"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков
Оценка 5

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
05.06.2019
"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков
Конспект урока преследует следующие Цели: Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры. Познакомить учащихся с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром тундры и деятельностью человека. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.
окружающий мир 4 класс ТУНДРА .doc
Урок по курсу "Окружающий мир" 4­й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков Тема: "Тундра" Цели урока:  1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры. 2. Познакомить с географическим положением этой природной зоны,  климатическими условиями, растительным и животным миром и  деятельностью человека. 3. Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,  работать с картой. Содержание урока:  Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон.  Природные особенности зоны тундры, флора и фауна.  Экологические связи в зоне тундры.  Занятия местного населения.  Освоение полезных ископаемых и создающиеся вследствие этого  экологические проблемы.  Природоохранные мероприятия.  Животные из Красной книги России. Заповедники. Характеристика деятельности учащихся:  ­ понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;  ­ находить на карте природных зон зону тундры;  ­    характеризовать  природные особенности зоны тундры, её флору и фауну, занятия местного населения;  ­ выявлять экологические связи в зоне тундры;  ­ извлекать из дополнительной литературы (книг «Зелёные страницы», «Атлас   определитель»,   энциклопедий)   и   Интернета   информацию   о растениях и животных тундры, готовить сообщения;  ­ характеризовать зону тундры по плану;  ­ моделировать природные особенности тундры;  ­ рассказывать о влиянии освоения природных богатств в зоне тундры и,   возникших   вследствие   этого,   экологических   проблемах,   о природоохранных мероприятиях и заповедниках;  ­ формулировать выводы по изученному материалу;  ­ оценивать свои достижения на уроке. Оборудование:   карта "Природные зоны России";  мультимедийная презентация. Ход урока Слайд  1. Слайд  2. Слайд  3. Слайд  4. Слайд  5. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Разгадывания кроссворда. 1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с небольшим красным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика ­ царство снега и :. 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Вид рыбы, обитающий в северных морях. ­ Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня  будем путешествовать. III. Целеполагание. ­ Что хотите узнать об этой природной зоне? Местонахождение Погодные условия Растительный мир Животный мир Занятия населения IV. Работа по новой теме. Работа с картой. ­ Что вы можете рассказать о тундре, глядя на карту? (Тундра протянулась с Запада на Восток почти по всему побережью  Северных морей. Эта зона находится южнее Арктических пустынь.  Расположена на материке Евразия.) Тундра в переводе с финского языка означает "бесплодная",  "враждебная". ­ В каком тепловом поясе находится эта природная зона? ( За линией  северного полярного круга) ­ Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные  знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту  природную зону. Слайд  6. Слайд  7. На тысячи километров с запада на восток ­ холодная безлесная  равнина. Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем  учебный год в школе, а лето очень холодное и прохладное. Круглый  год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что  по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом ­замершая  земля. Даже летом она оттаивает только на 10 ­ 50 см., а ниже  сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится  на две части: снежную и мокрую. ­ Что такое снежная часть года это понятно, а почему вторая часть  года мокрая? Ваши предложения. (Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем  немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она  обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не  может испаряться, вот она и остается.) ­ Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная и мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь  природные условия. ­ Как растения приспособились к суровым условиям тундры? ­ Как растения приспособились к жизни?  Растительный мир беден. Все они очень маленькие, корявые,  стреляться по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и  холода во мхах и лишайниках. Небольшие корни и маленькие листья. ­ В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего  человека. Все эти растения низкорослые. Мох­ягель ­ пища северных  оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца  или кустики. Клюква ­ стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья  остаются на зиму. Слайд  8. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья  небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются  прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и  защитит от морозов.  V. Физкультминутка VI. Работа по новой теме. Рассмотрите иллюстрацию "В тундре весной" на с. 88­89 учебника.  Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к  жизни в тундре? (В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец,  лемминг, северный олень.) Слайд  9. Слайд  10 Серый журавль ­ очень  крупная  птица.  Размах  крыльев  около 2,5  метров. Перелёты  совершает  стаями. Весенний  прилёт  в  конце   апреля­ мае. Северный олень очень  крупная  птица.  