Экологическая игра "Мы юные защитники природы" 1-4 класс (включительно)
( на основе фото и видеоматериалов по промышленному воздействию человека на природу (результат добычи полезных ископаемых, карьеры)
Методические материалы: Технологическая карта, организация работы в группах, дидактические пособия и материалы, подробное описание деятельности педагога и детей
Технологическая карта занятия по экологии Мы-юные защитники природы.doc
«Мы-юные защитники природы»
Экологический классный час
Комплексная программа
деятельности классного руководителя
МБОУ СОШ р.п. Многовершинный
Николаевского муниципального района
Хабаровского края
Тимофеевой Марины Анатольевны
« Школьный калейдоскоп»
блок
«Родные просторы»
модуль
«Экология и я» 2016 г.
Перспективный план реализации
комплексной программы деятельности классного руководителя
« Школьный калейдоскоп»
Цель
в
о
с
е
р
е
т
н
и
Блок
» создание условий для развития
творческих художественных
способностей, эстетического вкуса,
креативности мышления,
раскрепощения каждого ребенка в
детском социуме.
а
г
у
д
а
Р
«
» Использование оптимальных средств
и методов сохранения и укрепления
здоровья учащихся ,создание
наиболее благоприятных условий для
формирования у школьников
отношения к здоровому образу жизни
я
ь
в
о
р
о
д
з
а
к
у
б
з
А
«
а
х
е
п
с
у
а
л
о
к
Ш
«
» Создание условий для оптимизации
общения в сфере « ребенок
–«взрослый» и « ребенокребенок» ,
оказание помощи детям младшего
школьного возраста в регуляции
собственного поведения и выражения
переживаний.
и
л
у
д
о
м
1четверть
«
Творческая
мастерская
»
2 четверть
« Мир моих
увлечений»
3 четверть
« Театральные
подмостки»
4 четверть
« Страна
фантазия»
« Режим
школьника»
« Береги
здоровье
смолоду»
« Спортландия»
« День
здоровья»
« Кто я?»
« Все мы
разные»
« Студия
«Позитив»
« Минута
славы»
2 » создание условий для расширения
ы
р
о
т
с
о
р
п
е
ы
н
д
о
Р
«
природоохранного опыта учащихся,
включения их в созидательную
деятельность , направленную на
решение экологических проблем
родного поселка.
« Мой край» « Мой
поселок»
« Музей школы» « Экология
и Я»
Классный час проводится в рамках реализации блока краеведческого направления «Родные просторы», целью которого является
создание условий для расширения природоохранного опыта учащихся, включения их в созидательную деятельность, направленную
на решение экологических проблем родного поселка.
Цель: создание условий для формирования основ экологической культуры, развития коммуникативных, творческих способностей
детей и включение в самостоятельную творческую деятельность экологической направленности.
Задачи:
1. Экопросвещение младших школьников;
2. Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края;
3. Формирование основ духовнонравственной культуры и умения давать нравственную оценку отношения людей к природе;
4.
Создание единого воспитательного пространства для реализации интеллектуального и творческого потенциала через
активные виды деятельности каждого ребенка в учебном сотрудничестве;
5. Развитие экологического мышления, познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий;
Оборудование:
ПК, проектор, магнитная доска ,разрезные шаблоны памяток( по количеству воспитанников в группе приложение № 3), шаблон для
коллективной памятки в форме открытой книги, 5 видов комплектов ободков с символикой групповой работы, «ромашка» с 5
лепестками («Лес»,»Речка», «Звери», «Птицы», «Жители») для выбора группы, шаблоны чернобелых снимков( по количеству
воспитанников)
Сценарий классного часа разработан на основе этапов технологии деятельностного метода обучения (автор Л.Г. Петерсон)
Сценарий
3 Деятельнос
ть педагога
Организаци
я
деятельнос
ти
воспитанни
ков
Ознакомле
ние с
тематикой
занятия,
организаци
я деления
на группы
№ Этап игры
Цель этапа
Создание
условий для
экопросвещен
ия через
активные
методы
обучения
1
Самоопределение
деятельности
Рефлексия этапа
После
выполнения на
данном этапе всех
заданий и ответив
на вопросы –
«тучка»
переворачивается
и дети открывают
составляющие
понятия экология
На 1 этапе – само
понятие
«экология» (тучка
«П» )
Приложение №
1,2
ИКТ поддержка
Слайды ( №
2,3,4,5) с
изображениями
экологических
проблем Земли
Организационны
е действия
педагога
На доске 7
тучек с
надписанными
буквами (слово
«природа»)
Соберите слово
и догадайтесь о
теме
сегодняшней
работы.
