Занятие «Развитие лексико-грамматического строя речи» по мотивам русской народной сказке «Заюшкина избушк
Оценка 4.8

Занятие «Развитие лексико-грамматического строя речи» по мотивам русской народной сказке «Заюшкина избушк

Оценка 4.8
doc
12.10.2022
Занятие «Развитие лексико-грамматического строя речи»                                            по мотивам русской народной сказке     «Заюшкина избушк
Подгрупповое занятие (2).doc

Подгрупповое занятие

 

                              Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи»

                                           по мотивам русской народной сказке

                                                       «Заюшкина избушка».

 

Учитель-логопед Омельченко Н.Е.

 

Старшая логопедическая группа

 

Программное содержание:

 

1. Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные во множественном числе;

 

2. Упражнять в подборе слов – антонимов;

 

3. Закрепить знание предлогов : в, на, за, под;

 

4. Развивать координацию движения; творческих способностей (навыков);

 

5. Развивать у детей слуховое внимание, память: по интонации, динамике и тембру голоса;

 

6. Упражнять в развитие мимических мышц, дыхания, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

 

7. Упражнять в умении снимать эмоциональное и физическое напряжение.

 

Оборудование: элементы декораций к сказке «Заюшкина избушка»; мягкие и резиновые игрушки, шапочки персонажей сказки; стулья – пенёчки по колич. детей, мольберт, мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка», следы медведя, лисы, зайца; ширма со столиком, фланелеграф с картинками (мишка, заяц, петух, собака, лиса); муз. оформление.

 

Предварительная работа:

 

1. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»; с персонажами сказки;

2. Пополнение словаря словами «ледяная», «лубяная»;

3. Эксперементирование: лёд – дерево (таяние – прочность).

 

                                            

 

 

 

 

 

    Ход:

 

1. Орг. момент: 

 

                   - Ребята, вы любите сказки? (Да). А какие сказки вы знаете?              (Ответы). Сегодня я вас хочу пригласить в сказочный лес, где живут  сказки. Хотите? (Да). Тогда повторяйте за мной:

 

                     - Здравствуй, мудрая страна, что отсюда не видна!

 

                       Явись ниоткуда, пусть свершится чудо!

 

                       Встань на пути, нас к себе впусти.

 

                     - На пути нас встречает «звериная тропа». По чьим следам идём, в того зверя превращаемся.

 

                                         Упр-ние «Звериная тропа»

 

            (на координацию движения, развитие творческих способностей)

 

   (Дети двигаются друг за другом по следам, изображая: медведя, зайца, лису)

                         

 

                                            Дид. игра «Чьи следы?»

 

      (Дети проговаривают по очереди по чьим следам они идут)

 

           - медвежьи, заячьи, лисьи; по медвежьим, по заячьим, по лисьим.

 

                Логопед: - Солнышко встаёт, в сказку нас зовёт.

                           

 

                                          Психогимнастика «Утро»

 

              (дети в кругу выполняют движения за логопедом):

 

Логопед:  - Что это? Куда мы попали? (В сказочный лес).

 

                - В какую-то сказку. А кто живёт в этой сказке? (Дети называют).

 

         (На фланелеграфе персонажи сказки: лиса, заяц, петух, собака, медведь).

                

 

                               Логопедическая гимнастика

 

                             (упражнения на развитие дыхания и мимику)

 

1. «Зайчик» - (Зайчик фырчит, из-за кустика глядит)

 

                - Поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

 

                       На звуке (Ф) – тихий, резкий выдох.                             

 

2. «Мишка - ревун» - (Мишка ревёт, ребяток зовёт)

 

                     - Оттянуть вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. Выдох на звуке (Ы) нижней диафрагмой.

 

3. «Лисичка улыбается» - (Лисичка улыбается, ротик открывается)

 

                      -  Одновременно поднять вверх оба уголка рта.

 

                       Длинный, высокий, протяжный звук (И).

 

4. «Сердитая собака» - (Сердитая собачка сидит на цепи,

 

                                                         не лает, не кусает, а только рычит)

 

                     -  Покусать сначала верхними зубами нижнюю губу,

 

                       Затем нижними зубами верхнюю губу. Выдох сильный, резкий

 

                        на звуке (В).

 

5. «Петушок» - (Петя- петушок, сел на шесток,

 

                                              разинул роток: О-О-О-О-…….)кукарекают на (О).

 

                     - Открыть рот овалом на звуке (О) в высоком регистре пропеть на одном дыхании.

 

Логопед: - Садитесь на пенёчки. Давайте послушаем, о чём они говорят.                                

 

                        Игра «Угадай сказку и героев этой сказки».

 

              (Логопед читает фразы с интонацией за ширмой, а дети угадывают,

если правильно, то выставляется игрушка персонажа)

 

(Голосами героев):

 

               - Как выскочу, как выпрыгну…     (Лиса)

 

               - Как мне не плакать…                    (Заяц)

 

               - Не плачь зайка, я её выгоню ….   (Собака)

 

               - А ну, лиса, пошла вон…                (Медведь)

 

               - Несу косу на плечах …, хочу лису засечи … (Петушок)

 

Логопед: - Правильно, молодцы.

 

     - Ребята, кто вспомнил, а из какой сказки эти герои? Как называется сказка?

 

               Ответ:  (Рус. нар. сказка «Заюшкина избушка»)

 

Логопед: - Кто хорошо знает эту сказку и может рассказать нам её?

 

          (Выбирается ребёнок). А помогать тебе будет подсказочка, если ты что-то забудешь.

