Занятие по теме «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних перед законом РФ»

  • docx
  • 15.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр» г. Колпашево

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное занятие по теме

«Административная и уголовная

ответственность несовершеннолетних

перед законом РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Филиппова Анастасия Сергеевна,

педагог-организатор по совместительству

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март 2023 г.

г. Колпашево

Занятие по теме «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних перед законом РФ»

 

Цель: формирование представлений у обучающихся об уголовной  и административной ответственности несовершеннолетних.

Задачи:

Образовательные:

1.     Познакомить обучающихся с возрастом наступления уголовной и

административной ответственности.

2.     Углубить знания обучающихсяоб уголовном и административном

наказании несовершеннолетних.

3.     Создать у обучающихся представление об особенностях уголовной и

административной ответственности несовершеннолетних.

Развивающие:

1.     Научить обучающихся применять полученные знания в конкретных

ситуациях (выполнение практических заданий).

2.     Формировать грамотную речь в процессе устных ответов обучающихся.

3.     Развивать умение проводить поиск информации в источниках разного

типа.

Воспитательные:

1.     Продолжать воспитывать у обучающихсячувство ответственности за свои

поступки, уважение к закону, законопослушание.

2.     Воспитывать у обучающихся осознание необходимости и обязательного

соблюдения законов.

3.     Акцентировать внимание обучающихся на последствиях, возникающих

в результате преступного поведения.

Ожидаемые результаты:

1.     Повышение уровня осведомленности обучающихся об уголовной и

административной ответственности.

2.     Повышение интереса к правовым знаниям.

Оборудование: Проектор, интерактивная доска, компьютер.

Дидактические материалы: Презентация PowerPoint (Приложение 1), карточки с заданиями, диплом, памятка.

 

Примечание:Перед началом занятия ребятам предлагается выбрать карточку с буквой «У» или «А» (Приложение 6). После этого обучающиеся занимают места в кабинете согласно выбранной букве. Таким образом, обучающиеся разделены на 2 команды.

 

Ход занятия:

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята!

- Я как всегда рада видеть вас.

Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. 

 

Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. 

Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. 

Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое.

-Спасибо! Надеюсь, что сегодня на занятии все будут хорошо работать и к концу занятия у всех будет хорошее настроение!

 

Подведение к теме урока. Целеполагание:

- Эпиграфом к нашему занятию я взяла следующие слова (1 слайд):

«Незнание законов, не освобождает от ответственности. Зато знание — запросто" Станислав Ежи Лец, польский писатель

- Как вы понимаете данное высказывание?

-Какие виды ответственности вы знаете?(Наводящий вопрос для определения темы занятия).

- Как вы думаете, о чем сегодня у нас пойдет речь?

Обучающиеся отвечают на вопросы, определяют тему занятия.

Предполагаемые ответыобучающихся:

-Данное высказывание подразумевает, чтокто не знает законов, не освобождает от ответственности.

-Уголовная и административная ответственность.

-Тема нашего занятия «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних».

 

-Совершенно верно. Тема нашего занятия «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних перед законом РФ» (1 слайд  – анимация)

-Сегодня на занятии мы познакомимся с особенностями административной и уголовной ответственности, с возрастом наступлениями административной и уголовной ответственности, о предусмотренных наказаний за несоблюдение законов. Пойдет разговор об очень серьезной и актуальной проблеме - о правонарушениях, которые могут и совершают подростки, и об их последствиях.


Мотивация к деятельности:

-Почему вам необходимо знать об этом?

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

-Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел...», – этот лепет часто приходится слышать.

-Сегодня мы с вами постараемся закрепить и расширить знания об уголовной и административной ответственности. А поможет нам в это игра. Для этого мы с вами разделились надве команды.

-В течение нашей игры мы с вами будем заполнять памятку «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (Приложение 2)

2), которую вы отредактируете на уроке информатики и опубликуете на официальном сайте школы для осведомления обучающихся по этой теме.

Обучающиеся знакомятся с памяткой.

-Также сегодня вы будете не только в роли обучающихся, но и в роли жюри.В этом вам поможет оценочный лист(Приложение3), который вы видите у себя на столе. Вам предстоит после каждого задания оценить команду соперников и выставить полученные баллы.Для начала, предлагаю вам определиться с названием команды.

Обучающиеся знакомятся с оценочными листами, придумывают название своей команде и его озвучивают.

 

Планирование деятельности:

Наша игра будет состоять из четырех станций (слайд 2):

1. «Виды юридической ответственности».

2. «Уголовная или административная ответственность».

3. «Виды правонарушений»

4. «Брэйн -ринг знатоков»

-Предлагаю определить очередность выполнения заданий по вашему желанию.

