Занятие-театрализация "Мы - дружные котятки!" (Начальная школа слабослышащее отделение)

  • doc
  • 20.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Сценарий занятия театрализации Мы дружные котятки.doc

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

Занятие-театрализация

для воспитанников с нарушениями слуха младшего школьного возраста

 

«Мы – дружные котятки!»

 

по произведению С.Я. Маршака «Перчатки»

в рамках

Всероссийского фестиваля педагогического мастерства

«Первые шаги в реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Раиса Ивановна Моисеева

rimoiseeva@list.ru

 

 

Томск 2017 г.

 


Пояснительная записка

Ф.И.О. педагога

Моисеева Раиса Ивановна

Должность

учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, педагог-психолог

Место работы

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». Отделение слабослышащих детей

Секция

Планирование и реализация внеурочной деятельности и дополнительного образования детей с ОВЗ

Тема и тип занятия

«Мы – дружные котятки!»

Занятие-театрализация, представленное воспитанникам с нарушениями слуха 2-ух групп дошкольного возраста, обучающимся 1 «А», 1 «Б» сл/сл отделения, 1-ого класса отделения глухих детей

Образовательные области

Речевое, познавательное, коммуникативное и художественно-эстетическое развитие

Класс

4 «А» класс отделения слабослышащих детей, имеющих нарушения слуха (класс разновозрастной)

Цели и задачи

Цель занятия: организация условий для речевого развития, слухового восприятия, для привития нравственно-этических навыков (быть хорошим, добрым, пригожим, послушным)

Задачи:

Образовательная

Создание условий для использования речевых возможностей детей с нарушениями слуха в диалоге через принятие и понимание проблемно-игровой ситуации.

Добиваться, чтобы речь участников представленного действия была интонационно-выразительной (эмоциональная окраска речи, движение голоса по звукам разной высоты, темп, ритм, паузы).

Развивающая

Раскрывать творческие способности обучающихся младшего школьного возраста (перевоплощение в образы героев сказки; использование коммуникативных навыков в разных ситуациях, умение чувствовать ритм и выполнять моторно-двигательные функции в соответствии с музыкальным темпом, развитие культурно-поведенческих навыков в совместной деятельности).

Воспитательная

Воспитывать доброту, чуткость, и умение быть послушным, исправлять допущенные ошибки.

Коррекционная

Развивать слуховое внимание, ассоциативное мышление и корректировать произносительные навыки младших школьников с ОВЗ по слуху (чёткость и слитность произношения простых фраз).

Учить применять выразительные средства театра: мимику, жесты, позы, движения и др.

Оборудование:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспомогательные технические средства

домик из фанеры;

костюм мамы-кошки,

костюмы трёх котят (чёрного, белого, серого);

костюм маленького мышонка;

блюдо с пирогом;

прищепки, верёвка, таз, мыло, губка;

балалайка (игрушечная) для мышонка;

плетёная корзинка со сладкими угощениями для гостей;

клубок ниток и спицы для кошки-мамы.

Музыкально-танцевальный материал:

Песенка мышонка

Песенка «Рыжий кот» Анна Петряшева

Песенка «Я пушистый беленький котёнок»

Песенка «Серенькая кошечка»

Песенка «Чёрный кот»

 

Звукоусиливающая аппаратура

коллективного пользования «СУВАК», индивидуальные слуховые аппараты, речевые процессоры (у кохлеарно-имплантированных детей), музыкальный центр, компьютер

 

Этапы занятия

 

Вид деятельности педагога

Вид деятельности обучающихся 4 «А» класса

Содержание деятельности

1. Предварительно-ознакомительный

Предъявление наглядно-раздаточного материала «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?»

