Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)
Оценка 4.8

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
07.08.2019
Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)
Целью данного урока является формирование у детей представлений о различных формах рельефа, выявлении их существенных признаков и причин разнообразия. Урок изучения новой темы проведён в виде путешествия по России. Достижению поставленных целей и задач способствовало разнообразие методов: словесные (рассказ, беседа), наглядные (технические средства), практические (работа с картой). Дети узнали одну из легенд о неповторимых по красоте горах Кавказских Минеральных Вод в обработке карачаевского поэта и прозаика Муссы Батчаева (региональный компонент).
Конспект урока Равнины и горы России.doc
Тема урока: «Равнины и горы России».  Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: Сформировать у учащихся представление об основных формах рельефа ­ равнинах и горах.  Задачи урока: 1.Познакомить с равнинами и горами на территории России. 2.Развивать познавательную активность детей, умение работать самостоятельно, в группах, умение наблюдать, обобщать, делать выводы, работать с картой. 3.Воспитывать любовь к природе родной страны, края Планируемые результаты Предметные:  иметь представление о горах, равнинах, плоскогорьях;  характеризовать формы земной поверхности;  различать холмистые и плоские равнины, старые и молодые горы;  находить и показывать изучаемые географические объекты на карте. Метапредметные:  определять   учебную   задачу   урока,   стремиться   её   выполнять   и   оценивать степень её достижения;  извлекать необходимую информацию при работе в группе, готовить краткие сообщения о географических объектах;  формулировать собственные высказывания;  работать   с   контурной   картой,   подписывать   на   ней   названия   изученных географических объектов. Личностные:  оценивать собственную учебную деятельность;  проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России. Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Равнины и горы                              России», физическая карта России, контурные карты для                             учащихся, карточки для индивидуальной работы и работы в                             группах. 1 Ход урока Слайд 1 1.Организационный момент. Слайд 2 ­ Начать урок я бы хотела с четверостишья, послушайте его внимательно. Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете  2.Сообщение темы и целей урока. Нет  страны её родней! ­ Почему в целом свете нет родней страны?  ­ Россия – это наша Родина, страна, в которой мы живём. Это наш дом, который      невозможно не любить. ­ Мы приступаем к изучению нового раздела «Природа России». Узнаем, как живут люди,   какие   растения   и   животные   хотят   познакомиться   с   нами,   увидим,   как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. Сегодня я приглашаю вас   в   путешествие   по   нашей   великой   стране.  А   что   мы   будем   изучать   в путешествии,   вы   узнаете,   вставив   пропущенные   буквы   в   слова.   Каждая   точка, соответствует пропущенной букве. Слайд 3                                                Р..Н.Н. и Г.Р. Слайд 4 ­ Верно, это равнины и горы России. Мы пройдем по стране, изучая её, с востока на запад и с севера на юг. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность. 3. Актуализация знаний. Слайд   5    ­   Посмотрите   на   физическую   карту.     Давайте   повторим   условные обозначения.  Слайд 6 Начнём с цветов. А почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша.)  ­ Какие цвета вы видите на карте России?  (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек.) ­ Давайте разберёмся в этой цветовой гамме. ­  Главная линия – это уровень моря, она из всех линий сплошная, а остальные    пунктирные. ­  Что   находится   ближе   всего   к   уровню   моря? (Ближе   всего   находятся низменности, на карте они имеют зелёную окраску.)  2 ­   Что   находится   выше? (Возвышенности   и   горы,   у   них   жёлтая   окраска   и коричневая.) ­  С цветовой гаммой мы разобрались.  4.Введение новых знаний. Постановка учебной проблемы.   ­ По формам земной поверхности мы выделили два вида – равнины и горы, а в диаграмме по высоте над уровнем моря мы видим пять цветов.   ­ Что можно сказать о высоте равнин, гор?  ­ Какой возникает вопрос? ­ Какие есть гипотезы? ­ А только ли высотой над уровнем моря отличаются эти земные поверхности?  ­ Каждый цвет, т.е. объект, нам нужно исследовать, чтоб понять их особенности, их различия. (Виды равнин, гор) Слайд 7­11     Поиск решения проблемы. Слайд 12    Работа в группах (5мин.) Детям раздается материал для изучения. Они готовят выступление от группы. План работы в группах (получает каждая группа) 1.Читаете, изучаете. 2.Выделяете отличительные признаки. 3.Рассказываете, представляете свой объект классу. ­ Итак, начнём наше путешествие по России. У нас есть спутник. Узнайте его! Слайд 13     Доброе, хорошее на всех людей глядит,                    А людям на себя глядеть не велит.   ­   Конечно,   это   солнышко.   Солнышко   будет   с   нами   путешествовать   по   нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками.   ­ Где встаёт солнце?  ­ С востока нашей страны мы и начнём наше путешествие.   ­ Мы с вами на востоке России,  на полуострове Камчатка.  5. Изучение нового материала Слайд 14   /Сообщение   1группы.   Проверка   первичного   восприятия.   Фиксирование   на контурной карте/. Слайд 15 Полуостров Камчатка расположен с севера на юг. По всему полуострову проходят   горы.   Они   очень   интересные,   так   как   на   них   28   действующих вулканов.   Во   время   извержений   столбы   газов   и   вулканической   пыли поднимаются   в   высоту   до   20   км!   Вулканы   Камчатки   –   это   Всемирное природное наследие России.  Слайд 16 3 Вулкан   Ключевская   Сопка   извергается   каждые   6­7   лет,   извержение   он   снова   « продолжается   несколько   месяцев.(15   октября   2008   года   проснулся»). Высота этого вулкана 470 м. На карте используются все три цвета: зеленый, желтый, коричневый. Слайд 17 ­ Наше солнце остановилось над Средне­Сибирским плоскогорьем.  /Сообщение   2группы.   Проверка   первичного   восприятия.   Фиксирование   на контурной карте/. Слайд 18­19 Среднесибирское   плоскогорье   расположено   к   востоку   от   Западно­ Сибирской   равнины.   Это   равнина.   Здесь   преобладают   возвышенные пространства   с   плоской   поверхностью   и   довольно   крутыми   склонами, напоминающие горную местность.      Слайд 20 Отсюда   название   –   «плоскогорье».   Плоскогорье   –   это   плоская   гора.   В словаре   Ожегова   «Плоскогорье   ­   место   с   равнинной   и   холмистой поверхностью,   лежащее   высоко   над   уровнем   моря».   Равнины   составляют большую часть территории. Поэтому   на  этом  участке  карты  используются   3  цвета:  коричневый, желтый и зеленый. Слайд 21 ­А теперь отправляемся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири в горы Алтая и Саян.  /Сообщение 3группы. Проверка первичного восприятия. Фиксирование на контурной карте/. Слайд 22 На   юге   Сибири   расположены   горы   Алтай   и   Саяны.   Они   славятся   своей красотой, богатством, живой природой.  Слайд   23  Алтай   тоже   включен   в   список   Всемирного   наследия   природы,   а слово «Алтай» означает «золотой». Эти горы очень высокие.  Слайд 24 На Алтае есть гора Белуха. Её высота 4506 м. Эти горы изображены на карте темно­коричневым цветом.  Западно­Сибирская   равнина. Слайд   25  ­   Продолжим   наше   путешествие. /Сообщение   4группы.   Проверка   первичного   восприятия.   Фиксирование   на контурной карте/. Слайд   26  Западно­Сибирская   равнина   занимает   большую   территорию.   Это огромная   низменность,   её   поверхность   очень   ровная,   её   называют   «плоская равнина». Это самая низкая и огромная равнина земли.  Слайд 27Большая часть её  территории ­ это болота. По равнине течет много рек. Почему же на равнине много болот? Если провести опыт, и вылить на плоскую   поверхность   стола   воду,   то   сразу   же   найдется   ответ.   Куда   же 4 делась вода со стола? (Растеклась по столу). Вот и вода, выпавшая  в осадках появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть её проникает вглубь земли. Так появляются болота. Почти   половина   территории   лежит   ниже   100   м   над   уровнем   моря. Средняя высота равнин всего 120 м. Окрашена она на карте в зеленый цвет. Значит это низменность. Слайд 28­ Продолжим двигаться за солнышком на запад. Уральские горы  /Сообщение   5группы.   