Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр» г. Колпашево
Учебное занятие по теме
«Административная и уголовная
ответственность несовершеннолетних
перед законом РФ»
Автор-составитель: Филиппова Анастасия Сергеевна,
педагог-организатор по совместительству
педагог дополнительного образования
Март 2023 г.
г. Колпашево
Занятие по теме «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних перед законом РФ»
Цель: формирование представлений у обучающихся об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить обучающихся с возрастом наступления уголовной и
административной ответственности.
2. Углубить знания обучающихсяоб уголовном и административном
наказании несовершеннолетних.
3. Создать у обучающихся представление об особенностях уголовной и
административной ответственности несовершеннолетних.
Развивающие:
1. Научить обучающихся применять полученные знания в конкретных
ситуациях (выполнение практических заданий).
2. Формировать грамотную речь в процессе устных ответов обучающихся.
3. Развивать умение проводить поиск информации в источниках разного
типа.
Воспитательные:
1. Продолжать воспитывать у обучающихсячувство ответственности за свои
поступки, уважение к закону, законопослушание.
2. Воспитывать у обучающихся осознание необходимости и обязательного
соблюдения законов.
3. Акцентировать внимание обучающихся на последствиях, возникающих
в результате преступного поведения.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня осведомленности обучающихся об уголовной и
административной ответственности.
2. Повышение интереса к правовым знаниям.
Оборудование: Проектор, интерактивная доска, компьютер.
Дидактические материалы: Презентация PowerPoint (Приложение 1), карточки с заданиями, диплом, памятка.
Примечание:Перед началом занятия ребятам предлагается выбрать карточку с буквой «У» или «А» (Приложение 6). После этого обучающиеся занимают места в кабинете согласно выбранной букве. Таким образом, обучающиеся разделены на 2 команды.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята!
- Я как всегда рада видеть вас.
Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать.
Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке.
Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое.
-Спасибо! Надеюсь, что сегодня на занятии все будут хорошо работать и к концу занятия у всех будет хорошее настроение!
Подведение к теме урока. Целеполагание:
- Эпиграфом к нашему занятию я взяла следующие слова (1 слайд):
«Незнание законов, не освобождает от ответственности. Зато знание — запросто" Станислав Ежи Лец, польский писатель
- Как вы понимаете данное высказывание?
-Какие виды ответственности вы знаете?(Наводящий вопрос для определения темы занятия).
- Как вы думаете, о чем сегодня у нас пойдет речь?
Обучающиеся отвечают на вопросы, определяют тему занятия.
Предполагаемые ответыобучающихся:
-Данное высказывание подразумевает, чтокто не знает законов, не освобождает от ответственности.
-Уголовная и административная ответственность.
-Тема нашего занятия «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних».
-Совершенно верно. Тема нашего занятия «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних перед законом РФ» (1 слайд – анимация)
-Сегодня на занятии мы познакомимся с особенностями административной и уголовной ответственности, с возрастом наступлениями административной и уголовной ответственности, о предусмотренных наказаний за несоблюдение законов. Пойдет разговор об очень серьезной и актуальной проблеме - о правонарушениях, которые могут и совершают подростки, и об их последствиях.
Мотивация
к деятельности:
-Почему вам необходимо знать об этом?
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.
-Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел...», – этот лепет часто приходится слышать.
-Сегодня мы с вами постараемся закрепить и расширить знания об уголовной и административной ответственности. А поможет нам в это игра. Для этого мы с вами разделились надве команды.
-В течение нашей игры мы с вами будем заполнять памятку «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (Приложение 2)
2), которую вы отредактируете на уроке информатики и опубликуете на официальном сайте школы для осведомления обучающихся по этой теме.
Обучающиеся знакомятся с памяткой.
-Также сегодня вы будете не только в роли обучающихся, но и в роли жюри.В этом вам поможет оценочный лист(Приложение3), который вы видите у себя на столе. Вам предстоит после каждого задания оценить команду соперников и выставить полученные баллы.Для начала, предлагаю вам определиться с названием команды.
Обучающиеся знакомятся с оценочными листами, придумывают название своей команде и его озвучивают.
Планирование деятельности:
Наша игра будет состоять из четырех станций (слайд 2):
1. «Виды юридической ответственности».
2. «Уголовная или административная ответственность».
3. «Виды правонарушений»
4. «Брэйн -ринг знатоков»
-Предлагаю определить очередность выполнения заданий по вашему желанию.
-Команда «…………» выбирает очередность первой и третьей станции, а команда «…………..» - очередность второй и четвертой.
Обучающиеся командой определяют очередность выполнения заданий и озвучивают педагогу.