Размах  крыльев  около 2,5  метров. Перелёты  совершает  стаями. Весенний  прилёт  в  конце   апреля­ мае. Слайд  11 Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает  от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Слайд  12 Слайд  13 Белая куропатка ­ растениеядная птица, меняется оперение в  зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых  когтей, защищаясь от холода. ­ Определи, о каком животном идет речь. «Это животное и кормит людей, обувает и одевает. Одежда, обувь из  его шкур тёплая, лёгкая, красивая. Зимой эти животные на лёгких  санях перевозят людей, грузы. Это животное крупное, сильное,  неутомимое. День ­ деньской работает, а распрягут – сам себе еду  добывает. Разгребёт копытами снег, а там кустистый лишайник –  ягель. Им он и питается». VII. Физкультминутка VIII. Работа по новой теме. 1. Работа по учебнику. С. 91­92 2. Сообщение учащихся. Лемминги, группа млекопитающих подсемейства полевок. Длина тела 15 см, хвоста до 2 см.  Обыкновенные лемминги распространены в лесах и тундрах Евразии и Северной Америки. Они питаются травой, ягодами, корой; активны  весь год. Летом обыкновенные лемминги прокладывают сложные системы  горизонтальных ходов и в оттаивающем слое грунта. Там же  устраивают гнездовые расширения и выводковые гнезда. Кроме  закрытых нор они прокладывают открытые траншеи, выедая вдоль  них всю растительность. В углублениях грунта строят и  толстостенные гнезда. Зимой поддерживают летние траншеи, которые сверху покрываются снегом. В периоды пиков численности возникают массовые дальние миграции. Десятки и сотни тысячи леммингов проходят многие десятки  километров в поисках новые мест жительства. Не сбиваясь в плотные  стаи, лемминги двигаются короткими перебежками в одном  направлении, преодолевая на пути различные преграды, в том числе  водоёмы ­ озёра и широкие реки с быстрым течением. Очень много  зверьков в период миграции гибнет. Лемминги могут быть  переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Эти  зверьки ­ основная пища песца. Песец, хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75  см, хвоста до 50 см, массой обычно около 6кг. Мех зимой пышный,  снежно­белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков ­  от песочного до тёмно­серого с голубоватым отблеском. Летом мех  грязно­бурого цвета сверху, жёлтовато­серого снизу. В межсезонье  линялые песцы выглядят пятнистыми. Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки.  Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах.  Песцы всеядные, его обычная пища ­ тундровые грызуны, прежде  всего лемминги, а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в  тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебанием в зависимости от обилия  кормов, в поисках которые песцы могут совершать дальние миграции. Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на  протяжении тысяч лет. Самки очень плодовиты ­ обычно приносят  около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень  быстро. Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект Слайд  14 Слайд  15 Слайд  16 пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид  песца, обитающий на острове Медном Командорских островов. IX. Работа в рабочей тетради на печатной основе. С.28­29 задание 3, 5,6. X. Работа по учебнику. Из­за суровых природных условий население тундры  немногочисленное. Прочитайте статью "Тундра и человек" на с. 93­95 учебника. Учащиеся самостоятельно читают. ­ Какое основное занятие населения тундры? (Основное занятие ­ оленеводство. Еще ведется добыча полезных  ископаемых ­ нефти и газа.) ­ Какие экологические проблемы возникли в тундре из­за  деятельности человека? (От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы.  Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная  охота ­ браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища. Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи  пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к  природным богатствам. ­ Что нужно сделать, чтобы нс допустить нарушения экологических  связей в тундре? (Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы  заповедники.) XI. Закрепление. ­ Разгадайте кроссворд (с иллюстрациями). 1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра) 2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая  сова) 3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг) 4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России:  "краснозобая:" (Казарка) 5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от  времени года. (Белая куропатка) 6. Невысокие тундровые кустарники с синеватыми ягодами.  (Голубика) 7. Растение тундры, ягоды которые похожи на малину. (Морошка) 8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и  широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец) 9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство) 10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк) 11. Олений мох. (Ягель) 12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь) 13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень) 14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника) Слайд  17 Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль,  тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. Слайд  18 XII. Домашнее задание. Подготовить сообщение об охране природы. Придумать рассказ – загадку о животном или растении тундры. Прочитать статью учебника страницы 87­97. Слайд  19 XIII. Итог урока. Игра "Да" ­ "Нет". XIV. Оценивание. Слайд  20 ЛИТЕРАТУРА 1. Учебник: А. А. Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс. Часть 1., М.:  Просвещение, 2006. 2. Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков "Мир вокруг нас", 4 класс. Часть 1.,  М. : Просвещение, 2008. 3. Н.В. Лободина. Мир вокруг нас. 4 класс: поурочные планы. Волгоград:  Учитель, 2006. 4. О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу  "Окружающий мир", 4 класс. М.: ВАКО, 2004. 5. http://festival.1september.ru

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков

"Тундра". Урок по курсу "Окружающий мир" 4-й класс УМК «Школа России» А. А. Плешаков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2019