Занятие по правовому воспитанию детей «Я – гражданин России»
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.10.2019
Занятие по правовому воспитанию детей
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором они живут. Осознание детьми своих прав, воспитание самоуважения и уважения к правам других людей способствуют становлению мировоззрения личности. Поэтому только совместными усилиями педагогов возможно развитие у детей качеств, навыков и умений, необходимых человеку для того, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться Родиной, ее достижениями, брать пример с тех, кто ее прославляет, воспитываться на традициях, на деле доказывать заинтересованность в том, чтобы страна процветала.
Рубрика каледоскоп таорческих идей я гражданин России.docx
Рубрика «Калейдоскоп творческих идей»
М. М. КОМИССАРОВА, воспитатель ГКОУ для детейсирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, «Краснобаковский детский дом»
«Я – гражданин России»
Занятие по правовому воспитанию детей
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором
они живут. Осознание детьми своих прав, воспитание самоуважения и уважения
к правам других людей способствуют становлению мировоззрения личности.
Поэтому только совместными усилиями педагогов возможно развитие у детей
качеств, навыков и умений, необходимых человеку для того, чтобы стать
настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться
Родиной, ее достижениями, брать пример с тех, кто ее прославляет,
воспитываться на традициях, на деле доказывать заинтересованность в том,
чтобы страна процветала.
Цель: формирование правовой культуры у учащихся.
Задачи:
* обогащать знания детей о государственных символах России, о понятиях:
«гражданин», «Конституция», «права и обязанности граждан»;
* продолжать формировать у детей интерес к России, расширять представление
о стране, в которой они живут;
* воспитывать любовь и гордость за свою Родину с помощью
художественного слова.
Возраст детей: 12–15 лет.
Предварительная работа:
* беседы о стране, крае;
* экскурсии в библиотеку, музей;
* рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины»;
* выставка рисунков «Нет милее и краше, чем Родина наша»;
Возраст детей: 12–15 лет. Предварительная работа:
* беседы о стране, крае;
* экскурсии в библиотеку, музей;
* рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины»;
* выставка рисунков «Нет милее и краше, чем Родина наша»;
* изучение краеведческого материала;
* чтение и разучивание стихов.
Материал к занятию: символы государства: герб, гимн, флаг; портрет президента
В. В. Путина; Конституция Российской Федерации; Всеобщая декларация прав
человека; Конвенция о правах ребенка; компьютер; проектор; презентация.
Ожидаемые результаты:
Последующий опрос детей показал, что дети овладели глубокими знаниями о
России, отечественной культурноисторическом её наследии, о функциональном
значении государственной символики, Конституции Российской Федерации. Дети
научились правовой культуре, повысили свои знания на уроках истории и
обществознания.
Надеюсь, что мои воспитанники в дальнейшем будут грамотно пользоваться
своими правами, не забывая при этом о своих обязанностях.
Ход занятия
Воспитатель: Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную
землю. И сегодня наш разговор пойдет о главной ценности каждого из нас – о
Родине, о России. Ребята, как вы понимаете слова Н. А. Некрасова: «Поэтом
можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
Ответы детей: Не каждый человек может быть поэтом, но любить свою Родину
он обязан.
Тема нашего занятия «Я – гражданин России». И сегодня вам предстоит сегодня
доказать, что вы являетесь достойными гражданами своей страны.
Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Сейчас я предлагаю вам
правильно составить распавшиеся на части пословицы.
♦
Человек без Родины… (что соловей без песни). ♦
Родина – мать, … (умей за нее постоять).
♦ Для Родины своей… (жизни не жалей).
♦
На чужой стороне и… (весна не красна).
♦
♦
Жить – … (Родине служить).
Родной свой край… (люби и знай, делами прославляй).
Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительное красивое название –
Россия. А вы знаете, почему наша страна так называется?
Ответы детей:
Потому что раньше наше государство называлось Русь.
Название Россия пошло от славянского поселения, обитавшее на берегу реки
Рось.
1й ученик: За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя пославянски назвали – Россия.
(С. Есенин)
Воспитатель: Давайте проверим ваши знания о России. Я буду начинать
предложение, а вы – его заканчивать.
♦
♦
Наша страна называется… (Россия).
Граждане России – это… (россияне).
♦ Столица России называется… (Москва).
♦
♦
♦
♦
Президента России зовут… (В. В. Путин).
Президента выбрал… (российский народ).
Основной документ гражданина России – это… (паспорт).
Права граждан России записаны в… (Конституции Российской Федерации). Гражданин России, живя в российском государстве, имеет… (права и
♦
обязанности).
2й ученик: Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берет начало, а с тебя.
(В. Боков)
Воспитатель: У нашей страны есть три символа. Ребята, вы знаете,
какие это за символы? (Гимн, флаг, герб) Что такое государственный гимн?
3й ученик: Гимн – это торжественная песня или просто мелодия. Она
исполняется в особых случаях. Например, в случае победы на
международных соревнованиях. Тем самым выражается уважение к стране, за
которую выступает спортсмен. Но гимн мы слушаем и в других случаях: в дни
торжественных праздников, государственных собраний, во время парада. Когда
исполняется гимн, люди встают. Мужчины должны снять головные уборы.
Звучит гимн Российской Федерации.
