Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Занятие-театрализация
для воспитанников с нарушениями слуха младшего школьного возраста
«Мы – дружные котятки!»
по произведению С.Я. Маршака «Перчатки»
в рамках
Всероссийского фестиваля педагогического мастерства
«Первые шаги в реализации
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Разработала:
Раиса Ивановна Моисеева
rimoiseeva@list.ru
Томск 2017 г.
Пояснительная записка |
|
Ф.И.О. педагога |
Моисеева Раиса Ивановна |
Должность |
учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, педагог-психолог |
Место работы |
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха». Отделение слабослышащих детей |
Секция |
Планирование и реализация внеурочной деятельности и дополнительного образования детей с ОВЗ |
Тема и тип занятия |
«Мы – дружные котятки!» Занятие-театрализация, представленное воспитанникам с нарушениями слуха 2-ух групп дошкольного возраста, обучающимся 1 «А», 1 «Б» сл/сл отделения, 1-ого класса отделения глухих детей |
Образовательные области |
Речевое, познавательное, коммуникативное и художественно-эстетическое развитие |
Класс |
4 «А» класс отделения слабослышащих детей, имеющих нарушения слуха (класс разновозрастной) |
Цели и задачи |
Цель занятия: организация условий для речевого развития, слухового восприятия, для привития нравственно-этических навыков (быть хорошим, добрым, пригожим, послушным) Задачи: Образовательная Создание условий для использования речевых возможностей детей с нарушениями слуха в диалоге через принятие и понимание проблемно-игровой ситуации. Добиваться, чтобы речь участников представленного действия была интонационно-выразительной (эмоциональная окраска речи, движение голоса по звукам разной высоты, темп, ритм, паузы). Развивающая Раскрывать творческие способности обучающихся младшего школьного возраста (перевоплощение в образы героев сказки; использование коммуникативных навыков в разных ситуациях, умение чувствовать ритм и выполнять моторно-двигательные функции в соответствии с музыкальным темпом, развитие культурно-поведенческих навыков в совместной деятельности). Воспитательная Воспитывать доброту, чуткость, и умение быть послушным, исправлять допущенные ошибки. Коррекционная Развивать слуховое внимание, ассоциативное мышление и корректировать произносительные навыки младших школьников с ОВЗ по слуху (чёткость и слитность произношения простых фраз). Учить применять выразительные средства театра: мимику, жесты, позы, движения и др. |
Оборудование:
Вспомогательные технические средства |
домик из фанеры; костюм мамы-кошки, костюмы трёх котят (чёрного, белого, серого); костюм маленького мышонка; блюдо с пирогом; прищепки, верёвка, таз, мыло, губка; балалайка (игрушечная) для мышонка; плетёная корзинка со сладкими угощениями для гостей; клубок ниток и спицы для кошки-мамы. Музыкально-танцевальный материал: Песенка мышонка Песенка «Рыжий кот» Анна Петряшева Песенка «Я пушистый беленький котёнок» Песенка «Серенькая кошечка» Песенка «Чёрный кот»
Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования «СУВАК», индивидуальные слуховые аппараты, речевые процессоры (у кохлеарно-имплантированных детей), музыкальный центр, компьютер |
Этапы занятия
Вид деятельности педагога |
Вид деятельности обучающихся 4 «А» класса |
Содержание деятельности |
1. Предварительно-ознакомительный |
||
Предъявление наглядно-раздаточного материала «Что такое «хорошо» и что такое «плохо?» |
Работа с иллюстративными карточками методического пособия, речевыми карточками |
Ознакомление с речевым материалом. Предъявление сюжетных картинок, разбор ситуаций с использованием жестовой речи и устно-дактильного проговаривания |
Ознакомление с программным произведением – английской сказкой-песенкой «Перчатки» посредством чтения и просмотра через медио-ресурсы «Котятки и перчатки – потешки для малышей» |
Просмотр, прослушивание, обсуждение |
Сопряжённое, отражённое проговаривание. Рассмотрение иллюстраций, просмотр мультфильма, рассказывание сказки с использованием жестовой речи и элементов устно-дактильного проговаривания |
Проведение интегрированного коррекционно-развивающего занятия по сказке «Перчатка» в переводе С.Я. Маршака |
Слухозрительное восприятие, выбор героев сказки, определение характера каждого героя: Какой? Какая? Какие?, речевое сопровождение |
Обыгрывание сюжета с помощью кукол БИ-БА-БО |
Организация занятия-рассуждения по проблеме «Что надо сделать, чтобы кошка-мама не сердилась, чтобы настроение у неё было весёлое?» |
Перенос внешней проблемной ситуации на внутренне-семейную. Рассуждения детей с использованием жестов и рисунков в речевом сопровождении педагога |
Творческий подход к выполнению танцевальных движений. Активизация речевых возможностей младших школьников с нарушениями слуха. Фрагментарное обыгрывание, хоровое проговаривание |
2. Информационно-ознакомительный |
||
Предъявление содержания английской песенки в переводе С.Я. Маршака «Перчатки» |
Слушание, слухозрительное восприятие |