Основная часть. Усвоение новых знаний:
-Приступим к выполнению заданий.
Станция «Виды юридической ответственности»
-Станция называется «Виды юридической ответственности» (Нажимаем на гиперссылку активного текста «Виды юридической ответственности», таким образом, переходим на 3 слайд)
-Какие виды ответственности вызнаете? Отвечайте полным, развернутым ответом.
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос педагога.
Предполагаемый ответ обучающихся:
-Уголовная и административная ответственность.
-На данной станции нам предстоит ответить на два вопроса:
-Что такое уголовная и административная ответственность?
-С какого возраста на несовершеннолетних возлагается эта ответственность?
-Чтобы ответить на 1 вопрос: «Что такое административная, а что такое уголовная ответственность?», предлагаю выполнить первое задание на данной станции.
-Перед вами лежит конверт с карточками (Приложение 4). Вам необходимо с помощью этих карточек собрать определение данного термина. За правильный ответ команда может получить 1 балл.
1 команда (Административная ответственность – это ответственность, предусмотренная за нарушение административных правил и норм, указанных в Административном кодексе РФ.)
2 команда (Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности, к которому подвергаются лица, совершившие тяжкие или особо тяжкие преступления, определенные Уголовным кодексом РФ.)
Обучающиеся в группе (команде) выполняют задание педагога.
-Давайте проверим ваши ответы. Внимание на слайд (3 слайд –анимация).
-Есть ли у кого-нибудь ошибки?
Предполагаемый ответ обучающихся:
-Нет.
(Если есть ошибки, педагог и обучающиеся обсуждают их)
-Теперь обратимся к нашим оценочным листам и поставим оценку команде соперников за выполненное задание.
Обучающиеся выставляют оценку за первое задание команде соперников.
-Чтобы ответить на второй вопрос:«С какого возраста на несовершеннолетних возлагается эта ответственностью», выполним второе задание.
-У вас на столе лежит карточка с названием станциипод номером 2 (Приложение 5) (4 слайд).Вам необходимо в тексте вставить пропуски, для этого нужно вспомнить науку «Математика» и решить примеры. За это задание команда может получить 2 балла.
Обучающиеся в группе выполняют задание.
-Приступим к проверке. Обратите внимание на слайд (4 слайд - анимация).
Обучающиеся оценивают выполненное задание команды соперников.
-Посмотрите внимательно на памятку (Приложение 2). Какую информацию мы уже можем вписать в памятку?
Предполагаемый ответ обучающихся:
- Мы можем вписать определение уголовной и административной ответственности и возраст наступления уголовной и административной ответственности.
Обучающиеся записывают определение уголовной и административной ответственности и возраст наступления уголовной и административной ответственности в памятку.
-Подведем микроитог, ответив на вопрос: Чем отличается уголовная и административная ответственность?
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос?
Предполагаемый ответ обучающихся:
-Уголовная ответственность несет за собой более тяжкие преступления, чем административная ответственность. Некоторые уголовные преступления несут наказания лица, достигшие возраста 14 лет.
-Молодцы, ребята! (Переходим на главный слайд по активной кнопке - , нажимаем на гиперссылку активного текста «Уголовная или административная ответственность», таким образом, переходим на 5 слайд)
Станция «Уголовная или административная ответственность»
Первичная проверка понимания понятий уголовная и административная ответственность.
-На данной станции вам предлагается побыть в роли юристов.
-Представьте, что вы юристы. Ваша задача определить виды юридической ответственности в различных нарушениях.Я буду называть нарушение, а вы с помощью сигнальной карточки (Приложение 6) отвечать. Если данное нарушение относится к уголовной ответственности, то команда поднимаем карточку с букой «У», если административной – с буквой «А». Чья команда быстрее и верно ответит - получает 1 балл. Один игрок из команды должен считать количество полученных баллов командой соперников.
Виды нарушений:
Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
Избил одноклассника (У)
Совершил кражу мобильного телефона (У)
Переходил дорогу в неположенном месте (А)
Нецензурно выражался в общественном месте (А)
Угнал машину (У)
Убежал из дома (А)
Похитил человека (У)
Продавал наркотики (У)
Обучающиеся совещаются и с помощью сигнальной карточки дают ответ.
-Хорошо поработали. Теперь полученные баллы запишите в оценочный лист.
Обучающиеся выставляют количество набранных балов командой соперников в оценочный лист.
-Сейчас я перечислила различные нарушения. Как вы думаете, что предусматривается за каждое нарушение?
-Какие виды нарушений вы знаете и можете назвать?
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Предполагаемые ответы обучающихся:
-Наказание.