Работа с иллюстративными карточками методического пособия, речевыми карточками

Ознакомление с речевым материалом. Предъявление сюжетных картинок, разбор ситуаций с использованием жестовой речи и устно-дактильного проговаривания

Ознакомление с программным произведением – английской сказкой-песенкой «Перчатки» посредством чтения и просмотра через

медио-ресурсы «Котятки и перчатки – потешки для малышей»

Просмотр, прослушивание, обсуждение

Сопряжённое, отражённое проговаривание. Рассмотрение иллюстраций, просмотр мультфильма, рассказывание сказки с использованием жестовой речи и элементов устно-дактильного проговаривания

Проведение интегрированного коррекционно-развивающего занятия по сказке «Перчатка» в переводе С.Я. Маршака

Слухозрительное восприятие, выбор героев сказки, определение характера каждого героя: Какой? Какая? Какие?, речевое сопровождение

Обыгрывание сюжета с помощью кукол БИ-БА-БО

Организация занятия-рассуждения по проблеме «Что надо сделать, чтобы кошка-мама не сердилась, чтобы настроение у неё было весёлое?»

Перенос внешней проблемной ситуации на внутренне-семейную. Рассуждения детей с использованием жестов и рисунков в речевом сопровождении педагога

Творческий подход к выполнению танцевальных движений. Активизация речевых возможностей младших школьников с нарушениями слуха.

Фрагментарное обыгрывание, хоровое проговаривание

2. Информационно-ознакомительный

Предъявление содержания английской песенки в переводе С.Я. Маршака «Перчатки»

Слушание, слухозрительное восприятие

Выразительное чтение произведения с использованием жестовой речи и устно-дактильного проговаривания

3. Предметно-деятельностный

Предъявление на выбор ролей, музыкальное сопровождение

Выбор ролей воспитанниками по внутренней мотивации (кто мне нравится больше)

Привлечение родителей к изготовлению костюмов, декораций. Отработка речевого материала. Подбор музыкальных произведений к сказке

4. Презентационно-завершающий

Организация театрализации перед детьми дошкольного возраста и обучающимися 1-ых классов глухого и слабослышащего отделения

Представление движения голоса по звукам разной высоты, темпа, ритма, пауз, показ выразительных средств театра: мимики, жестов, поз, движений через показ «Перчатки». Демонстрация интонационно-выразительной речи

Эстетическое оформление компьютерного класса, расположенного на втором этаже. Представление методического материала, презентация, демонстрационный показ

 

Краткая характеристика обучающихся младшего школьного возраста,

имеющих сенсоневральную тугоухость (СНТ)

 

 

Количественная В отделении слабослышащих детей наполняемость класса составляет 7 детей разного возраста (от 8-ми до 12-ти лет).

Социальная Все семь обучающихся – дети-инвалиды по слуху (из них 4 девочки и 3 мальчика); 4 воспитанника из семей, где родители инвалиды по слуху (выпускники школы-интерната), 4-ро детей проживают в г. Томске, 3 ребёнка - на территории Томской области.

Психологическая В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Томска поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией.

Особенности развития детей, имеющих нарушения слуха:

- несформированность языковых средств;

- низкий уровень слухового восприятия;

- словарный запас не соответствует возрасту;

- снижен объём запоминания материала,

- низкая концентрация внимания,

- трудности при переключении с одного вида деятельности на другой;

- развитие мелкой и общей моторики ниже возрастного уровня;

- психоэмоциональное состояние воспитанников требует глубокой коррекции;

- характерны частые соматические заболевания.

Кроме того, помимо основного дефекта: тугоухость различной степени и кохлеарная имплантация, дети имеют сложные (комплексные) нарушения в развитии:

нарушение слуха сочетается с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия, поэтому дети с ОВЗ по слуху нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержании, формах и методах,  которые должны быть адекватны их возможностям.

Согласно принципу ФГОС НОО ОВЗ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с нарушениями слуха в различных видах деятельности и разработано данное мероприятие «Мы – дружные котятки!».

Представленное действо отвечает задаче: «Создание благоприятных условий речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, активизации слухового восприятия, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром».

