Занятие «Зимняя птица – розовый снегирь»

  • docx
  • 07.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Зимняя птица – розовый снегирь.docx

 

Занятие

«Зимняя птица – розовый снегирь»

 

                                                

         Цель: узнать о зимующих птицах, сделать аппликацию снегиря.

        Задачи:

            Обучающие задачи: Закреплять знания детей о зимующих птицах и необходимости подкармливать зимующих птиц.

            Развивающие задачи: Развивать понимание взаимосвязи живущих на земле. Учить видеть красоту мира, деревьев, птиц.

            Воспитательные задачи: Воспитание любви, любознательного и бережного отношения к природе, воспитание милосердия и сострадания.

Планируемые результаты:

Использование и применение знаний о зимующих птицах в беседах с детьми и взрослыми.

Оборудование:

1. Иллюстрации с изображением зимующих птиц.

2. Картинки с изображением снегирей и синичек.

3. Зеленая елка (на елке устроена картонная кормушка).

4. Шапочки: синичка, воробьишка, снежок, голубок

   Для поделки птички для каждого ребенка (взрослого) подготовить:

Заготовки птичек: снегирей и синичек; заготовки глаз, помпонов красных и желтых; клей-карандаш, салфетки.

Ход занятия:

            1 часть занятия. Перед занятием попросить детей (взрослых)  посмотреть в окно: всем вместе полюбоваться зимним пейзажем. Расспросить детей, кого из живых существ можем мы увидеть в лесу, в городе, рассматривая зимний пейзаж. Уточнить, каких зимующих в наших краях птиц видели и могут назвать дети. Спросить: знают ли ребята, как живется птицам зимой, и можем ли мы чем-нибудь помочь птицам? Послушав ответы детей, можно пока не обобщать их, оставив это до заключительной части занятия.

            2 часть занятия. На приготовленных к занятию картинках с изображением птиц попросить детей найти птичку, про которую говорится в загадке:

Всюду снег, но эта птица

                                                      Снега вовсе не бои

                                                     Эту птицу мы зовем

   Красногрудым……. (снегирем).

 

Информация для взрослых о снегире.

Снегири – это уникальные птицы, которых наши предки называли пересмешниками. Их с удовольствием содержали в домашних условиях, при этом птицы легко запоминали популярные мелодии. Эта птица без особых усилий подражала голосам и звукам, поэтому была названа «русским попугаем».

В переводе с латинского название птицы означает «огненный».

Одна из  версии названия  «снегирь»: связана с тюркским словом «сниг», что означает красногрудый. Постепенно это название трансформировалось в современное название птицы «снегирь».

Снегири – это птицы, которые по своим размерам значительно превосходят воробьев, поскольку могут вырастать в длину до 18 см, а то и больше. Когда на улице очень холодно, кажется, что это совсем не маленькие птицы, поскольку снегири, чтобы удержать тепло топорщат свое оперение.

Характер окраса этих птиц такой: маховые и рулевые перья отличаются черным цветом, с синим металлическим отливом; область тела под хвостом, а также над хвостом в его начале имеют чисто белый цвет. У самцов, как щеки, так и грудь, а также некоторая часть брюшка, окрашены в яркий красный цвет. Что касается самок, то у них подобные части тела окрашены в невыразительный буровато-серый оттенок. У этой птицы достаточно мощный клюв, что способствует легкости в дроблении крепких ягод, а также их косточек.

Характер поведения и образ жизни

Как ни странно, но в снегирей действует матриархат, и самцы беспрекословно подчиняются самкам, у которых непростой, задиристый характер.

Как правило, эти птицы остаются на зимовку, не покидая своего гнездового ареала обитания.

Важный момент! С наступлением весны самцы начинают пробовать свой голос, усевшись на ветках различных деревьев или кустарников. При этом самки, хотя и поют, но не так часто, а в период гнездования эти птицы вообще прекращают петь.

Снегири поют не громко, но зато непрерывно, при этом их мелодии состоят из звуков, напоминающих свист, жужжание или поскрипывание.

Сколько живут снегири

Находясь в природных условиях, снегири живут около 12-ти с половиной лет, а в условиях неволи, при правильном уходе больше 15-ти лет.

Виды снегирей

Специалисты выделили 9 видов снегирей.

В нашей стране в основном встречаются обыкновенные снегири.

Природные места обитания

Птица снегирь встречается практически на всей территории Европы, Азии, а также в Сибири, на Камчатке и в Японии.

На наших территориях снегири обитают с запада на восток, отдавая предпочтение лесной и лесостепной зоне с наличием хвойных деревьев. При этом они встречаются, как на равнинных участках, так и в горах, с обязательным наличием лесных насаждений.

Кроме лесов и густых подлесков, эти птицы гнездятся в городских садах, в парках и в скверах. В летний период снегиря можно увидеть в густых зарослях, а также в редколесье. Снегири в основном ведут оседлый образ жизни, но при этом они мигрируют из северных областей тайги с наступлением зимних холодов.

Что едят снегири

Многие специалисты считают, что от снегирей нет никакой пользы, поскольку они просто уничтожают урожай различных кустарников и деревьев.

Основу рациона питания снегирей составляет растительная пища, хотя в периоды выкармливания птенцов они ловят различных паукообразных. В привычное меню входят:

·         Семена различных пород деревьев, а также кустарников.

·         Ягоды различных пород деревьев и кустарников.

