«ВИДЫ ОБЩЕНИЯ»
Форма Занятия : занятие проводится в форме комбинированного, сочетающего теоретическое рассмотрение изучаемого содержания с практическими упражнениями и обсуждением их результатов.
Цель: активизация процесса формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Оборудование: проектор, компьютер, экран.
Дополнительные материалы: карточки.
Время проведения: 45 минут и более, в зависимости от количества учащихся.
Ход занятия:
На последних занятиях вы изучали понятия, связанные с социальной сферой, такие как «социальное взаимодействие», «социальные роли», «статусы» и собственно предмет социализации. Давайте вспомним, что такое социализация? (Ответ учащихся). Когда она начинается и, когда заканчивается? (Ответ учащихся). Для чего, в целом, нужно общение? (Ответ учащихся). Итак, возможно ли существование общества без человеческого общения? (Ответ учащихся).
Сегодня мы продолжим с вами тему общения и познакомимся с видами общения (слайд 1). Ребята, вы знаете, какие бывают виды общения, может, кто-то может предположить? (Ответ учащихся).
Обратите свое внимание на следующий слайд (слайд 2). Как видите их два. Вербальное общение чаще всего отождествляется с самим понятием общения, это непосредственно речь человека. Я предлагаю провести упражнение «Испорченный телефон», для того, чтобы вы еще раз подтвердили важность и необходимость вербального вида общения. Упражнение «Неиспорченный телефон».
Цель: зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить их на овладение способами активного слушания. Заранее пишется текст, пример приведен ниже. За дверь (по желанию) выходят 5 человек, 6-у дается инструкция: «Сейчас я тебе зачитаю медленно два раза текст, после ты можешь задать по тексту вопросы, на которые я тебе дам ответы. Твоя цель: пересказать все, что запомнил второму участнику, который находится за дверью». Второй участник, все, что запомнил, пересказывает третьему и так далее. Шестой участник пересказывает запомненное педагогу (все смеются…).
Пример текста: «Друг! Наш любимый классный руководитель, просила передать очень важную информацию. И выбрала для этого важного мероприятия меня, как человека очень ответственного и обязательного, чуточку обаятельного и, конечно же, красивого. А просила она меня передать для тебя следующее: «Дорогой друг! Пожалуйста, будь в обучении прилежен, активен. Ведь ты, выпускник нашей школы, а это звучит гордо! Неси с честью это достойное, громкое звание! А от Светланы Николаевны получено ценное указание: принять участие в акции «Помощь селам» для оказания благотворительной помощи сельским детям. Да, кстати, сегодня будет контрольная работа по обществознанию. А школьный психолог просила передать, что все те, кто испытает стресс после выполненной контрольной, могут обратиться к ней за помощью в 223 кабинет. Удачи!»
Рефлексия упражнения (выводы делают учащиеся в устной форме).
Ребята, хочу еще раз обратить ваше внимание на слайд 2. В нашем общении имеется огромное многообразие неречевых средств общения. Действительно, общение может осуществляться не только с помощью родного или иностранного языка, но и вовсе без слов.
Внутренний мир человека гораздо «правдивее» проявляется через его мимику, жесты, пантомимику, чем через сказанные слова. Начало научных изысканий в области невербального общения восходит к Гёте, к Ч. Дарвину (слайд 3). Основные проявления человеческого тела (мимика, жесты, пантомимика) связаны с тем, что то или иное событие вызывает у человека внутреннее переживание, а оно, в свою очередь, проявляется в изменении внешнего облика. Остановимся подробнее на этом вопросе. Жесты, пантомимика, бывают открытые и закрытые (Слайд 4, 5, 6). Ладони человека всегда считались уязвимым местом, поэтому их открытость отождествлялась с искренностью, честностью, преданностью. Если ваш собеседник откровенен с вами, он открывает свои ладони полностью или частично. Если же он обманывает, то, скорее всего, спрячет ладони или за спиной, или в карманах, или скрестит руки на груди. Ваш собеседник может, конечно, обманывать с открытыми ладонями, но вы, скорее всего, заметите неестественность его позы. Исследователи считают, что большинство людей вообще не могут обманывать с открытыми ладонями. Первое, характерное положение рук на груди — это обыкновенное скрещивание. Это означает оборонное и негативное состояние человека. Так чувствуют себя люди, которые нервничают в очередях, лифтах, в общественных местах.