Период начального обучения для ребёнка с нарушениями слуха имеет важное значение для его последующего развития, т.к. раннее начало развивающей и коррекционной работы поможет предупредить особенности в развитии, обеспечить полноценное познавательное, социальное и личностное развитие.

 

Ход занятия

 

Деятельность педагога и воспитанников

Речевое содержание

Коррекционная направленность видов деятельности

На сцене стоит домик, все герои сказки находятся в домике, возле домика стул-лавка

Педагог: Ребята, здравствуйте! Здравствуйте уважаемые педагоги! Предлагаю Вам отправиться в гости к маме-кошке и посмотреть на неё и её котят

Привитие эстетического вкуса при оформлении сцены (зала)

Просмотр мультипликационного фильма.

 Котятки и перчатки | потешки для малышей | русские ... - YouTube

https://www.youtube.com/watch?v=TnyH_4LFSE

Знакомство гостей с героями сказки – котятами

Педагог: Дорогие наши гости, хочу познакомить Вас с котятами (чёрный, рыжий и белый котёнок выходят и выполняют танцевальные движения под соответствующую музыку)

Развитие слухового внимания, слухозрительного восприятия

Знакомство гостей с кошкой –мамой. Под песенку «Серенькая кошечка» из домика выбегают котята, подбегают к кошке-маме, присаживаются около неё и засыпают.

Котята «Просыпаются», потягиваются

Педагог: А сейчас хочу представить Вам кошку-маму. Под музыку «Серенькая кошечка», выходит Валерия в образе кошки.

 

Кошка: Просыпайтесь. Идите погуляйте

Развитие слухового внимания и слухозрительного восприятия

Под весёлую музыку котята бегают, весело играю. Мама сидит на стуле и «вяжет». Котята теряют перчатки, удивляются, огорчаются, бегут к маме-кошке

 

 

 

Кошка сердится, говорит низким голосом

 

 

 

 

 

Котята плачут, убегают искать перчатки. Находят перчатки, весёлые возвращаются домой

 

Котята подбегают к кошке, показывают перчатки, улыбаются и проговаривают стихотворный текст хором

Мама-кошка хлопочет по хозяйству. Перчатки связала, а теперь вяжет своим малышам шапочки и шарфики

 

Котята:

- Мама, мама, прости,

Мы не можем найти,

Мы не можем найти перчатки!

Кошка:

- Потеряли перчатки?

Вот дурные котятки!

Я вам нынче не дам пирога.

Мяу-мяу, не дам,

Мяу-мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога!

 

 

 

 

Котята:

- Мама, мама, не злись,

Потому что нашлись,

Потому что нашлись перчатки!

Формирование навыков слушать и осмысливать диалог

Способность выстраивать диалог. Формирование устной речи

 

Кошка благодушно и нежно гладит котят и благодарит их

Кошка:

- Отыскали перчатки?

 Вот спасибо, котятки!

Я за это вам дам пирога.

Мур-мур, пирога,

Мур-мур, пирога,

Я за это вам дам пирога!

Садитесь, пожалуйста, за стол. Пирог уже готов. Сейчас я угощу вас пирогом.

Котята садятся за стол, кошка разрезает пирог, кладёт в тарелочку каждому котёнку по кусочку, после чего садится на стул и продолжает вязать. В это время котята балуются за столом, измазывают в пироге перчатки, огорчаются, удивляются, бегут к маме-кошке, стихотворный текст проговаривают хором

 

 

 

 

 

 

Кошка-мама внимательно рассматривает перчатки, хмурится, сердится

 

 

 

 

 

 

 

 

Кошка:

- Приятного аппетита!

Котята:

- Спасибо!

 

 

 

Котята:

- Мама, мама, прости,

Мы перчатки, увы

В пироге извозили совсем

 

 

Кошка:

-Извозили перчатки?

Грязнули-котятки!

Надо быстро их постирать.

Мяу-мяу стирать,

Мяу-мяу стирать,

Надо быстро стирать перчатки!

