«Правила дебюта»
Цель:
- знакомство с правилами и приёмами дебюта;
- развитие концентрации внимания, логического мышления, памяти, фантазии.
Оборудование, дидактическое оснащение:
Словарь: дебют, активная позиция, рокировка, короткая рокировка, длинная
рокировка, «детский» мат, «болото», «равнина», «холмы», «вершина».
Ход занятия:
Король Шахматного королевства (педагог в костюме шахматного короля):
В шахматном королевстве есть свои чудеса, свои
секреты. Как в любой стране, здесь бывает утро, день, вечер. Наше утро
называется французским словом «дебют»- это начало шахматной партии. Потом
наступает день, или, как скажут немцы, миттельшпиль «середина игры». Ну а как
стемнеет, наступит вечер- эндшпиль, что означает «конец игры». Сегодня нас ждёт
новая шахматная сказка. Давайте посмотрим вместе сказку под названием «Мечта
гроссмейстера и правила дебюта». Моё вам королевское задание: как надо
действовать в начале игры?
(Учащиеся просматривают сказку и выполняют задание «Проведи зарядку для фигур»
вслед за диктором на шахматных досках в парах- разыгрывание дебюта).
Король Шахматного королевства
- Были ли вы внимательны? Как вы справились с моим заданием?
(Учащиеся формулируют основные правила дебюта: вывод 2-3пешек, вывод лёгких
фигур на безопасные активные позиции, контроль центральных полей, ограничение
подвижности, рокировка, вывод второй ладьи. Знакомство со стихотворением «В
дебюте должен каждый фигуры развивать…»).
Король Шахматного королевства
- Ребята, давайте вспомним правила рокировки (учащиеся, пользуясь памяткой, с
которой познакомились на предыдущем занятии, текстом сказки «Рокировка и пешка
на проходе», вспоминают правила и ошибки рокировки).
Практическая работа в парах.
Король Шахматного королевства
Путешествуя по сказочной шахматной стране ранним утром, вы узнали, что иногда
король противника попадает в плен внезапно, буквально через три хода, а игра,
едва успев начаться, уже заканчивается. Как называется в шахматах такая
ситуация: Выбери правильный ответ:
а) взрослый мат;
б) быстрый мат;
в) детский мат.
Скажите мне, о чём же мечтает каждый гроссмейстер?
(Повторный просмотр фрагмента сказки «Мечта гроссмейстера и правила дебюта» о
«детском» мате).
Предлогаю вам разыграть друг с другом дебют и постараться поставить детский
мат. Кто первым сможет поставить детский мат противнику, тот получит сюрприз.
(Награждение победителя).
Король Шахматного королевства
Давайте проведём наш традиционный консилиум. Сегодня я предлагаю обсудить два вопроса:
(Учащиеся делятся на 2
группы, совещаются в группах, предложения выносят на обсуждение с демонстрацией
возможных вариантов).
Король Шахматного королевства
Наше занятие подошло к концу. Я попрошу вас заполнить ваши «Дневники
путешественника». (Учащиеся выполняют проверочную работу).
Домашнее задание:
Проверочная работа.
1. Запиши ответ цифрой:
А) Через сколько полей
прыгает король при рокировке в короткую сторону? Через _______.
Б) Через сколько полей прыгает король при рокировке в длинную сторону? Через
_______.
В)Сколько фигур участвует в рокировке? ____.
Г) Короткая рокировка в нотации обозначается так: 0-0. А как ты запишешь
длинную рокировку?
2. Согласен ли ты, что… Ответ запиши словом «да» или «нет».
а)Рокировка- это одновременный ход короля и ладьи._______
б)Ферзь, слон и конь могут рокировать.____________
в) При рокировке белый король прыгает с белого поля на белое. ________
г)При рокировке ладья перепрыгивает через короля._______
д)Белые могут рокировать, если король сделал всего один ход.______
е) Если королю объявлен шах, то можно сделать рокировку._______
ж)Можно рокировать, если между королём и ладьёй стоит слон.____
з)В дебюте фигуры следует выводить на активные позиции.__________
и)В дебюте играть нужно только одним ферзём.________
к)В дебюте лёгкие фигуры надо поставить под удар вражеских пешек.____________
3. ^ Задание для
смекалистых.
Придумай и запиши задание –ловушку про рокировку.
Памятка «Как делается
рокировка»
Дорогой друг! Прежде чем делать рокировку, тебе нужно запомнить четыре основных
правила.
Правило первое. Между королём и ладьёй не должно быть других фигур.
Правило второе. Для обеих фигур это ход должен быть первым в партии.
Правило третье. До и после рокировки король не должен находиться под шахом.
Правило четвёртое. Король может перескакивать только необстреливаемые поля.
«Шахматы- в стихах»
1.В дебюте должен каждый фигуры развивать,
Чтобы удобней было врага атаковать.
За всей этой подготовкой
Не забудь о рокировке.
Поставь по соседству скорее две ладьи
И короля быстрее в укрытие веди.
А пешки из «болота» веди скорей вперёд
И захвати «вершину»-
Тогда победа ждёт!
Примечание-комментарий.
Рокировка- ход королём и ладьёй одновременно, эффективный способ защиты
короля в начале игры.
«Вершина»- центр шахматной доски.
«Болото»- окраина шахматной доски.
2. «Угадай фигуру»
На краю доски стоит,
Войском всем руководит.
Если случится с ним беда,
То окончена война (король).
Кого сильнее в стране шахматной нет?
Дайте скорее мне строгий ответ! (ферзь).
Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы.
По косой он ходит, хоботом не водит (слон).
Преодолеют любые преграды,
Скакать по полям всегда они рады (конь).
Стою на самом краю,
Путь откроют- пойду.
Как зовут, не скажу (ладья).
Аты-баты, аты-баты,
Впереди стоят солдаты.
В бой рвутся смелые ….,
Но идут они без спешки (пешки).
2. Мы сидели на крыльце,
Повторяли- а, бэ, цэ.
А потом спросили: «Где
Буква дэ и буква е?»
Папа, дай нам карандаш,
Мы запишем- эф, жэ, аш.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.