Посмотрите на
слайды (Слайд
№ 2,3,4,5) Что
происходит с
природой»
Догадайтесь, о
чем пойдет речь
на занятии?
Какие
проблемы в
настоящее
время есть у
окружающей
нас природы?
Как вы думаете,
больше всего
страдает от
экологических
проблем? (слайд
№ 6) Животные,
природа терпит
Деятельность
детей
УУД
Включение в
активную
деятельности,
анализ и синтез
информации,
использование
операций
сравнения и
соотнесения,
обобщения,
определение
способов
взаимодействия
Развитие
логического
мышления,
развитие
познавательных и
коммуникативных
УУД, умений
вести учебное
сотрудничество
Определение
тематики,
деление на
группы
Отвечая на
вопросы,
называют
основные
проблемы
экологии:
загрязнение
воды, почвы,
воздуха, среды
обитания,
животных и
человека,
гибель всего
живого
Построение
предположений
о направлении
деятельности
(научаться,
спасать
природу,
помогать
решать
4 проблемы
экологии)
Строят
предположения
о планируемой
деятельности на
занятии,
развитие
экологического
мышления
Участвуют в
обсуждении,
строят
предположения
бедствие и
просит о
помощи?
Как называется
наука
изучающая эти
проблемы? Кто
виноват в этих
проблемах?
Обоснуйте свое
мнение.
Что можем
сделать мы,
чтобы помочь
природе?
Чему мы
должны сегодня
научиться?
Итак, мы
отправляемся в
путь по
спасению
родной
природы.
Как вы думаете
легко ли будет
нам? Почему?
Хотелось ли вам
иметь
помощников в
этом нелегком
деле? Почему?
Есть такие
Слайд № 6
слайды (№7,8)с
изображениями
спасательных
операций
«ГРИНПИС»
Развитие
коммуникативных
и познавательных
универсальных
учебных
действия,
сравнение,
сопоставление
информации,
обобщение ,
планирование
дальнейших
действий
5
Активизация
познавательн
ых
способностей
через
включение
каждого
ребенка в
планирование
деятельности.
Организаци
я
наблюдени
я и
планирован
ия
природоох
ранной
деятельнос
ти
2
Актуализация
знаний
Рефлексия этапа
После
выполнения на
данном этапе всех
заданий и ответив
на вопросы –
«тучка»
переворачивается
И дети
открывают
составляющие
понятия экология На 2 этапе – Что
же такое
Экологияэто
«Спасение»
(тучка «Р»)
Приложение №
1,2
3
Постановка
проблемы
Рефлексия этапа
Создание
условий для
расширения
кругозора и
включения
Вовлечение
детей в
процесс
создания
международные
организации по
решению
экологических
проблем. Знаете
ли вы, как они
называются?
(слайд №7)Как
«Гринпис»
помогает
природе( на
материале
слайдов?)
Почему именно
зеленого цвета
символика
Всемирной
организации по
спасению всего
живого на
Земле? Нужны
ли такие
помощники
природе? (слайд
№ 8) Почему?
Хотите ли вы
вступить в ряды
в ряды?
Почему?
Во всем мире
существует
много
экологических
проблем. Какие
Называют
формы
проведения
природоохранн
ых
мероприятий
акции, флеш
мобы,
субботники,
посадка
деревьев
Отвечают на
вопросы на
знание
экологических
проблем.
