Занятие кружка «Гимнастика для ума», 4 класс. Тема: Анаграммы
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Занятие кружка «Гимнастика для ума», 4 класс. Тема: Анаграммы

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Занимательные материалы
doc
русский язык
4 кл
15.01.2017
Внеурочное занятие кружка "Гимнастика для ума", 4 класс. Тема кружка: Анаграммы Цель: познакомить детей со словесными задачами по грамматике – шарада, метаграмма, логогриф, анаграмма. Задачи занятия: развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать; развивать речь, память, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности. Воспитывать интерес к грамматике, культуру общения, чувство взаимовыручки.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Занятие по теме Анаграммы.doc
Занятие  кружка  «Гимнастика для ума» Тема: Анаграммы Цель:  познакомить детей со словесными задачами по грамматике – шарада, метаграмма,  логогриф, анаграмма. Задачи:   1.Развивать логическое мышление, умение классифицировать, анализировать 2.   Развивать  речь, память, мобильность и творческую самостоятельность учащихся,  соединяя игровую и обучающую формы деятельности   3.Воспитывать интерес к грамматике, культуру общения, чувство    взаимовыручки; Оборудование:  магнитная доска,  мультимедийный  проектор, экран, презентация. I Организация  занятия.    Загадка:       Черные, кривые, От рождения немые.  А как только встанут в ряд Сразу вдруг заговорят. II.Вступительное слово:  Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы собрались на занятие по  занимательной  грамматике. Тема: «Анограммы» ­Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить ?  Мы с вами знаем с уроков русского языка, что такое загадка. Кто помнит, что такое  загадка?  ( В загадке приводятся различные сравнения предмета, явления. Эти сравнения помогают  догадаться, отгадать о чем идет речь. Отгадка – слово, его смысл, его значение должны  оставаться неизменными). Как вы думаете, кроме загадок существуют другие словесные задачи? Да, конечно их много. С некоторыми из них сегодня я хочу познакомить. И так, давайте мы с вами отправимся в путешествие (Включается презентация) К словесным задачам относятся шарады, метаграммы, логогриф, анаграмма и  другие задачи, основанные на каких – либо изменениях и переменах в составе загаданных  слов. III. Знакомство со словесными задачами. Словесные задачи  основаны на разделении слов на части, на перестановке или  замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и  на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений. Сегодня разберем основные виды словесных задач. Шарада – загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных  частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Например, «пар – ус»,  «вино ­ град», «бой – кот» и т.п. Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание  отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. По своему характеру шарада  ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач. И так,  давайте поиграем. 1.Начало деревом зовется,     Конец  ­ читатели мои,     Здесь в книге целое найдется,     И в каждой строчке есть они. (Буквы) 2.Первое я в удивлении восклицаю,                Второе с книжной полки я снимаю,                Когда же первое с вторым соединится,                Получится мельчайшая частица. (Атом) 3.Часть танца – слог мой первый,                Вино –мой слог второй,                На целом перевозят                Через реку бечевой. (Паром) 4. Начало – голос птицы,                Конец на дне пруда,               А целое в музее               Найдете без труда (Картина) 5.Мой первый слог – предлог,                И во втором мы проживем все лето,               А целое от нас и вас               Давно уж ждет ответа. (Задача) 6. Первый слог найдешь средь нот,                 А второе – бык несет.                 Хочешь целое найти,                Так ищи его в пути. (Дорога) 7. Мое начало есть в свинце,                 И в серебре и в стали,                 А корабли в моем конце                 Вчера к причалу стали.                 И если дружен ты со мной,                 Настойчив в тренировках,                 Ты будешь в холод, в дождь и зной                 Выносливым и ловким. (Спорт)             8. Мой первый слог найдешь тогда,                  Когда в котле кипит вода. Местоимение – слог второй.                  А в целом – школьник, столик  твой. (Парта) IV.  А теперь начнем знакомство с другим видом словесных задач – Метаграмма. И так, кто может быть знаком с такими задачами? А кто помнит, что такое Метаграмма со 2 слайда презентации?  Припоминаем. Это  хорошее упражнение для развития нашей памяти. Метаграмма – задача,  основанная на последовательном изменении в слове 1 или  нескольких букв. Это наиболее легкий вид  словесных задач, т.к. достаточно по  приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных слов, чтобы легко было  определить и все остальные слова. В метаграммах может меняться не только первая , но и  любая другая буква, например, последняя. Могут меняться и целые слоги. И так,  давайте  попробуем порешать их.               С «д» из года в год встречаем,               С «т» за ними ходит вслед,                С «п» в лесу мы замечаем,                 С «л» труду наносит вред. (Дед, тень, пень, лень.) С «г» полезное растение, С «ш» пугает нас порой, С «п» несет нам разрушение, С «в» навалена горой. (Горох, шорох, порох, ворох.) Хорошо, примерно поняли как решать метаграммы. Их существует много.  Порешаем на других занятиях. V.  Путешествие продолжается. Еще одно знакомство с другим видом словесных  задач – Логогриф . Кто знаком с  этим  видом словесных задач? Логогриф  отличается  от метаграммы  тем, что в метаграмме  1  буква  заменяется другой, а в логогрифе какая –нибудь  буква отнимается совсем, или же,  наоборот, прибавляется новая.  Например, в  слове  «плот» поставить букву «и»  после 1­ой буквы, то получится новое слово «пилот».  Давайте отгадаем  2   логогрифа, что лучше понять. 1. Я глубока и многоводна,        И ты, как все, гордишься мной,        А если букву мне прибавишь,        Я птицей сделаюсь лесной.  (Волга. Иволга.) 2. Мы резким голосом кричим И ковыляем так комично. Но вставь нам «Л», и зазвучим Тогда довольно мелодично. (Гуси.Гусли.) VI. И последнее,  завершающее на сегодняшний день знакомство с другим видом  задач словесных ­ Анаграмма . Кому знакомы эти задачи? Тогда давайте узнаем о  них. Если какое – либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово,  имеющее иной смысл, то эти слова называются – анаграммами. Например, «липа» ­  «пила». Поиграем? Да, я тоже рада вместе с вами поиграть. 1. Лежу я на земле,       Прибитая к железу,      Но буквы переставь –      В кастрюлю я полезу. (Шпала. Лапша.)               2 Читайте слева вы меня,                     И псом презлющим буду я.                     Но времени я буду счет,                     Когда прочтешь наоборот. (Кит. Крит.) VII. Итог .  Рефлекция. 1.Что нового узнали во время путешествия? 2. Какие словесные задачи известны вам? 3. А для чего их нужно уметь решать? 4. Кому понравилось занятие? Кому не понравилось?
скачать по прямой ссылке