Занятие по внеурочной деятельности "Дорогою добра"
Цель: Продолжить знакомить учащихся с
общечеловеческими ценностями, формировать нравственные качества личности
младшего школьника
Задачи:
- формировать у учащихся этические представления, знания о
категориях добра и зла;- умение видеть красоту в простом и обыденном;- умение
дарить тепло и доброту;- способствовать развитию кругозора детей, умению
мыслить и рассуждать;- развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные
способности;- воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и
дружбы, умение дорожить близкими людьми.
Форма
проведения: педагогическая мастерская
Технология
проведения: игровые, коммуникативно – исследовательские
технологии (работа в группах, диалог, дискуссия)
Оборудование:презентация,записи
песен «Дорогою добра», «Что такое доброта»,карточки с пословицами,стихи о
доброте,заготовки цветов и лепестков.
Формирование УУД:
1.Личностные:
- учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;
- учить понимать кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны; понимать значимость дружбы и доброты;
-уметь пользоваться культурой дружбы;
-соблюдать традиции дружбы в коллективе;
-быть настоящим другом.
2. Коммуникативные:
-умение общаться;
-умение работать в коллективе;
-соблюдать правила этикета.
развитие коммуникативных способностей, умение общаться в коллективе;
3. Регулятивные:
-высказывать свое мнение, предположение;
-прогнозировать предстоящую работу;
-умение вести диалог.
4. Познавательные:
-развитие умений извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
- на основе анализа делать выводы;
-обобщать и классифицировать по признакам;
-мотивация к познавательной деятельности.
- формирование представления детей о том, что такое доброта и каким должен быть добрый человек;
Ход занятия
I.Орг. момент
-Добрый ребята,добрый день,наши дорогие гости!ребята,возмитесь за руки и подарите частичку тепла друг другу и нашим гостям (дети сдувают с ладошки).А теперь выберите себе цветок того цвета,который вам больше всего нравится(красный,зеленый,голубой;объединение в группы)
II.Сообщение темы и цели занятия.Мотивация.
.Учитель:- Сегодня мы с вами поговорим об очень важном и вечном.Прежде чем мы начнем свое занятие,я вам прочитаю сказку,а вы постарайтесь определить тему нашего занятия.
Сказка «Звездная девочка»(слайд 1)
«Тысячу лет назад раз в год на землю прилетала небесная звезда и превращалась в маленькую звездную девочку. С котомкой за плечами, в которой она несла небесные искорки, девочка отправлялась в путешествие по разным странам и городам. Она была такой крохотной и незаметной, что многие не обращали на нее никакого внимания. Но она ни на кого не обижалась и любым, даже самым злым людям, дарила небесные искорки. По дороге с ней случалось много удивительного.
Когда в ее котомке не оставалось ни одной искорки, она незаметно исчезала, чтобы через год прилететь опять.
Каждый, получивший в подарок небесную искорку, становился самым счастливым человеком на земле, потому что исполнялись самые лучшие мечты его детства. Время от времени он тоже отправлялся в путешествие по разным городам и странам и всем на своем пути рассказывал о встрече с маленькой звездной девочкой. Тогда в сердцах этих людей тоже зажигались небесные искорки».
Учитель: Ребята, как вы думаете, а что это были за подарки, которые так щедро звёздная девочка раздавала людям?
Дети: Наверно, это были доброта, радость, любовь…
Учитель:Сегодня мы поговорим с о добре ,о хороших делах,добрых поступках и людях,которые творят добро. И отправимся мы с вами «Дорогою добра»(Слайд 2) .На этом занятии мы попытаемся ответить на такие вопросы:что такое доброта?какой человек может называться добрым?какого человека можно назвать вежливым?(Слайд 3)
Доброта…. Что означает это слово? (высказывание
детей)
Дети:- Это все хорошее, доброе, красивое.
- «Доброта – это отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро другим».
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро - все положительное, хорошее, полезное.(слайд 4 )Что же писали поэты и писатели о доброте?(Слайд 5)
III.Основная часть
1.Ассоциация к слову доброта(работа в группах)
Учитель:Ребята,мы сейчас с вами поиграем в игру «Ромашка».На доске изображен цветок доброты только без лепестков.У вас на столах лежат лепестки.Выберите те,в словах которых заложено понятие добра и прикрепите цветочку(доброжелательный,грубый,добродетельный,добродушный,злой,добросердечный,добросовестный,скупой,добропорядочный,задиристый,добронравный.)
Вывод: доброта-это самое ценное, что может быть в человеке. Такой человек защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Учитель: Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста .А вот я сейчас посмотрю,знаете ли вы пословицы?
2. Собери пословицу(работа в группах).
-Выберите ту пословицу,которая подходит к нашей теме,объясните ее смысл(каждая группа читает пословицу,появляется слайд с пословицами)
o Добрый человек (несет мир). (Слайд 6)
o Суди о человеке по его делам.
o Дружба-великая сила.
oТруд кормит,а лень портит. (Слайд 7)
oСтарый друг лучше новых двух.
o Доброе слово лечит, а злое (калечит.)
o В ком добра нет, в том и( правды мало.) (Слайд 8)
o Землю красит солнце,а человека-труд.
o Без друга в жизни туго.