Скорее всего, ваш собеседник со скрещенными руками не воспринимает большую часть информации.
Если при скрещенных руках ладони закрыты, т. е. руки сжаты в кулак, — это означает враждебную, наступательную позицию. У человека также может покраснеть при этом лицо, что тоже означает готовность к словесному нападению. Если при скрещенных руках кисти рук впиваются в предплечье, то человек, скорее всего, сдерживает отрицательные эмоции, свою нервозность. Если же руки лежат на предплечьях расслабленно, то такой человек, скорее всего, выражает превосходство над окружающими. Также о превосходстве говорят выглядывающие из-под скрещенных рук большие пальцы.
Иногда люди замещают полный жест скрещения рук на частичный. В этом случае только одна рука помещается поперек тела, зацепившись за другую руку. Это тоже барьер. Такой барьер используется в обществе незнакомых людей, при неуверенности в себе. Так Люди как бы держат себя за руку (как в детстве, когда была необходимость держать кого-либо за руку).
Необходимо отметить, что люди часто маскируют жесты скрещивания рук. Особенно если находятся в центре внимания. Для того чтобы замаскировать этот жест, человек чаще всего протягивает руку к сумочке, браслету, часам или поправляет браслет от часов, запонку на рукаве. Эти жесты скрывают взволнованность и неуверенность в себе. У женщин такой маскирующий предмет — это сумочка, букет цветов, бокал с вином. Их держат в двух руках, что тоже помогает чувствовать себя защищенные.
Скрещенные ноги — это тоже барьер в общении людей. Но этот жест также несет негативную окраску, попытку обороны.
Обратить внимание на исключения.
На слайде 7 мы видим, что человека, который держит руки на бедрах. Он уверен в себе, независим, чувствует превосходство над другими. Если одна рука захватывает другую, то такой человек старается взять себя в руки. Чем больше расстроен человек, тем выше поднимается рука. (слайд 8).
На примере слайда 9, мы видим, что пальцы рук сцеплены. Это трактуется как разочарование или желание его скрыть. Отрицательное отношение выражают все три способа сцепления пальцев. Разница только в силе разочарования.
На слайде 10 мы видим, что собеседник делает акцент на большом пальце, т. е. отставляет его на одежде или на скрещенных руках, это говорит об уверенности в себе. Но этот жест необходимо рассматривать в совокупности с другими жестами. Такой жест при скрещенных руках — жест отрицательный, так как оборонительное скрещивание рук плюсуется к чувству превосходства больших пальцев. Это может быть и насмешка, и неуважение к собеседнику.
Существует целая наука – психология лжи. С некоторыми ее аспектами, я бы хотела вас познакомить. Обратите свое внимание на следующий слайд (11). Если ваш собеседник при беседе защищает рот рукой, то, скорее всего, он вас обманывает. Мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова. Иногда такой жест может быть завуалирован: около рта будут находиться только несколько пальцев или кулак. Некоторые люди стараются намеренно кашлять, чтобы спрятать этот жест.
Если ваш собеседник прикрывает рот рукой, когда говорит сам, значит, он старается сказать вам неправду. Если ж он прикрывает рот рукой, когда говорите вы, скорее всего, он не верит вам и считает, что вы его обманываете.
Такое же значение имеет прикосновение руки к носу. Чаще этим движением пользуются женщины, чтобы не смазать макияж. Это движение маскирует обман говорящего или неискренность слушающего. Таким же образом обманывающий человек может трогать веко, отводить взгляд в сторону, проводить пальцами под глазами. Прикосновение к ушам или к уху чаще всего предполагает, что ваш собеседник устал слушать. Он не хочет больше выслушивать те или иные сведения, и у него появилось желание высказаться. Этот жест пришел к нам из детства, замаскированный в прикосновении к мочке уха, в потираний ушной раковины, в сверлении уха пальцем. В детстве дети затыкают уши, чтобы не слышать наставлений и упреков взрослых. Прикосновение к шее, почесывание боковой ее части или оттягивание воротничка говорит, что ваш собеседник не согласен с вами. Таким образом он протестует.