-Команда «…………» выбирает очередность первой  и третьей станции, а команда «…………..» - очередность второй и четвертой.

Обучающиеся командой определяют очередность выполнения заданий и озвучивают педагогу.

 

Основная часть. Усвоение новых знаний:

-Приступим к выполнению заданий.

Станция «Виды юридической ответственности»

-Станция называется «Виды юридической ответственности» (Нажимаем на гиперссылку активного текста «Виды юридической ответственности», таким образом, переходим на 3 слайд)

-Какие виды ответственности вызнаете? Отвечайте полным, развернутым ответом.

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос педагога.

Предполагаемый ответ обучающихся:

-Уголовная и административная ответственность.

 

-На данной станции нам предстоит ответить на два вопроса:

-Что такое уголовная и административная ответственность?

-С какого возраста на несовершеннолетних возлагается эта ответственность?

-Чтобы ответить на 1 вопрос: «Что такое административная, а что такое уголовная ответственность?», предлагаю выполнить первое задание на данной станции.

-Перед вами лежит конверт с карточками (Приложение 4). Вам необходимо с помощью этих карточек собрать определение данного термина. За правильный ответ команда может получить 1 балл.

1 команда (Административная ответственность – это ответственность, предусмотренная за нарушение административных правил и норм, указанных в Административном кодексе РФ.)

2 команда (Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности, к которому подвергаются лица, совершившие тяжкие или особо тяжкие преступления, определенные Уголовным кодексом РФ.)

Обучающиеся в группе (команде) выполняют задание педагога.

-Давайте проверим ваши ответы. Внимание на слайд (3 слайд –анимация).

-Есть  ли у кого-нибудь ошибки?

Предполагаемый ответ обучающихся:

-Нет.

(Если есть ошибки, педагог и обучающиеся обсуждают их)

-Теперь обратимся к нашим оценочным листам и поставим оценку команде соперников за выполненное задание.

Обучающиеся выставляют оценку за первое задание команде соперников.

-Чтобы ответить на второй вопрос:«С какого возраста на несовершеннолетних возлагается эта ответственностью», выполним второе задание.

-У вас на столе лежит карточка с названием станциипод номером 2 (Приложение 5) (4 слайд).Вам необходимо в тексте вставить пропуски, для этого нужно вспомнить науку «Математика» и решить примеры. За это задание команда может получить 2 балла.

Обучающиеся в группе выполняют задание.

-Приступим к проверке. Обратите внимание на слайд (4 слайд - анимация).

Обучающиеся оценивают выполненное задание команды соперников.

-Посмотрите внимательно на памятку (Приложение 2). Какую информацию мы уже можем вписать в памятку?

Предполагаемый ответ обучающихся:

- Мы можем вписать определение уголовной и административной ответственности и возраст наступления уголовной и административной ответственности.

Обучающиеся записывают определение уголовной и административной ответственности и возраст наступления уголовной и административной ответственности  в памятку.

-Подведем микроитог, ответив на вопрос: Чем отличается уголовная и административная ответственность?

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос?

Предполагаемый ответ обучающихся:

-Уголовная ответственность несет за собой более тяжкие преступления, чем административная ответственность. Некоторые уголовные преступления несут наказания лица, достигшие возраста 14 лет.

 

-Молодцы, ребята! (Переходим на главный слайд по активной кнопке -  , нажимаем на гиперссылку активного текста «Уголовная или административная ответственность», таким образом, переходим на 5 слайд)

Станция «Уголовная или административная ответственность»

Первичная проверка понимания понятий уголовная и административная ответственность.

-На данной станции вам предлагается побыть в роли юристов.

-Представьте, что вы юристы. Ваша задача определить виды юридической ответственности в различных нарушениях.Я буду называть нарушение, а вы с помощью сигнальной карточки (Приложение 6) отвечать. Если данное нарушение относится к уголовной ответственности, то команда поднимаем карточку с букой «У», если административной – с буквой «А». Чья команда быстрее и верно ответит - получает 1 балл. Один игрок из команды должен считать количество полученных баллов командой соперников.

Виды нарушений:

Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

Избил одноклассника (У)

Совершил кражу мобильного телефона (У)

Переходил дорогу в неположенном месте (А)

Нецензурно выражался в общественном месте (А)

Угнал машину (У)

Убежал из дома (А)

Похитил человека (У)

Продавал наркотики (У)

Обучающиеся совещаются и с помощью сигнальной карточки дают ответ.

-Хорошо поработали. Теперь полученные баллы запишите в оценочный лист.

Обучающиеся выставляют количество набранных балов командой соперников в оценочный лист.

