Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»
Оценка 5

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Оценка 5
Занимательные материалы +5
docx
математика
2 кл—5 кл
13.04.2018
Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»
Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. Один из важных разделов математики – арифметика. Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел и действиях над ними. В данном конспекте отражены основные этапы развития понятия числа. Данные сведения можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях в школе, в центрах дополнительного образования.Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»
Занятие-лекция. Развитие счёта.docx
Занятие – лекция по теме: «Как человек научился считать» Цель занятия: дать детям исторические сведения о возникновении счета. Задачи: а) образовательные:     рассмотреть историю возникновения числа, какие символы   используют   для   записи   числа,   сколько   цифр   существует   ,узнать, какими цифрами мы пользуемся сегодня; б)   коррекционно­развивающие:   развитие   воображения,   восприятия, познавательного   интереса,   коррекция   мышления,   устной   речи;   повышение уровня школьной мотивации; в) воспитательные: воспитание любви к математике и истории. Оборудование:   компьютер,  проектор,  карточки   с  новыми   словами   и числами.  ХОД ЗАНЯТИЯ Ребята, сегодня мы совершим путешествие в чудесную страну – математику.  Издавна   люди   называют   математику   царицей   наук,   потому   что математика   применяется   в   различных   областях   знаний.   Один   из   важных разделов   математики   –   арифметика.   Арифметика   –   это   наука   о   числах, свойствах чисел и действиях над ними. Без чисел нет жизни. Нас каждый день интересуют разные вопросы:  «Какое сегодня число?»,  «Сколько тебе лет?»,  «Сколько у тебя друзей?» и т. д. Давным­давно,   многие   тысячи   лет   назад,   наши   далекие   предки   жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев,   разыскивая   себе   пищу.   Питались   листьями,   плодами   и   корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться   простейшими   орудиями   труда:   палкой,   камнем   или   камнем привязанным к палке. Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры,   товарищи.   А   первобытным   людям   не   у   кого   было   учиться.   Их учителем   была   сама   жизнь.   Поэтому   и   обучение   шло   медленно. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш   далекий   предок   из   множества   различных   предметов   сначала   научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих   уток   –   одну   птицу,   из   колоса   с   зернами   –   одно   зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые   наблюдения   множеств,   состоявших   из   пары   предметов   (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий   предок,  рассказывая   о   том,  что   видел   двух   уток,  сравнивал   их   с парой   глаз.   А   если   он   видел   их   больше,   то   говорил:   «Много».   Лишь постепенно человек научился выделять три предмета.  В некоторых сказках, поговорках, пословицах число три обозначает много. Русская пословица говорит: «Обещанного три года ждут», а в сказках героев отправляют – …И пошел Иван­царевич … – Куда?  – «за тридевять земель, в тридесятое царство».  Он сражается с трехглавым змеем.     Ну а затем человек сумел выделить числа четыре, пять, шесть и т.д.           Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться   на   крупных   зверей:   лося,   медведя,   мамонта.   Охотились   наши предки   большими   группами,   иногда   всем   племенем.   Чтобы   охота   была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников – за берлогой медведя, четырех с рогатиной – против берлоги, трех – с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще  не   было,  он  показывал   число   на  пальцах.  Тогда   старые   методы  счета вытеснил   новый   –   счет   по   пальцам.   Пальцы   оказались   прекрасной вычислительной   машиной.   Так,   например,   желая   обменять,   сделанное   им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала  – Сколько?( ­5). Две означали сколько? ( – 10).  Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. – Две руки и одна нога  сколько? (– 15). – Две руки и две ноги сколько? ( – 20). Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. С того далекого времени, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать, пошло это выражение:  «Знаю, как свои пять пальцев». Пальцы   были   первыми   изображениями   чисел.   Очень   сложно   было складывать   и   вычитать.   Загибаешь   пальцы   –   складываешь,   разгибаешь   – вычитаешь. Трудно   человеку   было   прокормиться,   занимаясь   охотой   и собирательством. Он развивался, искал другие, более легкие пути выживания. Человек начал возделывать землю, приучать животных. С   развитием   скотоводства   и   земледелия   люди   все   чаще   начали сталкиваться с большими числами, запоминать которые стало трудно. Нужно было придумать, как их записать. В разных странах и в разные времена это делалось по­разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.  В   Древнем   Египте   числа   первого   десятка   записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы. У   древних   греков,   например,   вместо   цифр,   были   буквы.   Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” ­ это один, “Б” ­ два, “В” – три и т.д. У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами.       ­ Ребята, мы с вами уже  знакомы с  римскими цифрами. Где их можно встретить? Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы.  Один   –   это   один   палец;   два   –   два   пальца;   пять   –   это   пятерня   с отставленным   большим   пальцем;   шесть   –  это   пятерня   да   еще   один   палец, десять – две пятерни. Числа составлялись по правилу: Если меньшее число стоит слева от большего, то вычитаем.  Если меньшее число стоит справа от большего, то прибавляем.    Так выглядели древние китайские цифры. ФИЗМИНУТКА Наши     современные   цифры   пришли   к   нам     из   Индии   через   арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме. Написание арабских цифр состояло из отрезков прямых линий, где количество   углов   соответствовало   величине   знака.   Вероятно,   кто­то   из арабских математиков когда­то предложил идею ­ связать числовое значение цифры с количеством углов в ее написании.    Посмотрим на арабские цифры и видим, что  0 ­ цифра без единого угла в начертании.  1 ­ содержит один острый угол.  2 ­ содержит два острых угла.  3 ­ содержит три острых угла (правильное, арабское, начертание цифры получается   при   написании   цифры  3  при   заполнении   почтового   индекса   на конверте).  4   ­   содержит   4   прямых   угла   (именно   этим   объясняется   наличие «хвостика»   внизу   цифры,   никак   не   влияющего   на   ее   узнаваемость   и идентификацию).  5 ­   содержит  5  прямых   углов (назначение   нижнего   хвостика  ­   то   же самое, что у цифры 4 ­ достройка последнего угла).  6 ­ содержит 6 прямых углов. 7 ­ содержит 7 прямых и острых углов (правильное, арабское, написание цифры   7   отличается   от   приведенного   на   рисунке   наличием   дефиса, пересекающего   под   прямым   углом   вертикальную   линию   посередине (вспомним, как мы пишем цифру 7), что дает 4 прямых угла и 3 угла дает еще верхняя ломаная линия).  8 ­ содержит 8 прямых углов.  9   ­   содержит   9   прямых   углов   (именно   этим   объясняется   столь замысловатый нижний хвостик у девятки, который должен был достроить 3 угла, чтобы общее их число стало равно 9.     Из арабского языка  пришло и слово "цифра"    (по­арабски "сыфр"), означающее буквально "пустое место". Это слово применялось для названия знака пустого разряда, и этот смысл сохраняло до XVIII века, хотя еще в XV веке появился латинский термин "нуль" от латинского слова «нулла» ­ ничто.  Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.  Изобретение   нуля   считается   одним   из   важнейших   математических открытий.   При   новом   способе   записи   чисел   значение   каждой   написанной цифры стало прямо зависеть от позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.      Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в середине века широко распространилось по всей Европе. Была даже целая наука – нумерология, в которой каждое имя имело свое число, получаемое при переводе букв имени в цифры.     У некоторых народов есть числа “плохие” и “хорошие”. ­ Какое вы знаете плохое число? Считается, что число 13 приносит несчастье.  Цифру 7 всегда связывали с понятием везения (удачи). Иногда эту цифру называют знаком ангела. Семь считали магическим, священным числом. Это объяснялось еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, запахи, вкус, звуки) через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот). Цифру 7 связывали с небом,  Например, 7 звезд в созвездии Большой Медведицы. Нередко,   приписывая   числу   7   таинственную   силу,   знахари   вручали больному   семь   разных   лекарств,   настоянных   на   семи   разных   травах,   и советовали пить семь дней. Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках “Белоснежка и семь   гномов”,   “Волк   и   семеро   козлят”,   “Цветик­семицветик”;   в   мифах древнего мира. В речи употребляются пословицы и поговорки типа: Еще многие числа имеют свое магическое значение: 8   ­   это   число   древние   люди   считали   воплощением   надёжности, доведённой до совершенства. Разделённое пополам, оно имеет равные части (4 и 4). Если его ещё раз разделить, то части тоже будут равными (2, 2, 2, 2). Таинственную   силу   приписывают   числу   9:   в   одни   времена   добрую,   в другие – недобрую. «У девяти не будет пути», ­ говорили в древности. Эти поверья возникли, вероятно, тогда, когда пределом счёта было число 8, а за ним – что­то таинственное, странное. В русских народных сказках действие часто   происходит   в     «тридевятом   царстве,   тридесятом   государстве»,   за «тридевять земель» и.т.д. Вот и подходит к концу наше увлекательное путешествие. Надеюсь, всем было интересно и полезно. А сейчас давайте ответим на вопросы и подведем итог нашему занятию: ­ Почему, по какой причине возникли числа?  Числа возникли из практических нужд человека. ­ При помощи чего записывают числа?  Числа записывают с помощью десяти цифр. ­ Какими цифрами мы пользуемся?  На уроках мы используем арабские цифры ­ Какую роль сыграли числа в развитии человечества?  Числа сыграли большую роль в развитии человечества.

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»

Занятие-лекция по теме: «Как человек научился считать»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2018