-Штраф, лишение свободы, арест и т.д.
-Верно!
-За каждый вид ответственности предусматривается наказания.
Давайте рассмотри их (5 слайд-анимация):
Виды административных наказаний:
-предупреждение;
-административный штраф;
-исправительные работы;
-лишение специального права, представленного физическому лицу;
-административный арест;
- дисквалификация.
Виды уголовных наказаний:
-штраф;
-лишение права заниматься определенной деятельностью;
-обязательные работы;
-исправительные работы;
-арест;
-лишение свободы на определенный срок.
Микроитог:
-Какой вывод мы можем сделать, поработав на данной станции?
Предварительный ответ обучающихся:
- Каждое нарушение предусматривает за собой наказание. Существуют различные виды административных и уголовных наказаний.
-Обратимся к памятке. Какой информацией мы можем дополнить памятку?
Предварительный ответ обучающихся:
-Виды административных и уголовных наказаний.
Обучающиеся вписывают в памятку виды уголовных и административных наказаний.
Станция «Виды правонарушений»
(Переходим на главный слайд по активной кнопке - , нажимаем на гиперссылку активного текста «Виды правонарушений», таким образом, переходим на 6 слайд)
-Мы с вами выяснили, что правонарушения бывают различные.
-По степени общественной опасности все действия против права разделяют на преступления и проступки (виды правонарушений):
-Как вы думаете, чем отличаются эти понятия?
Обучающиеся размышляют и отвечают на поставленный вопрос.
-Проверим ваши предположения.
Предлагаю в словаре найти определение эти понятиям и ответы записать в нашу памятку. Для быстроты выполнения данного задания, предлагаю каждой команде разделиться на две микрогруппы, где первая группа будет искать определение первому понятию, а вторая группа – второму. (Работа со словарем)
Обучающиесяв словаре находят определение понятиям «Преступление и проступок» и записывают ответ в памятку.
-Проверим вашу работу (6 слайд–анимация). Обменяйтесь памятками и с помощью информации на слайде проверьте задание. После проверки не забудьте о выставлении баллов в оценочный лист.
Обучающиеся проверяют выполненное задание и выставляют полученные баллы команде соперников.
Преступление - общественно опасное виновное действие, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством.
Проступок - это противоправное действие, которые имеет малую степень тяжести.
-Рассмотрим виды проступков и преступлений. (6 слайд – 2 анимация)
Виды преступлений:
ü Убийство;
ü Разбой и грабеж;
ü Нарушение ПДД;
ü Мошенничество;
ü Преступления против жизни и здоровья.
Виды проступков:
ü Дисциплинарные;
ü Процессуальные;
ü Международные;
ü Административные;
ü Гражданские.
-Дополним памятку новой информацией.
Обучающиеся в памятку записывают виды проступков и преступлений.
Первичная проверка понимания.
-А теперь предлагаю выполнить задание. Возьмите карточку с названием данной станции (Приложение 7) (6 слайд – анимация). Вам необходимо рассмотреть несколько ситуаций,обсудить каждую из предложенных ситуаций, определить, о чем идет речь: о проступке или преступлении, и обосновать свой ответ.Не забывайте, что ответ должен быть четким иразвернутым. За каждый верный ответ, команда может получить 2 балла. На выполнение данного задания дается 5 минут.
-Пришло время заслушать ответы.
Предполагаемые ответы обучающихся:
Ситуация
1).
Третьеклассники Вова и Андрей каждый день
опаздывают на уроки.
Все согласны, что это проступок? Да. Нарушения закона здесь нет. Вова и
Андрей нарушили Устав школы.
Ситуация 2).
Света ученица 9 класса, убежала из дома,
живет у подруги, но продолжает ходить в школу.
Все согласны, что это проступок? Да. Света не нарушила закон. Она,
наверное, поссорилась с родителями. Устав школы она также не нарушила, т.к.
продолжает ходить в школу.
Ситуация 3).
Женщина, проживавшая на улице напротив
школы, продавала наркотики.
Все согласны, что это преступление? Да. За распространение наркотиков
женщину можно привлечь к уголовной ответственности по статье 228 Уголовного
Кодекса Российской Федерации, которая включает в себя сбыт наркотических
средств.
Ситуация 4).
На уроке физкультуры Женя оступился и
нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в плечо и живот.
Что же на самом деле совершил Влад? Правонарушение? Преступление?
Если Владу уже исполнилось 16 лет, то его действия будут считаться преступлением, предусмотренным статьей 116 Уголовного Кодекса Российской Федерации: совершение насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших серьезных последствий для здоровья потерпевшего.
