итоговое занятие по экологии в подготовительной группе, путешествие по экологической тропе детского сада, остановки, беседы, наблюдение, загадки, игры, художественное слово, трудовая деятельность, закрепление знаний детей о природе, временах года,явлениях природы, творческая мастерская, посадка рассады цветов на клумбу, воспитание детей любви к окружающему миру.
Педагогтың атыжөні
Ф. И. О. Педагога: Астапова М.Н. дата………………..
Даырлық тобындағы
ұйымдастырылған оқу іс әрекетінің
технологиялық картасы
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
для подготовительной группы
Білім беру саласы / Образовательные области: Социум
Бөлімдері / Раздел: Экология (итоговое)
Тақырыбы / Тема: экскурсия по экологической тропинке детского сада. (итоговое)
Мақсаты / Цель: развитие экологических представлений детей дошкольного возраста в
процессе ознакомления с природой родного края.
Способствовать обобщению представлений о весенних изменениях в растительном мире.
Создать условия для формирования навыков труда в природе (посев цветов).
Активизировать лексику природоведческой тематики.
Развивать психические процессы (внимание, память)
Развивать наблюдательность.
Создавать условия для формирования положительного отношения к объектам природы.
Оборудование: цветик – семицветик, семена цветов, лейки, рассада цветов, лопатки
влажные салфетки.
Словарная работа: Билингвиадық компонент Билингвальный компонент: гүлдер –
цеты, ағаш – дерево, кутарник бұта
Ісәрекет кезендері
Этапы
деятельности
Мотивациялық
қозғаушылық
Мотивационно
побудительный
Тәрбиеші әрекеті
Деятельность воспитателя
Балалардың ісәрекеті
Действия детей
Ребята, я сегодня предлагаю нам отправиться в
удивительное путешествие по одной очень
интересной тропе, путешествуя по которой, мы
узнаем, как живет и чувствует себя
окружающая нас природа. Я очень хочу, чтобы
у каждого из вас возникло желание сохранить и
защитить природу.
Что такое тропа?( ответы детей).
А что такое экологическая тропа? ( ответы
детей).
Экологическая тропинка состоит из
определенных остановок и на каждой
остановке живут природные существа –
растения, насекомые птицы. По этой тропе
можно прогуляться не один раз. По ней мы
будем путешествовать весной, летом, осенью,
зимой, и постараемся узнать много нового,
интересного и удивительного.
Ну, что хотите пройти по экологической
тропинке? Тогда одеваемся и в путь!
–Посмотрите, у меня есть вот такой
необычный цветок, он не простой, а с Рассматривают цветик
Отвечают на вопросы
1Ұйымдастыру –
іздестіру
Организационно
поисковый
загадками, давайте оторвем один
лепесток и отгадаем загадку.
« С грядки старушка цветок сорвала.
Девочке Жене его отдала,
В цветке, в лепестках есть огромная
сила,
Их девочка Женя о чем то просила.
Что нужно спросить, лепестки
отрывая?
И как называется сказка такая?»
-Вели, чтобы мы нашли рябину).
- А где рябина у нас растет? ( на
участке)
- Пойдемте, поздороваемся с рябиной
( дети подходят, здороваются).
- Дети , посмотрите внимательно на
рябину, она похожа на другие
деревья и кустарники или нет?
- А чем она похожа? ( ответы детей).
- Как вы считаете, рябина это дерево
или куст? ( ответы детей)
- А почему? ( правильно, кустарник,
потому что у нее несколько тонких
стволов, рябина может расти как
кустарник и как небольшое дерево.)
- А давайте мы потрогаем рябину.
- Что вы ощутили? ( ответы детей).
- А чем покрыт ствол рябины?
( корой).
- А зачем вообще кора дереву и
кусту? ( чтобы защищать ствол).
- Как вы думаете, можно сравнить
кору с кожей человека? ( да кожа
тоже защищает).
- Как вы считаете, что рябине нужно,
чтобы она хорошо росла? ( солнце,
вода, птички).
- А для чего ей нужно солнце, вода,
птички?
- А сейчас давайте оторвем еще один
лепесток, и посмотрим, какую
загадку нам приготовил волшебный
цветок.
- Хоть колюча, а не елка,
Подлиней ее иголка,
А кора красна, тонка,
Та красавица … ( сосна).
- Правильно, следующая наша
остановка – сосна.
- Давайте скажем волшебные слова,
и пойдем искать сосну.
- - А давайте потрогаем кору у сосны
руками.