Проверка   первичного   восприятия.   Фиксирование   на контурной карте/. Уральские горы протянулись с севера на юг через всю страну. В старину их   называли   «Каменный   пояс   Земли»,   потому   что   они  как  бы   опоясывают страну, отделяя европейскую часть от азиатской, то есть материк Евразию на  Европу  и Азию. Слайд 29Уральские горы называют «старыми», потому что форма их стала плосковершинной, то есть вершины невысокие и неострые, склоны пологие. Слайд 30­31 Самая высокая гора – Народная, её высота 1895 м.  Для сравнения г.Белуха на 2611 м выше г.Народная. Эти   горы   знамениты   тем,   что   там   добывали   издавна   чудесный поделочный камень малахит и драгоценный камень изумруд.  На карте горы имеют окраску коричневую и желтую, темно­коричневого цвета почти нет, как на Алтае. Слайд   32­   Для   охраны   минеральных   богатств   Урала   в   1920   году   был   создан Ильменский заповедник. /рассказ о заповеднике/ Физминутка. Слайд 33­ Восточно­Европейская равнина  /Сообщение   6группы.   Проверка   первичного   восприятия.   Фиксирование   на контурной карте/. Слайд   34  Восточно­Европейская   равнина   или   Русская   равнина   величайшая   в мире.   Её  площадь   превышает  5  миллионов  квадратных  км.  На  поверхности есть низменности, возвышенности, много холмов. Такие равнины называются холмистыми.  оо Протяжённость с запада на восток достигает 1600 км, а с севера на юг —   2400 км.   Б льшая   часть   территории   Восточно­Европейской   равнины лежит ниже 200 м над уровнем моря; высшая точка — 343 м — находится на Валдайской возвышенности. Слайд   35  На   карте   она   изображена   светло­зелёным   цветом   и   на   ней,   как заплатки, пятна желтого цвета.  ­А сейчас держим путь на юго­запад в горы.  Слайд 36 Это Кавказские горы  5 /Сообщение   7группы.   Проверка   первичного   восприятия.   Фиксирование   на контурной карте/. Слайд   37  Кавказские   горы   –   это   самые   высокие   горы   России.   Их   вершины покрыты снегом, и высота достигает до 5000 м и даже больше.  Слайд   38   Здесь   расположена   высочайшая   в   России   гора   –   Эльбрус.   Её называют двуглавой, потому что у неё две вершины. Высота первой­ 5642 м, второй – 5621 м. Эльбрус даже выше г.Белуха на Алтае. Эта   гора   и   её   окрестности   (Приэльбрусье)   одно   из   самых притягательных мест для альпинистов и любителей горнолыжного спорта. Это   молодые   горы,   так   как   они   высокие.На   карте   обозначены   коричневым цветом. ­Мы с вами живём в Ставропольском крае.  Слайд   39  Изюминкой   региона   являются   горы­лакколиты,   поднимающие   свои вершины до высоты 1400 м над уровнем моря в центральной части Кавказских Минеральных  Вод.  Тысячелетиями   народы,  населявшие   данный  регион,  слагали легенды   о   неповторимых   по   красоте   горах   КМВ.   Их   поэтические   названия происходят именно из легенд. Легенд о Кавказских горах и лакколитах предгорья много. Вот одна  из наиболее распространенных в обработке карачаевского поэта и прозаика Муссы Батчаева. Беспредельная мощь в теле и великая кротость в душе заключены были у первых   жителей   этой   земли   ­   нартов­богатырей.  Когда   над   ними   угасало солнце,   их   день   спокойно   умирал,   чтобы   завтра   снова   родиться.   И   к   ним приходила ночь со своей темнотой, сердца их оставались светлыми и чистыми, потому   что   в   них   никогда   не   засыпала   доброта.  Вслед   за   летом   и   к   ним приходили   дожди   осени   и   морозы   зимы,   но   тепло   их   дружбы   никогда   не остывало.  Их   небеса   тоже   иногда   закрывались   тучами   и   хмурились   от непогоды, но только смех и песни веселья всегда были слышны в их краю. Длилось бы вечно золотое время нартов, если бы седоглавый красавец, вождь нартов, не воспылал страстью к юной Машуке, нежно любившей своего жениха, которым был единственный сын вождя. Отправил старик молодого нарта в степь на охоту, чтобы он не мешал сделать Машуку своей женой... Оттолкнула   юная   красавица   вождя   и,   убегая   от   него,   потеряла   кольцо, надетое на ее палец возлюбленным в знак верности. Забросил старик далеко от себя кольцо и стал превращаться в сосуд ревнивой ненависти к сыну­сопернику. Увидел кольцо сын в степи и на крыльях тревоги   прилетел   домой.   