого возраста на несовершеннолетних возлагается эта ответственностью», выполним второе задание.

-У вас на столе лежит карточка с названием станциипод номером 2 (Приложение 5) (4 слайд).Вам необходимо в тексте вставить пропуски, для этого нужно вспомнить науку «Математика» и решить примеры. За это задание команда может получить 2 балла.

Обучающиеся в группе выполняют задание.

-Приступим к проверке. Обратите внимание на слайд (4 слайд - анимация).

Обучающиеся оценивают выполненное задание команды соперников.

-Посмотрите внимательно на памятку (Приложение 2). Какую информацию мы уже можем вписать в памятку?

Предполагаемый ответ обучающихся:

- Мы можем вписать определение уголовной и административной ответственности и возраст наступления уголовной и административной ответственности.

Обучающиеся записывают определение уголовной и административной ответственности и возраст наступления уголовной и административной ответственности  в памятку.

-Подведем микроитог, ответив на вопрос: Чем отличается уголовная и административная ответственность?

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос?

Предполагаемый ответ обучающихся:

-Уголовная ответственность несет за собой более тяжкие преступления, чем административная ответственность. Некоторые уголовные преступления несут наказания лица, достигшие возраста 14 лет.

 

-Молодцы, ребята! (Переходим на главный слайд по активной кнопке -  , нажимаем на гиперссылку активного текста «Уголовная или административная ответственность», таким образом, переходим на 5 слайд)

Станция «Уголовная или административная ответственность»

Первичная проверка понимания понятий уголовная и административная ответственность.

-На данной станции вам предлагается побыть в роли юристов.

-Представьте, что вы юристы. Ваша задача определить виды юридической ответственности в различных нарушениях.Я буду называть нарушение, а вы с помощью сигнальной карточки (Приложение 6) отвечать. Если данное нарушение относится к уголовной ответственности, то команда поднимаем карточку с букой «У», если административной – с буквой «А». Чья команда быстрее и верно ответит - получает 1 балл. Один игрок из команды должен считать количество полученных баллов командой соперников.

Виды нарушений:

Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

Избил одноклассника (У)

Совершил кражу мобильного телефона (У)

Переходил дорогу в неположенном месте (А)

Нецензурно выражался в общественном месте (А)

Угнал машину (У)

Убежал из дома (А)

Похитил человека (У)

Продавал наркотики (У)

Обучающиеся совещаются и с помощью сигнальной карточки дают ответ.

-Хорошо поработали. Теперь полученные баллы запишите в оценочный лист.

Обучающиеся выставляют количество набранных балов командой соперников в оценочный лист.

-Сейчас я перечислила различные нарушения. Как вы думаете, что предусматривается за каждое нарушение?

-Какие виды нарушений вы знаете и можете назвать?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы обучающихся:

-Наказание.

-Штраф, лишение свободы, арест и т.д.

 

-Верно!

-За каждый вид ответственности предусматривается наказания.

Давайте рассмотри их (5 слайд-анимация):

Виды административных наказаний:

-предупреждение;

-административный штраф;

-исправительные работы;

-лишение специального права, представленного физическому лицу;

-административный арест;

- дисквалификация.

Виды уголовных наказаний:

-штраф;

-лишение права заниматься определенной деятельностью;

-обязательные работы;

-исправительные работы;

-арест;

-лишение свободы на определенный срок.

Микроитог:

-Какой вывод мы можем сделать, поработав на данной станции?

Предварительный ответ обучающихся:

- Каждое нарушение предусматривает за собой наказание. Существуют различные виды административных и уголовных наказаний.

 

-Обратимся к памятке. Какой информацией мы можем дополнить памятку?

Предварительный ответ обучающихся:

-Виды административных и уголовных наказаний.

Обучающиеся вписывают в памятку виды уголовных и административных наказаний.

 

Станция «Виды правонарушений»

(Переходим на главный слайд по активной кнопке -  , нажимаем на гиперссылку активного текста «Виды правонарушений», таким образом, переходим на 6 слайд)

-Мы с вами выяснили, что правонарушения бывают различные.

-По степени общественной опасности все действия против права разделяют на преступления и проступки (виды правонарушений):

-Как вы думаете, чем отличаются эти понятия?

Обучающиеся размышляют и отвечают на поставленный вопрос.

-Проверим ваши предположения.