- Что вы ощутили? ( ответы детей).
семицветик
Дети отрывают
лепестки,
произносят
волшебные слова и «
попадают» по
очереди на все
остановки
экологической
тропы( лети, лети
лепесток через
Запад на Восток,
через Север , через
Юг, возвращайся
сделав круг, лишь
коснешься ты земли
быть по- моему вели.
Отвечают на вопросы
Отгадывают загадку.
Идут к сосне
2- Как вы считаете, кора у сосны и у
рябины одинаковая или нет? ( ответы
детей).
- Чем отличается? ( ответы детей).
- Чем похожа? ( защищает ствол).
- Давайте возьмем кусочек коры в
группу для сравнения с корой других
деревьев.
- Как вы считаете, сосна это
лиственное или хвойное дерево?
( ответы детей).
- Почему хвойное? ( ответы детей).
- А вот скажите мне, зимой хвоя у
сосны опадает или нет? ( ответы
детей).
- Молодцы, а что нужно сосне, чтобы
она хорошо росла? ( ответы детей).
- А сейчас давайте оторвем еще один
лепесток и послушаем загадку.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. ( береза).
- Как выглядит береза? ( ответы
детей).
- Что есть у березы? ( ствол, ветки,
листья).
- Как вы считаете, береза это куст
или дерево?
- Дети, как вы думаете, как можно
измерить высоту березы? ( варианты
ответов).
- А давайте мы встанем под березу,
намного она выше нас?
- А как можно измерить толщину
березы?
( ниточкой, обхватить руками).
- Давайте возьмемся за руки и
растянемся в виде цепочки. Вот
такие наверное корни у березы.
- Как вы думаете, зачем березе такие
корни?
( ответы детей).
- А как вы думаете, что случится с
деревом, если у него будут короткие
и тонкие корни?
- Давайте потрогаем кору березы,
какая она на ощупь? ( ответы детей).
- Какого цвета кора у березы?
( ответы детей).
-Дети, посмотрите на березку, как вы
думаете, какое настроение у
березки? ( ответы детей). А почему
вы так думаете?
Отвечают на вопросы
Отгадывают загадку.
Дети говорят
волшебные слова.
Отправляются к берёзе
Отвечают на вопросы
Отгадывают загадку.
3-А знаете, я вот иногда иду и вижу,
как дети ломают ветки у деревьев.
- Как вы считаете, можно ломать
ветки и рубить деревья? ( нет).
- А почему? ( ответы детей).
- Давайте мы возьмем немного коры
от березы в группу для сравнения.
- А сейчас давайте оторвем еще один
лепесток и послушаем загадку.
Где то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть заветная аптечка
Там красные таблетки
Развешаны на ветке…( шиповник).
- Правильно, это шиповник.
- Вот посмотрите, что это?
( шиповник).
- А как вы думаете, шиповник это
кустарник или дерево? (ответы
детей).
- А почему вы так считаете? ( ответы
детей).
- А чем он похож на другие
кустарники? ( много тонких стволов и
веток).
- А чем шиповник отличается от
других кустарников? ( он колючий).
- Как вы думаете, почему говорят про
шиповник, что это волшебная
аптечка?
( много витаминов).
- А что такое красные таблетки на
ветках?
( ягоды).
- Почему их называют таблетками?
( они лечат если человек заболел и в
них много витаминов).
- Как вы думаете, ветки шиповника
можно трогать руками? ( ответы
детей), - а почему?
- А что можно приготовить из плодов
шиповника? ( чай, отвар, сироп,
кисель, варенье.)
- Дети, послушайте стихотворение:
А сейчас оторвем еще один лепесток
и послушаем загадку.
Это грядка для цветов -
Для пионов, ноготков.
Этот островок в саду
Поливать сейчас пойду. (Клумба,
цветник)
- Дети, как вы думаете, какая
Дети говорят
волшебные слова.
Отправляются к
шиповнику
Отвечают на вопросы
Слушают стихотворение
- Правильно,
произносим
волшебные слова и в
путь.
(клумба
подготовлена).
Посев семян
4следующая остановка? ( цветник).
- Вот посмотрите на нашу клумбу,
прежде чем садить семена, что надо
сделать с землей? ( правильно
перекопать).
- А если мы не будем копать землю,
сможем мы посадить семена?
- почему?
- Я уже клумбу перекопала и
подготовила землю для посадки.