Ужасен   был   бой.   Немало   нартов   обнажили   свои мечи за победу сына, но не меньше осталось верных вождю. В   первых   рядах   бились   отец   с   сыном:   многоопытный   и   сильный   с молодым и неутомимым. Сбил старый вождь с головы сына железный шлем, оглушил его и пятью страшными ударами меча отнял когда­то подаренную им жизнь. Но и сам не уберегся ­ единственный удар сына глубоко рассек его седую голову, и он, пошатываясь, пошел умирать. 6 Не   могла   перенести   гибель   жениха   прекрасная   Машука,   как   камень, катящийся с горы, помчалась она к растерзанному телу молодого богатыря и ударом   его   кинжала   остановила   боль   своего   любящего   сердца.  А   битва   не унималась.   Жестоко   сражались   друг   с   другом   исполины­нарты,   тряслась, качалась   земля,   бездонные   пропасти   разверзались   под   их   ударами.  Но   не может быть на земле битв, которые не заканчиваются. Когда   утром   взошло   солнце,   оно   увидело   поле   боя,   сплошь   покрытое погубившими   друг   друга   гигантами.  Живых   не   было.   Лишь   два   верных   пса скулили у ног своего хозяина ­ вождя нартов, скулили до тех пор, пока печаль не   закрыла   им   глаза.  Кровь,   которая   могла   пролиться,   пролилась,   сердца, которые могли остановиться, остановились, и все умерло. Так   исчезли   с   лица   Кавказа   нарты   и   так   появились   горы   ­   вечный памятник   богатырям.  Кольцом­горой   стало   укатившееся   в   степь   золотое кольцо Машуки. Горой Железной чернеет шлем, сбитый с головы жениха. Сам жених, изрубленный на пять частей, превратился в лиловую пятиглавую гору, так и названную людьми ­ Бештау. А вокруг ­ большое количество погибших в бою и окаменевших храбрых воинов­великанов.   Каждую   весну   покрывается   зеленью   и   грустно   цветет застывшая   неподалеку   от   любимого   Машука.  В   боку   ее   зияет   Провалом кинжальная рана, чуть подальше, еще до недавнего времени, сверкал на солнце острой вершиной, исковерканный теперь людьми, окаменевший Кинжал. Слайд 40 Очень много нартов было, очень много стало гор... И самая могучая из них та, которая уходит седой раздвоенной головой в туманы. Главный нарт назван Минги­тау, что значит ­ главная гора. И еще зовут ее Эльбрус. У ног его лежат  два  верных  окаменевших  пса  ­  Большой  и  Малый  Бермамыт.  Суров Минги­тау.   Не   тает   на   нем   снег   и   в   жаркое   лето.   А   зимой   его   дыхание, сердитыми   буранами   и   сквозящими   вьюгами,   носится   по   горам   и   долинам, леденит все живое, что встречается на пути. Но   теплеет   постепенно   грудь   старика.   Смотрит   он   с   высоты   на   сына,   на Машуку, на всех своих поверженных нартов, и слезы раскаяния рождаются в его глубинах. Но холодны  эти слезы, не могут они воскресить  окаменевших нартов. ­ Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли огромный путь от восточных границ до западных. Работа по карточкам (самопроверка) ­ А сейчас, для того, чтобы закрепить знания по этой теме, выполним задание. Ваша   задача   соотнести   названия   географических   объектов,   это   задание   вы выполните самостоятельно. Слайд 41­42 6.Подведение итогов урока. Слайд 43­44 7 ­ Вот и закончилось наше путешествие по родной стране. Молодцы, кто правильно ответил на все вопросы. А  кто  запомнил не всё ­  у вас есть время до следующего урока всё  повторить. ­ Что нового вы узнали на уроке? ­ С какими понятиями познакомились? ­ Что больше всего понравилось? ­ Ребята, что мы можем сказать о своей Родине? ­ Что необходимо понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты       имеешь, что тебя окружает и беречь это). 7.Домашнее задание    изученные объекты на карте.   стр. 60­64  читать, пересказывать, уметь показывать  8

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока на тему "Равнины и горы России" (4 класс, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2019