-Как вы думаете, все преступления предусматривают какую-либо цель?
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.
-Все преступления делятся на 2 типа. На какие? (корыстные и некорыстные).
-Какие преступленияназывают корыстными?
Предполагаемый ответ обучающихся:
-Те преступления,которые совершаются ради наживы.
- А какие преступления называются некорыстными?
Предполагаемый ответ обучающихся:
-Те, которые совершаются не ради наживы, например, уничтожение чужого имущества.
-Предлагаю выполнить задание (7 слайд). Возьмите карточку с названием данной станции под номером 2 (Приложение 8). Дан волшебный квадрат, где спрятаны 6 преступлений: 3 корыстных и 3 некорыстных. Нужно их найти и выписать в таблицу. Можно искать по вертикали, по горизонтали, сверху вниз, снизу вверх и по диагонали. За каждый ответ по 1 баллу. На данное задание дается три минуты. Время пошло.
-Пришло время проверки. Внимание на слайд (7 слайд – анимация). Не забываем о выставлении баллов в оценочные листы.
Обучающиеся проверяют задание и выставляют баллы в оценочные листы.
Микроитог:
-Что вы узнали новое, поработав на данной станции?
Предварительные ответы обучающихся:
- Мы узнали, что существуют два вида правонарушений: преступление и проступок. Проступок имеет малую степень тяжести, в отличие от преступления. Преступления делятся на два типа: корыстные и некорыстные.
Станция «Брэйн - ринг знатоков»
(Переходим на главный слайд по активной кнопке - , нажимаем на гиперссылку активного текста «Уголовная или административная ответственность», таким образом, переходим на 8 слайд)
-Пришло время последнего задания. По названию станции, вы уже, наверное, догадались, какое задание нас здесь ожидает.
-Я буду задавать вопросы(8 слайд – анимация). Отвечать на вопрос будет та команда, которая первой позвонит в звоночек и даст верный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 баллов, набранных командой соперников.
1. Какой нормативный акт (документ) принят высшим органом
государственной власти в установленном конституцией порядке? (Закон)
2. Что является основным законом нашей республики? (Конституция).
3. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).
4. Как называется открытое хищение имущества? (Грабёж).
5. Как называется мера пресечения, состоящая в заключении под стражу
обвиняемого? (Арест).
6. Как называют гражданин, которому преступлением причинен моральный,
физический или имущественный вред? (Потерпевший).
7. Как называется преступление, заключающееся в умышленном или
неосторожномлишении жизни другого человека? (Убийство).
8. Как называется денежное взыскание, мера материального воздействия,
применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором? (Штраф)
9. Как называется антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу,
запрещенное законом и влекущее наказание? ( Правонарушение)
10. Как называется общественно опасное деяние, противоправное, виновное
деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание? (Преступление)
Обучающиеся обсуждают вопросы, подают сигнал о готовности ответить, оценивают ответы соперников, записывают баллы в оценочные листы.
Заключительная часть. Рефлексия:
- Наша игра подошла к концу. Подведем итоги нашей игры.
- Вернемся на главный слайд и вспомним, что нового мы узнали на каждой станции. (Переходим на главный слайд по активной кнопке - )
Обучающиеся подводят итог занятия.
-Подсчитаем количество набранных баллов. Кто же является победителем сегодняшней игры?
Награждение победителя дипломом. (Приложение 9)
(Переходим на 9 слайд по активной кнопке - )
Сейчас, я вам предлагаю каждому индивидуально продолжить одну из предложенных фраз о ходе нашего занятия:
Сегодня я узнал на занятии…___________________________
Мне было интересно…_________________________________
Мне было трудно…____________________________________
Мне захотелось…_____________________________________
Занятие дало мне для жизни…__________________________
-Первоначально разберем трудности, если такие были у кого-либо.
-Ну, а теперь, мы заслушаем ваши ответы.
Обучающиеся озвучивают одну из выбранных фраз.
-Подводя итог нашего занятия, хочу процитировать слова Вольтера (10 слайд):
«Только слабые совершают преступления:
Сильному и счастливому они ни к чему…»Вольтер
Список используемой литературы:
1. Агильдин В. В. Уголовное право. Особенная часть. Учебное пособие.
М.: Инфра-М. 2018. 162 с.
2. Административное право: учебник / Под общ . ред. А.И. Каплунова.- М.:
ДГСК МВД России, 2011. - 536 с.
3. Джинджолия Р. С., Боровиков В. Б. Российское уголовное право. В 2
частях. Общая часть. Учебно-наглядное пособие (схемы). — М.: Прометей. 2018. 158 с.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.