- Вот мы сегодня с вами будем
садить семена бархатцев, и
проверим, какие условия лучше для
проращивания семян: в группе или
непосредственно в открытый грунт.
- Как вы думаете семена надо садить
часто или редко?
- А почему?
- Вот мы с вами посеяли семена, как
вы думаете, что сейчас надо
сделать?
( присыпать землей).
- А еще что – ни будь надо сделать
или нет?(полить).
- А зачем надо поливать, может не
надо?
- А вот сейчас подумайте и скажите,
что надо семенам, чтобы они хорошо
проросли? ( солнце, земля, вода).
- Как вы думаете, сорняки надо
убирать или нет?
- А зачем надо убирать сорняки,
может быть пусть они растут?
-Ч то произойдет если мы не будем
полоть сорняки?
- Ребята посмотрите, у нас на
цветочке остался только один
лепесток, как вы думаете, про что
там загадка? А вот сейчас давайте
оторвем лепесток и послушаем
загадку.
Туда хожу я каждый день
Так нужно, даже если лень.
Там играем и поем,
Дружно, весело живем.
Туда ходить я очень рад,
Там мой любимый… ( детский сад).
-Как вы думаете, куда сейчас мы с
вами отправимся?
Правильно, в детский сад.
Вспомните, кору каких деревьев мы
с вами взяли с собой? Вот сейчас мы
пойдем с вами в группу и будем
Отвечают на вопросы
Заходят в группу,
В группе дети
садятся за столы, и с
помощью лупы
опредиляют чем
похожа и чем
отличается кора
березы и сосны.
- Кора защищает
дерево.
- От солнца, мороза,
ветра, от того,
чтобы сок не
вытекал
- Нет, и ветки.
5сравнивать кору.
Для чего дереву нужна кора? Как вы
думаете?
- А от чего она его может защищать?
- А как вы думаете, кора защищает
только ствол дерева?
Посмотрите и скажите, от каких
деревьев эта кора? Ранней весной
многие люди собирают берёзовый
сок: сделают надрез, и сок стекает,
набирают нужное количество и
уходят. А сок продолжает течь.
Спустя некоторое время на этом
месте образуется красная полоса. В
народе говорят: «Береза плачет
кровавыми слезами». Но мало кто
знает, что после соко сбора
необходимо замазать глиной ранку
на стволе дерева, чтобы оно не
погибло. Березовый сок, дети, очень
полезен, богат витаминами. А у
сосны сок на воздухе затвердевает, и
получается смола. Давайте
понюхаем кусочки коры.
- Что нам напоминает этот запах?
- Кто по запаху определит сосновую
кору? Как ты догадался?
- Дети , как вы думаете, из коры
березы можно что нибудь сделать
или нет?
- Верно, из коры дерева
изготавливают различные
художественные поделки.(показ
иллюстраций - поделок) А еще в
древние времена, когда не было
бумаги , люди писали письма на
обратной стороне коры березы, и
называлось такое письмо
«Берестяная грамота».
Мы сегодня с вами узнали много нового, а что
именно мы узнали, кто может сказать?
Понравилось вам путешествовать по
экологической тропинке?
Сейчас мы прошли с вами по экологической
тропинке весной, а когда наступит лето, осень,
а также зима, вы можете самостоятельно
пройти по экологической тропинке детского
сада и сравнить , что же изменилось.
Молодцы ребята, я думаю что мы с вами
научились беречь природу .
Она пахнет смолой.
Подводят итог занятия
Рефлексивті –
түзетушілік
Рефлективно
корригирующий
Нені біледі. Знать: Название растений находящиеся на территории детского сада
Күтілетін нәтиже. Ожидаемые результаты.
6Қандай түсініктерді игерді. Иметь: представление о посеве семян на клумбе, о посадке
рассады цветов.
Меңгерген дағдылары мен іскерліктері. Уметь: Наблюдать, отвечать на вопросы,
сравнивать, делать выводы. трудиться.
Педагогтың атыжөні
Ф. И. О. Педагога: Астапова М.Н. дата………………..
Даырлық тобындағы
ұйымдастырылған оқу іс әрекетінің
технологиялық картасы
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
7для подготовительной группы
Білім беру саласы Образовательные области: Творчество
Бөлімдері /Раздел: Лепка
Тақырыбы Тема: Творческая мастерская итоговое занятие
Мақсаты/Цель. Образовательные: закреплять навыки работы с пластилином, полученные
в детском саду; побуждать детей к использованию разнообразных приемов и способов
лепки для более точной передачи объекта; учить детей планировать и распределять
работу между собой.
