Занятие с элементами арт - терапии проводилось в 7 классе, где у одной из учениц появились проблемы в общении с одноклассниками и нежелание ходить в школу. Использовались ассоциативные метафорические карты "Цвета и чувства", мандалы. Участники активно включились в работу, а в конце показали осмысление заданных целей. совместное рисование проходило с использованием интерактивной доски.
открытое занятие.docx
Открытое занятие психолога по теме:
«Границы подростковой группы»
Цель: создание позитивного настроя учащихся на совместное взаимодействие;
осознание подростками круга своего общения, своих взаимоотношений с ними;
развитие толерантных установок у подростков по отношению к окружающим людям.
Задачи:
– создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского
потенциала;
развитие рефлексии;
- создание положительной (безопасной) обстановки, в которой может осуществляться
коммуникация и обмен мнениями без оценочных суждений.
Целевая группа: дети школьного возраста (13–15 лет).
самовыражения;
способности
развитие
Приветствие. Перебрасываем игрушку или мяч и делаем комплимент
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.
участникам.
Пока учащиеся усаживаются за круглый стол, звучит музыкальный отрывок из
мультфильма «От улыбки станет всем светлей».
Психолог: «Как вы думаете, о чем эта песня?.. (ответы) Правильно, о
дружбе. Дружба – это один из видов отношений между людьми, который,
несомненно, важен и в подростковом возрасте, когда на первое место выходит
общение между сверстниками и взрослыми. Общение становится ведущей
деятельностью подростка. Ведь процесс общения проходит во всех сферах нашей
жизнедеятельности. А для того, чтобы наше взаимодействие с окружающими
было бесконфликтным, нужно учиться правильно общаться. Сегодняшнее
занятие называется «Границы подростковой группы» и целями его являются
осознание подростками круга своего общения, своих взаимоотношений с
одноклассниками; развитие толерантных установок у подростков по отношению
к окружающим людям».
2.
Разминка. Игра «Лишний стул» (желательно начать с таких фраз, которые не
предполагают действия, например:
Сейчас поменяются местами те, кто сидит друг с другом за одной партой.
Сейчас поменяются местами те, кто в жизни не прочел ни одной сказки.
Сейчас поменяются местами те, кто считает, что сказка — это только для детей.
Сейчас поменяются местами все, кто всегда слушается своих родителей.
Затем психолог произносит фразы, значимые для прояснения актуальных потребностей
участников группы:
Поменяются местами те, кто верит в то, что чудеса случаются не только в сказке.
Поменяются местами те, кто верит в вечную любовь.
Психолог не делает попытки занять место, если хочет показать, что согласен с этими
тезисами. Затем желательна фраза, уступающая позицию ведущего, например:
Меняются местами те, у кого есть чувство юмора.
Меняют местами те, кто не считает себя главным в любой компании.
Продолжая игру, психолог старается определить интересы участников группы и их
особенности по предлагаемым фразам). 3.
Основная часть.
Игра «Свободные ассоциации»
Цель: увидеть насколько по – разному люди воспринимают одну и ту же
информацию.
(используются метафорические карты «Цвета и чувства» – это набор картинок величиной с
открытку,
Изначально метафорические
ассоциативные карты являются проективной методикой: важен не заложенный изначально
психотерапевтом в эту картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся
ему картинку. Карты наглядно демонстрируют картину любых межличностных отношений
или картину взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или
внутренней реальности.)
изображающих абстрактные картины.
Ведущий наугад выбирает карту и показывает её по очереди каждому участнику. Карта
выбирается одна на всех, но участники об этом не знают. Затем каждый пишет 5 слов или
словосочетаний, которые могут выражать отношение к увиденному. Нужно довериться
первому впечатлению, написав, например «зимний лес», «звук воды», «предчувствие»,
«надежда» и т.д.. Следует избегать прямого описания цветовых сочетаний, фиксируя только
возникающие ассоциации. После этого участники зачитывают свои записи, затем ведущий
показывает карту. В процессе обсуждения можно определить общее название для будущей
картины и коллективно выполнить её на большом (А1) листе бумаги. Использовать можно
любые материалы, применяя при необходимости технику коллажа.
Игра «Мандала»
Цель: исследовать самочувствие и взаимоотношения;
нормализовать эмоциональное и физическое состояние;
активизировать ресурсное состояние, улучшить взаимоотношения.
4. РЕФЛЕКСИЯ. Участники по очереди высказываются, с чем они уходят, группа
поддерживает аплодисментами каждого говорящего. Для отечественной психологии общение – не самодовлеющий, замкнуты на себе акт, а
деятельность, имеющая свои «долговременные» продукты. В качестве ближайшего такого продукта
можно рассматривать отношения, складывающиеся между партнерами по общению (Я.Л.
Коломенский, 1976) , а конечным продуктом является. Повидимому, образ других людей и самого
себя у субъекта общения. Остановимся на характеристике позиции отечественной психологической
школы. Так, Т.В. Драгуновой (1967г.) удалось показать, что именно внутри общения со сверстниками
подросток познает и других, и самого себя. Изучение специфических особенностей общения
подростков со сверстниками привело Т.В. Драгунову к определенному пониманию роли этой сферы
коммуникаций в общем психическом развитии школьников и к выяснению разнообразных путей её
влияния на прогресс их личности и деятельности.
Т.В. Драгунова вместе с Д.Б. Элькониным выдвинули в свое время тезис о том, что общение со
сверстниками в своей личностной, интимной форме составляет ведущую деятельность в
подростковом возрасте.
Установлено, что в «Сфере общения» со сверстниками существуют оптимальные условия для
развития и укрепления у подростка ощущения собственной взрослости» (Возрастные и
индивидуальные… 1967, с.124) основного новообразования этого периода.
Знакомясь с литературой, можно сказать, что тема общения актуальна.
Ведь процесс общения проходит во всех сферах нашей жизнедеятельности. А для того, чтобы наше
взаимодействие с окружающими было бесконфликтным, нужно учиться правильно общаться. И если
речь легче поддается контролю. То внешний облик или бессловесные действия, совершаемые
человеком, есть своеобразный язык тела, который воспринимается окружающими быстрее и ярче
слухового. Однако данный язык трудно поддается контролю самого человека. Возможны ситуации,
когда человек чувствует одно, совершает действие, уверенный, что оно полностью отражает его
чувства, мысли, намерения, а другой человек, видит в том действии нечто иное. В результате –
обида, недопонимание друг друга.
Поэтому нужно учиться владеть и вербальными и невербальными средствами общения.
Учитывая все выше сказанное с учащимися 78 классов можно проводить цикл занятий на навыки
общения.
Занятие психолога: "Границы подростковой группы"
Занятие психолога: "Границы подростковой группы"
Занятие психолога: "Границы подростковой группы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.