Способность выстраивать диалог. Формирование устной речи. Умение слушать, слышать и понимать интонационно-окрашенную речь

Котята берут тазик, мыло, губку, снимают перчатки и начинают старательно их «стирать», потом развешивают перчатки и обращаются к маме-кошке (хоровое проговаривание)

Ведущий:

- Шустрятки-котятки

Отстирали перчатки

Над ванной повесили в ряд!

 

Представление трудовой деятельности, закрепление последовательности движений. Развитие речевых возможностей

Котята обращаются к маме, показывая на перчатки

 

 

Мама внимательно рассматривает перчатки, обращается к котятам

 

 

 

 

Из домика выходит мышонок с балалайкой, и весело вышагивает, танцует перед зрителями. Кошка крадётся, затем бросается на мышонка, ловит его. Котята выражают радость, прыгают, все берутся за руки и весело танцуют

Мультики: Песенка мышонка - YouTube

https://www.youtube.com/watch?v=wQJsA0qz9AE

Котята:

- Мама, мама, смотри!

Все перчатки чисты

И над ванною дружно висят

Кошка:

- Отстирали перчатки?

Вот спасибо,  котятки!

Принесу на обед я вам мышь

Мур – мяу, Мур-мур

Мур – мяу, Мур-мур

Принесу на обед я вам мышь!

 

Формирование навыков устной речи. Развитие ритмико-двигательных реакций. Умение слушать и осмысливать обращённую речь. Развитие моторно-двигательных координаций и

способности видеть доброе и прекрасное

Кошка-мама раздаёт угощения зрителям, в процессе этого действия гости-дошколята и ребята 1-ых классов закрепляют выражения речевого этикета

 

Педагог: Вот и познакомились вы с кошкой-мамой, весёлыми и озорными шалунами-котятами и маленьким мышонком. Кошка-мама очень гостеприимная, примите от кошки сладкое угощение.

Желаем всем хорошего настроения и добрых дел!

Спасибо! Благодарю!

Словарная работа по закреплению выражений речевого этикета

 

Анализ результатов занятия

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия (словесного, музыкального, художественного) и понимание ситуаций, проявления эмоционального отношения к событиям, проблемам, окружающему миру животных.

Театрализованное представление «Мы – дружные котятки!» помогло младшим школьникам в их эмоциональном раскрепощении (наряжаться в костюмы, которые они готовили вместе с родителями, вживаться в роли животных, выступать на сцене перед аудиторией зрителей, исполнять роли, плакать, унывать (когда огорчается мама), а также наслаждаться положительной реакцией зрителей – аплодисментами). Сказка помогла дополнить понимание детьми ситуации «как надо вести себя на улице, в общественных местах, за столом, во время приёма пищи», осмыслить действия – что огорчает маму, а что её радует, активизировать речевые способности младших школьников с нарушениями слуха.

Технологии и методики:

Во внеурочное время использованы игровые технологии (сюжетно-ролевая игра, игра-театрализация); технология проблемного обучения («как надо себя вести, чтобы не огорчать маму»);

технология сотрудничества (совместная работа взрослых и детей в процессе подготовки к празднику, преемственность между дошкольной и начальной ступенями обучения).

Методики: Интегрированные развивающие занятия для младших школьников - М.: Национальный книжный центр, 2013.+ СD-диск. Л.Д. Постоева, Лукина Г.А;

Формирование устной речи детей с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д.;

Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. Головчиц Л.А.;

Интернет-ресурс: Стихотворение С. Я. Маршака «Перчатки». Театрально-игровая ...

www.maam.ru/.../neposredstveno-obrazovatelnaja-dejatelnost-obygryva..

 Сценарий подготовлен и адаптирован для детей с ОВЗ по слуху учителем начальных классов высшей квалификационной категории Моисеевой Раисой Ивановной.

 

 

Всем было интересно и весело, все испытывали радость от общения, и сладких призов!

Спасибо за внимание!


Скачано с www.znanio.ru