Развитие
наблюдательности
, речи и
логического
мышления
Слайды( № 9, 10,
11,12,) с
фотографиями
безжизненного
ландшафта после
6 детей в
активную
природоохран
ную
деятельность
с опорой на
их
собственный
жизненный
опыт
предполож
ений и
гипотез о
месте
съемки
экологичес
кой
проблемы в
масштабе
Земли и
Космоса.
После
выполнения на
данном этапе всех
заданий и ответив
на вопросы –
«тучка»
переворачивается
И дети
открывают
составляющие
понятия экология
На 3 этапе –в чем
же нуждается
природа? в
«Защите»
(тучка «И»)
Приложение №
1,2
Организаци
знаете?
А нам сегодня
необходимо
решить еще и
одну загадку.
(слайды с № 9
по 12) Ученые
до сих пор
ломают голову,
снимки какой
планеты
оказались у них
у руках. Как вы
думаете? Чего
не хватает на
снимке, что бы
быть точно
уверенными,
что это планета
Земля?
Таких снимков
можно показать
много…
Просмотр
снимков,
видеоролика)
Понравилась ли
вам природа?
Почему?
Хотели ли бы
вы жить в таких
условиях
Не поверите, но
Это
Участвуют в
сравнении и
описании
снимков
Делают
предположения
о
происхождении
снимков с
безжизненным
пейзажем
оценивают
хозяйственную
деятельность
человека
Отвечают на
вопросы о
состоянии
природы, своем
выработки
породы Драгой
(монитором) и
Шагающими
экскаваторами
при открытом
способе добычи
рассыпного
золота
(окрестности
горной системы
Бирсалали
Николаевский
район, водораздел
реки Ул)
Анализ,
сравнение,
сопоставление,
классификация,
обобщение
информации,
выводы,
выдвигают
гипотезы,
доказывают свою
точку зрения,
развитие
логического и
экологического
мышления
Слайды № 12, 13,
7 я
обсуждени
я
экологичес
кой
проблемы,
связанной с
добычей
золота
открытым
способом
Организаци
я учебного
сотрудниче
ства
4
Первичное
решение
проблемы
Рефлексия этапа
После
выполнения на
данном этапе всех
заданий и ответив
на вопросы –
Создание
условий для
формировани
я
ответственно
го отношения
к природе
родного края
и всему
окружающем
у миру
окрестности
нашего поселка.
Добывается
золото
открытым
способом. На
земле остаются
незаживающие
безжизненные
раны. Что
нужно делать?
Как можно
решить эту
проблему?
(слайд№ 16)
Итак, станем
настоящими
спасателями
отряда
«зеленых» и
изменить мир к
лучшему.
Готовы?
Посмотрите на
слайды и
скажите, какое
у вас
настроение и
почему? А
чтобы хорошо
понять, что
просит у нас
наша природа,
давайте
понимании,
отношении к
увиденному
Анализируют
информацию,
делают выводы
14, 15
Дети выдвигают
предположения,
опираясь на
жизненный опыт
Лечить,
Спасать.
Посадить лес
Предполагают.
Соглашаются,
обосновывая
свой выбор.
Строят
предположения о
возможных
вариантах
решения
экологических
проблем своей
малой Родины –
поселка
Многовершинный.
Становятся
активными
участниками
преобразующей
деятельности.
Слайд № 16
Выступают от
лица природы,
озвучивают
варианты для
«леса», «речки»,
«зверей»,
«птиц»,
«жителей»
поселка
(озеленить,
посадить
Выполнение
операций анализа,
сравнения,
обоснование
своего мнения о
точке зрения
представителя
своей группы,
самооценка
взаимооценка,
развитие
Слайды( №1721)
для каждой
группы свой) с
видами
местности,
находящейся под
воздействием
хозяйственной
деятельности
человека
8 «тучка»
переворачивается
и дети открывают
составляющие
понятия экология
На 4 этапе –в чем
же нуждается
природа? в
«Помощь»
(тучка «Р»)
Приложение №
1,2
Организаци
я работы
по
составлени
ю памятки
5
Самостоятельная
работа над
Создание
условий для
Организует
творческую
поменяемся с
ней ролями. И
представим
себе, о чем
просит лес,
речка, звери,
сами жители
нашего поселка
Многовершинны
й ( каждой
группе
достается
задание –
написать
обращение за
помощью от
лица,
распределяются
роли выбором
задания на
«ромашке» дети
вытягивают
название группы
надевают
отличительные
ободкикороны
(Приложение №
3)
– Что чувствует
природа и как
нужно с ней
обращаться?
