Занятие по развитию речи на тему: «Откуда хлеб пришёл?» / старший возраст/

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программное содержание: Воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям сельскохозяйственного труда. Формировать потребность трудиться. Пробуждать интерес детей к окружающему миру. Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос. Словарная работа: пшеница, рожь, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, уборка, элеватор, мельница, хлеборобы, пекарня, комбайнёр. Материал к занятию: колосья пшеницы. Иллюстрации с изображением: «Трактор с плугом», «Трактор с сеялкой», «Комбайнёры», «Поле». Мяч /для физкультминутки/. Мука, дрожжи, песок, соль; блюдо, ложка. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?»
Иконка файла материала «Откуда хлеб пришёл».doc
Занятие по развитию речи на тему: «Откуда хлеб пришёл?» / старший возраст/Программное содержание: Воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям  сельскохозяйственного труда. Формировать потребность трудиться. Пробуждать интерес  детей к окружающему миру. Расширять запас слов обозначающих названия предметов,  действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно, согласовывать  существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в  речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи:  совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на  вопрос. Словарная работа: пшеница, рожь, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн,  уборка, элеватор, мельница, хлеборобы, пекарня, комбайнёр. Материал к занятию: колосья пшеницы. Иллюстрации с изображением: «Трактор с  плугом», «Трактор с сеялкой», «Комбайнёры», «Поле». Мяч /для физкультминутки/.  Мука, дрожжи, песок, соль; блюдо, ложка.   Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?» Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о хлебе, рассматривание  иллюстраций, разучивание загадок, пословиц, закличек и стихов о хлебе.Ход занятия:  В: Ребята сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте  мне. /Игра «Откуда пришёл хлеб?»/. ­ откуда хлеб пришёл? – Из магазина. ­ А в магазин как попал? – Из пекарни. ­ Что делают в пекарне? – Пекут хлеб. ­ Из чего? – Из зерна.  ­ Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.  ­ Откуда пшеница? – Выросла в поле. ­Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/. ­ А что они делают? – Хлеб убирают. В: Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Д: О хлебе. В: Правильно. Говорить мы будем о хлебе. Давайте представим, что мы с вами дома.  Наступило утро, вы уже успели проснуться, умыться, может быть  сделали зарядку и сели за стол завтракать. Уже завтракать сели наверняка, без этого ни один день не проходит. И  что бы вам мама не делала на завтрак: картошку, кашу или чай, на столе обязательно  будет хлеб. Черный или белый. Мы давно привыкли к нему и, наверное, не задумывались над тем, откуда он  берётся. В: Теперь проходите, садитесь на стульчики. Сейчас мы поговорим, откуда хлеб пришёл. В: Много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на  столе в виде мягкого, душистого батона или хлеба. В: Садитесь поудобние, спинки выпрямили, ножки поставили вмести. В: Самые первые на поле выезжают, какие машины?/Показ иллюстрации/. Д: Первыми на поле выезжают трактора. В: Что тащат трактора за собой? Д: Трактора тащат за собой плуг. В: Какую работу выполняет трактор с плугом? Д: Трактора пашут землю. В: Повтори Булат, что делает, трактор с плугом?/Ребёнок повторяет предыдущей ответ/. В: Раздаётся в поле шум. Это трактора плугами пашут мягкий чернозём. Поле вспахано,  взборонено­трактора уже тащат по нему что? Д: сеялки. В: правильно сеялки, но кто мне скажет полным ответом. Что тащат трактора по полю? Д: Трактора по полю тащат сеялки. В: Алия повтори. Д: Трактора по полю тащат сеялки.В: Из сеялки ровными рядами сыплется в землю отборное зерно. Это сеют нежную  пшеницу. /Показ иллюстрации «Посев яровых».  Пройдёт  немного время,  покажутся колоски пшеницы. /Показ иллюстрации: «Пшеница»/. В: Ребята, посмотрите у меня в руках сухие колосья пшеницы. Что у меня в руках? Д: колосья пшеницы.  В: Какие усатые. Здесь домики, а в домиках живут зерна. Из одного зернышка вырастут  домики зёрнышек. Посмотрите, в каждом домике зерно, а здесь их много. Хлебное  зёрнышко­это чудо. В нём маленьком, слились тут силы: Солнца, Земли и человеческого  труда. В: Пшеничные колоски созрели теперь их надо убрать с поля. Ни днём ни ночью не уходят с полей хлеборобы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины.  Как они называются? Д: Комбайны. / Показ иллюстрации «Комбайнёры». В: Комбайны помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не  поведёт её по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука  комбайнёра.  ­ Ребята, кто управляет комбайном? Д: комбайном  управляет комбайнёр. В: Камиля повтори, кто управляет комбайном? /комбайном управляет комбайнёр/. В: Ездит  по полю комбайн, скашивает спелые колосья и тут же обмолачивает­отделяет от колосьев зерно. Рядом с комбайном ползёт грузовик с открытым кузовом. Наполнится  кузов зерном, отъедет   машина, а на её место уже следующая подъезжает. Всё зерно на  грузовых машинах везут   мельницу. В: Да. На мельницу. А правильно говорят на элеватор. Давайте все вместе повторим это  слово. Д: Элеватор. В: Значит, куда везут машины зерно? Д: Машины зерно везут на элеватор. В: На элеваторе, что происходит с зерном? Д: Тут зерно превращается в муку. В: Ну и это ещё не всё, хлеба ведь ещё нет. Только получилась мука. Муку везут на  хлебозавод, где идёт работа дальше. В: Теперь надо замесить тесто. Вы,  наверное, все видели, как это делается, когда мама  или бабушка пекли пирожки, пироги. Я вам сейчас покажу. В кастрюлю насыпаю муку,  наливаю воду, добавляю сахар, соль и дрожжи. И пошла работа руками. Месят до тех пор, пока жидкое тесто не станет густым и вязким. Сейчас я вам показала начало работы с  мукой. Если эту работу довести до конца, то  из него можно лепить всё, что хочешь,  можно птичку. Можно зайца, а можно обычную булку. В: Сейчас Миша прочитает стихотворение.   