Программное содержание: Воспитывать у детей любовь к родной
природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям сельскохозяйственного труда. Формировать потребность трудиться. Пробуждать интерес детей к окружающему миру. Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос.
Словарная работа: пшеница, рожь, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, уборка, элеватор, мельница, хлеборобы, пекарня, комбайнёр.
Материал к занятию: колосья пшеницы. Иллюстрации с изображением: «Трактор с плугом», «Трактор с сеялкой», «Комбайнёры», «Поле». Мяч /для физкультминутки/. Мука, дрожжи, песок, соль; блюдо, ложка.
Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?»
Занятие по развитию речи на тему:
«Откуда хлеб пришёл?»
/ старший возраст/Программное содержание: Воспитывать у детей любовь к родной
природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям
сельскохозяйственного труда. Формировать потребность трудиться. Пробуждать интерес
детей к окружающему миру. Расширять запас слов обозначающих названия предметов,
действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно, согласовывать
существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в
речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи:
совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на
вопрос.
Словарная работа: пшеница, рожь, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн,
уборка, элеватор, мельница, хлеборобы, пекарня, комбайнёр.
Материал к занятию: колосья пшеницы. Иллюстрации с изображением: «Трактор с
плугом», «Трактор с сеялкой», «Комбайнёры», «Поле». Мяч /для физкультминутки/.
Мука, дрожжи, песок, соль; блюдо, ложка.
Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?»
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о хлебе, рассматривание
иллюстраций, разучивание загадок, пословиц, закличек и стихов о хлебе.Ход занятия:
В: Ребята сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте
мне. /Игра «Откуда пришёл хлеб?»/.
откуда хлеб пришёл? – Из магазина.
А в магазин как попал? – Из пекарни.
Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.
Из чего? – Из зерна.
Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.
Откуда пшеница? – Выросла в поле.
Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.
А что они делают? – Хлеб убирают.
В: Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Д: О хлебе.
В: Правильно. Говорить мы будем о хлебе. Давайте представим, что мы с вами дома.
Наступило утро, вы уже успели проснуться, умыться, может быть сделали зарядку и сели
за стол завтракать. Уже завтракать сели наверняка, без этого ни один день не проходит. И
что бы вам мама не делала на завтрак: картошку, кашу или чай, на столе обязательно
будет хлеб. Черный или белый.
Мы давно привыкли к нему и, наверное, не задумывались над тем, откуда он
берётся.
В: Теперь проходите, садитесь на стульчики. Сейчас мы поговорим, откуда хлеб пришёл.
В: Много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на
столе в виде мягкого, душистого батона или хлеба.
В: Садитесь поудобние, спинки выпрямили, ножки поставили вмести.
В: Самые первые на поле выезжают, какие машины?/Показ иллюстрации/.
Д: Первыми на поле выезжают трактора.
В: Что тащат трактора за собой?
Д: Трактора тащат за собой плуг.
В: Какую работу выполняет трактор с плугом?
Д: Трактора пашут землю.
В: Повтори Булат, что делает, трактор с плугом?/Ребёнок повторяет предыдущей ответ/.
В: Раздаётся в поле шум. Это трактора плугами пашут мягкий чернозём. Поле вспахано,
взбороненотрактора уже тащат по нему что?
Д: сеялки.
В: правильно сеялки, но кто мне скажет полным ответом. Что тащат трактора по полю?
Д: Трактора по полю тащат сеялки.
В: Алия повтори.
Д: Трактора по полю тащат сеялки.В: Из сеялки ровными рядами сыплется в землю отборное зерно. Это сеют нежную
пшеницу. /Показ иллюстрации «Посев яровых».
Пройдёт немного время, покажутся колоски пшеницы. /Показ иллюстрации: «Пшеница»/.
В: Ребята, посмотрите у меня в руках сухие колосья пшеницы. Что у меня в руках?
Д: колосья пшеницы.
В: Какие усатые. Здесь домики, а в домиках живут зерна. Из одного зернышка вырастут
домики зёрнышек. Посмотрите, в каждом домике зерно, а здесь их много. Хлебное
зёрнышкоэто чудо. В нём маленьком, слились тут силы: Солнца, Земли и человеческого
труда.
В: Пшеничные колоски созрели теперь их надо убрать с поля. Ни днём ни ночью не уходят
с полей хлеборобы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины.
Как они называются?
Д: Комбайны. / Показ иллюстрации «Комбайнёры».
В: Комбайны помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не
поведёт её по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука
комбайнёра.
Ребята, кто управляет комбайном?
Д: комбайном управляет комбайнёр.
В: Камиля повтори, кто управляет комбайном? /комбайном управляет комбайнёр/.
В: Ездит по полю комбайн, скашивает спелые колосья и тут же обмолачиваетотделяет от
колосьев зерно. Рядом с комбайном ползёт грузовик с открытым кузовом. Наполнится
кузов зерном, отъедет машина, а на её место уже следующая подъезжает. Всё зерно на
грузовых машинах везут мельницу.
В: Да. На мельницу. А правильно говорят на элеватор. Давайте все вместе повторим это
слово.
Д: Элеватор.
В: Значит, куда везут машины зерно?
Д: Машины зерно везут на элеватор.
В: На элеваторе, что происходит с зерном?
Д: Тут зерно превращается в муку.
В: Ну и это ещё не всё, хлеба ведь ещё нет. Только получилась мука. Муку везут на
хлебозавод, где идёт работа дальше.