 

             Рассказ сказки «Заюшкина избушка» по мнемотаблице

 

                        (Логопед помогает ребёнку при рассказе сказки)    

 

                                                  Беседа по сказке

 

                              (дети дают полные, развёрнутые ответы)

 

Логопед: - Кто обидел зайчика? (Зайчика обидела лиса) Какая лиса? ( Лиса очень хитрая, коварная, злая)

 

                - Давайте изобразим лису. (дети показывают характер лисы, её повадки).                        - Почему зайчик пустил лису? (Зайчик был гостеприимным) (открывайтесь ворота, заходи ко мне лиса; действия руками с поклоном).

 

             - Лису выгнали, а зайчик остался. Кого вам в сказке было жалко? Почему?

 

              - (Было жалко зайчика, потому что он добрый, а лиса воспользовалась его добротой). Покажите, как зайчик огорчился, плачет. (Дети изображают плачущего зайчика).

 

                - У зайчика появилось много друзей. Сколько? Назовите их.

 

                  (Собака, мишка, петушок)

 

                - Кто пришёл на помощь первым? (Собака)

 

                - Каким по счёту пришёл медведь? (Вторым) Какой мишка? (Большой, неуклюжий, сердитый). А в сказке он, каким оказался (Трусливым)

 

                - А что было бы, если бы петушок не прогнал лису? (Беда …)

 

                - Что победило в сказке – добро или зло?

 

             (Дети отвечают на каждый вопрос)

 

 

                  Игра «Скажи наоборот» (закрепление антонимов)

 

Логопед: - Лиса выгнала зайца. Зайчик плачет, а лиса …   (Смеётся).

 

                - Собака трусливая, а петух ….     (Смелый).

 

                - Зимой было холодно, а весной ….  (Тепло).

 

                - Зайчик маленький, а медведь …   (Большой).

 

                - Весна пришла, а зима…  (Ушла).

 

Логопед: - Молодцы. Сейчас немножко отдохнём. Давайте сделаем «Звериную зарядку»

 

     - Раз – присядка,                           - дети приседают.

 

     - Два – прыжок.                            – подпрыгивают.     

 

    Это заячья зарядка.                       – кладут ладошки на голову – «ушки на макушке»

 

    А лисички, как проснутся,            - кулачками трут глаза

 

    Сразу любят потянуться,              - потягиваются, отводят руки назад

 

    Обязательно зевнуть,                    - зевают, прикрывая рот ладонью

 

    Ну и хвостиком вильнуть.            – двигают бёдрами из стороны в сторону

 

    Ну, а мишка-косолапый,               - слегка сгибают руки в локтях

 

    Широко расставив лапы                - ставят ноги на ширину плеч

 

    То одну, то обе вместе –                - переступают с ноги на ногу

 

    Долго топчется на месте.               – раскачивают туловищем

 

    А наш Петя-петушок                      - ставят руки на пояс

 

    Подняв красный гребешок,            - поднимают голову вверх  

 

    Важно по двору шагает,                 - шагают, высоко поднимая колени.

 

    Свою песню распевает.

 

                                     (Восстановление дыхания)

 

Логопед: - А теперь вдохнули через нос, плечи не поднимать. На выдохе пропели: «Ку-ка-ре-ку!» (Выполняется 2 раза).

 

 

                      Упр-ние «Прятки» (дети составляют предложения с предлогами)

 

Логопед: - Захотели зверятки поиграть с нами в прятки. Пару ты себе найди, один отворачивается, другой прячется. Затем глазками ищи, как найдёшь свою пару, скажи, куда спрятался твой дружок. Если правильно скажешь, то твой дружок выйдет к тебе.

 

        (дети делятся на две группы, одни одевают маски-шапочки персонажей, другие берут мягкие игрушки-персонажи. Звучит музыка, дети бегают по залу, музыка заканчивается, дети находят свою пару, выстраиваясь в ряд. Затем музыка начинается, дети в масках-шапочках отворачиваются, а дети с игрушками бегут прятаться. Музыка заканчивается, дети в масках-шапочках поворачиваются, и ищут глазами свою пару «в виде игрушки», называют, куда спряталась его пара, если правильно прозвучит построенное им предложение, то его пара выходит и подходит к нему. И так все. Затем, они меняются местами друг с другом.  Дети прячут игрушки персонажей в разные места: под дерево, на забор, в домик, за куст, под лавочку и т.д.)

 

                                   (после игры дети встают в круг)

 

Итог: - Ну, вот и солнышко садится, зверяткам велит по домам расходиться.

 

                       -Створки закрываются, спать все собираются.                      

 

                       Релаксация «Вечер» (дети выполняют движения за логопедом)

 

          - И нам пора в детский сад возвращаться. А герои сказки посылают вам сладкое угощение, волшебное яблочко с сюрпризом. Чтобы вы о них не забывали, чаще сказочки читали.

 

                            (Яблочко открывается, а в нём  конфеты)          

 

        Вопросы:

 

          1. В какой сказке мы сегодня побывали?

 

          2. Что вам запомнилось в нашем путешествии больше всего?

 

 

 

 

 


Подгрупповое занятие

Подгрупповое занятие

Ход: 1. Орг. момент: -

Ход: 1. Орг. момент: -

На фланелеграфе персонажи сказки: лиса, заяц, петух, собака, медведь)

На фланелеграфе персонажи сказки: лиса, заяц, петух, собака, медведь)

Логопед читает фразы с интонацией за ширмой, а дети угадывают, если правильно, то выставляется игрушка персонажа) (Голосами героев): -

Логопед читает фразы с интонацией за ширмой, а дети угадывают, если правильно, то выставляется игрушка персонажа) (Голосами героев): -

Лису выгнали, а зайчик остался

Лису выгнали, а зайчик остался

А лисички, как проснутся, - кулачками трут глаза

А лисички, как проснутся, - кулачками трут глаза

И так все. Затем, они меняются местами друг с другом

И так все. Затем, они меняются местами друг с другом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2022