Воспитатель: Ребята, догадайтесь, о каком символе идет речь. Это эмблема
государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях,
государственных и других официальных документах. (Герб) 4й ученик: Герб – это отличительный знак, который есть у всякого государства,
в том числе и у России. На нашем гербе в поле красного щита расположен
золотой двуглавый орел. Две головы символизируют единство страны: она как бы
смотрит одновременно и на Запад, и на Восток. В лапах орла – скипетр и
держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и
драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Корона,
скипетр и держава когдато служили знаками царской власти. Сегодня эти они
напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость
России от других государств. На груди орла – красный щит с изображением
святого Георгия, поражающего копьем черного змия – символ зла. В России
святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев. Таким образом,
на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет силу добра.
Наш герб очень древний. Ему уже более 500 лет.
Воспитатель: А как называется символ государства, который представляет собой
прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или
нескольких цветов? (Флаг) Сколько горизонтальных полос на флаге России?
(Три) Какого они цвета? (Белого, синего и красного)
5й ученик: Эти цвета появились неслучайно. Белый цвет означает мир, чистоту.
Синий цвет – небо, верность и правду. Красный – храбрость. Под флагом
солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время
спортивных соревнований и в случае победы спортсменов, его вывешивают на
улицах и зданиях во время торжеств и праздников. Мы должны гордиться нашим
флагом – ему уже более 300 лет!
Воспитатель: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без
сердца» – это слова К. Паустовского. И сердцем нашей большой Родины
является самый красивый город на свете – Москва.
6й ученик: Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когдато
Город поднялся.
Здесь шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дороги русские
Сходились у Кремля. Стоял велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
Он славою богат.
(А. Барто)
1й конкурс – «Определи значение слова»
Воспитатель: «Я – гражданин России» – когда человек произносит эти слова, его
переполняет чувство гордости за свою страну. А как вы понимаете, что значит
«гражданин»? Определим значение этого слова. Вам необходимо выбрать одно
определение из трех предложенных, которое, по вашему мнению, является
наиболее полным и верным.
♦
Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного
государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и
обязанностей.
Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными
♦
правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом.
Гражданин – это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными
♦
правами и поступающее по своему усмотрению.
2й конкурс – «Слово рассыпалось»
Воспитатель: Все права и обязанности записаны в основном законе нашего
государства. Как он называется, вам сейчас предстоит вспомнить, собрав из
рассыпавшихся букв его название. Перед вами набор букв. Вы должны из этих
букв составить слово. Какое слово у вас получилось?
Ответ детей: Конституция
7й ученик: Конституция – основной закон государства, определяющий основы
общественного и государственного строя, систему государственных органов,
права и обязанности граждан. Конституция Российской Федерации была принята
12 декабря 1993 года.
3й конкурс – «Правовая викторина»
Воспитатель: Ребята, а что такое право? Найдите толкование в словаре. 8й ученик: Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых
государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в
обществе.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на названия сказок, представленные на
экране. Я буду перечислять вам права, а вы попытайтесь вспомнить, в каких
сказках они нарушались.
♦
Право на неприкосновенность жизни. (Ш. Перро – «Красная шапочка»)
Право на неприкосновенность жилища. (Русская народная сказка «Заячья
♦
избушка»)
♦
Право на отдых и досуг. (Ш. Перро – «Золушка»)
Право работающего на справедливое вознаграждение (Г. Х. Андерсон –
♦
«Дюймовочка»)
Право на свободу и личную неприкосновенность. (А. Н. Толстой – «Золотой
♦
ключик»)
4й конкурс – «Президент»
Воспитатель: Когда вам исполнится 18 лет, вы сможете голосовать и избираться
в органы государственной власти. Очень может быть даже, что среди вас сидит
будущий президент. Кто такой президент России?
9й ученик: Президент Российской Федерации является главой государства.
Избирается сроком на четыре года гражданами России тайным голосованием.
Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35
лет, постоянно проживающий в России не менее десяти лет. Одно и то же лицо
не может занимать должность президента более двух сроков подряд.
Воспитатель: В 1991 году наша страна взяла курс на демократическое развитие.
Ребята, вы знаете, кто был первым президентом России?
♦
♦
♦
♦
М. С. Горбачев
Б. Н. Ельцин
В. В. Путин
Д. А. Медведев
Воспитатель: А кто является действующим президентом России? ♦
♦
♦
♦
М. С. Горбачев
Б. Н. Ельцин
В. В. Путин
Д. А. Медведев
Воспитатель: Дорогие ребята! Вам предстоит строить новую Россию,
преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей страны, ее
многовековой истории и подвигов знаменитых предков. В конце нашего занятия
хотелось бы снова вернуться к словам словами великого русского
поэта Н. А. Некрасова, с которых мы начинали наш сегодняшний разговор:
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я уверена, что все
вы будете достойными гражданами своей страны!
Занятие по правовому воспитанию детей «Я – гражданин России»
Занятие по правовому воспитанию детей «Я – гражданин России»
Занятие по правовому воспитанию детей «Я – гражданин России»
Занятие по правовому воспитанию детей «Я – гражданин России»
Занятие по правовому воспитанию детей «Я – гражданин России»
Занятие по правовому воспитанию детей «Я – гражданин России»
Занятие по правовому воспитанию детей «Я – гражданин России»
Занятие по правовому воспитанию детей «Я – гражданин России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.