В: Теперь надо замесить тесто. Вы, наверное, все видели, как это делается, когда мама
или бабушка пекли пирожки, пироги. Я вам сейчас покажу. В кастрюлю насыпаю муку,
наливаю воду, добавляю сахар, соль и дрожжи. И пошла работа руками. Месят до тех пор,
пока жидкое тесто не станет густым и вязким. Сейчас я вам показала начало работы с
мукой. Если эту работу довести до конца, то из него можно лепить всё, что хочешь,
можно птичку. Можно зайца, а можно обычную булку.
В: Сейчас Миша прочитает стихотворение.
Каравай.
Я. Дягутите
Вот лежит каравай
У меня на столе.Чёрный хлеб на столе
Нет вкусней на земле!
Будет плакать мой хлеб,
Каравай мой румяный,
Если я разленюсь,
Если лодырем стану.
Вот увидишь,
Тебе горевать не придёться
… Пусть не плачет мой хлеб
Пусть он только смеется!
В: Спасибо Миша. Понравилось вам стихотворение.
Д: Да.
В: Я хочу вам рассказать, что раньше не было пшеницы. И первым «хлебом» для человека
были орехи, жёлуди дуба. Сначала жёлуди вымачивали, так как они горьки, а потом
сушили, растирали между плоских камней в муку, из которой готовили лепёшки, кашу.
Постепенно люди научились выращивать пшеницу. Много времени прошло с тех пор,
много нужно было сделать открытий изобретений, чтобы получить хлеб. Современным
хлебом человечество обязано Египту: греки и рем ляна впервые попробовали на берегах
Нила, изумительный по вкусу мягкий и пористый хлеб. Где бы не появился человек, он
первым делом распахивал землю и сеял зерно.
Физкультминутка.
Игра «Назови, со словом нет». /Учить образовывать существительные в родительном
падеже/. Игра проводится с мячом, дети стоят кругом, воспитательвсередине круга.
Пшеница – нет пшеницы.
Овёс нет овса.
Сеялка – нет сеялки.
Каравай – нет каравая.
Зерно – нет зерна.
Колос – нет колоса.
Колосья – нет колосьев.
Комбайн – нет комбайнов.
Хлеб – нет хлеба.
Батон – нет батона.
Машина – нет машины.
Рожь – нет ржи.
Мука – нет муки.
В: Отгадай легко и быстр:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый
И бывает… подгорелый!
Д: Хлеб.
В: Молодцы, правильно! Сейчас мы поиграем в игру «Отгадай». Ребята, кто загадает
загадку?Д: Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
/ Хлеб/
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.
Мнут и катают
В печи – закаляют.
А потом за столом
Нарезают ножом
/Колос/
/Хлеб/
В: В старину люди сочиняли заклички. Чтобы был хороший урожай пшеницы. Заклички
нам прочитают Алмаз и Яна.
Д: Дождик, дождик, пуще –
Дай хлеба гуще!
Дождичек, росе, росе,
Хлебушек, расти, расти!
Мочи, мочи, дождь
На нашу рожь.
На бабушку пшеницу,
На дедушку ячмень
Поливай весь день.
В: По телевизору есть передача «Самый умный». Все наверно её видели Вот сейчас мы
тоже поиграем в игру «Самый умный».
Поле, На котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.
Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.
Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.
Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.
Мука изо ржи. /Ржаная мука/.
Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.
Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.
В: Молодцы! Быстро, а самое главное правильно ответили на все мои вопросы.
В: Сейчас Максим прочитает нам стихотворение, которое называется «Рожь поспевает».
Рожь поспевает.
С. Жупанин.
На горе за рощей
Зреет хлеб хороший:Зёрна наливаются
В ласковом тепле,
Колоски тяжёлые
Наклонили головы
Благодарно кланяются
Матери – Земле.
В: Спасибо, Максим. Следующая игра «Родственные слова»
Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.
Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.
Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.
Посуда для хлеба. /Хлебница/.
Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.
Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.
Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.
В: Я хочу, чтобы вы послушали ещё одно стихотворение о хлебе.
На мельнице.
Поглядите, в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь,
Хочет мельнику помочь.
Станет всё зерно мукою.
Потечёт мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.
В: Молодцы, Алия! Спасибо!
В: Хлеб ржаной, батоны, булки
не добудешь на прогулке.
Ребята что я сказала?
Д: Пословицу.
В:А вы знаете пословицы о хлебе?
Д: Хлеб – всему голова.
Хлеб – наше богатство.
Много снега – много хлеба.
Без хлеба – половина обеда.
Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.
Хлебушек ржаной – отец наш родной.
С хлебом русский человек – богатырь из века век.
Не трудиться, так и хлеба не добиться.
В: сегодня мы говорили о хлебе: загадавали загадки. Слушали стихи о хлебе, заклички, а
сколько много пословиц мы услышали о хлебе. Теперь мы знаем откуда же берётся хлеб.
А чтобы вы это запомнили, я приготовила для вас интересное задание.На столе лежат конвертики, в них картинки; расположите картинки в том порядке,
в каком хлеб попадает к нам на стол. /Дети выполняют задание/.
В: Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Хочу закончить занятие о хлебе такими
словами. А скажет их Рената.
Слава хлебу.
С. Погореловский.
Слава хлебу на столе!
В нём – здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Охраняло, берегло!
Используемая литература:
1. Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы.
– М . , 2006 г.
2. Журнал «Книжки, нотки и игрушки – для Катюшки и Андрюшки». № 4
1998 г.