Предлагаю в словаре найти определение эти понятиям и ответы записать в нашу памятку. Для быстроты выполнения данного задания, предлагаю каждой команде разделиться на две микрогруппы, где первая группа будет искать определение первому понятию, а вторая группа – второму. (Работа со словарем)

Обучающиесяв словаре находят определение понятиям  «Преступление и проступок» и записывают ответ в памятку.

-Проверим вашу работу (6  слайд–анимация). Обменяйтесь памятками и с помощью информации на слайде проверьте задание. После проверки не забудьте о выставлении баллов в оценочный лист.

Обучающиеся проверяют выполненное задание и выставляют полученные баллы команде соперников.

Преступление - общественно опасное виновное действие, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством.

Проступок - это противоправное действие, которые имеет малую степень тяжести.

-Рассмотрим виды проступков и преступлений. (6 слайд – 2 анимация)

Виды преступлений:

ü Убийство;

ü Разбой и грабеж;

ü Нарушение ПДД;

ü Мошенничество;

ü Преступления против жизни и здоровья.

Виды проступков:

ü Дисциплинарные;

ü Процессуальные;

ü Международные;

ü Административные;

ü Гражданские.

-Дополним памятку новой информацией.

Обучающиеся в памятку записывают виды проступков и преступлений.

Первичная проверка понимания.

-А теперь предлагаю выполнить задание. Возьмите карточку с названием данной станции (Приложение 7) (6 слайд – анимация). Вам необходимо рассмотреть несколько ситуаций,обсудить каждую из предложенных ситуаций, определить, о чем идет речь: о проступке или преступлении, и обосновать свой ответ.Не забывайте, что ответ должен быть четким иразвернутым. За каждый верный ответ, команда может получить 2 балла. На выполнение данного задания дается 5 минут.

-Пришло время заслушать ответы.

Предполагаемые ответы обучающихся:
Ситуация 1). 

Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки.
Все согласны, что это проступок? Да. Нарушения закона здесь нет. Вова и Андрей нарушили Устав школы. 
Ситуация 2). 

Света ученица 9 класса,  убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу.
Все согласны, что это проступок? Да. Света не нарушила закон. Она, наверное, поссорилась с родителями. Устав школы она также не нарушила, т.к. продолжает ходить в школу. 
Ситуация 3). 

Женщина, проживавшая на улице напротив школы, продавала наркотики.
Все согласны, что это преступление? Да. За распространение наркотиков женщину можно привлечь к уголовной ответственности по статье 228 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которая включает в себя сбыт наркотических средств. 
Ситуация 4). 

На уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в плечо и живот.
Что же на самом деле совершил Влад? Правонарушение? Преступление?

Если Владу уже исполнилось 16 лет, то его действия будут считаться преступлением, предусмотренным статьей 116 Уголовного Кодекса Российской Федерации: совершение насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших серьезных последствий для здоровья потерпевшего.

 

-Как вы думаете, все преступления предусматривают какую-либо цель?

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

-Все преступления делятся на 2 типа. На какие? (корыстные и некорыстные).

-Какие преступленияназывают корыстными?

Предполагаемый ответ обучающихся:

-Те преступления,которые совершаются ради наживы.

- А какие преступления называются некорыстными? 

Предполагаемый ответ обучающихся:

-Те, которые совершаются не ради наживы, например, уничтожение чужого имущества.

-Предлагаю выполнить задание (7 слайд). Возьмите карточку с названием данной станции под номером 2 (Приложение 8). Дан волшебный квадрат, где спрятаны 6 преступлений: 3 корыстных и 3 некорыстных. Нужно их найти и выписать в таблицу. Можно искать по вертикали, по горизонтали, сверху вниз, снизу вверх и по диагонали. За каждый ответ по 1 баллу. На данное задание дается три минуты. Время пошло.

-Пришло время проверки. Внимание на слайд (7 слайд – анимация). Не забываем о выставлении баллов в оценочные листы.

Обучающиеся проверяют задание и выставляют баллы  в оценочные листы.

Микроитог:

-Что вы узнали новое, поработав на данной станции?

Предварительные ответы обучающихся:

- Мы узнали, что существуют два вида правонарушений: преступление и проступок. Проступок имеет малую степень тяжести, в отличие от преступления. Преступления делятся на два типа: корыстные и некорыстные.

 

Станция «Брэйн - ринг знатоков»

(Переходим на главный слайд по активной кнопке -  , нажимаем на гиперссылку активного текста «Уголовная или административная ответственность», таким образом, переходим на 8 слайд)

-Пришло время последнего задания. По названию станции, вы уже, наверное,  догадались, какое задание нас здесь ожидает.