-Сейчас я перечислила различные нарушения. Как вы думаете, что предусматривается за каждое нарушение?

-Какие виды нарушений вы знаете и можете назвать?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы обучающихся:

-Наказание.

-Штраф, лишение свободы, арест и т.д.

 

-Верно!

-За каждый вид ответственности предусматривается наказания.

Давайте рассмотри их (5 слайд-анимация):

Виды административных наказаний:

-предупреждение;

-административный штраф;

-исправительные работы;

-лишение специального права, представленного физическому лицу;

-административный арест;

- дисквалификация.

Виды уголовных наказаний:

-штраф;

-лишение права заниматься определенной деятельностью;

-обязательные работы;

-исправительные работы;

-арест;

-лишение свободы на определенный срок.

Микроитог:

-Какой вывод мы можем сделать, поработав на данной станции?

Предварительный ответ обучающихся:

- Каждое нарушение предусматривает за собой наказание. Существуют различные виды административных и уголовных наказаний.

 

-Обратимся к памятке. Какой информацией мы можем дополнить памятку?

Предварительный ответ обучающихся:

-Виды административных и уголовных наказаний.

Обучающиеся вписывают в памятку виды уголовных и административных наказаний.

 

Станция «Виды правонарушений»

(Переходим на главный слайд по активной кнопке -  , нажимаем на гиперссылку активного текста «Виды правонарушений», таким образом, переходим на 6 слайд)

-Мы с вами выяснили, что правонарушения бывают различные.

-По степени общественной опасности все действия против права разделяют на преступления и проступки (виды правонарушений):

-Как вы думаете, чем отличаются эти понятия?

Обучающиеся размышляют и отвечают на поставленный вопрос.

-Проверим ваши предположения.

Предлагаю в словаре найти определение эти понятиям и ответы записать в нашу памятку. Для быстроты выполнения данного задания, предлагаю каждой команде разделиться на две микрогруппы, где первая группа будет искать определение первому понятию, а вторая группа – второму. (Работа со словарем)

Обучающиесяв словаре находят определение понятиям  «Преступление и проступок» и записывают ответ в памятку.

-Проверим вашу работу (6  слайд–анимация). Обменяйтесь памятками и с помощью информации на слайде проверьте задание. После проверки не забудьте о выставлении баллов в оценочный лист.

Обучающиеся проверяют выполненное задание и выставляют полученные баллы команде соперников.

Преступление - общественно опасное виновное действие, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством.

Проступок - это противоправное действие, которые имеет малую степень тяжести.

-Рассмотрим виды проступков и преступлений. (6 слайд – 2 анимация)

Виды преступлений:

ü Убийство;

ü Разбой и грабеж;

ü Нарушение ПДД;

ü Мошенничество;

ü Преступления против жизни и здоровья.

Виды проступков:

ü Дисциплинарные;

ü Процессуальные;

ü Международные;

ü Административные;

ü Гражданские.

-Дополним памятку новой информацией.

Обучающиеся в памятку записывают виды проступков и преступлений.

Первичная проверка понимания.

-А теперь предлагаю выполнить задание. Возьмите карточку с названием данной станции (Приложение 7) (6 слайд – анимация). Вам необходимо рассмотреть несколько ситуаций,обсудить каждую из предложенных ситуаций, определить, о чем идет речь: о проступке или преступлении, и обосновать свой ответ.Не забывайте, что ответ должен быть четким иразвернутым. За каждый верный ответ, команда может получить 2 балла. На выполнение данного задания дается 5 минут.

-Пришло время заслушать ответы.

Предполагаемые ответы обучающихся:
Ситуация 1). 

Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки.
Все согласны, что это проступок? Да. Нарушения закона здесь нет. Вова и Андрей нарушили Устав школы. 
Ситуация 2). 

Света ученица 9 класса,  убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу.
Все согласны, что это проступок? Да. Света не нарушила закон. Она, наверное, поссорилась с родителями. Устав школы она также не нарушила, т.к. продолжает ходить в школу. 
Ситуация 3). 

Женщина, проживавшая на улице напротив школы, продавала наркотики.
Все согласны, что это преступление? Да. За распространение наркотиков женщину можно привлечь к уголовной ответственности по статье 228 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которая включает в себя сбыт наркотических средств. 
Ситуация 4). 

На уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в плечо и живот.
Что же на самом деле совершил Влад? Правонарушение? Преступление?

Если Владу уже исполнилось 16 лет, то его действия будут считаться преступлением, предусмотренным статьей 116 Уголовного Кодекса Российской Федерации: совершение насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших серьезных последствий для здоровья потерпевшего.

 

-Как вы думаете, все преступления предусматривают какую-либо цель?