·         Шишки хмеля, а также ягоды можжевельника.

Размножение и потомство

Весной снегири начинают формировать первые пары, после чего снегири приступают к сооружению гнезд. Птицы их размещают на густых еловых ветках, подальше от ствола дерева, а также на березах, на соснах, на высоких кустах можжевельника.

Уже в мае месяце в гнездах можно обнаружить кладки яиц, а в июне месяце появившееся на свет потомство учится летать.

Природные враги снегирей

У снегирей немало природных врагов, тем более что этому помогает яркая расцветка пернатых, а также их нерасторопность и неповоротливость.

Природными врагами снегирей можно считать:

·         Ястреба-перепелятника.

·         Куницу.

·         Сову.

·         Кошку, как дикую, так и домашнюю.

Популяция и статус вида

Буквально за последние 10 лет популяции снегирей стали намного малочисленней. Из категории обычных птиц, снегири превратились в редких. Основная причина такой негативной тенденции – это лишение пернатых их жизненного пространства, хотя подобный фактор негативно влияет на численность и других видов птиц.

В заключение

То, что специалисты считают снегирей бесполезными птицами, скорее всего недоработки ученых, поскольку все в природе создано не просто так, а с целью поддержания экологического равновесия в природе. Может потому и страдает наша природа, что находятся подобные специалисты и делают подобные заявления. Для человека лучше не вмешиваться в данный процесс, о чем свидетельствуют огромные проблемы в наши дни, связанные с негативными последствиями жизнедеятельности человека.

Снегири считаются весьма привлекательными птицами, за которыми очень интересно наблюдать, особенно в зимнее время, когда они прилетают кормиться в сады или в парковые зоны. К сожалению, в последнее время это стало большой редкостью

3 часть занятия.  Стихотворение про снегирей, а потом ответить на вопрос, с чем сравниваются птички в стихотворении. Пусть дети объяснят, на чем основано это сравнение.

Стынут лапы на морозе              Подойду поближе к ней,

У сосны и ели.                             И глазам не верится:

Что за чудо? На березе               Стайка алых снегирей

Яблоки поспели.                          Облепила деревце.

(Татьяна Шорыгина)

 

 

         Следующее стихотворение может показаться немного сложным. Но предложите детям внимательно вслушаться в его слова.

 

 

Зимняя птица!

Розовый снегирь!

Почему мне снится. Весь в снегу           пустырь

И на скользком

насте

Трепет птичьих крыл? Будто  я в ненастье. Птиц рукой  прикрыл...          

 

Пуховой комочек,

Слышен сердца

 стук, А лететь не хочет Из горячих рук...

 

Быль - она вернее

Всяких небылиц:

С голода ручнеют

Стайки зимних птиц.

 

(Павел Барто)

 

 

 

         4 часть занятия. Беседа с детьми (или воспитателями) о том, почему человек тревожится о птицах зимой, почему хочет обогреть птиц («прикрыть рукой», как герой стихотворения), почему в зимние холода птицы могут стать ручными («ручнеют»).

 

         5 часть занятия.

Художественно-продуктивная деятельность: изготовление снегиря.

По окончании  работы  птички вешаются на ветках елки.        

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения:

 

Птичья елка

У серебряной дорожки, Лишь наступит Новый год, На высокой тонкой ножке Чудо-елочка встает.Эта елка не простая, и она не для ребят, возле елочки летая, птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,

Снегири и воробей –

Все хотят повеселиться

Возле елочки своей!

Не блестят на ней

игрушки и не светится звезда, Но зато для птиц кормушки

 

Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи

К нам на елку в зимний сад, и в саду не умолкая Колокольчики  звенят.

 

 

 

(Зинаида Александрова)

 

 

Спросите у детей, что за «колокольчики» имеет в виду автор: догадаются ли Ваши воспитанники, что со звоном колокольчиков сравнивается щебетанье птиц?

            В конце занятия рассмотреть тему милосердия, возможности и необходимости покровительства человека, зимующим птицам, и вообще всему живому. Для развития темы милосердия и заботы, по отношению к меньшим нашим братьям и сестрицам прочитать стихотворение поэта Евгения Санина «Кто там?» и разыграть по ролям: синичка, воробьишка, снежок, голубок (использование шапочек птиц)

 

Кто там?

-Тук-тук-тук в окно.

- Кто там?

- Это я, синичка!

-Погоди, сейчас я дам Хлебушка, сестричка!

-Тук-тук-тук опять

 в окно. - Кто там?

- Воробьишка!

- Погоди, сейчас пшено Дам тебе, братишка!

-Тук-тук-тук.

- Кто там?

- Снежок,

С северных лужаек,

-Ты зачем кормил, дружок,этих попрошаек?

- Потому, что Бог велит

С ближними делиться,

Даже если прилетит

Маленькая птица!

Снег помчался по дворам,

Жалкий и холодный...

И опять: тук-тук!

- Кто там?

- Голубок голодный!

(Евгений Санин)

 

Распознающее  наблюдение и трудовая деятельность на прогулке

 «Покормите птиц зимой».

 

 

 

Список источников:

Программа духовно- нравственной культуры детей дошкольного возраста «Мир – прекрасное творение»

(Л.П. Гладких, митрополит Зиновий (А.А. Корзинкин), О.С. Ильина, В.М. Меньшиков) в дошкольных образовательных организациях Курской области.