-Я буду задавать вопросы(8 слайд – анимация).  Отвечать  на вопрос будет та команда,  которая первой позвонит в звоночек и даст верный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 баллов, набранных командой соперников.

1.     Какой нормативный акт (документ) принят высшим органом

государственной власти в установленном конституцией порядке? (Закон)

2.     Что является основным законом нашей республики? (Конституция).

3.     С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).

4.     Как называется открытое хищение имущества? (Грабёж).

5.     Как называется мера пресечения, состоящая в заключении под стражу

обвиняемого? (Арест).

6.     Как называют гражданин, которому преступлением причинен моральный,

физический или имущественный вред? (Потерпевший).

7.     Как называется преступление, заключающееся в умышленном или

неосторожномлишении жизни другого человека? (Убийство).

8.     Как называется денежное взыскание, мера материального воздействия,

применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором? (Штраф)

9.     Как называется антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу,

запрещенное законом и влекущее наказание? ( Правонарушение)

10.  Как называется общественно опасное деяние, противоправное, виновное

деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание? (Преступление)

Обучающиеся обсуждают вопросы, подают сигнал о готовности ответить, оценивают ответы соперников, записывают баллы в оценочные листы.

 

Заключительная часть. Рефлексия:

- Наша игра подошла к концу. Подведем итоги нашей игры.

- Вернемся на главный слайд и вспомним, что нового мы узнали на каждой станции. (Переходим на главный слайд по активной кнопке -  )

Обучающиеся подводят итог занятия.

-Подсчитаем количество набранных баллов. Кто же является победителем сегодняшней игры?

Награждение победителя дипломом. (Приложение 9)

(Переходим на 9 слайд по активной кнопке -  )

Сейчас, я вам предлагаю каждому индивидуально продолжить одну из предложенных фраз о ходе нашего занятия:

         Сегодня я узнал на занятии…___________________________

         Мне было интересно…_________________________________

         Мне было трудно…____________________________________

         Мне захотелось…_____________________________________

         Занятие дало  мне для жизни…__________________________

 -Первоначально разберем трудности, если такие были у кого-либо.

-Ну, а теперь, мы заслушаем ваши ответы.

Обучающиеся озвучивают одну из выбранных фраз.

-Подводя итог нашего занятия, хочу процитировать слова Вольтера (10 слайд):

     «Только слабые совершают преступления:

      Сильному и счастливому они ни к чему…»Вольтер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Агильдин В. В. Уголовное право. Особенная часть. Учебное пособие.

М.: Инфра-М. 2018. 162 с.

2.     Административное право: учебник / Под общ . ред. А.И. Каплунова.- М.:

ДГСК МВД России, 2011. - 536 с.

3.     Джинджолия Р. С., Боровиков В. Б. Российское уголовное право. В 2

частях. Общая часть. Учебно-наглядное пособие (схемы). — М.: Прометей. 2018. 158 с.

4.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от

30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» г

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» г

Занятие по теме «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних перед законом

Занятие по теме «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних перед законом

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая

Сегодня мы с вами постараемся закрепить и расширить знания об уголовной и административной ответственности

Сегодня мы с вами постараемся закрепить и расширить знания об уголовной и административной ответственности

С какого возраста на несовершеннолетних возлагается эта ответственность? -Чтобы ответить на 1 вопрос: «Что такое административная, а что такое уголовная ответственность?», предлагаю выполнить первое задание…

С какого возраста на несовершеннолетних возлагается эта ответственность? -Чтобы ответить на 1 вопрос: «Что такое административная, а что такое уголовная ответственность?», предлагаю выполнить первое задание…

Подведем микроитог , ответив на вопрос:

Подведем микроитог , ответив на вопрос:

Наказание. -Штраф, лишение свободы, арест и т

Наказание. -Штраф, лишение свободы, арест и т

Предлагаю в словаре найти определение эти понятиям и ответы записать в нашу памятку

Предлагаю в словаре найти определение эти понятиям и ответы записать в нашу памятку

Андрей нарушили Устав школы.

Андрей нарушили Устав школы.

Что вы узнали новое, поработав на данной станции?

Что вы узнали новое, поработав на данной станции?

Подсчитаем количество набранных баллов

Подсчитаем количество набранных баллов

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2023