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

-Все преступления делятся на 2 типа. На какие? (корыстные и некорыстные).

-Какие преступленияназывают корыстными?

Предполагаемый ответ обучающихся:

-Те преступления,которые совершаются ради наживы.

- А какие преступления называются некорыстными? 

Предполагаемый ответ обучающихся:

-Те, которые совершаются не ради наживы, например, уничтожение чужого имущества.

-Предлагаю выполнить задание (7 слайд). Возьмите карточку с названием данной станции под номером 2 (Приложение 8). Дан волшебный квадрат, где спрятаны 6 преступлений: 3 корыстных и 3 некорыстных. Нужно их найти и выписать в таблицу. Можно искать по вертикали, по горизонтали, сверху вниз, снизу вверх и по диагонали. За каждый ответ по 1 баллу. На данное задание дается три минуты. Время пошло.

-Пришло время проверки. Внимание на слайд (7 слайд – анимация). Не забываем о выставлении баллов в оценочные листы.

Обучающиеся проверяют задание и выставляют баллы  в оценочные листы.

Микроитог:

-Что вы узнали новое, поработав на данной станции?

Предварительные ответы обучающихся:

- Мы узнали, что существуют два вида правонарушений: преступление и проступок. Проступок имеет малую степень тяжести, в отличие от преступления. Преступления делятся на два типа: корыстные и некорыстные.

 

Станция «Брэйн - ринг знатоков»

(Переходим на главный слайд по активной кнопке -  , нажимаем на гиперссылку активного текста «Уголовная или административная ответственность», таким образом, переходим на 8 слайд)

-Пришло время последнего задания. По названию станции, вы уже, наверное,  догадались, какое задание нас здесь ожидает.

-Я буду задавать вопросы(8 слайд – анимация).  Отвечать  на вопрос будет та команда,  которая первой позвонит в звоночек и даст верный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 баллов, набранных командой соперников.

1.     Какой нормативный акт (документ) принят высшим органом

государственной власти в установленном конституцией порядке? (Закон)

2.     Что является основным законом нашей республики? (Конституция).

3.     С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).

4.     Как называется открытое хищение имущества? (Грабёж).

5.     Как называется мера пресечения, состоящая в заключении под стражу

обвиняемого? (Арест).

6.     Как называют гражданин, которому преступлением причинен моральный,

физический или имущественный вред? (Потерпевший).

7.     Как называется преступление, заключающееся в умышленном или

неосторожномлишении жизни другого человека? (Убийство).

8.     Как называется денежное взыскание, мера материального воздействия,

применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором? (Штраф)

9.     Как называется антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу,

запрещенное законом и влекущее наказание? ( Правонарушение)

10.  Как называется общественно опасное деяние, противоправное, виновное

деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание? (Преступление)

Обучающиеся обсуждают вопросы, подают сигнал о готовности ответить, оценивают ответы соперников, записывают баллы в оценочные листы.

 

Заключительная часть. Рефлексия:

- Наша игра подошла к концу. Подведем итоги нашей игры.

- Вернемся на главный слайд и вспомним, что нового мы узнали на каждой станции. (Переходим на главный слайд по активной кнопке -  )

Обучающиеся подводят итог занятия.

-Подсчитаем количество набранных баллов. Кто же является победителем сегодняшней игры?

Награждение победителя дипломом. (Приложение 9)

(Переходим на 9 слайд по активной кнопке -  )

Сейчас, я вам предлагаю каждому индивидуально продолжить одну из предложенных фраз о ходе нашего занятия:

         Сегодня я узнал на занятии…___________________________

         Мне было интересно…_________________________________

         Мне было трудно…____________________________________

         Мне захотелось…_____________________________________

         Занятие дало  мне для жизни…__________________________

 -Первоначально разберем трудности, если такие были у кого-либо.

-Ну, а теперь, мы заслушаем ваши ответы.

Обучающиеся озвучивают одну из выбранных фраз.

-Подводя итог нашего занятия, хочу процитировать слова Вольтера (10 слайд):

     «Только слабые совершают преступления:

      Сильному и счастливому они ни к чему…»Вольтер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Агильдин В. В. Уголовное право. Особенная часть. Учебное пособие.

М.: Инфра-М. 2018. 162 с.

2.     Административное право: учебник / Под общ . ред. А.И. Каплунова.- М.:

ДГСК МВД России, 2011. - 536 с.

3.     Джинджолия Р. С., Боровиков В. Б. Российское уголовное право. В 2

частях. Общая часть. Учебно-наглядное пособие (схемы). — М.: Прометей. 2018. 158 с.

4.     Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от

30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru