занятие "Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну..."

  • Мероприятия
  • docx
  • 30.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций и сегодня мы будем говорить о конфликте, выясним, что это такое, каковы его возможные причины и эмоции.
Иконка файла материала Мудрый человек всегда найдет способ не начать войну.docx
Министерство образования Саратовской области государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида г.Балаково»  Открытое занятие по конфликтологии «Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну…» Подготовили:Педагог – психолог Меренкова Ю.Н Социальный педагог Панасенко Е.В.Цель: обучить способам разрешения и предупреждения конфликтов. Задачи: 1. Закрепить знания о понятии «конфликт» 2. Способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для разрешения конфликтов. 3. Отработать модель поведения в конфликтной ситуации. Ход занятия I Вводная часть ­   Здравствуйте,   ребята.   Школа   –   это   пространство,   где   каждый   день встречаются   сотни   людей   ­   детей   и   взрослых.   Немудрено,   что   в   их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций и сегодня мы будем говорить о конфликте, выясним, что это такое, каковы его возможные причины и эмоции. Тема нашего занятия «Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну…». II Основная часть 1. Что  такое конфликт   в  вашем   понимании?    (Выслушать   названные слова: злость, ненависть, ссора, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа и т.д.).  Как   видите,   каждый   понимает   конфликт   по­разному.   В   переводе   с латинского означает “столкновение”, а с точки зрения психологии Конфликт – явление,   возникающее   в   результате   столкновения   противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.  Эта   проблема   наиболее   актуальна   именно   в   вашем,   в   подростковом возрасте, который характеризуется вступлением в новую, взрослую жизнь.  Вы уже знаете по себе, что  подростки очень ранимы, обидчивы, стремятся во чтобы то ни стало отстоять свою точку зрения; при этом им не хватает жизненного опыта, они не умеют вести себя в сложных ситуациях.  2. Притча. Мудрецы и слон Давным­давно   в   маленьком   городе   жили­были   шесть   слепых   мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его».  «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул   четвертый.   «Нет,   нет,   —   закричал   пятый,   —   слон,   как   высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот.   «Вы   все   неправы,   —   сказал   он,   —   слон   похож   на   змею».   –«Нет,   на веревку!»   «Змея!»   «Стена!»   «Вы   ошибаетесь!»   «Я   прав!»   Шестеро   слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. ­  Как вы думаете, что лежит в основе этого конфликта? (на доску вывешивается плакат с причинами конфликтов)  3. Упражнение “Рисунок вдвоем”. Класс   делится   на   пары.   Каждая   пара   получает   лист   бумаги.  С   этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему. Готовые рисунки обсуждаются по принципу, “почему нарисовали именно это”,   “кто   что   рисовал”,   “как   вам   рисовалось”   и   т.   д.   Выясняется,   что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по­разному: кто­то “рвался в бой”  и   рисовал   сам,  игнорируя   партнера;   кто­то   пытался   угадать   намерениядругого и предложить свои идеи, кто­то равнодушно рисовал “по очереди”, а кто­то вообще отдал рисунок на откуп напарнику. Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не   совпадают   с   интересами   другого   человека   (а   именно   так   возникает конфликт!),   можно   вести   себя   совершенно   по­разному,  терпение   и   мудрость помогают нам избежать или решить конфликт. 4. Тест «Конфликтная ли вы личность?» 1. В общественном транспорте начался спор. Вы: 4) не вмешиваетесь;  2) высказываетесь кратко;  0) активно вмешиваетесь.  2.Можете ли вы в приступе ярости разбить посуду? 4) Нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко.  2) Ну, если меня спровоцировать, то безусловно.  0) Да, это возможно. 3.      Часто ли спорите с друзьями: 4) нет;  2) лишь по принципиальным вопросам;  0) да. 4.      Как вы реагируете на нарушение очереди: 4) молчу;  2) делаю замечание; 0) прохожу вперед и наблюдаю за порядком. 5.      Недосоленное блюдо. Ваша реакция: 4) промолчите; 2) досолите сами;  0) откажетесь от еды.6.      Вам наступили на ногу. Вы: 4) промолчите;  2) сделаете замечание; 0) выплесните все свои эмоции. 7.      Вам не нравится подарок. Вы: 4) промолчите;  2) тактично прокомментируете;  0) устроите скандал. 8.      Не повезло в лотерее. Вы: 4) равнодушны;  2) не скрываете досаду;  0) надолго теряете равновесие. Ключ к тесту: а) 4 балла; б) 2 балла; в) 0 баллов. 22–32 балла. Вы   тактичны   и   миролюбивы,   ловко   уходите   от   споров   и   конфликтов, избегаете критических ситуаций.  12–20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и все другие средства исчерпаны.  До 10 баллов. Споры и конфликты – это воздух,  без которого вы не можете  жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, «можете съесть живым».  5. Ребята, а как вы думаете, как можно разрешить конфликт, или вообще не допустить его? (ответы учащихся, запись на ватмане:уступка, шутка, договор, отвлечься, успокоиться, промолчать, отложить на болеепозднее время, не переходите на личности, по­настоящему работать над решением проблемы.). А на это способен только мудрый человек. ­ А разрешить конфликт Вам поможет следующий алгоритм:  1 шаг: Почему? (причина конфликта) 2 шаг: Зачем? (какова цель, чего хотят добиться) 3 шаг: Как? Каковы варианты решения? 4 шаг: Что? Какое решение устроит всех. ­ Прежде чем мы приступим к разбору ситуаций, предлагаю вам выбрать один из 4­х цветов. Итак, те кто выбрал красный и фиолетовый цвет­ сядьте за 1 парту. А   те,   кто   выбрал   зеленый   и   синий­   за   2   парту.   Ребята,   это   был   небольшой психологический   тест   на   эмоциональное   состояние.   Синий   и   зеленый   цвет характеризует   спокойное   состояние,   уверенность   в   себе.   Красный   и фиолетовый­   тревожность,   агрессивность,   состояние   стресса.   При   помощи небольшого теста, мы смогли разделиться на 2 группы. Ситуации: (раздаются карточки каждой группе)  Ты дал другу свой мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, чтобы позвонить. Когда вернулся в класс корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефона оказался разбит.  Ваш   одноклассник   вчера   занял   у   вас   30   рублей   и   обещал   вернуть   на следующий день. Вы понадеялись на его честность и сегодня денег с собой не взяли.6.   Упражнение «Чаша спокойствия» Цель: бережное и внимательное отношение друг к другу. Я предлагаю вам по очереди передать друг другу эту чашу, которая наполнена водой до краев так, чтобы не уронить ни одной капли. ­ Сложно ли было передавать переполненную чашу? Вот так и в жизни бывает, когда   чаша   конфликта   уже   переполнена,   самое   главное   найти   в   себе   силы сохранить спокойствие, терпимость, быть мудрым, чтобы не начать конфликт. III Заключительная часть.   Что вы узнали нового?  Как вы поняли тему занятия?

Посмотрите также