Развивающие
: развивать у детей мышление, воображение, речь (в том числе за счет
обогащения словарного запаса), мелкую моторику, коммуникативные навыки, развивать
чувство формы, творческие способности, сотрудничество в творческом процессе.
Воспитательные: воспитывать товарищество, ответственность, трудолюбие, усидчивость,
любознательность, желание сделать подарок детскому саду на память, чувство радости и
удовлетворения от результатов совместного творчества.
Материал: цветной пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук, музыкальное
сопровождение песни «Маленькая страна», фоновая инструментальная музыка.
Билингвиадық компонент Билингвальный компонент :
Ісәрекет
кезендері
Этапы
Деятельность воспитателя
Балалардың ісәрекеті
Тәрбиеші әрекеті
деятельности
Мотивациялы
қ қозғаушы
лық
Мотиваци
онно
побудительны
й
1. Организационный момент.
Звучит фоновая музыка.
Воспитатель читает стихотворение
Л.Никоновой «Мы теперь выпускники»:
Сегодня волненье сдержать невозможно
Последний ваш праздник в детском саду
Но сердце у нас и светло, и тревожно,
Ведь выросли дети и в школу идут.
А как нелегко расставаться нам с вами
И вас изпод крылышка в свет выпускать.
Вы стали родными, вы стали друзьями
И лучше вас, кажется, не отыскать.
Беседа по теме.
Вот вы и выросли, ребята. Вы – выпускники,
через несколько месяцев, в сентябре, вы
пойдёте в школу. Начнётся совсем другая
жизнь, вы станете учениками, будете учиться,
получать знания. Но надеюсь, вы никогда не
забудете свой родной детский сад, его
сотрудников, воспитателей и ребят, которые
остались в детском саду. Они также будут
понимать вас и ждать в гости.
Нет лучше места на земле
Страны с названьем «Детский сад».
Здесь, в этой маленькой стране,
Вам, дети, каждый будет рад.
Дети берут игрушки и
танцуют
(произвольно)
песню
страна»
под
«Маленькая
8Ұйымдас
тыру –
іздестіру
Организацион
но поисковый
Рефлексивті –
түзетушілік
Рефлективно
корригирую
щий
Дети вспоминают, что
они научились
вылеплять из
пластилина
всевозможные фигурки,
украшать их,
показывают, как это
можно сделать.
Я предлагаю вам оставить память о себе в
детском саду – вылепить всё , что вы можете, всё ,
что вы пожелаете, оставить на память детскому
саду.
Может быть, вы знаете, как это можно
сделать?
Практическая часть.
(Звучит фоновая инструментальная, сказочная
мелодия, располагающая к
атмосфере волшебства и детской
фантазии)
У детей на столах располагаются все
необходимые материалы для творчества,
Напоминаю детям о подготовки пластилина к
работе (что
пластилин необходимо прогреть и раскатать
в ладошках, затем создавать
свою форму будущего «чуда – дерева». На
примере 23 цветов педагог
показывает, каким образом можно передать
характерные особенности
растения в скульптурном образе.
Необходимо выбрать пластилин подходящего
цвета, создать исходную обобщённую форму
ствола дерева, смоделировать
характерные детали подходящим способом –
вытягивание и сплющивание,
заострение и присоединение и т.д.)
В ходе практической работы предлагается
детям сделать всевозможные поделки –
подарки.
Пальчиковая гимнастика.«Девочки и
мальчики».
Оформление выставки готовых работ. Провести
анализ готовых работ.
оформление
коллективной
Завершается
композиции.
Совместное рассматривание и
обсуждение композиции. Обращаю внимание
детей на то, композиция удалась благодаря
дружной совместной работе и старанию каждого
из них.
Предлагаю детям прочитать стихотворение
(заранее выученные) про детский сад и школу:
До свиданья, наш любимый детский сад!
Были мы с тобою вместе много лет подряд!
А теперь мы расстаёмся – в школу нам идти.
Но тебя мы не забудем в жизненном пути!
Подводят итог своей
деятельности, читают
стихи.
9Күтілетін нәтиже. Ожидаемые результаты.
Нені біледі. Знать: Методы и приёмы лепке
Қандай түсініктерді игерді. Иметь: представление о частях лепной рабоы
Меңгерген дағдылары мен іскерліктері. Уметь: Самостоятельно задумывать и
осуществлять свой замысел самим «Сами – своими руками».
1011