Интеграция: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Интегрированные цели:
Расширять, углублять знания детей об уникальном, самом глубоком озере; познакомить детей с картой Байкала (местонахождение, расположение); учить находить Байкал на карте мира, формировать представление о населенных пунктах.Приобщать детей к культурным ценностям (легендам, стихам, песням, загадкам) Развивать личность, осознающую ответственность за озеро Байкал. Отражать в рисовании эмблемы характерные для нашего района элементы: Байкал, рыба, соболь, чайка и др.Воспитывать у детей чувство гордости за то место, где мы живем, желание сохранять красоту и богатство нашего родного края, Байкала.
Словарная работа: географическая карта, священная жемчужина, молодой месяц; Приморский,
Байкальский, Баргузинский хребты; Селенга, Ангара, Енисей - реки; эмблема
Оборудование для занятия: географическая карта мира, России, карта Байкала, грамзапись "Славное море - священный Байкал", иллюстрации с видами Байкала, листы бумаги, цветные карандаши
Ход: Дети отгадайте загадку:
Море есть - плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя
Что это? Правильно, это географическая карта нашей планеты Земля. Давайте найдем на ней нашу страну Россия. Озеро Байкал, где мы живем. Сибирь. Иркутск. Улан-Удэ. А наш поселок, Новый Уоян? Как вы думаете почему на карте нет нашего поселка, а сам Байкал такой маленький? *i+ответы детей*/i+Но несмотря на то, что Байкал такой маленький, он известен всему миру, о нем знают все люди, слагают песни, стихи, сказки, легенды. Послушайте песню: "Славное море - священный Байкал"
О эти царственные воды,
И эти горы в сизой мгле,
Байкал - жемчужина природы,
Да будет вечен на земле!
Ребята, вы достаточно много знаете о Байкале, а сегодня я хочу познакомить вас с картой Байкала, где он находится, как располагается, какие города построены на его берегах, какие реки и горы. Вот одна из карт Байкала. На самом деле Байкал - очень большое озеро. Какую форму оно имеет?
Форму молодого месяца. Расположено озеро в нашей стране - России, в красивом и богатом краю - Сибири, с одной стороны Иркутская область, с другой - Бурятия (показ) Находим на карте города: Иркутск, Ангарск, Байкальск, Слюдянку, Култук, Улан-Удэ, Северобайкальск. Байкал со всех сторон окружают горы, порой они подходят к самому берегу, то удаляются от него (показ): Приморский хребет. Байкальский хребет. Баргузинский хребет. Между гор, по хребту несут сои воды в Байкал горные реки и ручьи. Самая большая из них река Селенга (показ), и единственная река Ангара вытекает из озера Байкал. В старину люди сложили легенду о Байкале, его дочери Ангаре и красавце богатыре Енисее, ее пересказал нам писатель М. Сергеев. ( чтение произведения – легенда «Море синее – Байкал») А сейчас мы прогуляемся по берегу Байкала.
Физкультминутка «Прогулка на Байкале»:
На прогулку мы пойдем, на Байкале отдохнём.
Справа камни на берегу,
Слева волны Байкала плывут.
Мы на берегу зарядку делаем
Прыгаем, бегаем,
Камешки в воду бросаем. На Байкале тишина и покой,
И нам пора домой.
А сейчас у нас игра , называется она «Города, реки, горы» ( бросаю мяч, говорю: «Город «У», - ребенок называет и т.д.)
Байкал относится к природным чудесам света. Как вы думаете, почему ему дали такое почетное звание? ( Байкал самое древнее и глубокое озеро на Земле. В нем живут такие животные и растения, которых нигде нет. Живописные горы, степи, острова, окружающие Байкал – красота, неповторимость и величественное зрелище!
Как хорошо, что у нас есть Байкал!
Мы должны гордиться этим!
Но все чаще люди стали обижать батюшку Байкал: деревья рубят на его берегу, рыбу ловят больше, чем могут съесть, отравляют воду заводами, засоряют мусором берега. Давайте сегодня нарисуем эмблему Байкала – покажем в своих рисунках, как красив наш Байкал, как богат. И мы все должны защищать и охранять эту красоту и богатство. Покажем свои эмблемы взрослым и напомним им, что:
О эти царственные воды,
И эти горы в сизой мгле,
Байкал – жемчужины природы, Да будет вечен на земле!
Мы любим дочь твою беглянку,
Она милее наших рек,
Да не разрушит, не утратит
Твое сиянье человек!
Когда здоров ты – мы здоровы.
Когда ты болен – мы больны. Так будь же вечен и прекрасен
Байкал – жемчужина страны!
Рисование эмблемы.
Сегодня мы познакомились с картой Байкала. Что интересного, нового вы узнали? (ответы) Занятие наше заканчивается, но впереди нас жду встречи с живой водой Байкала!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.