Так, что же мы
решили сделать,
коммуникативных
, регулятивных
универсальных
учебных действий
деревья,
освободить
речку из трубы,
вернуть в мир
красоту и др)
Участвуют в
составлении
памятки
«Помоги
природе»
Дети рисуют.
разукрашивают,
Развитие
самостоятельност
Слайды(№1721)
с видами
9 развития
творческих
способностей
и
формировани
я
регулятивных
универсальны
х учебных
действий.
работу по
созданию
коллективн
ого
коллажа из
самостояте
льно
созданных
проектов
решением
проблемной
ситуации
Рефлексия этапа
После
выполнения на
данном этапе всех
заданий и ответив
на вопросы –
«тучка»
переворачивается
И дети
открывают
составляющие
понятия экология
На 5 этапе –в чем
же нуждается
природа? в
«Заботе»
(тучка «О»)
Приложение №
1,2
6
Включение в
систему знаний
Рефлексия этапа
Создание
условий для
приобретения
практических
Организаци
я работы
по
чтобы наша
Земля опять
стала
прекрасной для
всех ее жителей.
Организация
работы по
разработке
проектов
«Какой я вижу
природу вокруг
моего поселка в
будущем»
Какой вы
хотите видеть
природу? (за
основу взяты
чернобелые
контуры
фотоснимков
окрестностей
поселка
Многовершинны
й,
использующихс
я на начальном
этапе
постановки
экологических
проблем
Теперь мы
знаем, как
нужно
обращаться с
и, творческих
способностей,
умения
планировать свою
деятельность
местности, с
недостающими
составляющими
ландшафта
(деревья,
кустарники, цветы
и пр.)
(на слайде №
22)представлены
разные виды
окрестностей
поселка)
добавляют
недостающие
объекты
природы
(деревья,
кустарники,
цветы, птиц и
пр.) планируют
пространство,
обосновывают
собственный
выбор
Защита
проектов
«Береги
природу»
Дети выдвигают
версии своих
пожеланий:
посадить
Участие в
рефлексии
деятельности,
развитие
Слайд ( №23) с
фотоснимками
пейзажей
окрестностей
10 навыков
планирования
природоохран
ной
деятельности
составлени
ю
коллективн
ой памятки
«Берегите
природу»
После
выполнения на
данном этапе всех
заданий и ответив
на вопросы –
«тучка»
переворачивается
И дети
открывают
составляющие
понятия экология
На 6 этапе – в
чем же, самом
главном ,
нуждается
природа? в
«Охране»
(тучка «Д»)
Приложение №
1,2
Создание
условий для
формировани
я основ
экологическо
й культуры
7
Рефлексия
деятельности
После
выполнения на
данном этапе всех
заданий и ответив
на вопросы –
«тучка»
переворачивается
Организует
обобщение,
рефлексив
ную оценку
деятельнос
ти на
занятии,
работу по
развитию
регулятивн
природой,
чтобы остались
довольными и
счастливыми и
лес, и речка, и
звери с
птицами, и
человек.
Давайте
составим
коллективную
памятку для
тех, кто хочет
помогать
природе.
Каждый из вас
пусть напишет
совет, который
вы можете дать
другим, что
нужно сделать,
чтобы природа
стала
прекрасной?
Какое
настроение
было у вас в
начале занятия
и в конце?
Почему?
Какими делами
мы можем
помочь
природе?