-Молодцы! Как вы хорошо знаете пословицы!
Учитель: Научиться по – настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий,
на нём человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека,
большого и маленького, свой путь к доброте.
3.Работа в группах.По дорогам сказок…
-А теперь
давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили
радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь
1. Этот сказочный герой носил широкополую
шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал
себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них
замечательный театр. (Папа Карло) Слайд 9,10
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит) Слайд 11,12
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее
Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда) Слайд 13,14
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь
больному мальчику. (Женя из « Цветик- семицветик» Катаева) Слайд 15
5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на
принцессе и стать владельцем огромного замка. (кот в сапогах) Слайд 16,17
6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая
помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не
хватало в жизни. (Тотоша)
Слайд18
- Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.
-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
Вывод: Вы обратили внимание, что в пословицах,в сказках рядом с добром упоминается зло? В народных сказках добро всегда побеждает зло! Из этих сказок мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
4.Определение понятия вежливости
Учитель:Ребята,а какого человека можно назвать добрым?
Дети:-это тот,кто любит животных,природу,старается
быть аккуратным,вежливым,внимательным.
Учитель:Добрый человек всегда
улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям. Слайд 19
Ты улыбкой, как солнышко
брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
Учитель: Ребята, вы мне сказали, что добрый человек должен быть ещё и вежливым. Слайд 20
- Какого человека, мы можем назвать вежливым? (высказывание
детей)
- А вежливые слова вы знаете?
Игра «Вежливые слова».
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить….(спасибо)
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь,
Поздороваться спешите,
Громко…(здравствуйте) скажите.
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь,
Разомкнуть свои уста
И сказать…(пожалуйста)
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно.
Только не молчите,
Долго не тяните, а скажите…(извините)
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
-Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
-И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
Вывод:вежливых слов ни одно и не два,помни и знай эти чудо слова ( Слайд 21)
Физкультминутка (танец,видеоклип)Сейчас мы послушаем стихотворение Змитрок Бядули(белорус.писат) “Петрусь”, а потом попробуем ответить на вопрос «Вежлив ли мальчик?» Слайд 22
Обещал отцу Петрусь:
Я
за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нёс знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
- Извините, добрый вечер!
- Ты, – знакомый закричал, –
- И невежа, и нахал!-
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
- Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь?- Так отчего же зависит сила волшебных слов?
Вывод:Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят“Самолюб никому не люб”. Слайд 23
5.Обсуждение ситуаций(работа в группах)
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак незову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” -Права ли была девочка?(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”) Слайд 24
Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Нина Ивановна!” -Правильно ли поступила девочка?(Надо было сказать общее “Здравствуйте”) Слайд 25
Ситуация 3.Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин за молоком,он согласился,но сказал ,что она за это должна чем-то отблагодарить его. –Правильно ли поступил мальчик? Слайд 26
Вывод: Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям.Но не всегда только слова должны быть добрыми.Поступки тоже должны такими,чтобы за них не приходилось краснетьни мне,ни вашим родителям.
Учитель:- Давайте послушаем стихотворение Бориса Заходера «Мы-друзья».Не придется ли нам краснеть за таких друзей? Слайд 27
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой
Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,Как положено друзьям
- Я как стукну!
- Я как тресну!
Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Учитель: Вот какие друзья бывают! Неприятно смотреть,
когда друзья ссорятся, когда человек хвалит себя, зазнается. А мы сейчас с вами
послушаем частушки и подумаем, нет ли среди вас таких ребят.
Частушки: Слайд 28
Про дела свои ребячьи
Пропоём мы вам в стихах
Все расскажем без утайки,
Все воскликните вы: « Ах!»
За меня ребята бьются,
Как драчливы петухи.
Написали бы мне лучше
Задушевные стихи.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
- Ух, народу сколько тут!
Занимай места ребята,
А то бабушки займут.
Я девчонка боевая
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить
Только «Здравствуй» и «Спасибо»
Не умеет говорить.
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы мама убрала,
Только я ещё мала.
Ох, частушки хороши,
Их поём от всей души.
Но вы тоже не зевайте,
А смелее подпевайте.
От души мы вам пропели
Школьные частушки.
Мы нисколько не устали –
Жалко ваши ушки
- Ну, так что есть среди вас такие ребята?
6.Правила
доброты
Учитель:- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.На наших занятиях мы с вами уже составили правила добтоты,используя наши картинки.Давайте их вспомним. Слайд 29
1.Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
2. Любить людей знакомых и незнакомых.
3. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
4. Делать добро для близких, друзей.
5. Не завидовать.
6. Не вредничать.
7. Не грубить
IV.Рефлексия.
- А какие добрые дела совершили вы? Запишите их на свои цветочки и прикрепите возле нашего цветка добра.
V.Итог занятия.Исполнение песни «Дорогою добра»(Видеоклип))
Доброта нужна всем людям, Слайд 30
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье человека…
Учитель: Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы
сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми.
А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь
делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою
добра. Слайд 31
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.