Жест — оттягивание воротничка может быть использован также, если ваш собеседник расстроен или сердится. Бывает, что человек оттягивает воротничок, когда лжет и боится, что обман будет раскрыт.
Слайд 12. Существуют жесты, которые обозначают скуку. Все они сводятся к одному — подпиранию подбородка рукой. Если голова полностью лежит на руке, то, скорее всего, человек заскучал давно. Если при этом он другой рукой постукивает по столу пальцами или под столом ногами, то это свидетельствует о нетерпении, о нежелании слушать. Такой человек ничего не воспринимает и не старается понять. Чем быстрее постукивание, тем нетерпеливее становится человек.
Оценочная поза представляет собой подпирание щеки сжатыми в кулак пальцами, а указательный палец при этом упирается в висок.
Если человек теряет интерес, то его поза изменяется: голова будет опираться на основание ладони, хотя палец останется в том же положении, маскируя скуку. Настоящий интерес проявляется тогда, когда рука не служит опорой для головы.
Часто такой жест оценивается негативно. Это происходит тогда, когда указательный палец поддерживает подбородок. Чем дольше человек будет находиться в таком положении, тем дольше он будет настроен критически.
Если человек держит пальцы во рту или старается грызть карандаш, если он подносит ко рту разные предметы (ручки, карандаши, фломастеры), то, скорее всего, ваш собеседник расстроен и требует одобрения и поддержки. Такой жест тоже пришел из детства, когда ребенок чувствовал себя в безопасности, если держал во рту соску.
В 13 слайде мы можем увидеть манипуляцию с очками — это сосание дужек очков. Это утешительный жест, а также он может быть одним из способов затянуть время для принятия решения. Люди, носящие очки, также потирают переносицу, постоянно снимая и надевая очки, а также протирая линзы. Все эти жесты способствуют принятию решения, поэтому не стоит мешать человеку, который проделывает такие манипуляции.
Если человек глядит поверх очков, то его отношение к окружающим осуждающее. Такой человек агрессивен, он способен критиковать в резких формах.
Слайд 14. Если вы сталкиваетесь с человеком, который любит сидеть на стуле верхом, то будьте уверены в том, что этот человек пользуется стулом, как щитом от словесного нападения. Таким способом ваш собеседник показывает, что он готов отразить любое нападение и сам напасть, т. с. вести себя агрессивно. Если человек сидит, заложив за голову руки, можно предположить, что он отстаивает свою территорию, что он знает все, что он контролирует ситуацию. Это жест “всезнаек”. Если при этом ноги у него находятся в положении цифры “4” — он готов поспорить, начать дискуссию. Существуют жесты готовности к действиям сидящего человека: корпус подается вперед, а руки лежат на коленях (слайд 15). Я вижу, что среди сидящих учащие с таким рвением удалится из кабинета, отсутствуют, поэтому предлагаю перейти к практическому упражнению.
Упражнение «Расскажи и покажи»
Ребята разбиваются на группы по 4 человека. Заранее печатаются на карточках ситуации, которые участники должны обыграть вербально и невербально.
Инструкция: «Ребята, разбейтесь, пожалуйста, на группы по 4 человека. Вы получаете карточку с заданием, на выполнение дается 5 минут. Ваша цель: наиболее точно выполнить задание, остальные участники должны его угадать.
Задание
Вам необходимо обыграть разговор, в котором один участник говорит неправду, демонстрируя это невербально.
Задание
Друг рассказывает очень важную информацию, все участники разговора демонстрируют невербально скуку.
Задание
Обыграть спор. Один человек сидит, заложив за голову руки, он отстаивает свою территорию, он контролирует ситуацию. Жест “всезнаек”. При этом ноги у него находятся в положении цифры “4” — он готов поспорить, начать дискуссию. Это обыграть.
Задание
Существуют жесты готовности к действиям сидящего человека: корпус подается вперед, а руки лежат на коленях. Задание: один участник рассказывает интересную тему, второй участник его внимательно слушает, а остальные корпусом подаются вперед, а руки лежат на коленях.
Задание
Участники общаются на свободную тему, пальцы рук сцеплены (Это трактуется как разочарование или желание его скрыть). Обыграть.
Рефлексия занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.