поселка
Многовершинный
логического
мышления,
творческого
воображения,
рефлексия
деятельности,
развитие
коммуникативных
навыков.
выдвижение
предположений,
высказывание
собственной
точки зрения
деревья, не
устраивать
пожаров,
посадить
кустарники,
засеять цветами,
не мусорить, не
раскапывать
трактором, не
оставлять
брошенной, не
шуметь,
соблюдать
тишину, не
пугать зверей и
пр.
Пишут свои
пожелания и
наклеивают на
общий плакат
Отвечают на
вопросы:
Настроение
изменилось в
лучшую
сторону, т.к.
нашли способы
охраны и
защиты природы
и составили
Размышляют,
строят
предположения,
обосновывают
свое мнение,
делают выводы в
опоре на понятия,
входящие в
экологическую
деятельность
На слайде
(№ 24,25,26, 27)
природоохранные
мероприятия
школьников –
посадка деревьев,
уборка
территории,
озеленение
11 и дети
открывают
составляющие
понятия экология.
На 7 этапе – Что
важно делать
людям, чтобы
природа могла
радовать нас и
после того, как
добывали
полезные
ископаемые?
«Восстановление»
(тучка «А»)
Приложение №
1,2
ых УУД
человека,
собственную
оценивают
деятельность,
используют
полученную в
деятельности
информацию для
планирования
дальнейших
действий
(слайд №24,25
26)
Как вы
сможете
объяснить дома
своим родным,
что такое
экология?
(слайд № 27)
Можем ли мы
носить звание
«Юные
защитники
природы?
Почему?
проект
восстановления
лесов и рек
своего поселка
Можем
называть себя
защитниками
природы,
потому что
узнали какой
урон может
нанести человек
и составили
памятку как
беречь природу.
Мыюные
защитники
природы!
1. Включение в активную познавательную деятельность экологической направленности.
2. Повышение уровня экологической культуры.
3. Приобретение социального опыта преобразующей деятельности через учебное сотрудничество.
Планируемые результаты:
Приложение № 1
Лицевая сторона рефлексивных символов
12 Р
И
Р
О
Д
А
П
Приложение № 2
Обратная сторона рефлексивных символов
Экология
Забота
Охрана
Восстановл
ение
Защита
Помощь
Спасение
Пояснение: для каждой из групп заготавливаются ободкикороны с символами группы «Лес» деревья, «Птицы» птицы,
«Жители» силуэты девочек и мальчиков, «Речка» рыба, «Звери» силуэты лесных животных.
Приложение № 3 Символы принадлежности к группе
Приложение №4 Шаблон памятки
13 Памятка «Помоги лесу»
Памятка «Помоги Речке»
Памятка «Помоги Зверям»
Памятка «Помоги Птицам»
Памятка «Помоги жителям»
Мне больно, потому что
Я прошу
Я мечтаю
Мне больно, потому что
Я прошу
Я мечтаю
Нам больно, потому что
Мы просим
Мы мечтаем
Нам больно, потому что
Мы просим
Мы мечтаем
Нам больно, потому что
Мы просим
Мы мечтаем
Библиография:
1. Фотографии личного архива (2015 год)
2.
images.ru/
14
Занятие по экологии "Мы- Юные защитники природы"
Занятие по экологии "Мы- Юные защитники природы"
Занятие по экологии "Мы- Юные защитники природы"
Занятие по экологии "Мы- Юные защитники природы"
Занятие по экологии "Мы- Юные защитники природы"
Занятие по экологии "Мы- Юные защитники природы"
Занятие по экологии "Мы- Юные защитники природы"
Занятие по экологии "Мы- Юные защитники природы"
Занятие по экологии "Мы- Юные защитники природы"
Занятие по экологии "Мы- Юные защитники природы"
Занятие по экологии "Мы- Юные защитники природы"
Занятие по экологии "Мы- Юные защитники природы"
Занятие по экологии "Мы- Юные защитники природы"
Занятие по экологии "Мы- Юные защитники природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.