Выразительное чтение произведения с использованием жестовой речи и устно-дактильного проговаривания |
3. Предметно-деятельностный |
||
Предъявление на выбор ролей, музыкальное сопровождение |
Выбор ролей воспитанниками по внутренней мотивации (кто мне нравится больше) |
Привлечение родителей к изготовлению костюмов, декораций. Отработка речевого материала. Подбор музыкальных произведений к сказке |
4. Презентационно-завершающий |
||
Организация театрализации перед детьми дошкольного возраста и обучающимися 1-ых классов глухого и слабослышащего отделения |
Представление движения голоса по звукам разной высоты, темпа, ритма, пауз, показ выразительных средств театра: мимики, жестов, поз, движений через показ «Перчатки». Демонстрация интонационно-выразительной речи |
Эстетическое оформление компьютерного класса, расположенного на втором этаже. Представление методического материала, презентация, демонстрационный показ |
Краткая характеристика обучающихся младшего школьного возраста,
имеющих сенсоневральную тугоухость (СНТ)
Количественная В отделении слабослышащих детей наполняемость класса составляет 7 детей разного возраста (от 8-ми до 12-ти лет). Социальная Все семь обучающихся – дети-инвалиды по слуху (из них 4 девочки и 3 мальчика); 4 воспитанника из семей, где родители инвалиды по слуху (выпускники школы-интерната), 4-ро детей проживают в г. Томске, 3 ребёнка - на территории Томской области. Психологическая В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха г. Томска поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией. Особенности развития детей, имеющих нарушения слуха: - несформированность языковых средств; - низкий уровень слухового восприятия; - словарный запас не соответствует возрасту; - снижен объём запоминания материала, - низкая концентрация внимания, - трудности при переключении с одного вида деятельности на другой; - развитие мелкой и общей моторики ниже возрастного уровня; - психоэмоциональное состояние воспитанников требует глубокой коррекции; - характерны частые соматические заболевания. Кроме того, помимо основного дефекта: тугоухость различной степени и кохлеарная имплантация, дети имеют сложные (комплексные) нарушения в развитии: нарушение слуха сочетается с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия, поэтому дети с ОВЗ по слуху нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержании, формах и методах, которые должны быть адекватны их возможностям. Согласно принципу ФГОС НОО ОВЗ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с нарушениями слуха в различных видах деятельности и разработано данное мероприятие «Мы – дружные котятки!». Представленное действо отвечает задаче: «Создание благоприятных условий речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, активизации слухового восприятия, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром». Период начального обучения для ребёнка с нарушениями слуха имеет важное значение для его последующего развития, т.к. раннее начало развивающей и коррекционной работы поможет предупредить особенности в развитии, обеспечить полноценное познавательное, социальное и личностное развитие. |
Ход занятия
Деятельность педагога и воспитанников |
Речевое содержание |
Коррекционная направленность видов деятельности |
На сцене стоит домик, все герои сказки находятся в домике, возле домика стул-лавка |
Педагог: Ребята, здравствуйте! Здравствуйте уважаемые педагоги! Предлагаю Вам отправиться в гости к маме-кошке и посмотреть на неё и её котят |
Привитие эстетического вкуса при оформлении сцены (зала) |
Просмотр мультипликационного фильма.Котятки и перчатки | потешки для малышей | русские ... - YouTubehttps://www.youtube.com/watch?v=TnyH_4LFSE |
||
Знакомство гостей с героями сказки – котятами |
Педагог: Дорогие наши гости, хочу познакомить Вас с котятами (чёрный, рыжий и белый котёнок выходят и выполняют танцевальные движения под соответствующую музыку) |
Развитие слухового внимания, слухозрительного восприятия |
Знакомство гостей с кошкой –мамой. Под песенку «Серенькая кошечка» из домика выбегают котята, подбегают к кошке-маме, присаживаются около неё и засыпают. Котята «Просыпаются», потягиваются |
Педагог: А сейчас хочу представить Вам кошку-маму. Под музыку «Серенькая кошечка», выходит Валерия в образе кошки.
Кошка: Просыпайтесь. Идите погуляйте |
Развитие слухового внимания и слухозрительного восприятия |
Под весёлую музыку котята бегают, весело играю. Мама сидит на стуле и «вяжет». Котята теряют перчатки, удивляются, огорчаются, бегут к маме-кошке
Кошка сердится, говорит низким голосом
Котята плачут, убегают искать перчатки. Находят перчатки, весёлые возвращаются домой
Котята подбегают к кошке, показывают перчатки, улыбаются и проговаривают стихотворный текст хором |
Мама-кошка хлопочет по хозяйству. Перчатки связала, а теперь вяжет своим малышам шапочки и шарфики
Котята: - Мама, мама, прости, Мы не можем найти, Мы не можем найти перчатки! Кошка: - Потеряли перчатки? Вот дурные котятки! Я вам нынче не дам пирога. Мяу-мяу, не дам, Мяу-мяу, не дам, Я вам нынче не дам пирога!