Каравай. Я. Дягутите Вот лежит каравай У меня на столе.Чёрный хлеб на столе­ Нет вкусней на земле! Будет плакать мой хлеб,  Каравай мой румяный, Если я разленюсь, Если лодырем стану. Вот увидишь, Тебе горевать не придёться … Пусть не плачет мой хлеб  Пусть он только смеется! В: Спасибо Миша. Понравилось вам стихотворение. Д: Да. В: Я хочу вам рассказать, что раньше не было пшеницы. И первым «хлебом» для человека  были орехи, жёлуди дуба. Сначала жёлуди вымачивали, так как они горьки, а потом  сушили, растирали между плоских камней в муку, из которой готовили лепёшки, кашу.  Постепенно люди научились выращивать пшеницу. Много времени прошло с тех пор,  много нужно было сделать открытий изобретений, чтобы получить хлеб. Современным  хлебом человечество обязано Египту: греки и рем ляна впервые попробовали на берегах  Нила, изумительный по вкусу мягкий и пористый хлеб. Где бы не появился человек, он  первым делом распахивал землю и сеял зерно. Физкультминутка. Игра «Назови, со словом нет». /Учить образовывать существительные в родительном  падеже/. Игра проводится с мячом, дети стоят кругом, воспитатель­всередине круга. Пшеница – нет пшеницы. Овёс ­ нет овса. Сеялка – нет сеялки.  Каравай – нет каравая. Зерно – нет зерна. Колос – нет колоса. Колосья – нет колосьев. Комбайн – нет комбайнов. Хлеб – нет хлеба. Батон – нет батона. Машина – нет машины. Рожь – нет ржи. Мука – нет муки. В: Отгадай легко и быстр:  Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый  И бывает… подгорелый! Д: Хлеб. В: Молодцы, правильно! Сейчас мы поиграем в игру «Отгадай». Ребята, кто загадает  загадку?Д: Рос сперва на воле в поле, Летом цвёл и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился.  Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место.  / Хлеб/ Вырос в поле дом, Полон дом  зерном, Стены позолочены, ставни заколочены, Ходит дом ходуном На стебле золотом.    Мнут и катают В печи – закаляют.  А потом за столом Нарезают ножом /Колос/ /Хлеб/ В: В старину люди сочиняли заклички. Чтобы был хороший урожай пшеницы. Заклички  нам прочитают Алмаз и Яна. Д: Дождик,  дождик, пуще – Дай хлеба гуще! Дождичек, росе, росе, Хлебушек, расти, расти! Мочи, мочи, дождь На нашу рожь. На бабушку пшеницу,  На дедушку ячмень Поливай весь день. В: По телевизору есть передача «Самый умный». Все наверно её видели Вот сейчас мы  тоже поиграем в игру «Самый умный».    Поле, На котором выращивают рожь. /Ржаное поле/. Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/. Колос пшеницы. /Пшеничный колос/. Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/. Мука изо ржи. /Ржаная мука/. Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/. Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/. В: Молодцы! Быстро, а самое главное правильно ответили на все мои вопросы. В: Сейчас Максим прочитает нам стихотворение, которое называется «Рожь поспевает». Рожь поспевает. С. Жупанин. На горе за рощей Зреет хлеб хороший:Зёрна наливаются  В ласковом тепле,                      Колоски тяжёлые Наклонили головы Благодарно кланяются Матери – Земле.      В: Спасибо, Максим. Следующая игра «Родственные слова» Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/. Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/. Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/. Посуда для хлеба. /Хлебница/. Человек, который  выращивает хлеб. /Хлебороб/. Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/. Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/. В: Я хочу, чтобы вы послушали ещё одно стихотворение о хлебе. На мельнице. Поглядите, в мешках томится Золотистая пшеница. Ветер дует день и ночь, Хочет мельнику помочь. Станет всё зерно мукою. Потечёт мука рекою. Испекут нам из муки Булки, плюшки, пирожки.    В: Молодцы, Алия! Спасибо! В: Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. ­ Ребята что я сказала? Д: Пословицу. В:А вы знаете пословицы о хлебе? Д: Хлеб – всему голова. Хлеб – наше богатство. Много снега – много хлеба. Без хлеба – половина обеда. Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест. Хлебушек ржаной – отец наш родной. С хлебом русский человек – богатырь из века век. Не трудиться, так и хлеба не добиться. В: сегодня мы говорили о хлебе: загадавали загадки. Слушали стихи о хлебе, заклички, а  сколько много пословиц мы услышали о хлебе. Теперь мы знаем откуда же берётся хлеб.  А чтобы вы это запомнили, я приготовила для вас интересное задание.На столе лежат конвертики, в них картинки; расположите картинки в том порядке,  в каком хлеб попадает к нам на стол. /Дети выполняют задание/.         В: Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Хочу закончить  занятие о хлебе такими  словами. А скажет их Рената. Слава хлебу. С. Погореловский. Слава хлебу на столе! В нём – здоровье наше, сила, В нём – чудесное тепло. Охраняло, берегло!      Используемая литература: 1. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы.  – М . , 2006 г. 2. Журнал «Книжки, нотки и игрушки – для Катюшки и Андрюшки». № 4 1998 г.