Котята: - Мама, мама, не злись, Потому что нашлись, Потому что нашлись перчатки! |
Формирование навыков слушать и осмысливать диалог Способность выстраивать диалог. Формирование устной речи |
Кошка благодушно и нежно гладит котят и благодарит их |
Кошка: - Отыскали перчатки? Вот спасибо, котятки! Я за это вам дам пирога. Мур-мур, пирога, Мур-мур, пирога, Я за это вам дам пирога! Садитесь, пожалуйста, за стол. Пирог уже готов. Сейчас я угощу вас пирогом. |
|
Котята садятся за стол, кошка разрезает пирог, кладёт в тарелочку каждому котёнку по кусочку, после чего садится на стул и продолжает вязать. В это время котята балуются за столом, измазывают в пироге перчатки, огорчаются, удивляются, бегут к маме-кошке, стихотворный текст проговаривают хором
Кошка-мама внимательно рассматривает перчатки, хмурится, сердится
|
Кошка: - Приятного аппетита! Котята: - Спасибо!
Котята: - Мама, мама, прости, Мы перчатки, увы В пироге извозили совсем
Кошка: -Извозили перчатки? Грязнули-котятки! Надо быстро их постирать. Мяу-мяу стирать, Мяу-мяу стирать, Надо быстро стирать перчатки! |
Способность выстраивать диалог. Формирование устной речи. Умение слушать, слышать и понимать интонационно-окрашенную речь |
Котята берут тазик, мыло, губку, снимают перчатки и начинают старательно их «стирать», потом развешивают перчатки и обращаются к маме-кошке (хоровое проговаривание) |
Ведущий: - Шустрятки-котятки Отстирали перчатки Над ванной повесили в ряд!
|
Представление трудовой деятельности, закрепление последовательности движений. Развитие речевых возможностей |
Котята обращаются к маме, показывая на перчатки
Мама внимательно рассматривает перчатки, обращается к котятам
Из домика выходит мышонок с балалайкой, и весело вышагивает, танцует перед зрителями. Кошка крадётся, затем бросается на мышонка, ловит его. Котята выражают радость, прыгают, все берутся за руки и весело танцуют Мультики: Песенка мышонка - YouTubehttps://www.youtube.com/watch?v=wQJsA0qz9AE |
Котята: - Мама, мама, смотри! Все перчатки чисты И над ванною дружно висят Кошка: - Отстирали перчатки? Вот спасибо, котятки! Принесу на обед я вам мышь Мур – мяу, Мур-мур Мур – мяу, Мур-мур Принесу на обед я вам мышь!
|
Формирование навыков устной речи. Развитие ритмико-двигательных реакций. Умение слушать и осмысливать обращённую речь. Развитие моторно-двигательных координаций и способности видеть доброе и прекрасное |
Кошка-мама раздаёт угощения зрителям, в процессе этого действия гости-дошколята и ребята 1-ых классов закрепляют выражения речевого этикета
|
Педагог: Вот и познакомились вы с кошкой-мамой, весёлыми и озорными шалунами-котятами и маленьким мышонком. Кошка-мама очень гостеприимная, примите от кошки сладкое угощение. Желаем всем хорошего настроения и добрых дел! Спасибо! Благодарю! |
Словарная работа по закреплению выражений речевого этикета |
Анализ результатов занятия
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия (словесного, музыкального, художественного) и понимание ситуаций, проявления эмоционального отношения к событиям, проблемам, окружающему миру животных.
Театрализованное представление «Мы – дружные котятки!» помогло младшим школьникам в их эмоциональном раскрепощении (наряжаться в костюмы, которые они готовили вместе с родителями, вживаться в роли животных, выступать на сцене перед аудиторией зрителей, исполнять роли, плакать, унывать (когда огорчается мама), а также наслаждаться положительной реакцией зрителей – аплодисментами). Сказка помогла дополнить понимание детьми ситуации «как надо вести себя на улице, в общественных местах, за столом, во время приёма пищи», осмыслить действия – что огорчает маму, а что её радует, активизировать речевые способности младших школьников с нарушениями слуха.
Технологии и методики:
Во внеурочное время использованы игровые технологии (сюжетно-ролевая игра, игра-театрализация); технология проблемного обучения («как надо себя вести, чтобы не огорчать маму»);
технология сотрудничества (совместная работа взрослых и детей в процессе подготовки к празднику, преемственность между дошкольной и начальной ступенями обучения).
Методики: Интегрированные развивающие занятия для младших школьников - М.: Национальный книжный центр, 2013.+ СD-диск. Л.Д. Постоева, Лукина Г.А;
Формирование устной речи детей с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д.;
Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. Головчиц Л.А.;
www.maam.ru/.../neposredstveno-obrazovatelnaja-dejatelnost-obygryva..
Сценарий подготовлен
и адаптирован для детей с ОВЗ по слуху учителем начальных классов высшей
квалификационной категории Моисеевой Раисой Ивановной.
Всем было интересно и весело, все испытывали радость от общения, и сладких призов!
Спасибо за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.